Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Вторник
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Гузель Валеева-Сулейманова: "В советские годы нельзя было говорить о мусульманском искусстве"

Дата: 24.11.2009 Версия для печати
Гузель Валеева-Сулейманова: "В советские годы нельзя было говорить о мусульманском искусстве"

Предлагаем Вашему вниманию интервью с известным специалистом по мусульманскому искусству, доктором искусствоведения, профессором Валеевой-Сулеймановой Гузель Фуадовной, которая представляет известную казанскую династию ученых и просветителей. Ее отец ...

Предлагаем Вашему вниманию интервью с известным специалистом по мусульманскому искусству, доктором искусствоведения, профессором Валеевой-Сулеймановой Гузель Фуадовной, которая представляет известную казанскую династию ученых и просветителей. Ее отец основоположник татарского искусствоведения, а дочь, защитив диссертацию по этнографии казанских татар в России, продолжает обучение за рубежом. В беседе с Гузель Фуадовной мы коснулись самого широкого спектра тем от определения термина мусульманское искусство и проблем исламской архитектуры в Казани до особенностей развития мусульманского искусства у татар и истории возникновения башни Сююмбике.

Ас-салам магалейкум, Гузель Фуадовна. В начале нашей беседы я хотел бы попросить Вас рассказать немного о Вашем отце, основоположнике татарского искусствоведения Фуаде Хасановиче Валееве. Насколько мне известно, он стал первым доктором искусствоведения в Поволжье.

Уалейкум ас-салям. Да, мой отец в 1981 году защитил докторскую диссертацию по искусствоведению. Когда он получал документы в ВАКе, ему сообщили, что он первый обладатель такой степени в Поволжье. А вообще в науке он сначала занимался этнологией, именно по этой специальности он защитил кандидатскую диссертацию. Его учителем был Николай Воробьев, один из крупнейших советских этнологов, профессор Казанского университета, автор известного труда "Казанские татары". Первая научная работа моего отца была посвящена народному орнаменту казанских татар. Книга "Орнамент казанских татар", которая вышла в свет в 1969 году стала первым большим трудом по татарскому искусству вообще.

Стоит отметить, что в аспирантуру он поступил поздно, так как до этого работал архитектором. Он закончил Киевский инженерно-строительный институт. После возвращения в Казань был главным архитектором Татарских специальных научно-реставрационных мастерских. Однако ему пришлось оставить свою профессию. Дело в том, что в конце 1950-х годов он спроектировал пристрой к мечети Марджани. Тогда у мусульман Казани возникло желание расширить главную на тот момент мечеть города. Всеми правдами и неправдами удалось получить на это разрешение. Новые помещения планировалось использовать для молельных целей. Однако после начала строительства, когда кладка стен стала возвышаться над забором, обратили внимание на эту стройку, и разразился грандиозный скандал. Из Москвы приехала комиссия, и были наказаны все «виновные». В итоге отца уволили с работы, исключили из Союза архитекторов. Мы даже боялись, что его арестуют.

После этого случая Николай Воробьев предложил папе заняться наукой и поступать в аспирантуру. Дело в том, что они познакомились, когда мой папа занимался реставрацией Черной Палаты в Булгарах.

Его научный интерес к татарскому, мусульманскому искусству оттуда?

Да, но в советские годы нельзя было говорить о мусульманском искусстве, это слово было под запретом. Поэтому говорили: татарское искусство, татарская архитектура. Из научной литературы термин мусульманское искусство был просто изъят.

Не вызывал ли негативной реакции тот факт, что в советские годы человек занимался изучением татарского, мусульманского искусства?

Да, проблемы были. Когда папа стал заниматься татарским искусством, он вышел на комплекс проблем касающихся национального наследия и мусульманских традиций. А это вступало в противоречие с официальной идеологией. Он, например, считал, что башня Сююмбике была построена в татарский период. В то время как допущенная властями версия закрепила ее как памятник русской архитектуры.

Такие споры ведутся до сих пор…

Да. Есть исследователи, которые считают, что башня построена до взятия Казани в 1552 году, другие - придерживаются противоположной точки зрения.

Я, на самом деле, нигде в России не видел похожих на Сююмбике башен. Есть ли примеры похожих построек?

Боровицкая башня Московского Кремля напоминает башню Сююмбике. Ее построил итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари, во время ремонта Кремля в 1490 году. Известный писатель Равиль Бухараев выдвинул версию о том, что хан Мухаммед-Эмин, в правлении которого Казанское ханство процветало, пригласил этого итальянского архитектора в Казань, и возможно он и спроектировал башню Сююмбике. Это была дозорная башня.

На самом деле, вполне логично, что царские власти могли оставить в целости казанскую дозорную башню, так как она имеет важное функциональное назначение. Если бы ее разрушили, то все равно пришлось бы возводить новую, поэтому легче просто оставить ту, которая уже существует. Так и могла, в принципе, башня Сююмбике остаться единственной постройкой сохранившейся со времен Казанского ханства.

Вообще эта не только дозорная, но и проездная башня. Там ведь была стена, которая отделяла территорию Кремля от территории ханского двора. От этой башни был проезд в ханский двор. Туда, где сейчас стоит здание бывшего Губернаторского дворца (резиденция Президента Татарстана). На этом месте располагалась резиденция казанских ханов.

Гузель Фуадовна, Вы, как и ваш отец, доктор искусствоведения. Можно сказать, что Вы продолжаете дело вашего отца?

Да, это он направил меня на этот путь. Я тоже закончила архитектурный факультет, но в Казани. Проработала один год архитектором, но поскольку индивидуального проектирования в советские годы, тем более в Казани, практически не было, а только сплошь типовое, я решила заняться научным творчеством. Хотя для карьерного роста перспективы в этой сфере у меня открывались большие. Но работа не приносила удовлетворения.

Поскольку мы с вами говорим о мусульманском искусстве, хотелось бы попросить у вас как у специалиста дать определение этому термину.

Мусульманское искусство - искусство народов, исповедующих ислам и создаваемое по канонам исламской этики и эстетики. Если художник или архитектор, будучи не мусульманами, работают в границах канонов, то созданные ими произведения также можно отнести к явлениям мусульманского искусства. Если мы окинем взором традиционное искусство мусульманских народов, то, несмотря на все территориальные границы и этнические различия, обнаружим в нем общность и образно-стилевое единство, отражающие суть исламского мировоззрения.

Есть понятие исламского искусства, которое связано с культовыми произведениями. Речь идет о шамаилях, оформлении мечетей, то есть с тем, что непосредственно связано с религиозной функцией.

Справедливо ли мнение, что в советские годы мусульманское искусство у татар прекратило свое развитие?

Смотря какое. Если говорить о высоком профессиональном искусстве, то, конечно, его не было, потому что с 1920-х годов татарам было предписано ускоренно осваивать европейские виды изобразительного искусства - живопись, графику, скульптуру, не свойственные мусульманской эстетике. Эти виды искусства развивались в рамках соцреализма. В них допускалось использование некоторых национальных элементов, например костюма, типажа и прочее, однако это скорее вытекало из сталинского представления «о национальном по форме и социалистическом по содержанию» искусстве. Поэтому никакой мусульманской тематики не было и быть не могло. До 1990-х годов даже изготовление шамаилей официально не разрешалось, поэтому традиция по их изготовлению отчасти была прервана.

Получается, что в советские годы мусульманское искусство не развивалось. Можно ли говорить, что сейчас происходит его возрождение?

Да, с 1990-х годов начинается его возрождение. Появляется целая плеяда художников, которые возрождают традиции каллиграфии и искусства шамаиля. Отдельные татарские художники - живописцы, графики работают не только в рамках художественных критериев формы, но и содержания мусульманского искусства, обращаются к кораническим сюжетам и образам, к изображениям мусульманских святынь, мусульманской символике и орнаментальным традициям.

Что касается изобразительного искусства, то в исламском мире в течение 20 столетия произошли некоторые изменения. Стала складываться стилистика современного мусульманского искусства, в которой обозначились свои каноны. Во-первых, это условность, символика и метафоричность художественного языка. Во-вторых, не приятие обнаженной натуры, изображения людей чаще передаются в виде силуэтных фигур, не акцентировано.

У нас в художественной - изобразительной сфере началось движение вперед. А как быть с развитием архитектуры? Ведь даже мечети в дореволюционной Казани проектировали русские архитекторы. Есть ли здесь свой национальный стиль?

С прекращением существования Казанского ханства исчезает и татарская профессиональная школа архитектуры, исчезает заказчик в виде класса феодалов и в связи с этим исчезает монументальная архитектура. Когда же появляется татарская буржуазия, а Екатерина II во второй половине 18 века разрешает строить мусульманам в Казани мечети и каменные особняки, то проектированием их занимаются в основном русские архитекторы. Фактически в облике зданий сочетались традиции европейской и русской архитектуры с национальными предпочтениями и вкусами татарских заказчиков, формировавшимися в рамках мусульманских представлений.

У татарской традиции были свои особенности, которые сохранялись и развивались в сельской архитектуре. Например, это строительство мечетей с минаретом на крыше, что было характерно для народного зодчества. Именно в таком стиле была построена казанская мечеть Марджани. В ее архитектурном облике традиции деревянного зодчества перенесены в формы каменной архитектуры. В ее экстерьерное оформление приглашенный архитектор внес элементы барроко, и в результате этого возник культурный синтез мусульманских традиций с европейским архитектурным стилем.

Апанаевская мечеть тоже этому пример?

Да и Апанаевская. А вот Азимовская мечеть построена уже в рамках новой традиции, в ее архитектуре присутствует влияние мавританского стиля и турецкой архитектуры. В облике Бурнаевской мечети также прослеживается влияние мавританскойархитектуры.

А если говорить о современности?

К сожалению, наша высшая школа не воспитывает национальных архитекторов. В обучение превалирует европоцентристский подход. Только в последние годы на архитектурном факультете в Казанском архитектурно-строительном университете появился курс "История исламской архитектуры". Однако современные архитекторы не заинтересованы в возрождении национальных традиций.

А почему?

Во-первых, заказчики диктуют. Во-вторых, не хватает знания и образования. Для того чтобы иметь свою национальную архитектурную школу, необходимо иметь солидную образовательную и научную базы. В системе образования обязательно должны быть курсы по истории татарской и мусульманской архитектуры, должны развиваться архитектурная наука и критика.

То есть в ближайшем будущем нам не стоит ждать появления национальной архитектуры?

Теперь все зависит от самой личности архитектора. Если найдется яркая талантливая личность, которая будет заниматься самообразованием в этой области, вести формообразующие и стилеобразующие поиски, то шансы есть. Но важно, чтобы и заказчики были ориентированы на самобытную и оригинальную архитектуру.

Осознание необходимости развития национальной архитектурной школы приходит, когда видишь то, каким образом, например, строят наши современные мечети. На многие из них без слез не взглянешь. А ведь даже сам внешний вид мечети это часть дагвата.

Многие мечети у нас по своей архитектуре не то, что не национальные, они просто неэстетичные. Раньше хотя бы был архитектурно-градостроительный совет, где утверждались проекты построек. Сейчас и этого нет, поэтому контролировать качество внешнего вида новых зданий очень сложно.

Таким образом, можно констатировать, что в развитии мусульманского искусства в постсоветское время в Татарстане архитектурная составляющая проседает сильнее всего?

Конечно, потому что развитие национальной архитектуры связано с государственностью, большими финансовыми ресурсами и развитием собственной профессиональной школы, которая создается столетиями. А у нас получилось так, что после середины 16 века развитие самостоятельной архитектурной традиции прервалось.

Новое поколение может, конечно, что-то изменить. Но тут необходимо движение не только "снизу", но и "сверху". Например, у властей Республики есть желание, чтобы в Татарстане появился национальный татарский кинематограф и в итоге есть договоренность об открытии в Казани филиал ВГИКа, появился фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар".

Да, но в кино это проще. Кино - явление 20 века. У этого вида искусства не столь долгая история, и оно возникло вне национальных границ. Кстати, в Казани учрежден фестиваль мусульманского кино. Но я не поняла, почему он получил такой статус. Ведь должна быть определенная тематика и соответствующий художественный язык, своя стилистика. У каждого вида искусства складываются свои эстетические каноны, содержательные критерии. Соответственно и у мусульманского кино тоже. У фильмов "Золотого минбара" это ярко не выражено, поэтому не понятно, почему фестиваль получил статус мусульманского.

"Золотой минбар" критикуют часто именно за это...

По-видимому, организаторами не были определены критерии, нужна продуманная идейная концепция и обоснование понятия «мусульманское кино». У любого фестиваля есть программная концепция. У "Золотого минбара" она размыта. Есть громкое, кстати удачное,на мой взгляд название, и не более того. Я считаю, что над «архитектурой» Минбара должны поработать профессионалы.

А, по вашему мнению, есть такое понятие как мусульманское кино?

Конечно, есть, также как и мусульманское искусство. Вследствие того, что мы оторваны от духовных и этических исканий в исламском мире, существует недостаток в понимании такого художественного явления как мусульманское кино. Но критерии мусульманского кино безусловно существуют, и они основаны на Коране, именно исламские духовные ценности должны быть в их основе.

Сейчас руководство города старается развивать его как мусульманский центр. С этим и связано проведение данного фестиваля и других крупных форумов. Высказывается даже мнение, что Казань это мусульманская столица России. Вы согласны с этим суждением?

Нет, конечно. Абсолютно не согласна. Вы посмотрите на Казань, много ли ней мусульманского? Недавно в Турции я общалась с одним владельцем галереи и фотографом, который в этом году был в Казани. У него остались противоречивые впечатления. По его мнению, Казань это преимущественно вторичный по архитектуре, вполне провинциальный российский город, в облике которого почти ничего нет мусульманского, кроме большой мечети в Кремле. Это взгляд приезжего человека. Думаю, для того, чтобы претендовать на статус мусульманского центра необходимо что-то иметь для этого.

А что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы Казань стала мусульманским центром?

Чисто мусульманским центром Казань не может стать. Здесь все-таки две культуры: и мусульманская и христианская. Однако чтобы развивать мусульманскую составляющую необходимо иметь основу. Была Старотатарская слобода. Зачем ее разрушили и застраивают непонятно чем? Ведь можно было бы возродить и развивать здесь татарскую мусульманскую архитектуру, создать необходимую пространствнную среду и привлечь туристов, водить экскурсии, рассказывая о Казани как уникальном городе с его евразийскими и мусульманскими традициями.

Гузель Фуадовна, то о чем вы говорите это визуальная сторона вопроса. Можно восстановить архитектуру, а как можно возродить именно среду - реальную жизнь? Это самое сложное.

Сложно, но можно. Необходимо обратиться к малым формам. От рекламы до оформления магазинов, лавочек и автобусных остановок. Через малые формы можно создавать эмоционально выразительную среду, однако этим никто из муниципальных структур не озаботился. Необходимо отслеживать качество художественного оформления городского пространства, для этого надо вырабатывать его концепцию, программу развития. Важно то, каким образом выглядят кафе, книжные магазины, лавки, одним словом все то, что наполняют живую ткань города.

Действительно, очень важно то, о чем вы говорите. У нас больше внимания уделяют каким-то большим, пафосным проектам не отдавая должного внимания малым формам. Хотя в подсознание человек скорее входят какие-то более приближенные к нему малые формы, которые он ежедневно видит. Ведь это непосредственно касается того о чем мы с вами говорили - развития национальных школ в искусстве. Поскольку человек, который вырос в такой среде, пропитался ею, потом может стать художником, режиссером, архитектором, писателем, улемом, который заложит основы национальной школы в любой сфере.

Вот, например, в Стамбуле мне очень нравится, как в центре восстанавливают старый город. Там есть улицы, где работают ремесленные мастерские, сувенирные магазинчики, чайханы и т.д. Человек, конечно, должен комфортно чувствовать себя в такой этнически самобытной среде, жить ею, а не черпать информацию только из книг, воспроизводящих ушедшие традиции.

Спасибо Большое, Гузель Фуадовна, за содержательную и интересную беседу.

Беседовал Данис ГАРАЕВ


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 8


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Говоря о причинах кормления в месяц Рамадан мы конечно же не откроем Америку.

Говоря о причинах кормления в месяц Рамадан мы конечно же не откроем Америку.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1428

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции

Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф