Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Воскресенье
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Ислам среди татар в Московском княжестве

Дата: 17.03.2009 Версия для печати
Ислам среди татар в Московском княжестве

С завоеванием Казанского ханства Россией в 1552 г. власть хана в Казани ликвидируется, вместо него в Москве при российском правительстве создали специальный Казанский приказ, который и осуществлял управление бывшими ханскими территориями

С завоеванием Казанского ханства Россией в 1552 г. власть хана в Казани ликвидируется, вместо него в Москве при российском правительстве создали специальный Казанский приказ, который и осуществлял управление бывшими ханскими территориями. В города Казань и Свияжск направляются большие воеводы, бывшими наместниками Ивана IV Грозного на местах. Военной опорой местных воевод в управлении присоединенными землями стали отряды стрельцов.

Намереваясь усилить колонизацию Поволжья, московское правительство учредило в Казани самостоятельную епархию. Последняя сразу же за¬нялась постройкой монастырей и церквей, а также насильственной политикой христианизации мес¬тного населения. Во всех татарских селах жестоко разрушались мечети и медресе, уничтожались ценные и священные арабские книги и древние рукописи. На местах разгонялись исламские просветители и учителя, религиозное руководство в лице мулл и имамов. Кроме татар, являвшихся в своем большинстве мусульманами, на территории бывшего Казанского ханства из-за религиозной политики царского правительства пострадали и чуваши, удмурты, марийцы, у которых вырубались священные рощи.

В начале 1555г. архиепископом Казани, Свияжска, Васильсурска и Вятки с их округами был избран Гурий. По наказу русского царя и митрополита архиепископ Гурий видел одну из главных своих задач в проведении христианизации татарского народа. Дом его стал своеобразным учреждением для крещения казанских татар. Их сюда вызывали, увещевали, поили медом (так характеризовали все виды подкупа. Х.Р) и другими ухищрениями старались крестить. По распоряжению высшего светского и духовного руководства архиепископ должен был упросить у воевод и вызволить из беды крещением даже уголовных преступников. Результатом политики христианизации стало появление в 16 в. среди мусульманских татар новой группы татар-новокрящен, или, как их стали называть впоследствии, кряшен.

С целью сохранения своих земельных владений и других богатств некоторая часть феодалов из числа татар перешла на службу царю Ивану IV Грозному. Таких татар называли служилыми. Были среди них и такие, которые приняли православную веру. Особенно много служилых татар было в западных районах бывшего Казанского ханства. Российское руководство рассеяло бывших татарских мурз по разным территориям России, которые были культурно, лингвистически и конфессионально отличны от татарского этноса. Надо отдать должное их стойкости, потому что большинство из них в чуждой духовной среде, пусть и тайно, но сохраняли приверженность исламу.

Христианизация, часто насильственная, вызывала недовольство во всех слоях населения. Господство новой религии вызвало особенно ярое противостояние в 17в., на который пришелся пик политики христианизации. Пассивное неприятие крещения часто доходило до активного вооруженного сопротивления и обращению за помощью к другим государствам. По данным Г. Губайдуллина, в 1660г. татары и башкиры посылали своих представителей в Турцию и Крым с просьбой о помощи в сохранении у них ислама как традиционной религии. Свою просьбу они обосновывали тем, что являлись приверженцами одной религии; теперь же их вынуждали отходить от нее. Это является примером убежденности татарского народа в своей принадлежности к мусульманской умме,хотя у них и сохранялось осознание своей этнической и географической общности и специфики.
Восприятие ислама в разных слоях татарского общества было различным. Татарское население в 16-18 вв. было главным образом сельским, а их психология была схожа с мировоззрением городских низов. Она начала принимать форму «народного ислама» (термин ректора РИУ РМ.Мухаметшина), соединявшего в себе исламские постулаты с некоторыми этническими традициями и обычаями. Обеспокоенное этим татарское духовенство пыталось свести его до безопасного для исламской традиции минимума в социальном сознании. Названная тенденция прослеживается в поэме Утыз-Имяни «Подарки эпохи». Он писал о недозволенных новшествах в религиозной доктрине. Писатель перечислил 14 новшеств, свидетельствующих о нарушении традиционной мусульманской догматики, а также о функционировании ислама среди татар в новой форме.
Феодальные татарские верхи были в основном ликвидированы в 1550-60 гг. во время народных выступлений. Поэтому аристократия и интеллектуалы у татар были незначительны, они являлись носителями систематизированного, книжного ислама. К сокращению исламской интеллигенции привело также закрытие учебных заведений, разрушение мечетей, преследование служителей культа, отсутствие какой-либо системы народного образования.

В 16-18 в. среди татар значительно укрепил позиции суфизм. Он проник в Среднее Поволжье практически одновременно с исламом. В татарской литературе были возрождены традиции Ахмеда Ясави, получившие яркое воплощение в хикметах М. Кулыя. Укреплялись политические позиции суфийских братств, обителей и приютов (теккэ).

Наконец, необходимо отметить, что ислам в татарском обществе 16-18 вв. обеспечивал известную степень стабильности. Сохранившиеся исламские институты обеспечивали примирение социально и политически разнородных групп населения и благоприятно влияли на их самоорганизацию. Мусульманская вера в татарской среде обнаружила высокую способность к выживанию, возлагая на себе и функции социальной интеграции.

Ринат ХАБИБУЛЛИН

По материалам информационного агентства "Исламтат"


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 431

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф