Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Пятница
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Организация Исламской Конференции - поиски реформ по всему мусульманскому миру

Дата: 31.01.2011 Версия для печати
Организация Исламской Конференции - поиски реформ по всему мусульманскому миру

Мерзкое убийство губернатора в провинции Пенджаб в Пакистане, по сообщениям, из-за его унижительных взглядов на ислам, еще раз наводит на размышления о том, в каком веке мы живем.

Гнусная атака террористов на коптскую христианскую церковь в Александрии в Египте, которые, по их словам и по сообщениям, также сделали это во имя ислама, показывает, что мультирелигиозные сообщества не защищены от подстрекательств к насилию.

Недавнее народное восстание в Тунисе из-за социально-экономической и политической депривации привело к многочисленным человеческим жертвам.

Эти и многие другие печальные события, происходящие в так называемом мусульманским мире, больше чем когда-либо выявляют необходимость для мусульман заранее пересматривать свои проблемы и находить свои собственные устойчивые решения. Ответственность в этом процессе лежит на реформистских руководителях, институтах и межгосударственных организациях, самой всеохватывающей среди которых является Организация исламской конференции (ОИК).

Экмеледдин Ихсаноглу, генеральный секретарь ОИК, недавно написал книгу под названием «Исламский мир в новом веке: Организация исламской конференции». Она была опубликована компаниями Hurst&Company of London в Европе и Columbia University Press в США, соответственно. Книга объясняет историческое формирование организации, которая гордится тем, что она является единственным межгосударственным представителем мусульманского населения в мире, а также процесс трансформации, через которую прошла организация как в плане своей структуры, так и своих целей.

После вступления в свою должность в 2005 году первый избранный генеральный секретарь ОИК Ихсаноглу провел эту организацию через огромные изменения, а именно, изменение устава организации и принятие 10-летней программы действий. Однако единственная самая пугающая проблема, которая для него остается, состоит в необходимости убедить 57 стран-участниц в том, что они должны трансформировать свои высокие обещания в реальные и жизнеспособные действия, когда дело касается борьбы с экстремизмом, введения более высоких доз умеренности в остов обществ, обеспечения уважения к свободе выражения, человеческим правам, правам религиозных меньшинств и равенству полов, а также достижения демократического управления, силы закона и отчетности.

Кроме беспрецедентных реформ, которые он провел, степень того давления, которое он окажет на страны-участницы ОИК для выполнения ими этих обещаний, определит наследие Ихсаноглу в качестве девятого генерального секретаря ОИК.

Критика, направленная на ОИК

ОИК, штаб-квартира которой находится в Джидде, Саудовская Аравия, много критиковали за то, что она является малозначительной и даже неспособной защищать интересы мусульман в мире, которые она, по ее заявлениям, представляет, а также решать региональные конфликты и оказывать влияние на международный процесс принятия решений по региональным и глобальным вопросам. Естественно, самые ярые критики организации — те, кто происходят из обществ, возлагающих большие надежды на нее. Как г-н Ихсаноглу признает в своей книге, ОИК была щедра на риторику, но не на реализацию своих обещаний. За большую часть времени своего существования она едва ли оставалась релевантной к международной системе, активным участником которой она должна быть, а в идеальном варианте, влиять на нее. Этот провал возник в результате ряда причин, включая и расхождение мнений стран-участниц по политическим, социально-экономическим и идеологическим вопросам, назначение по знакомству на ключевые административные позиции, нехватка организационного видения, соответствующего изменяющемуся международному климату и глобализации, и базовое чувство реакционного существования.

Как ни парадоксально, в последние годы ОИК приобретает огласку в западных СМИ, особенно в США, хотя и все более негативную. В большей степени это идет от общей тенденции типично обособленных групп демонизировать ОИК в связи с их собственным беспокойством по поводу резолюции «Борьба с дефамацией религий», спонсированной ОИК. Группы по защите гражданских прав обвиняют ОИК в попытке ограничить свободу выражения через криминализацию любых уничижительных комментариев по поводу религий и связанных с ними уважаемых фигур и личностей. Организация Freedom House предлагает расценивать эту инициативу ОИК как попытку реформировать инструменты международных прав человека, связывая «оскорбление религии» с «подстрекательством к ненависти» к приверженцам этой религии, а также криминализировать мнение как таковое. Она также обеспокоена тем, что пересмотр закона в этом направлении на международном уровне приведет к легитимизации законов о богохульстве на национальном уровне, оставив таким образом свободу выражения во власти национальных властей соответствующей страны.

Кроме групп по защите гражданских прав, анти-исламистские группы и индивидуальные исламофобы не пожалели усилий для того, чтобы на основе этой резолюции распространить свою фобию через демонизацию ОИК, ее генерального секретаря и стран-участниц,. Критики резолюции, выходя за пределы резолюции, ссылались как на исламские практики на «убийства за честь семьи», избиение женщин и женское обрезание в числе других негуманных практик, происходящих из местных племенных культур. ОИК стала легкой мишенью для демонизации ислама через нее и самым удобным «козлом отпущения» за каждое «неправильное поведение» мусульман в мире, будь-то во имя ислама или нет. Тот факт, что ОИК находится на переднем плане во время споров, начиная от карикатурного кризиса в Дании до запрета минаретов в Швейцарии, делает ее даже более легкой мишенью для атак.

Трансформация в руках у Ихсаноглу

На фоне этого напряжения структурная и значительная реконструкция ОИК, проведенная ее генеральным секретарем Ихсаноглу, осталась по большей части незамеченной как в странах-участницах, так и в государствах, не входящих в ее состав, если не сказать, что игнорировалась умышленно. Возможно, самый большой его вклад — это смещение парадигмы, определяющей само существование ОИК. Он трансформировал институциональную цель существования ОИК из той, которая определялась прошлым недовольством стран-участниц и была нацелена на реактивное предотвращение повторений как таковых, на ту, которая ориентирована на будущее и ставит целью через предупреждающие действия сделать мусульманский мир конструктивной и неотъемлемой частью международного сообщества.

Соответственно, под управлением Ихсаноглу ОИК сделала приоритетом улучшение социально-экономического, правового и политического климата в странах-участницах ОИК. Он утверждает, что будущее мусульманского мира зависит от развития принципов хорошего управления, наряду с созданием традиции плюралистических демократических практик, уважения к правам человека, прав женщин, силы закона, прозрачности и отчетности административного органа. С принятием нового Устава ОИК в 2008 году эти ценности и концепции официально вошли в лексикон стран-участниц ОИК.

Наблюдатели и работники ОИК признают, что генеральный секретарь Ихсаноглу оказал важное влияние на подготовку нового устава путем обеспечение руководства. Источники генерального секретаря ОИК приводят включение в новый устав независимой и постоянной комиссии по правам человека в качестве органа ОИК как один из примеров среди многих нововведений, которые оказались бы невозможными без его руководства и настойчивости.

Согласно текущим положениям, генеральный секретарь Ихсаноглу не может придираться к какому-либо государству-члену ОИК за его неправомерное поведение, которое ведет к нарушению человеческих прав или росту религиозного экстремизма, точно так же, как и генеральный секретарь ООН не должен вмешиваться во внутреннюю или иностранную политику государств-членов ООН.

Естественно, он должен знать о различных чувствительных моментах. Но в то же время словесно он должен критиковать такое неправомерное поведение, если даже это может сделать его менее популярным в глазах консервативных представителей некоторых стран-участниц ОИК. Существует много спорных вопросов, начиная от законов, касающихся богохульства, до отношения к гомосексуалистам, где неправомерное поведение к настоящему моменту не только испортило образ стран-участниц ОИК, но и, что более важно, привело к более широкому поношению ислама. То, что ислам не обеспечивает решений для таких спорных вопросов, — непостижимо, ведь эта религия дала возможность бывшим рабам руководить государствами уже 1400 лет назад, хотя так называемые маяки демократии нашего времени не добились такого уровня объединения и демократии даже сегодня. ОИК может сделать большой вклад в прояснение истинного исламского подхода к любому современному вопросу через восстановление роли своего подразделения — Международной академии исламского фикха (юриспруденции) — в качестве независимого и академического органа, постановления которого учитывались бы всем мусульманским миром. То, что генеральный секретарь Ихсаноглу, как он указывает в своей книге, делает приоритетом восстановлении Академии Фикха как неотъемлемой части реформирования ОИК, является достаточно многообещающим.

Необходимость исламского правового органа

Текущие проблемы, с которыми сталкиваются страны с большинством мусульманского населения, радикализация среди мусульманской молодежи на Западе и сопутствующая исламофобская тенденция, существование радикальных элементов, стимулирующих мусульманско-христианскую борьбу от Филиппин и Пакистана до Ирака, Египта и вплоть до Западной Африки, делают необходимым существование многоресурсного, проактивного и умеренного исламского правового органа. Чтобы оправдать себя в качестве надежной международной организации, ОИК должна принять на себя более широкие и проактивные роли в работе над проблемами и кризисами, с которыми сталкивается мусульманский мир. Говорят, что генеральный секретарь Ихсаноглу имеет сильную убежденность по поводу обязанностей ОИК в этом отношении. Он стремился расширить границы существующих механизмов, чтобы стимулировать участников ОИК к изобретению комплексных подходов, особенно для Сомали и Афганистана, с учетом сравнительных преимуществ ОИК.

Таким образом, ОИК символизирует огромную межгосударственную организацию, которая существует уже более 40 лет, но которая только недавно начала фигурировать в международных отношениях, благодаря своему реформистскому руководству. Она имеет потенциал руководить демократическим изменением по всему мусульманскому миру и способствовать международному миру и безопасности. Однако, чтобы это произошло, генеральному секретарю Ихсаноглу необходимо больше проявить свои генеральские качества, когда дело касается убеждения стран-участниц в выполнении их соответствующих обещаний, чтобы поддержать новые реформистские цели организации.

Иначе ОИК рискует уйти обратно в забвение, после того как этот реформист и дальновидный человек закончит срок своей службы, а мировое сообщество потеряет значительного партнера.

Мехмет Калыонджу, независимый политический аналитик

Источник: www.todayszaman.com

Перевод: Зухра Галиева


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 439

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф