Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Пятница
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

EvraziaFM: Илдар Баязитов: Чтобы и у нас была культура благотворительности, достаточно иметь доброе сердце

Дата: 07.05.2014 Версия для печати
EvraziaFM: Илдар Баязитов: Чтобы и у нас была культура благотворительности, достаточно иметь доброе сердце

В Казани состоялась презентация книги «Социальное служение в исламе» Илдара Баязитова, Председателя Совета Национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм».

В Казани состоялась презентация книги «Социальное служение в исламе» Илдара Баязитова, Председателя Совета Национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм».

Общение с прессой И.Баязитов начал с того, что изложил свои взгляды на благотворительность и социальное служение.

И.Баязитов: С 2004 г. мы начали делать первые шаги в социальном направлении, считая, что социальное служение является одним из важнейших, приоритетных направлений нашей религии.

К этому поощряет много хадисов, аятов Священного Корана, говорящих о том, что человек должен быть социально полезным, и мы убеждены, что каждый мусульманин должен быть таким. Поэтому на протяжении этих лет мы понемногу развивали различные направления, работая с малоимущими, многодетными семьями, одинокими стариками. Также мы начали работать с инвалидами разных групп: слабослышащими, незрячими, инвалидами ДЦП и т.др. И все это благодаря тому, что создалась дружная команда, которая поддерживает меня в любых начинаниях.

Чтобы работать в нашем центре для незрячих воспитателям, преподавателям нужно иметь много терпения. Ведь инвалиды – это особая категория людей, подверженная резкому нервному срыву, депрессивному синдрому. Чтобы понять состояние этих людей, мы своим сотрудникам тоже иногда закрываем глаза на 2-3 часа. Они ходят, спотыкаются, стукаются, начинают нервничать и таким образом составляют представление о состоянии незрячего человека.

Моя последняя книга называется «Социальное служение в исламе», в ней изложены результаты нашей многолетней деятельности, рассказано об истории благотворительности у татар и дана методология работы с разными категориями нуждающихся, например: сиротами, незрячими, нарко- и алко-зависимыми.

Для работы в социальном направлении необходимы опыт, знания, профессионализм. Когда, например, человек начинает стихийно заниматься благотворительностью, то порой случаются нелепые вещи и то, что было собрано для нуждающихся, попадает в руки каких-нибудь мошенников.

Поэтому, и мы в этом убеждены, необходимы профессионально созданные фонды, отслеживающие социальные группы, которым требуется помощь.

А если человек хочет внести свою лепту, то вносит взнос в определенный фонд. Самый главный критерий для благотворительного фонда – это абсолютная открытость, прозрачность всей деятельности, и тогда у людей не останется места для сомнения.

Правомерный вопрос: почему должны работать благотворительные фонды? Потому что когда помощь идет напрямую к людям, они зачастую начинают привыкать к этой помощи и перестают сами что-либо делать. И от такого иждивенчества очень трудно отучить. Попрошайничество – это социально массовое явление. Для того чтобы этого избежать, мы ведем строгий мониторинг. Допустим, нужны деньги на операцию, − мы собираем, переводим необходимую сумму. Прослеживаем нуждающихся, помогаем им, а затем по результатам либо перестаем оказывать помощь, либо оказываем ее постоянно.

Такой же подход и в работе с сиротами. Здесь очень важно, чтобы у них не появлялось чувство иждивенчества. Ведь наступит момент, когда им придется покинуть детский дом и выйти в большую жизнь. И тогда начинаются у них проблемы: они понимают, что никто ничего им просто так не сделает. Поэтому, работая, с сиротами мы должны приучить их жить самостоятельно. Мы обучаем каким-то ремеслам, проводим различные мастер-классы, выявляем способности у ребят и стараемся помочь им развивать их. Важно, чтобы у них было чувство благодарности, потому что многие сироты убеждены, что их обязаны одевать, кормить и т.д.

Точно так же мы используем разные подходы к различным категориям инвалидов.

То, что написано в книге «Социальное служение в исламе», − это первая ласточка. Мы хотим разработать социальную доктрину, чтобы в России как можно больше создавалось фондов, которые занимались бы благотворительностью на высоком профессиональном уровне.

Хочу сказать и о предыдущей книге «Традиционный ислам: пути выхода из кризиса», которая представляет собой сборник статей, написанных в течение последних полутора лет. В них, в частности, говорится о пути решения в излечении нашей молодежи от радикализации.

AZERROS: Все-таки существует мировая практика реабилитации незрячих. Что вы применяете в своем центре, руководствуясь общепринятой практикой, и что вы внедряете в качестве вашего ноу-хау?

И.Баязитов: У нас очень много незрячих мусульман, которые нуждаются в помощи, в духовной реабилитации, и которую нигде на территории СНГ им дать не могут. Поэтому в части методики преподавания по системе Брайля мы ввели определенное новшество − ускоренный метод обучения, автором которого является наш специалист Малика ханум Гельмутдинова.

Что касается элементарной реабилитации, то мы стараемся отслеживать все новинки, какие есть, и внедрять их у себя, например GPS навигацию. Также можно сказать, что мы одни из первых в Татарстане начали обучать слепых компьютерной грамотности.

Однако все это традиционно, а вот как научить по Брайлю чтению Корана? Вы знаете, что система Брайля существует триста лет и всего пятнадцать лет по его системе читают Коран. Девять лет назад Малика ханум привезла первый Коран для слепых и начала обучать его чтению по системе Брайля. И тут мы столкнулись с тем, что должны сами придумать какую-то методологию. Малика ханум, имеющая большой педагогический опыт, сумела предложить интересный способ в изучении Корана незрячими. Кстати, он успешно развивается, и наши ученики пытаются сделать подобное в Алма-Ате, Грозном. Президент Ингушетии Ю. Евкуров, посетив наш центр, захотел, чтобы наши ученики открыли такой же центр по изучению Корана по системе Брайля в его республике.

Понимаете, надо изучать психологию незрячих. Нам приходится многое делать самим. Подсматривать негде. В России есть традиционный центр реабилитации слепых в Волоколамске. Но у нас специфика немного другая. Мы ездили в Турцию. Там были удивлены, почему духовные лица занимаются этим, т.к. там все решается на государственном уровне. Действительно, у нас в школах нет духовного наставничества. Допустим, зрячий человек может пойти в мечеть, а незрячий, если и пойдет, то там его ничему не научат.

Вообще, нам всем не хватает культуры общения. Вот скажем, зрячие не умеют правильно перевести незрячего человека через дорогу. Его либо поддакивают сзади, либо тянут за собой. А надо просто подать ему руку, чтобы он мог взяться за нее. Если ступеньки вверх или возвышенность, то надо поднять руку, если вниз − опустить. Если место узкое, − отвести руку назад, и тогда человек пойдет следом. И таких вот элементарных вещей не знают. У нас даже нет подготовки сопровождающих в хадж. Поэтому мы в течение двух-трех месяцев стали обучать сопровождающих, что надо делать, чтобы незрячий не почувствовал неудобства при паломничестве.

AZERROS: Хочется Вас поблагодарить, поскольку Вы выполняете одну из функций государства. Были финансирования таких программ, но этим все и закончилось.

И.Баязитов: Так как в основе мы религиозная организация, а религия отделена от государства, то в бюджете нет такой строки как мечеть. Единственно на что мы можем надеяться – это на грантовую поддержку государства, но при этом надо заполнять бумаги, убеждать, доказывать, что мы что-то делаем.

А так, со стороны республиканского руководства, чиновников, мы чувствуем внимание к себе. Допустим, президент Татарстана подарил нам типографское оборудование, автобус. Это очень значимая помощь. Мы возим незрячих в театры, на экскурсии. Мэр уделяет нам большое внимание: выделил в хорошем месте земельный участок.

Тем не менее, мы считаем, что совковое понимание, что все за нас должно делать государство, неправильно. Мы тоже должны что-то делать. Возьмем, к примеру, культуру благотворительности на Западе. Там просто неприлично не заниматься благотворительностью. У нас этого, к сожалению, пока нет. Но мы хотим, чтобы и у нас была культура благотворительности. Ведь для того, чтобы заниматься ею, не обязательно иметь деньги, достаточно иметь доброе сердце.

Посмотрите, на ту же Турцию. Только в Стамбуле действует более тысячи благотворительных фондов, вакфов. Они даже собирают средства на то, чтобы накормить птиц зимой, почистить ковры в мечетях и т.д. А у нас не хватает фондов, чтобы заниматься самыми незащищенными слоями. У нас все не получалось получить грант. То не туда подадим документы, то не так их оформим. Но сейчас мы напрямую общаемся с руководством, и нам помогают специалисты по заполнению документов.

AZERROS: Не было ли косых взглядов в вашу сторону, по причине того, что Вам под строительство мечети выделили столь хороший земельный участок?

И.Баязитов: Вначале были осложнения из-за того, что мы выбрали именно этот земельный участок, который уже облюбовала группа коммерсантов, желавших сделать здесь многоярусную стоянку. Но благодаря помощи мэра вопрос разрешился. Мэр задал нам один вопрос: «Объясните, почему именно на этом месте нужна мечеть?» Мы объяснили, что рядом у нас дома, где компактно проживают незрячие, а также клуб, городское отделение ВОЗ, республиканская библиотека. Это место давно знакомо незрячим горожанам Казани. Сюда легко добраться на автобусах. А в будущем здесь планируется станция метро. И этот островок, наверное, Аллах для нас приберег. 2 га земли в таком месте города!

AZERROS: Что вы вкладываете в понятие социальная доктрина ислама? Она, наверное, должна работать не только на мусульман, но и на представителей других конфессий?

И.Баязитов: Вы правильно понимаете. Но мы должны сначала сформулировать, что такое социальный ислам. Опираясь на аяты Корана, мы видим, что Пророк Мухаммед помогал людям и даже соседу еврею. Или как пенсионная система у нас произошла? Когда Умар был халифом, он дал пенсию евреям. Это все указывает на то, что мы должны быть милосердными по отношению ко всем, кто нас окружает.

То, что мы делаем, направлено не только на мусульман. Скажем, четыре раза в неделю центр посещают дошкольники, в основном из русских семей, которых мы обучаем чтению и письму по Брайлю, учим мелкой моторике пальцев, компьютерной грамотности. И наша задача не в том, чтобы как можно быстрее научить их намазу, а в том, чтобы они могли самостоятельно учиться в школе.

При продуктовой поддержке мы тоже не разбираем: мусульманин или нет. Одной русской бабушке назначено дорогостоящее лекарство, т.е. в месяц ей нужно 7 тыс. руб. для его приобретения. Она звонит президенту фонда И. Исмагилову, говорит: у меня кончились лекарства, он покупает. Также и с теми, кто хочет приобщиться к духовной практике, но не имеет возможности, мы им помогаем, а те, кто не хочет, не принуждаем.

AZERROS: Какая помощь, оказанная вашему фонду, запомнилась Вам больше всего?

И.Баязитов: В криз 2008 г. приходит ко мне директор одного предприятия. Я начал рассказывать ему о нашей работе, не зная, что у него самого беда. Но когда он ознакомился с нашим центром, то сказал: «Дайте ваш расчетный счет». А потом я узнаю, что он сам в безвыходном положении и при этом перечислил нам свои последние деньги. Сумма, может, и не такая большая, но меня это очень тронуло. Я нашел его и сказал: «Давайте я вам верну. Мне тяжело принять такую помощь». Нет, говорит, меня это все равно не спасет, пусть вам будет. Вот такая помощь. Конечно, она запомнилась. А продолжение этой истории таково: на какое-то время директор выпал из поля зрения. Звоню, − недоступен. Волнуюсь: не случилось ли чего? Через три месяца приезжает на хорошей новой иномарке и говорит: «После того как я вам перечислил деньги, мне начали возвращать долги».

AZERROS: Можно ли и нужно ли говорить о тех, кому нужна помощь? Нужно ли жалеть и холить больного?

И.Баязитов: Конечно, ведь проявление доброты – одно из качеств, присущих мусульманину, но мы стараемся при обращении проверять всю информацию, предоставляемую нам. Работать только на чувствах нельзя. Если человек находится в тяжелой ситуации, при которой помощь необходима, тогда мы сообщаем об этом на наших сайтах. Конечно, жаль всех: нуждающихся, больных. Незрячим мы говорим, что жизнь не заканчивается, что и в темноте можно жить. Хотя мне самому очень трудно представить, как можно жить, после того как ослепнешь.

AZERROS: Вы как-то отслеживаете судьбы тех, кто у вас учился? Есть среди них, как говорится, интересные люди?

И.Баязитов: Практически все наши люди интересные. Мы, кстати, помогаем им найти пары. Малика ханум этим занимается. У нас несколько благополучных семей, где оба незрячие или слабовидящие, или одни из членов семьи зрячий, а другой нет. Есть случаи, когда у них рождаются дети.

Мы даем стартовую площадку нашим ученикам и гордимся, когда они потом поступают в высшие учебные заведения, светские, религиозные. У нас есть юристы, журналисты, радиоведущие. Очень большой круг тех, у кого успешные судьбы и это радует.

AZERROS: А есть такие, кто на вас жалуется?

И.Баязитов: Наверное, я не знаю. Разное в жизни бывает. Возможно, в ходе работы что-то было. Но подавляющее большинство оставляет положительные отзывы.

AZERROS: Кто является инициатором этого социального проекта? И кто стоял у его истоков?

И.Баязитов: Все началось в 2002 г., когда меня направили имамом в мечеть Сулейман в поселке Левченко. Это маленькая мечеть на отшибе, туда добраться очень трудно. Вот я смотрю в окно: люди проходят мимо, никто не заходит и мечеть в полумертвом состоянии. Я тогда подумал: что-то надо делать, чтобы оживить махаллю. Как раз Малика ханум начала у нас работать, и мы решили пойти по социальному служению.

Левченко − это заводской поселок, там, в основном, люди среднего и ниже среднего достатка. Мы думаем: отберем наиболее нуждающихся, причем денег у нас самих не было, и раздадим продуктовые наборы людям, им будет приятно, и они повернутся к мечети. Я обратился тогда в ПТП № 4 и в поликлинику № 11 к главному врачу: «Помогите мне собрать продуктовые наборы». Мы собрали 50 наборов, пригласили людей в мечеть и там раздали. В результате на нас стали жаловаться: почему кому-то дали, а нам нет, мы 30 лет работали.

Пришлось нам задуматься. Собрали уже 150 наборов. Ветеранам войны, труженикам тыла на 9 мая 200 наборов сделали. Все рано недовольство. Я подумал: что-то не так. Просто раздавать – это не вариант. Надо заниматься чем-то конкретным. И мы стали изучать благотворительность, социальное направление. И где-то с 2004 г. начали работать точечно. Скажем, к нам обратилась молодая мать с 4-мя детьми, у которой посадили мужа. Она жила в маневренном общежитии, ее выгнали на улицу, детей забрали в приют. Она с грудным ребенком на руках обратилась ко мне: «Устройте меня в сиротский приют уборщицей, чтобы я могла видеть своих детей». Но это же не выход. Детей увезут в другое место и мать их больше не увидит. Я спрашиваю: «Ты согласна жить в сельской местности? Она говорит: «Согласна, лишь бы с детьми». Тогда мы начали собирать средства на покупку дома. Купили ей дом, переселили ее туда, забрали детей. Помогли ей получить новый паспорт, оформили свидетельства рождения на детей. Она начала получать детские пособия.

И мы поняли, какова должна быть полноценная работа, приносящая результат. Можно просто дать денег и, мол, иди. Гораздо труднее помочь основательно. Это очень большой цикл.

В прошлом году мы девятую семью таким же образом устроили.

А вот еще история: одинокая мать с 5-ю детьми. То там снимает квартиру, то здесь и чуть не плачет, куда идти. Так мы как раз по соседству с первой семьей купили им дом. Это моя родная деревня, поэтому я туда их и устраивал. Там имам следил за ними, жители помогали, кто чем может. И эта женщина Зульхия начала работать, занялась пошивом портьер в районном центре. Стала немного зарабатывать, открыла магазинчик, ее старшие дочки начали ей помогать. Получился семейный подряд. Первая женщина, кстати, она русская, Настя ее зовут, работала как воспитательница: смотрела за всеми детьми, получала зарплату от Зульхии. Сейчас Она имеет магазины, торговые точки, машины, новое жилье себе приобрела. А в том доме, который мы купили, живет ее дочка с мужем. И это нас радует. Именно такой и должна быть помощь.

AZERROS: Расскажите немного о вашей первой книге «Традиционный ислам: пути выхода». Какие же это пути выхода?

И.Баязитов: Традиционный ислам – это и есть выход из заблуждений нашей молодежи. К сожалению, наша молодежь от незнания подвержена различным деструктивным влияниям. Через образование, просвещение и социальную работу мечети мы даем пути-выходы.

AZERROS: Традиционный ислам, что вы имеете в виду?

И.Баязитов: Да. Традиционный ислам, это тот ислам, который основан на сунне Пророка нашего и Коране. Сунна – это традиции. Люди боятся этого слова «традиционный ислам», какое-то новшество, думают, что ли? Нет, это и есть ислам. Без всяких примесей: арабских, турецких. Это не богословская книжка, мы здесь не учим религии, а учим работе приходов, причем система махалля должна быть создана при каждой мечети. Сейчас этого, к сожалению, во многих мечетях еще нет. Есть имамы и спонсоры, а общины нет. А в работу мечети должны быть вовлечены члены общины. Также, кроме обрядовой составляющей, должны действовать при мечети различные клубы: женские, молодежные. Только после того как мы активизируем работу официального духовенства, мы сможем рассчитывать на то, что наша молодежь перестанет уходить в различные деструктивные направления. Они уходят туда, потому что мечеть им неинтересна. Имамы не могут им дать того, что бы они хотели. Они ищут чего-то креативного. Мы должны уйти от понимания, что мечеть – это средневековый свод. Нет, читай, пожалуйста, намаз, мы тебе поможем с образованием, проявляй себя как личность. И когда наша молодежь получает нормальное образование, то принимает участие в социальном служении и оздоравливается после этого. Мы намеренно пригласили в качестве волонтеров нескольких ребят, симпатизировавших одному деструктивному направлению, на акцию, когда лежачих инвалидов возили в дельфинарий. Они должны были поднимать их, нести на руках. Вы знаете, какой эффект! Сколько впечатлений. Дети-инвалиды не видят белого света. Для них увидеть солнце – радость. И просят: еще давайте, еще. А ребята волонтеры изменились. Просто ими никто не занимается. В заблуждении они поэтому. Конечно, очень сложно работать с идеологически крепким составом, а последователями их работать еще можно.

AZERROS: Где Вы учились?

И.Баязитов: Я начинал в Бухаре, два года учился. Потом здесь, в Казанском медресе.

AZERROS: Вы довольно креативный менеджер. Вас пытались перекупить, предложить какую-то другую работу?

И.Баязитов: Предложений было много, я к тому же еще и журналистом в молодости работал. Но и без них в 2002 г. возникло большое желании уйти, потому что было материально трудно, жена беременная. Я говорю отцу: «Наверное, я уйду, не выдержу». Он спрашивает: «А что, ты уже умираешь с голоду?»«Нет, пока». – «Вот сынок, из мечети не уходят. От Аллаха не убежишь!» Это меня остановило в то время. А теперь я ему благодарен за эти слова.

AZERROS: Как переводится «Ярдэм» с татарского?

И.Баязитов: Помощь.

Подготовили Вагиф АДЫГЕЗАЛОВ и Тиана ВЕСНЯК

2 мая 2014

Источник: EvraziaFM.ru http://evraziafm.ru/theme/1951-ildar-bayazitov-chtoby-i-u-nas-byla-kultura-blagotvoritelnosti-dostatochno-imet-dobroe-serdce.html


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Плохие мысли одинаково посещают всех. Говоря о верующих людях, то они отмечают, что люди, легко подвергающиеся эмоциональным всплескам, чаще всего страдают от посещающих их в намазе плохих мыслей. Они страдают, винят себя в грехе и не понимают истоко...

Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф