Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Четверг
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Судьба у каждого своя

30.01.2011, 11:00 Версия для печати
Судьба у каждого своя

Каждый человек понятие судьбы трактует по-своему. Например, у язычников это недостигаемая предопределенность событий и поступков человека, своего рода рок. А человек в руках судьбы игрушка, раб обстоятельств. Судьбу нельзя изменить, от нее не уйти, ей можно только покориться.

В науке судьба — это причина. Судьбы, как таковой нет, но зато есть естественные законы физического мира, которые неизменчивы, от которых нельзя никуда деться. Если человек болен смертельной болезнью, то ему никогда не выздороветь, если ему отрезали руку — она никогда не вырастет.

В исламе судьба — это не слепой рок и не какие-то физические законы, жизнью человека, его судьбой управляет Всевышний. В отличие от языческой и естественнонаучной роковой детерминации, в исламе человеку дается выбор между добром и злом. Только от самого человека зависит, какая будет у него судьба: праведная (в награду за которую обещан рай) или беспутная (следовательно, в наказание — ад). Человеку предоставлен выбор между добром и злом. Именно человек осуществляет свой выбор в течение всей своей жизни.

Вопрос о предопределенности судьбы является очень щепетильным и не дает покоя многим исламским ученым, периодически вызывая дискуссии. Долгие размышления и доводы не приводят к единому мнению. В результате человек может отказаться обсуждать данную тему, или того хуже, вообще определить для себя несоответствующее исламской религии понимание веры в предопределение Всевышнего. А ведь правильное понимание сути веры в предопределение играет огромную роль в жизни человека, который принял ислам.

Прежде всего хотелось бы отметить, что Предопределение в исламе связано не только с действиями человека, но также и со всеми процессами и явлениями во Вселенной, включая самые мельчайшие. Все, что происходит во Вселенной, маленькое это событие или глобальное, случается исключительно по воле Всевышнего. И человеческий разум не в состоянии понять все тайны управления Создателем своими творениями. Нужно лишь знать особенности, которые Всевышний нам поведал, чтобы мы правильно понимали Предопределение.

  1. Обязательна вера в Предопределение

    Это является основной частью вероубеждения мусульманина, если же ее нет, то человек не сможет попасть в Рай. Как бы мы об этом ни размышляли, но отрицать существование Предопределения ни в коем случае не должны.

    Говорится в хадисе: «Не станет верующим никто, пока не уверует в четыре: в Аллаха Единого, у которого нет сотоварищей, в то, что я посланник Аллаха, в воскресение после смерти и в Предопределение».

    В другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, конкретизирует, что означает вера в Предопределение: «Даже если ты пожертвуешь гору золота, не будет это принято от тебя, пока ты полностью не уверуешь в Предопределение. Знай же, что постигшее тебя не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. И знай, что если ты умрешь без веры в это, то попадешь в Ад».

  2. Предопределение не может быть несправедливым

    Несправедливость противоречит божественной природе, поэтому никакое дело, исходящее от Бога, не может иметь несправедливый характер. Всевышний в Коране призывает людей к справедливости, ибо сам Он справедлив во всем.

    «Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким, Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт, Он вразумляет вас, чтоб вы размыслили (и обратились)» (Пчелы, 90).

  3. Предопределение не лишает человека свободы выбора

    Ислам предоставляет каждому человеку свободу выбора, с помощью которой он сам определяет линию своего поведения. Подтверждением наличия такой свободы служат предостережения от совершения дурного и побуждения совершать благое, которые содержатся в Коране. Ведь, если бы человек не обладал свободной волей, не имело бы смысла обращаться к нему с призывом, побуждая его к благим деяниям.

    Более того, при отсутствии свободы действия наказание человека за грехи, о чем он неоднократно предупрежден в Коране, было бы несправедливостью. А ведь Всевышний далек от несправедливости.

    Предопределенность судьбы отнюдь не означает, что человек — безвольная марионетка, которая не способна сделать самостоятельный выбор. Совсем нет. Если судить так, то получается, что Аллах заставил человека совершить убийство и насилие, подтолкнул его к подлости и коварству, вынудил его лгать и творить несправедливость, побудил его к разврату и бесчинству.

    «Поистине Аллах не приказывает мерзости! Неужели вы станете говорить на Аллаха то, чего не знаете?» (Преграды, 28).

  4. Предопределение не исключает необходимости стремиться к достижению цели

    Вера в Предопределение не должна приводить к тому, что человек сидит, сложа руки, и ничего не делает, ожидая свершения божественной воли. Напротив, ислам требует от мусульманина проявлять усердие и предпринимать все возможное для достижения результатов.

    Когда пророка, мир ему, спросили: «Привязать верблюдицу или оставить ее и уповать на Аллаха?», он ответил: «Привяжи, потом уповай!»

    Известно также, что леность и пассивность, с точки зрения ислама, порицаемы.

  5. Излишнее углубление в вопрос предопределения запретно

    Суть предопределения является тайной Всевышнего Аллаха, неведомой никому из сотворенных Им существ. Неправомерными являются попытки углубиться в выяснение этого вопроса, как сказал об этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «А если кто-нибудь станет упоминать о предопределении, то воздерживайтесь от разговоров об этом».

  6. Смысл веры в предопределение

    Вера в Предопределение вселяет спокойствие и уверенность в души верующих, укрепляет их связь с Создателем. Где бы ни был верующий, в какую бы ситуацию он ни попал, он знает, что не произойдет ничего, кроме того, что предопределил Аллах. Это дает мусульманину чувство независимости и свободы от кого бы то ни было, кроме Аллаха.

В хадисе говорится: «Если все люди соберутся, чтобы принести вред тебе, они навредят тебе лишь тем, что предопределил Аллах».

Также говорится в Коране: «Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это для Аллаха легко! Чтобы вы не печалились о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло. Аллах не любит всякого гордеца хвастливого» (Железо, 22).

Подготовила Анна Фатима Вердик


Оставьте комментарий


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Плохие мысли одинаково посещают всех. Говоря о верующих людях, то они отмечают, что люди, легко подвергающиеся эмоциональным всплескам, чаще всего страдают от посещающих их в намазе плохих мыслей. Они страдают, винят себя в грехе и не понимают истоко...

Плохие мысли одинаково посещают всех. Говоря о верующих людях, то они отмечают, что люди, легко подвергающиеся эмоциональным всплескам, чаще всего страдают от посещающих их в намазе плохих мыслей. Они страдают, винят себя в грехе и не понимают истоко...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф