Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Среда
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Мухаммад и Иисус - два великих посланника Бога

27.07.2010, 22:13 Версия для печати
Мухаммад и Иисус - два великих посланника Бога

Hа протяжении истории отношения между христианством и исламом характеризовались взаимным непониманием, противостоянием и часто враждебностью. Вышедший на экраны несколько лет назад фильм «Царство Небесное« живо проиллюстрировал, что это противостояние достигло своего апогея в отталкивающих сценах крестовых походов.

В мире после 11 сентября все то же взаимное непонимание, противостояние и враждебность могут снова «детонировать», ибо экстремисты с той и с другой стороны намерены убедить нас в том, что христианство и ислам кардинально противоположны друг другу. Эти претензии можно преодолеть только постоянными усилиями по продолжению диалога, направленного на развитие взаимопонимания и достижения согласия. Только искренний и честный обмен мнениями может привести к взаимопониманию, которое даст возможность христианам и мусульманам, а также и евреям, мирно сосуществовать в XXI веке.

Эта статья уделит особое внимание диалогу между мусульманами и христианами, указывая на то, что, по видению их великих основателей, Иисуса Христа и Пророка Мухаммада, у нас намного больше объединяющих нас черт, нежели различий. Если бы Иисус и Мухаммад жили в одно время и были бы знакомы друг с другом, то, судя по тому, что мы о них знаем, они признали бы друг друга не соперниками, а друзьями. Есть четыре темы, которые я нашел в Евангелии и Священном Коране, и они убедили меня в том, что эти учения преисполнены той же самой истинной веры и человеколюбия.

Прежде всего, и в Новом Завете, и в Коране ясно видно то, что и Иисус, и Мухаммад были любимы Богом. В исламской традиции используются несколько почтительных имен, под которыми известен Пророк. Например, Абдуллах — «раб Божий», а также Мустафа — «избранный«, Ахмад — «Восхваляемый». Наиболее часто упоминается «расуль« — «посланник». Кроме этих титулов, Мухаммад также известен как «хабиб« — «любимый Богом».

В Новом Завете Иисус Христос упоминается как любимый Богом. Например, в Евангелии от Матфея 3:16 мы читаем, как Иоанн Креститель крестил Иисуса:

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение«.

Та же сцена повторяется в Евангелии от Луки и Марка, и она используется для того, чтобы усилить уверенность в том, что Иисус на самом деле любим Богом. Таким образом, и для христиан, и для мусульман основатели их религий — любимы Богом. То есть для тех, кто любит Бога, независимо от того, христиане они или мусульмане, важно любить Иисуса или Мухаммада. Бог не делает различий между ними. Они оба любимы Богом. И те, которые претендуют на то, чтобы называться их последователями, должны иметь в сердце такую же любовь и такое же уважение к обоим.

Исторически сложилось так, что мусульмане всегда выказывали большее уважение к Иисусу, чем христиане к Мухаммаду. Мусульмане очень хорошо осведомлены о жизни Иисуса, и о нем с большим уважением говорится в Коране. Традиционное отношение христиан к Мухаммаду не было идентичным. К сожалению, в некоторых кругах до сих пор еще бытуют предрассудки и предвзятое отношение. В основном это объясняется недостаточностью и неточностью сведений о Мухаммаде и его жизни. Более глубокое знание жизни Мухаммада может помочь христианам понять, почему он тоже любим Богом — «аль-хабиб».

Еще одна схожесть между Иисусом и Мухаммадом состоит в том, что у обоих было четкое и бескомпромиссное представление о социальной справедливости. Оба видели неравенство и несправедливость, существующие в их обществах, и оба были страстными защитниками бедняков, вдов и сирот.

Например, в Коране Бог говорит через своего посланника Мухаммада:

«Милостыни — только для бедных, нищих, смотрителям по выдаче ее, и тем, сердца которых расположены к Исламу, на выкуп из неволи, должникам, на промысел Аллаха, для тех, кто держит дальний путь, — так по становлению Аллаха. Аллах ведь знающ, мудр!« (Св. Коран, 9:60)

Именно на основе таких духовных императивов концепция закята стала одной из пяти необходимых условий ислама и приказом Творца, вера в который обязательна для всех мусульман. Чувство равенства всех людей, возникшее из этого принципа, и стало одной из центральных ценностей ислама. Оно также выражено во многих суннах и хадисах Пророка Мухаммада; например, та честь, которую он предоставил Билялю, попросив его стать первым, кто прочитает азан — призыв мусульман на молитву. Этот жест был просто революционным для того времени.

Другой пример из сунны, приведенный Карен Армстронг в ее книге «Мухаммад», — история бедняка, который совершил мелкое преступление и был обязан раздать нищим милостыню как компенсацию за то, что он сделал. Когда этот человек рассказывал Мухаммаду, что ему нечего раздавать, в мечеть принесли корзину фиников, предназначенную в дар Мухаммаду. Пророк, в свою очередь, отдал корзину бедняку и сказал ему раздать плоды бедным. Тот ответил, что не знает никого беднее себя. Мухаммад рассмеялся и предложил бедняку раздать финики членам своей семьи.

Так же, как и Мухаммад, Иисус открыто выступал в защиту бедных и обездоленных. Знаменитое учение о добродетелях, которое стало частью Нагорной Проповеди, является одним из примеров, другой можно найти в Евангелии от Луки, глава четвертая, где Иисус использует слова Пророка Исайи применительно к себе:

«Дух Господень на мне; ибо он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благопри-ятное.«

Иисус был не только проводником этого послания любви и справедливости даже для наиболее маргинальных слоев общества, но и во всех своих действиях воплощал эти слова в жизнь. Все четыре Евангелия часто ссылаются на его особое сочувствие к больным, бедным, забытым и покинутым членам общества. В Евангелии от Матфея, 25:31-46, он предлагает, чтобы апостолов помнили по их деяниям — насыщению голодных, облеканию голых и посещению больных и заключенных. То есть, когда кто-либо совершает подобные действия по отношению к «наименьшему» из своих братьев, это приравнивается к совершению деяний непосредственно по отношению к Христу. Наверно, это и есть та самая причина, по которой Коран чествует и уважает Иисуса Христа. Его чувство милости и справедливости, которое корнями уходит в правосудие, провозглашенное еврейскими пророками, полностью совпадает с понятием справедливости Пророка Мухаммада.

Третьей характеристикой, общей для Иисуса и Мухаммада, была их любовь к Богу. Иисус называл Бога арамейским словом «Абба«, означающим отца (или наиболее близким переводом — «папа»), Мухаммад же, обращаясь к Богу, называл его «Аллах« — арабским словом, означающим Бога. Для обоих пророков Бог был центром их жизни. Они жили с глубоким пониманием силы и присутствия Бога и с сознанием того, что они любимы Им. Евангелие часто говорит о том, как Иисус уходил помолиться в одиночестве — в пустыню, в горы, или в сад (так, например, как он ушел в Гефсиманский сад помолиться перед тем, как быть схваченным врагами). Писатель на религиозные темы Энтони Падавано напоминает нам:

«Он молится на каждом повороте, в каждом случае, каждый день, ночью, и на воде, и в горах, затерявшись в горах, в одиночестве в храме, покинутый в саду, на вечере со своими друзьями, во время мук на кресте» (из книги «Рассвет без тьмы«).

Сила учения Иисуса была в том, что он развил связь с Богом через молитву. Иисус был человеком Бога, потому что он был человеком молитвы.

Подобно Иисусу, и Пророк Мухаммад был известен среди своих последователей как человек с глубоким пониманием Бога, человек молитвы. Само откровение Корана снизошло на Мухаммада, когда он молился на горе Хира, а также два великих момента прозрения, которые Пророк получил как величайшую духовную привилегию — Ночь Вознесения (Лайлатуль-мирадж) и Ночь Могущества (Лайлатуль-кадр) являются примерами его преданности молитве и силы его молитв. К тому же о Ночи Могущества в Коране говорится: «Лайлатуль-кадр лучше тысячи месяцев». Практика совершения молитвы (салат) пять раз в день предназначена для того, чтобы ни один мусульманин не забывал о Боге на протяжении дня, следуя примеру Пророка Мухаммада в его глубокой преданности Богу и всеобъемлющем сознании Бога. Кроме молитв, совершаемых пять раз в день, есть еще вид молитвы, известный как «дуа«, который соответствует христианской молитве-просьбе. В сунне и хадисах есть множество примеров тому, насколько Пророк Мухаммад был предан молитве; он много времени проводил в молитве по разным поводам. Так же, как и у Иисуса, каждый день у Пророка Мухаммада был выстроен на основе молитвы и преданности Господу, глубочайшего сознания Бога. Да будет мир и восхваление с ними обоими.

Четвертая общая характеристика Иисуса и Мухаммада — уважение к равенству женщины. Оба жили в патриархальном обществе, в котором женщины были притеснены, не имели никаких прав и очень часто становились жертвами несправедливости и плохого обращения. Выступая в защиту прав женщин, Иисус и Мухаммад фактически выступили против общепринятых норм — каждый в своей культурной и религиозной среде. Например, мы видим, как Иисус преподавал женщинам учение, которое в период его жизни было просто революционным. Он говорил с женщинами и всегда проявлял к ним уважение, которого они были достойны. Именно женщину — Марию Магдалину — признают одной из самых близких его последовательниц; и именно ей он явился после того, как воскрес, доверив ей миссию рассказать апостолам и другим его последователям, что он восстал из мертвых. В Царстве Божьем, каким представлял его себе Иисус, мужчины и женщины равны.

Пророк Мухаммад также открыто выступал против общепринятых норм того времени в отношении женщин. В четвертой главе Корана Аллах напоминает верующим:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, с Чьим именем вы предъявляете друг к другу спрос и чтите родственные связи. Поистине Аллах — над вами страж!» (Св. Коран, 4:1)

Кроме аятов из Корана, существует еще и хадис, в котором Мухаммад говорит, что «женщина — половина мужчины". Эти доказательства, собранные вместе, создают четкое представление о равенстве, существующем между мужчинами и женщинами в том виде, в котором это было открыто Мухаммаду. Именно эта концепция равенства и формирует основу различных законов шариата, призванного защищать права женщин. Есть, например, закон защиты прав женщины на наследство, право на развод, право голоса и право работать в учреждениях, право на алименты и прочие выплаты, и строгие нормы, ограничивающие полигамию. На самом деле одной из принципиальных причин существования полигамии являлась потребность защитить огромное количество вдов и сирот, которые жили без мужа и отца в подчас очень жестоком обществе Аравии седьмого столетия.

Ислам часто критикуют за притеснение женщин, однако на самом деле учение и пример Пророка Мухаммада демонстрируют прямо противоположное. Мухаммад, подобно Иисусу, открыто выступал против существующих культурных норм в вопросе защиты прав женщин. Однако очень часто последователи Мухаммада и Иисуса неверно, не так, как их учителя, понимали, а значит, и неверно толковали истинную природу роли женщины в обществах, исповедующих их религии.

Конечно, есть и другие схожие элементы в жизни и деяниях двух великих посланников Бога, есть и различия, но те четыре основных характеристики, которые мы упомянули — они оба были посланниками Божьими и защитниками убогих, людьми молитвы и защитниками прав женщин — это то, что более всего роднит Мухаммада и Иисуса. Они жили в разное время, с разницей в несколько столетий, однако вышли из одного региона. Невозможно не пытаться размышлять и представлять себе, каким бы было их общение, живи они в одно время и знай друг друга. Это скорее вопрос гипотетический, но все доказательства свидетельствуют о том, что они никогда бы не воспринимали друг друга как конкуренты, а выразили бы глубочайшее взаимное уважение. Знаменитая Ночь Вознесения Мухаммада, когда он мистическим образом был вознесен в рай (Лайлатуль-мирадж) имеет явную схожесть с Преображением Христа, когда к нему присоединились пророки Авраам и Илия. Во время вознесения Мухаммада к нему присоединился Иисус. Какой удивительный образ. Что бы они друг другу сказали? Это интересный вопрос.

Нетрудно представить, как бы они были рады видеть друг друга, они бы обнялись как друзья и начали бы глубокий и искренний диалог. Действительно, нетрудно представить Иисуса и Мухаммада друзьями, связанными любовью к Богу и таким видением мира, где правит справедливость, сострадание и равенство, мира, где люди бы жили с пониманием Бога и преданностью Ему. Они были бы друзьями, потому что оба были друзьями Бога. Они ожидали бы того же от своих верующих общин. И нам, их последователям, надо у них учиться.

Т. Петриано, "Новые грани"

Оставьте комментарий


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 383

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф