Беседа с бывшим имамом мечети «аль-Фатиха» Исправительной колонии №5 Камилем Мухаметзяновым о жизни мусульман в колониях и о том, как меняется человек с приходом в ислам
Говорят «от сумы да тюрьмы не зарекайся». Никогда не знаешь, что тебя ожидает, поэтому не стоит судить людей, в том числе тех, кто побывал в местах лишения свободы. Очень часто предрассудки и клеймо на человеке «бывший зэк» не дают человеку начать новую жизнь. При этом не все, кто вновь обретает свободу, является худшим представителем общества, может, даже наоборот. Порой жизнь в исправительной колонии заставляет переосмыслить всю жизнь. Таким людям только нужна рука помощи. И те, кому ее подали вовремя, меняли свою жизнь на корню
Я с такими людьми знакома лично. Года два назад, еще не зная о Касым бабае Нуруллине, о сотрудничестве территориального УФМС России по РТ с Духовным управлением мусульман Татарстана, для меня увидеть мусульманина, да еще и русского, который принял ислам, явление было удивительным, но я не спрашивала, что и как произошло. Тогда не стала лезть в чужую душу. Важнее, каким человек стал сегодня, а на тот момент этого человека я знала как трудолюбивого человека, примерного семьянина, заботливого отца. О его прошлом никто и догадаться не смог бы, не расскажи он об этом.
Вот и сегодня, в мечеть «Ярдэм» пришла мусульманская пара. Ильгам Исмагилов, президент фонда «Ярдэм», провел им экскурсию по реабилитационному центру, ознакомив с проводимой работой. Кто эти люди и зачем пришли сюда?
Незнакомый доселе широкоплечий мужчина среднего роста никто иной, как бывший имам мечети «аль-Фатиха» Исправительной колонии №5 — Мухаметзянов Камиль Хайдарович. В мечети он не в первый раз, сюда он привел свою супругу Асию, чтобы и ее ознакомить с работой фонда. После экскурсии мне удалось лично с ним побеседовать.
Камиль Мухаметзянов впервые посещает реабилитационный центр и мечеть "Ярдэм" после освобождения. Источник фотографии: yardem.ru
— Расскажите о себе, пожалуйста.
— Я из простой семьи рабочих людей. Рос простым парнем. Поступил учиться в КХТИ. Учился по специальности «Машины и аппараты пищевого производства». Так получилось, что мне не удалось завершить высшее образование. Когда писал дипломную работу, оказался в местах лишения свободы. На тот момент мне было 26 лет.
Понимаете, я был дитем 90-х годов. Как и все, я тоже попал под влияние той атмосферы и людей, вел такой же аморальный образ жизни, исказились и мои жизненные ценности.
— Опишите свои ощущения, когда Вы попали туда?
— Первое, что я увидел, мне запомнилось на всю жизнь. Когда я зашел в камеру, я увидел темное помещение, тусклую лампочку, много осужденных. Эта картина была намного хуже, чем я себе представлял, что знал из телевизора. Шло время, я думал над своим положением, мне казалось, что это сон, что это скоро кончится. После окончания следствия и решения суда пришло осознание этой действительности.
— Что важно для человека, который впервые попадает в места лишения свободы?
— Когда человек попадает в колонию, важно, чтобы он оставался самим собой. Часто люди пытаются придать себе образы, в их сердца проникает тюремная идеология. Он теряет себя.
Бывает и так, что думая о своем положении, человек через некоторое время осознает свое положение, потому что человек, попадая в места не столь отдаленные, начинает размышлять. Но не у всех получается думать о том, что было и что он приобрел. Кому-то на переосмысление требуется месяц, кому-то полгода, третьим нужны года, а некоторые и вовсе никогда не смогут понять.
И вот когда осужденный анализирует свое прошлое и настоящее, он обретает себя настоящего. Можно сказать, что он приземляется, перестает выдавать себя за другого. Это очень важно, потому что человек не должен стесняться и бояться того, что произошло. В этом есть предопределение Аллаха. Нужно принимать ситуацию, смириться с ней, а потом менять свое положение. Нет смысла отрицать, не признавать своей вины.
Источник фотографии: dumrt.ru
— Считаете ли Вы благом для себя свое заключение?
— Безусловно, я вижу в этом милость Всевышнего. Если бы я не попал в места лишения свободы, я бы может никогда не стал тем, кто я есть, во мне не произошли бы эти перемены, я не стал бы на прямой путь.
— Как Вы приняли ислам?
— Наверно, во многом благодаря молитвам моей матери. Она читала ежедневный пятикратный намаз, совершала курбан. Я хорошо помню, как она незадолго до моего заключения раздавала мясо жертвенного животного и делала дуа за меня. Это был ее последний такой гыйбадат. Хотя она всегда призывала меня к исламу, я был глух к ее увещеваниям. Да, я посещал мечеть, как и все, дважды в год на мусульманские праздники – Ураза байрам и Курбан байрам.
Когда я попал в тюрьму, я сразу же начал думать о своей жизни. Человек, попадая туда, думает обо всем, что он потерял: семье, работе, учебе, друзьях… это помогает переосмыслить жизнь. И очень важно, какое окружение у человека будет в колонии. И мне с этим повезло. Там была мечеть, и я пошел туда. В мечети был тот островок, в котором человек находит покой. Все мое окружение было пропитано этим.
— Кто из Вашего окружения оказал на Вас наибольшее влияние?
— Наверно, это Касым бабай Нуруллин. Это такой человек, о котором можно писать книги. Хотя, признаться, я его особо хорошо не знал, потому что через некоторое время после нашего знакомства он покинул этот мир. Несмотря на то, что я его при жизни мало видел и знал, он оказал самое большое влияние на мое духовное становление.
— Каким Вы его запомнили?
— Когда я его впервые увидел, я еще спросил: «Кто это?». Мне ответили: «Это Касым бабай!». Тогда его имя для меня ничего не значило. Помню, был канун праздника. Он как всегда с улыбкой на лице всех поприветствовал, принес нам что-то вкусное из еды, мы пили чай, потом прочел лекцию. Он говорил только на татарском, а я плохо знаю язык. И мне было даже стыдно, что я не знаю родного языка. Теперь, конечно же, стараюсь выучить. Я его больше узнал по его делам. При нем были только молельные комнаты, и то не во всех учреждениях. Касым бабай был ключевой фигурой, который заложил фундамент для дальнейшего строительства мечетей в колониях.
— Как устроена жизнь в колонии?
— Колония – это закрытый маленький городок на 1800 человек, иногда чуть больше. Там есть все: церковь, столовая, школы для тех, кто не завершил среднее образование и другие учебные заведения. У нас была и мечеть. В 2010 году, в связи с реформами в УФСИН, произошло перераспределение заключенных. Те, кто отбывал срок впервые, попали в ИК №5. Мечеть, которая там была, не вмещала всех мусульман, а их было около 200 человек. И каждый год число мусульман увеличивается примерно на 10 человек. Это стало поводом для расширения мечети. Сначала построили небольшой пристрой. Когда закончили, поняли, что и этого недостаточно. Потом реконструировали крышу, сделали большой молельный зал. Помогали родственники осужденных. Находились и спонсоры. С миру по нитке – так и собирали средства. Осужденные сами все строили. Реконструкция началась в 2012 году. В 2013 году ей дали название «аль-Фатиха» — «Открывающая», потому что она открывает сердца осужденных . Это единственная мечеть в России в местах лишения свободы. Ее площадь 500 кв. м. Прихожан на сегодняшний день 230 человек.
Рафис хазрат Сайфуллин, назначенный вести работу с осужденными ИК №5. Источник фотографии: vk.com
— Расскажите, пожалуйста, о жизни мусульман в ИК №5.
— Все, что есть положительного сегодня - большая заслуга Илдара хазрата Баязитова. Он после назначения сразу начал посещать колонии, изучать обстановку, беседовать и проникся во все проблемы осужденных. Очень много людей, которые почувствовали отклик на свои просьбы. Глухой получил слуховой аппарат, слабовидящий – очки. Желающий получить религиозное образование, теперь имеет возможность учиться. Благодаря Илдару Баязитову в каждое такое учреждение назначен определенный хазрат. В нашу колонию №5 два раза в неделю регулярно приезжает Рафис хазрат Сайфуллин. Он не только интересно проводит уроки, но и еще за то короткое время, которое там находится, успевает посетить всех. А это осужденные, которые находятся в разных уголках колонии, это тяжелые статейники, хулиганы, которые нарушают режим. Он успевает выслушать каждого, отреагировать на их просьбы, не отложив в долгий ящик или забывая. Рафис хазрат проникается каждым вопросом. Он не просто заставляет прослушать урок, а заставляет выучить. Это очень способный человек!
Мы ежегодно два раза в год проводим исламские викторины для заключенных. Всех делят на 6 команд, дают на решение 120 вопросов. Капитаном команды является наиболее знающий человек, несколько человек среднего уровня и совсем новички, чтобы те тоже подтягивались и усваивали. Радует, что за победу дают хорошие призы. В последний раз это были шикарные подарки – Коран-ручка. Недавно еще муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, как и обещал в свой последний приезд, подарил всем мусульманам колонии 250 экземпляров Корана.
Источник фотографии: dumrt.ru
— Вы последние три года являлись имамом мечети ИК №5. Какие обязанности были у Вас?
— В первую очередь это выполнять задания назначенного нам хазрата, собирать и организовывать всех, следить за порядком в мечети. Также я занимался подготовкой к викторине, праздникам по тем вопросам, которые мне поручали.
— Как в этом году прошел Курбан-байрам?
— Это был очень хороший праздник! Если раньше мясо жертвенного животного приносили только мусульманам, которые ходят в мечеть, в этом году при содействии Илдара хазрата Баязитова и Азата Гайнутдинова, который занимается ресоциализацией бывших осужденных, привезли 15 баранов. Приготовили праздничный плов для всех заключенных, а это 1800 человек. Более того, Курбан-байрам не был ограничен только обедом, а шел три дня, поэтому даже те, которые считают себя мусульманами, но не совершают намаз по тем или иным причинам, тоже почувствовали атмосферу праздника.
— Какие еще изменения Вы отметили за последнее время?
— Изменений очень много! Особенно по реабилитации осужденных. Этим занимается как Азат Гайнутдинов, так и ДУМ РТ в лице Илдара хазрата Баязитова, оказывает помощь и благотворительный фонд «Ярдэм» под руководством Ильгама Исмагилова. Осужденные, которые освобождаются, не забывают прийти в мечеть «Ярдэм». Это уже стало традицией. Понимаете, не отрывается одно от другого! В «Ярдэм» их так же выслушивают, содействуют в решении возникших проблем. Когда я вышел на свободу, решил поступить в РИУ. Мне сказали, что набор закончился. Тогда Илдар хазрат выслушал мое желание учиться, понял проблему и оказал помощь в моем поступлении. Благодаря нему меня взяли на вечернее отделение РИУ.
Илдар хазрат Баязитов и Рафаэль Давлеев посещают ИК №5. Источник фотографии: Instagram
— Вы сегодня пришли в мечеть «Ярдэм» со своей супругой. Как Вы познакомились?
— Это очень интересная история. Я был женат, у меня есть ребенок от первого брака. Моя первая жена девять лет приходила ко мне в колонию, а потом подала на развод. Думаю, причина была в том, что она русская, христианка, а я стал соблюдающим мусульманином. Некоторое время спустя, по воле Всевышнего, меня познакомили с сестрой. После общения я понял, что хочу на ней жениться. Но как сделать предложение?! Я ведь осужденный! Страшно было, что она откажет. Я сильно переживал. Она рассказала про меня матери, тогда ее брат спросил: «Не тот ли это Камиль, отца которого звали Хайдар? И не находится ли их дача там-то?». Когда ее мама позвонила мне, действительно, я оказался тем самым парнем, про которого думал родной брат моей будущей супруги. Оказалось, он меня знал еще маленьким и очень хорошо знал моего отца. Мы были соседями. Моя теща не была против брака, потому что среди ее близких знакомых тоже был случай, где в семье муж был в местах лишения свободы. Она не осуждала, а полагалась на Аллаха. Хотя мою жену другие отговаривали, но ее родной брат сказал: «Я знаю его отца как очень трудолюбивого и честного человека, он из хорошей семьи. Я в нем уверен!». Когда они приехали ко мне в колонию он сказал: «Я никогда не думал, что собственными ногами приду в колонию. И уж тем более никогда не подумал бы, что приведу сестру сюда выдавать замуж!». Это была судьбоносная встреча! Она не испугалась, не пошла на поводу у общественного мнения, увидела во мне не заключенного, а человека. Тогда она положилась на Всевышнего. Два года назад был прочитан никах, и она дождалась моего освобождения. Вот такая она женщина!
— Какие у Вас сейчас планы?
— Я хочу встать на ноги, укрепить родственные узы, воспитать праведных детей. Мы с супругой навещаем всех своих родственников с обеих сторон. Я приобрел больше, чем потерял в своей жизни. Знаете, наши родственники одобрительно смотрят на нас, прислушиваются ко мне. Они меняют свое отношение к исламу, некоторые даже подумывают встать на намаз. Я очень рад этому!
— Что бы Вы хотели сказать читателям «Инфо-ислам»?
— Я хочу пожелать людям, что бы люди ценили друг друга и и были добрыми по отношению к окружающим. Несмотря на то, что мы все разные, независимо от того, в каком положении оказываемся. В жизни бывает всякое. И есть предопределение, то, что уготовано Аллахом для нас. Я не хотел бы, чтобы люди стеснялись себя, дергались из-за этого. Если человек поймет смысл жизни, он перестанет нервничать, сможет встать на прямой путь, ведущий к Раю.
Беседовала Алина Хакимзянова
Справка:
ИК №5 расположена в поселке Нижние Вязовые Зеленодольского района. Община мусульман ИК-5 самая крупная среди колоний Татарстана.
Мечеть "аль-Фатиха" возводилась усилиями самих осужденных. В 2016 году реконструкция была завершена.
Камиль Мухаметзянов в общей сложности провел в местах лишения свободы 12 лет.
По статистике представителей территориального УФСИН России по РТ случаи рецидивов среди осужденных, принявших ислам, менее 2%.