Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Вторник
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Халифат Али ибн Абу Талиба

11.05.2009, 21:49 Версия для печати
Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Халифат Али ибн Абу Талиба

656-661. Халифат Али ибн Абу Талиба. Четвертый халиф Али ибн Абу Талиб родился в 602 году в благородной мекканской семье, принадлежащей к роду Хашима. Воспитанный Мухаммедом, глубоко преданный делу ислама, Али был одним из шести наиболее близких к Мухаммеду людей и одним из десяти сахабов Пророка. Он был искренним и честным, отличался редкой щепетильностью в вопросах веры, был чужд честолюбия и стяжания.

Али участвовал в битвах при Бадре, у горы Ухуд, где получил шестнадцать ран, и почти во всех походах Мухаммеда. Он вошел в историю ислама под именами Лев Аллаха, Попечитель, Избранный.

К концу правления халифа Усмана Али ибн Абу Талибу было уже за пятьдесят. Это был невысокий, полный, очень смуглый человек с длинной белой бородой и большими глазами, отличавшийся, несмотря на полноту, необыкновенной физической силой.

Еще при избрании первого халифа сторонниками прав Али на халифат выступили три сахаба: Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и Салман ал-Фариси. В Дамаске Абу Зарр (ум. в 653 г .) в присутствии наместника Сирии Муавийи проповедовал против роскоши и жадности ставленников Усмана и о праве на халифат представителей семьи Пророка, то есть Али и его сыновей от Фатимы - Хасана и Хусейна. Муавийя отослал Абу Зарра в Медину к халифу Усману.

Сторонником Али был и Абдаллах ибн Саба, принявший ислам еврей из Йемена, начитанный в Священном Писании. Он указывал, что у каждого из прежних Пророков был помощник, васи. У Моисея - Аарон, у Иеремии - Варух, у Иисуса - апостол Петр. Таким же васи у Мухаммеда был Али.

Принцип наследственности высшей власти в Халифате приверженцы Али основывали на том, что халиф должен происходить из семьи Пророка. Но это право Али оспорили потомки рода Омейи и, прежде всего, Муавийя ибн Абу Суфьян, считавший, что после Усмана именно он должен стать халифом. В Египте Али был поддержан Мухаммедом ибн Абу Бекром; Басра выдвинула кандидатом Тальху; а Куфа, во главе с Маликом ал-Аштаром, выступила на стороне аз-Зубайра. При таком раскладе от Медины потребовали провести выборы халифа. Али выразил готовность стать халифом при условии, если его признают Тальха и аз-Зубайр. Те согласились, хотя позже заявили, что сделали это под давлением сторонников Али.

Через восемь дней после смерти халифа Усмана, Али ибн Абу Талиб в результате проведенных выборов был провозглашен халифом. Ему не присягнул Саад ибн Абу Ваккас (ум. в 677 году), сподвижник Мухаммеда, победитель персов, мужественный и прямой человек. Впрочем, позже он и Муавийю не признал в качестве халифа.

Свою деятельность в качестве главы государства Али начал с того, что сместил ставленников Усмана с главных постов в Халифате. Этим он нажил себе множетво сильных и могущественных врагов. Вместо Ибн Амира наместником в Басре халиф назначил Усмана ибн Хунейфа, вместо Абу Мусы в Куфе - Аммара ибн Шихаба, вместо Ибн Абу Сарха в Египте - Кайса ибн Саада, вместо Ялы ибн Мунья в Южной Аравии - Убайдаллаха ибн Аббаса. Амр ибн ал-Ас, ожидая наместничества в Египте и не получив его, тут же перешел на сторону Муавиии. После того как войско и придворные присягнули Али, Муавийя начал плести интриги. Призыв к мести за смерть Усмана заставил всех Омейядов сплотиться вокруг него, а то, что они занимали в Халифате не последние должности, ослабило положение сторонников Али. В то же время халиф не позволял себе отвечать противникам в духе Муавиии, и все его действия оставались в рамках закона. В конце концов, это оказалось исторически правильнее, как и все дальновидные, взвешенные решения халифа.

Тальха и аз-Зубайр, присягнув Али, как они говорили, по принуждению, собрали своих сторонников и двинулись в Басру. С ними заодно была и Аиша, которая, по свидетельству сподвижников Пророка, не могла сказать об Али ничего хорошего. Когда это войско, растянувшееся по дороге, увидел бывший наместник Куфы Сайд ибн ал-Ас, он воскликнул: "Куда вы идете? Взгляните через плечо - мщение сидит позади вас, на спинах ваших верблюдов". Он хотел сказать, что мстители должны были сначала отомстить себе за то, что не защищали халифа, когда он был в опасности, а отсиживались в Мекке.

Тальха и аз-Зубайр, войдя в Куфу, устроили в городе настоящее сражение, в котором погибло много сторонников Али и просто защитников справедливости и законной власти. Призывы Али решить спор путем переговоров не были услышаны. Наконец, в Куфу прибыл сын халифа Хасан в сопровождении Аммара ибн Ясира и объявил, что Али выбрал Куфу местом своей резиденции, которая переносится в нее из Медины. Тальха и аз-Зубайр ушли к Басре и вскоре захватили ее, изгнав наместника Ибн Хунейфа, который присоединился к Али в Зу-Каре. Вскоре сюда же прибыли сторонники Али, еще остававшиеся в Басре и Куфе. Так составилось войско, готовое защищать халифа, численностью до двадцати тысяч человек. Но Али не хотел сражаться с мусульманами и ждал, когда Аллах вразумит Тальху и аз-Зубайра, упорно распространяющих клевету и призывающих к мщению за Усмана. Али согласился на переговоры с бунтовщиками, даже когда те потребовали удаления от халифа всех, кто его поддерживал, под предлогом, что они тоже считаются соучастниками убийства халифа. С небольшим отрядом Али выступил к Басре. Но во время переговоров оставленные в Зу-Каре сторонники Али с присоединившимися к ним соплеменниками напали на лагерь Тальхи и аз-Зубайра. Переговоры были сорваны. В этом сражении у Басры, получившем название "Битва верблюда" - ал-Джамал (Аиша, сидевшая на верблюде, была для войска Тальхи и аз-Зубайра талисманом, подобно тому, как в древности таким талисманом для сражающихся были передвижные бетилы), - Тальха и аз-Зубайр погибли, Аиша попала в плен. Али, выслушав от нее потоки брани и проклятий, отпустил ее восвояси. После этого Аиша прожила в уединении до 678 года.

Возвратившись в Куфу, Али решил сместить Муавийю с поста наместника Сирии за отказ присягнуть законному халифу. Он решительно отверг совет ал-Мугира ибн Шуубы и Абдаллаха ибн Аббаса не делать этого и стал готовиться в поход против мятежного подчиненного.

657

Сражение при Сиффине

Муавийя тем временем тоже не сидел сложа руки. Чтобы восстановить Египет против Али, он добился смещения наместника Египта Кайса ибн Саада, оклеветав его перед халифом. Вместо Кайса был назначен сын Абу Бекра - Мухаммед, отличавшийся вспыльчивым, безрассудным характером.

Летом 657 года Али с войском двинулся в Сирию, хотя и потребовал от своих военачальников сделать все, чтобы не допустить сражения между мусульманами. Но благодаря хитрости Абу Авара, командующего войсками Муавийи, армия халифа оказалась отрезанной от воды, из-за чего и произошла небольшая стычка у Сиффина - местечка на южном берегу Евфрата, между его большой излучиной, там, где река поворачивает на восток, и городом Ракка. Войско Али пробилось к реке, и халиф тут же распорядился больше не нападать на противника.

Когда все усилия провести переговоры с Муавийей ни к чему не привели, Али решился на крайние меры и приказал готовиться к бою. Восьмого августа сражение началось и оказалось очень упорным, причем Муавийя несколько раз уже был готов отступить, но всякий раз Амр ибн ал-Ас удерживал его от этого. Али, пробившись вперед, к самой ставке Муавийи, крикнул наместнику, чтобы тот сразился с ним в поединке, и тогда оставшийся в живых будет халифом. Муавийя, зная военное искусство Али и силу его удара, струсил и, как ни уговаривал его Амр принять вызов, отказался от честного поединка.

На утро третьего дня победа халифа казалась неизбежной. Но Амр и здесь нашел лазейку: он лицемерно призвал сражающихся обратиться к Корану и в нем найти ответ на вопрос, как закончить вражду среди мусульман. На копьях воинов Муавийи оказались листы священной книги. Наступающие пришли в замешательство и остановились. Победа уходила из рук. С риском для жизни Али призывал воинов одуматься, говоря, что от таких безбожников, как Муавийя и Амр, уже ничего хорошего ожидать нельзя, но его не слушали. Армия Али повернула домой. В сражении при Сиффине потери сторон были очень большими. На стороне Али сражался и геройски погиб Абдаллах ибн Будайа ибн Барака ал-Хузайи, завоеватель крепостей Кермана и Табайсана.

В споре Али и Муавийи было решено прибегнуть к третейскому суду. Судьи - Амр ибн ал-Ас со стороны сирийцев и Абу Муса ал-Ашари со стороны Али - удалились в Думат ал-Джандал для выработки совместного решения.

Абу Муса Абдаллах ибн Кайс ал-Ашари родился в 602 году в Йемене. Был представителем Мухаммеда в этой стране, в 632-633 годах правил Магрибом, Забидом и Аденом в Южной Аравии. Абу Муса принимал активное участие в завоевании Ирака и Фарса, был наместником Басры и Куфы. В 649 году окончательно смещен с этого поста Усманом. Умер в Мекке в 665 году.

На пути в Куфу от Али отделились те, кто не согласился с правомерностью третейского суда. Они стали называться хариджитами, "вышедшими". По мнению этой части войска халифа, судьей мог быть только Аллах, а людям не дано судить по справедливости. Руководствуясь изречением "Ла тахким илла лиллах" ("Судить вправе только Аллах"), они тем не менее поступили вопреки этому - осудили Али.

Хариджиты переправились через Тигр и остановились у Нахравана в Ираке у отрогов гор Загроса. Тем временем суд в Думат ал-Джандале превращался в фарс. Амр, зная вспыльчивый характер Абу Мусы, ловко управлял дискуссией, вынуждая противника произносить опрометчивые слова под влиянием эмоций. В конце обсуждения Амр убедил Абу Мусу первым высказаться и сделать свое заключение. Абу Муса огласил мнение судей, что ни Муавийя, ни Али не достойны быть халифами, поэтому присутствующие должны выбрать нового главу государства. Вслед за Абу Мусой поднялся Амр и произнес следующее: "Вы слышали, что сказал уважаемый Абу Муса. Он объявил Али лишенным права на халифат. Я также согласен на это смещение и предлагаю вручить высокий сан моему господину Муавийе". Выступление Амра повергло слушателей в шок. Ситуация становилась двусмысленной, но Муавийя, на основании Решения судей, потребовал присяги.

Али не признал решение третейского суда законным и снова двинулся в поход на Сирию. Он призвал хариджитов вернуться и помочь ему восстановить справедливость, потому что суд совершился не по слову Аллаха. Но у хариджитов уже был свой халиф, и они усиленно вербовали сторонников. Такого поругания веры Али и его сподвижники допустить не могли, и войско халифа выступило к Нахравану. После долгих переговоров большинство хариджитов вернулось под власть законного халифа, часть отступников рассеялась в Ираке, а самые непримиримые выступили против Али с оружием в руках и были разбиты в сражении 17 июля 658 года.

На следующий год после этого в Египте трагически погибли два полководца халифа. Муавийя организовал мятеж против наместника Египта Мухаммеда ибн Абу Бекра. Малик ал-Аштар, посланный в Египет для усмирения бунтовщиков, был подло отравлен подкупленным Муавийей сборщиком податей, а Мухаммед ибн Абу Бекр погиб в сражении с отрядом Амра ибн ал-Аса, который затем победителем вошел в Фустат. Амр ибн ал-Ас умер в 664 году в Фустате, терзаемый страхом перед заслуженным воздаянием в загробном мире.

В течение двух лет, в 658-660 годах, отряды Муавийи совершали набеги на соседние с Сирией и Египтом гарнизоны и территории Халифата, но на крупные военные действия наместник не решался. В 660 году Муавийя провозгласил себя халифом и принял присягу от сирийцев и египтян.

24 января 661 года Али, выходя из мечети в Куфе, был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом, который нанес ему удар саблей по голове. Через два дня халиф Али ибн Абу Талиб скончался. Али был ревностным мусульманином, храбрым и непреклонным полководцем, и его образ остался в истории ислама как образ героя, поэта и мудреца.

После смерти Али присяга была принесена его старшему сыну Хасану. Тогда Муавийя двинул против Медины свои войска, закаленные в двадцатилетних боях с Византией. Неразумные действия Хасана принесли успех Муавийе, который занял Куфу и принял там отречение Хасана от прав на халифат. Муавийя добился наконец признания себя законным халифом. Хасан умер в Медине в 669 году.

Четвертый халиф Али ибн Абу Талиб похоронен в Неджефе. Его изречения, собранные в книгу, были позднее изданы вместе с его лирическими стихотворениями.

Так исполнилось пророчество Мухаммеда о том, что через тридцать лет после смерти Пророка на смену халифату придет царствование, при котором принцип выборности халифа будет заменен принципом династического наследования высшей власти. Но нравственные испытания, посланные Али и с честью выдержанные им перед Аллахом, станут очищением для этой власти на земле ислама.

Оставьте комментарий


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


О качествах идеальной жены! Почему некогда любимая жена вдруг перестает быть желанной, достойной восторгов мужа? Чего ожидают мужчины от своей жены в семейной жизни? 


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1435

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф