Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Среда
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Ислам в Российской империи во второй половине 18 века

Дата: 17.03.2009 Версия для печати
Ислам в Российской империи во второй половине 18 века

После смерти Петра III в 1762 г. к власти в Российской империи пришла Екатерина II, открыв новую страницу в отношениях российских властей с мусульманами. В целом, период правления императрицы до 1796 г. считается одним из самых благоприятных для российских мусульман, и татар в частности

После смерти Петра III в 1762 г. к власти в Российской империи пришла Екатерина II, открыв новую страницу в отношениях российских властей с мусульманами. В целом, период правления императрицы до 1796 г. считается одним из самых благоприятных для российских мусульман, и татар в частности. Именно Екатерине II принадлежит заслуга отмены запрета на строительство мечетей. Такое решение она приняла в начале своего правления после посещения Казани, в которой ее приняли с большим уважением и почестями татарские торговцы.

Поскольку мусульмане Поволжья принимали активное участие в Пугачевском восстании 1773-1775 гг., с его подавлением российские власти пошли на определенные уступки мусульманам. В результате этого в 1788 г. было учреждено Мусульманское духовное собрание, первая столь крупная управленческая структура российских мусульман. Члены духовного собрания избирались Казанской татарской ратушей. Указом же от 1 сентября 1793 г. российский Сенат предписал Казанскому губернскому правлению провести выборы мулл, являвшихся заседателями собрания. Как гласило в Указе: «…да и впредь избирать при истечении каждого трехлетия из казанских татар в верности надежных, в добропорядочном поведении и в знании магометанского закона испытанных».

Заслуга Екатерины в деле развития ислама состоит и в том, что только в период ее правления ислам в России из «гонимой» религии становится «терпимой». Такой статус был ниже статуса «первенствующей» религии, принадлежавшей православию, но выше «гонимой», принадлежность к которой могла явиться основанием для религиозных репрессий. Стихает и активная деятельность миссионеров из «новокрещенской конторы» Луки Конашевича, проводившего в первой половине 18 века политику насильственной христианизации.

В 1789 г. в Уфе появляется Оренбургское духовное собрание, что приводит к официальному признанию ислама в регионе. В ответ Мухаметджан бин Хусаин, первый муфтий духовного собрания в 1789-1823 гг., проявляет свою лояльность российским властям.

Иная картина складывается в Башкирии. Здесь с 1798 г. мусульманское духовенство оказывается практически под полным контролем местных начальников. В соответствии с Указом Оренбургского военного губернатора барона Ингельстрема от 10 апреля 1798 г. «в звание духовных, то есть в Муллы и Азанчеи, равномерно без ведома военного начальника и без крайней в том нужды, отныне впредь определяемы не будут. Военный уже начальник того удостаиваемого обществом в Муллы или Азанчеи, отправлять будет для экзамена и утверждения чрез Губернское Правление в здешнее Духовное Магометанское Собрание». При этом отпуск любого подчиненного местной системе производился лишь с позволения главного военного начальника, поэтому башкирское и мещеряцкое духовенство оказалось практически в положении мусульманского населения доекатериниской эпохи.

Функции органов местного самоуправления среди мусульман исполнял институт абызничества (абыз - старейший, просвещенный). Абызы исполняли функции руководства мусульманским населением наряду с советом старейшин и общим собранием. Исполнявшие функции мусульманского духовенства абызы в начале 19 века были заменены официально зарегистрированными в Духовном управлении представителями мусульман.

Первая мечеть была построена в 1767 г. и первое время называлась Господской мечетью. Позже ее назвали Юнусовской мечетью в честь торговца, выделившего свои деньги на ее строительство. Затем она стала мечетью Первой махалли. Во второй половине 19 века мечеть получила имя историка Шигабутдина Марджани, исполнявшего в ней обязанности имама. В скором времени число мечетей стало множиться, но все же уступало по количеству церквям.

При мечетях открывались мектебы и медресе. В 1771 г. открылись «Апанаевское» и «Ахуновское» медресе, а 1780 г. ««Амирхановское». Учебная программа была достаточно разнообразной: преподавались осно¬вы веры, арабский и персидский языки и литература, арифметика, геометрия, история, география, логика, риторика и др. дисциплины. Шакирды не только учились, но и жили в медресе, уходя домой только на один выходной день, в пятницу. Приезжие шакирды жили к медресе в течение всего учебного года , с начала осени по май-июнь. В свободное от учебы время они занимались переписыванием книг, написанием стихов и чтением. После окончания медресе их выпускники уезжали в города Средней Азии, в основном в Бухару и Самарканд для продолжения своего образования.

Изменение государственной политики в России в пользу свободы вероисповедания ислама во многом способствовало началу поисков нового пути, основанного на «обновлении веры». Конкретно это проявилось в движение муллы Мурата, ставшее «возрожденческим» видом милленаризма. По словам муллы Мурата, «надобно возобновить во граде Болгаре одну мечеть, у устроителя той мечети учеников будет бесчисленно».

Таким образом, во второй половине 18 века ислам в Российской империи получил относительную свободу. Основная же заслуга в этом принадлежит императрице Екатерине II и татарской нации.

Ринат Хабибуллин
1. Набиев Р.А..Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке.. . Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2002. . 244с.
2. Мухаметшин Р.М. .Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в 20 веке.. . Казань: Татар. кн. Изд-во, 2005. . 246с.
3. .Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане. под общ. Ред. Р.А.Набиева. . Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2003. . 224с.
4. .Этнография татарского народа.. . Казань: Магариф, 2004. . 287с.
5. .Татарстан һәм татар халкы тарихы: 2нче кисəк (16 гасырның икенче яртысы . 18 гасыр). . Казан: Мəгариф, 1996. . 176б.

Источник материала - ИА "Исламтат"


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 438

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф