Общероссийское
информационное агентство мусульман
26
Пятница
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Мансур хазрат Джалялетдинов: откровенно о главном

Дата: 15.02.2013 Версия для печати
Мансур хазрат Джалялетдинов: откровенно о главном

Старо-татарская слобода в жизни татарского народа играла особую роль. В ней до сих пор чувствуется тот дореволюционный дух, который олицетворяют ее здания. Во многом, мусульманскую составляющую ей удалось сохранить благодаря мечети Марджани, которая функционировала и в советские годы. Сегодня, вокруг мечети появился целый мусульманский комплекс с развитой инфраструктурой.

Старо-татарская слобода в жизни татарского народа играла особую роль. В ней до сих пор чувствуется тот дореволюционный дух, который олицетворяют ее здания. Во многом, мусульманскую составляющую ей удалось сохранить благодаря мечети Марджани, которая функционировала и в советские годы. Сегодня, вокруг мечети появился целый мусульманский комплекс с развитой инфраструктурой. Настоятель мечети Марджани и имам-мухтасиб города Казани Мансур хазрат Джалялетдинов, считает, что сегодня необходимо возродить институт Вакуфов.

Для Мансур хазрата мечеть Марджани, самая, что ни есть родная, ведь, здесь начинался его путь к религиозным знаниям, и именно здесь состоялась его карьера. Известно, что к Универсиаде, которую ожидает Казань этим летом, он лично прилагает много сил для восстановления Старо-татарской слободы. Существенный сдвиг в реставрации дореволюционных строений, создание эффективного вакуфа при мечети Марджани, который включает в себя 15 объектов и различных проектов, и где занято в работе в общей сложности около150 человек, натолкнули нас на мысль поближе познакомить читателя с Мансур хазратом. Также нам стало интересно, что он думает о последних тенденциях, складывающихся в духовной сфере Татарстана.

Вакф решит многие проблемы мусульман

- Мансур хазрат, ваш путь в ислам, к знаниям, начинался в этой мечети, и так получилось, что вы в ней сегодня служите имамом. Расскажите, с чего вы начали, когда стали настоятелем мечети Марджани.

- Моя деятельность в мечети началась в 1984 году,затем была учеба в Бухаре в медресе «Мир-Араб», продолжил учебу в Стамбуле. В 1992 году стал первым заместителем муфтия РТ. С 1995 года имам-мухтасиб города Казани и имам мечети Марджани. В конце 90-х годов у нас стал вопрос о ремонте мечети: крыша протекала, оконные рамы были ветхими, сыпалась штукатурка, ведь мечеть 1767 года постройки! Необходимы были средства. Тогда, в 90-х существовали кооперативы, наличных денег было мало, расплачивались чаще векселям или бартером. Мы обращались к кооператорам, но многие предлагали не деньги, а товар, который производили. Этот товар надо было сбывать, вот здесь и родилась мысль возродить вакуфную систему. (Вакуф - в мусульманском праве это имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое имущество, но лишь приносящее пользу – ред.)

При мечети был создан и открыт Исламский торговый дом, в котором мы реализовывали продукцию кооператоров. Появились первые средства на реставрацию мечети. В 1998 году был открыт первый магазин по реализации Халяль-продукции (мясо, колбасы, куры, полуфабрикаты), затем открылось мусульманское кафе. У нас появилась возможность открыть медресе, где и сейчас студенты проживают и обучаются бесплатно.

- В чем особенность вакуфной системы?

Вакуф – это неиссякаемое при его использовании имущество, отданное на дозволенные цели, без права на заключение сделок, например, на сделки купли-продажи или обмена Вакуф считается одобряемым и востребованным Шариатом делом.

У татар, до революции 1917 года, была очень развита вакуфная система, это когда мечети имели свои магазины, торговые лавки, доходные дома. Вакуф был главным источником существования мечетей, медресе, благотворительных организаций. В других мусульманских странах эта система и поныне помогает содержать религиозные объекты, платить имамам заработную плату, вести грамотную проповедническую деятельность с ногу со временем. К сожалению, в России это не развито. Поэтому, нам сегодня необходимо возрождать принципы вакуфной системы.

Приведу пример, В течение всего месяца Рабигуль-авваль по нашему телевидению шел конкурс о пророке Мухаммаде, мир ему, который проводился за счет министерства вакуфов Государства Кувейт. Почему у себя мы проводим конкурс за счет Кувейта? Ну, хорошо, они спонсируют, но почему мы сами не можем сделать этого? Так как у нас нет денег на это. А их нет, потому что мы ничего не делаем. Сейчас имамы живут за счет подаяний и ходят с протянутыми руками. Но это не красит мусульманское духовенство. Тут возникает вопрос? Почему мы тогда не зарабатываем? Почему не создаем свои вакуфы?

В одно время в 90-х годах в Конституции Татарстана был прописан закон о вакфах, но затем, когда приводили ее в соответствие российскому законодательству, этот пункт убрали. Но отмечу, что эта система крайне важна сегодня, и ее необходимо возрождать.

- Люди, не имеющие представления о вакуфной системе, считают, что имам начал заниматься коммерцией и это негативно сказывается на его имидже…

- Действительно, когда имам занимается коммерцией, то у людей это вызывает плохие ассоциации. Но ведь чтобы содержать мечети, необходимы эти вакуфы. Одними подаяниями мечеть, где работает довольно много людей, невозможно содержать. Можно, например, создать коммерческую структуру, благо, устав прихода и закон о религиозных объединениях это позволяет, и наладить производство по пошиву тюбетеек, или изготовления четок, шамаилей, одежды и прочее. Вакуф – это немного другое, так как прибыль поступает в мечеть и используется для ее нужд, развития исламского возрождения. Это нельзя назвать коммерцией в полной мере, так как прибыль является собственностью прихода.

К примеру, чтобы обучить одного студента в медресе необходимы финансы. Он приезжает, и ему бесплатно предоставляется питание, парта, стул, класс для обучения, учебные пособия, преподаватель, общежитие, оплачиваются коммунальные услуги. Ведь за все это нужно платить. А деньги где взять? Вот это все и берется с вакуфов. Если мы берем деньги за границей, то нам говорят, почему вы берете там, если мы начинаем здесь, сами зарабатывать, то нас упрекают в том, что мы занимаемся бизнесом. А что, ходить просить? Ходить имамам с протянутой рукой? Сегодня в любой крупной организации тысячами лежат письма, с просьбой о благотворительной помощи. Им в день по сотни писем приходит с прошением о помощи, это и различные общества инвалидов, престарелых, а так же погорельцев, сирот и т.д. Организация вакуфа разрешает много проблем, а при мечети появляются вакансии для мусульман или мусульманок, которым очень трудно устроиться на работу, и при этом исполнять свои религиозные обряды. Надо объяснять людям в необходимости вакуфов при мечетях.

Вернемся к дореволюционному опыту. Возле мечети Марджани было медресе и рядом стояло одноэтажное здание, где обучали детей-сирот и детей из малоимущих семей. Они обучались за счет дотаций, которая давала мечеть. А за счет чего это происходило? У мечети Марджани были свои «Доходные дома». Вспомним купцов Апанаевых, Ибрагимовых, у них были «Доходные дома», прибыль от которых поступала на содержание мечетей, содержание сирот, так как их брали на попечение. В мусульманских странах ведь нет детских домов. Если появляется сирота, и у него нет родственников, то его сразу забирает на попечение какая-нибудь вакуфная религиозная организация. Также там за счет вакуфов создаются новые предприятия, фонды и даже банки.

- Как реализовать в полной мере работу вакуфной системы для всех приходов Татарстана?

- Если брать по республике, то это также можно спокойно реализовать. Почему сегодня молодые имамы не едут работать в деревни? Потому что там нет зарплаты. Там тоже можно выстроить грамотно вакуфную систему. У нас в городе есть халяльные кафе, магазины, лавки по реализации продуктов питания. Наша республика очень богата – в каком-то районе очень хороший урожай пшеницы, в каком-то картофеля, в каком-то сахарной свеклы, где-то активно занимаются рыбным промыслом, выращивают домашнюю скотину. Неужели при мечети нельзя организовывать мини-фермы? Затем эту продукцию сбывать в городе. Отсюда появится и заработная плата имама, и можно будет содержать мечеть. Ведь можно брать земли в аренду для мечети и обрабатывать ее, как это делают обычные фермеры. В Буинске, например, можно выращивать сахарную свеклу и сдавать на завод для дальнейшей переработки. В Рыбно-слободском районе или в Тетюшах, например, можно создать рыбные артели. К примеру, Арский район очень знаменит тем, что там мастера делают национальную татарскую одежду – тапочки, сапоги, красивые коврики. В каждом районе есть что-то свое. Так надо использовать это. Необходимо вести диалог с главами районов и я думаю, они пойдут навстречу.

Также у нас есть районы, где выращивают лук, сено, где развито пчеловодство, есть районы, где много леса. Имам может собрать бригаду людей, которые могут рубить срубы, заняться обработкой делянки. Люди готовы работать в деревнях, так как там нет работы. Сейчас для реставрации Казани деревянные строения актуальны. Разве не этому побуждал пророк Мухаммад, мир ему, когда указывал путь для заработка, говоря, что необходимо «зарабатывать своими руками»?

Почему мы, для праздника Курбан-байрам, не можем сами выращивать скотину – баранов, бычков? Сегодня Татарстан закупает баранов в Калмыкии, Оренбургской, Саратовской областях. Мы ведь закупаем их тысячами голов. Ведь для этого существуют программы Минсельхоза, и выделяются дотации.

У нас в республике более 1400 мусульманских приходов! Неужели в деревнях все это нельзя организовать? Просто имаму в этой области надо начать работать. Не обязательно, чтобы он сам занимался этим, пусть занимается проповедями. Но ведь у каждой мечети есть приходское собрание, есть предприниматели, юристы, экономисты, которые смогут реализовать эти идеи.

Хотелось бы отметить, что в деревнях предприниматели, которые занимаются сельским хозяйством, берут землю в аренду и используют ее. Надо сказать, что по законодательству, земля для религиозных нужд выделяется безвозмездно! Почему бы это не использовать для развития вакуфной системы? Это и развитие сельского хозяйства, и животноводства, производства. Отсюда и выплата закята, и гошер (десятина), вот вам и финансирование хозяйственной деятельности мечети и учебных заведений.

- Хорошо, а в городах имамам как реализовывать вакуфную систему?

- А разве нельзя заняться выпуском сувенирной продукцией, тем более перед Универсиадой-2013. Мы просто не хотим работать. В наших магазинах товары, четки или шамаили, брелки или сувениры - в основном китайского производства.

Мы на примере мечети Марджани показали, как надо выстраивать вакуфную систему. Сегодня мечеть является самодостаточной для ведения своей образовательной деятельности. В Казанском исламском колледже мы обучаем 70 человек и готовим из них проповедников. В самой мечети работают 4 имама и 8 преподавателей, которые ведут проповеди, обучение издают религиозную литературу. Наша вакуфная система включает 15 объектов, мечеть, медресе, а так же детский лагерь за городом, мусульманское кладбище, мусульманские кафе и магазины. У нас создан целый комплекс для наших гостей, которые могут спокойно целый день провести в мечети, работает детский клуб, где можно на время оставить своих детей.

К сожалению, многие имамы привыкли жить только на проведениях маджлиса. Конечно, среди них есть и предприимчивые, которые хотят что-то делать, зарабатывать помимо «садака с маджлисов». Говорят зазорно заниматься имаму предпринимательством, а разве не зазорно ходить с протянутой рукой? Конечно, при занятием любым предпринимательством возникают проблемы, это и финансовая отчетность перед налоговой службой и противопожарная охрана и санэпиднадзор и прокуратура и УФМС и другие контролирующие органы. Но это не так сложно, ведь и так любая зарегистрированная религиозная организация подотчетна всем перечисленным структурам. Для этого необходимо иметь в штате юриста и экономиста. Если капитально основать вакуфную систему, то у духовенства появятся финансы. Тогда можно будет реализовывать грандиозные проекты, как, например, создание исламских банков, запуск кабельного мусульманского телеканала и многое другое. Все это возможно, если мы будем сообща и сплоченно работать.

Дипломатией и образованием против радикализации

- Мансур хазрат, Вы рассказали нам о том, как можно решить одну из злободневных проблем – нехватку финансирования мечетей. Давайте теперь поговорим об идеологической составляющей, проблемах мусульман, к примеру, о радикальной молодежи. Как отвечать на вызовы современности?

- Я считаю, что эту проблему можно решить только путем переговоров, организацией круглых столов, семинаров и развитием образовательной системы. На данный момент у нас недостаточно грамотных богословов, которые занимались бы этими вопросами. Безусловно, есть миссионеры, которые работают против той или иной мечети, и им надо противопоставлять свои образованные кадры. С теми миссионерами, которые изнутри подламывают институт имамов, с ними тоже надо выстраивать диалог. Надо выезжать в проблематичные регионы и переубеждать, разговаривать, договариваться, разъяснять, издавать и распространять литературу, развивать институт вагизов (проповедников). Честно говоря, мне непонятна идеология радикально настроенной молодежи, ведь Ислам - это религия мира.

Сегодня некоторые молодые люди получившие образование в арабских странах, возвратившись, несут культуру той страны, в которой они получили образование. А если бы они проучились в Японии или в Индии, то тогда какую культуру бы они несли в массы? Считаю, что необходимо путем убеждения, приводя доказательства из Корана и сунны пророка, мир ему, вести с ними диалог, разъяснять необходимость мазхабов, почему и когда они появились, и чему они учат, и так далее.

- Как мы допустили такое, что в Казани целая мечеть была у сектантов? Речь идет о мечети аль-Ихлас, где обосновались приверженцы секты Хизб ат-Тахрир аль-Ислами?

- Не в моих правилах навешивать ярлыки, обвиняя кого-либо в причастности к той или иной секте, будь то, «Файзрахманисты» или «Хизб ат-Тахрир». Ведь Аллах Всевышний сказал: «Нет принуждения в религии». Ведь у каждого есть право выбора, и каждый сам за себя будет отвечать в Судный день перед Всевышним - за кем он шел, кого он слушал, кому поклонялся, кого шайтан попутал, а кто заблудился. У нас в республике есть Совет улемов, есть Совет казыев, есть Российский исламский университет. Подумайте на едине самим с собой, правильной ли дорогой идете, не сбивает ли вас шайтан, может, стоит обратиться за разъяснениями к улемам, казыям. Не надо самим растолковывать аяты Священного Корана, и хадисы пророка, необходимо обращаться к ученым.

Муфтием в Татарстане сможет работать только местный имам

- Мансур хазрат, вы 18 лет работаете имам-мухтасибом, Татарстан особый регион, который славился своей толерантностью, но в последнее время появились псевдоэксперты, которые вешают на руководство Татарстана и некоторых имамов клеветнические ярлыки.

- Знаете, критиковать всегда легко. И наблюдать со стороны, давая оценку, легко, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мне интересно, а эти эксперты, что они сами сделали для объединения, для консолидации? Почему они постоянно изыскивают только негатив и это попадает в СМИ? А почему они не показывают позитивные стороны? Может с этого и надо начинать. Наш народ привык ругать депутатов, политиков, руководство всех уровней, и в последнее время начали ругать духовенство. Понятно, что у нас демократия. Но когда начинают ругать священнослужителей, то это уже неприемлемо, ни с этической, ни с моральной точек зрения. Мы, верующие, должны помнить о том, что в Судный день не мы будем отвечать за своих духовных наставников, а они за нас будут в ответе. Я не понимаю тех, кто на молитве стоит за имамом, а после молитвы ругает его, клевещет и сеет раздор.

- Некоторые СМИ начали писать об уходе муфтия Татарстана Илдуса Файзова со своего поста. Что ожидает республику? Ходят слухи, что хотят пригласить на должность муфтия в республику «варяга»? Как вы считаете, должен ли занимать пост муфтия человек, не проработавший имамом в самой республике?

- Во-первых, официальной информации об уходе Илдуса Файзова нет, известно, что он на лечении. Да, сейчас очень сильно в мусульманской общественности муссируются эти слухи, также эту информацию можно найти в различных СМИ и я с ней ознакомился. Там говорится, что якобы на должность муфтия Татарстана хотят назначить человека со «стороны» и называются три кандидатуры: муфтия Чувашии Альбира Крганова, муфтия Ханты-Мансийска Тагира Саматова или Иршата Сафина из Самарской области. В эту информацию мне бы лично не хотелось верить. Потому что Татарстан богат не только ресурсами, но и имамами. У нас самая большая по численности приходов мусульманская республика, и у нас есть свои имамы и кадры. Брать человека со стороны, с другого региона на должность муфтия республики – это неприемлемо и неправильно! Татарстан очень специфичный регион. Здесь, человек, не работавший в духовной сфере и не живший в самой республике, не сможет эффективно вести свою деятельность.

Сегодня мы видим, что в светских структурах назначаются люди со стороны, и в Арбитражный суд, и в прокуратуру, и в МВД. Да, это борьба с коррупцией и так далее. Но какая у нас борьба с коррупцией может быть? У нас духовенство! Я лично ничего не имею против перечисленных выше имамов и муфтиев, которых пророчат на пост муфтия республики. Работать они, конечно, смогут, но как воспримет их народ? Даже такую фигуру, как Талгат Таджутдин какая-то часть поддерживает, в основном пожилые люди, а какая-то нет. А что делать с молодежью? Какой бы авторитет у него не был, все равно Татарстану нужен свой муфтий, местный, так сказать «выращенный» здесь. Только такой человек сможет принести пользу и дать хорошие плоды своей деятельности.

- Если будет рассматриваться ваша кандидатура, что вы об этом думаете?

- Моя кандидатура рассматривалась несколько раз, но надо сказать о том, хочу ли я, этого, лично сам. На сегодняшний день, я руковожу очень большой структурой – мухтасибатом города Казани и веду много вакуфных проектов. Мой день начинается в 8.00 часов утра с планерки, и длится до позднего вечера, часто приходится задерживаться. Необходимо следить за работой мухтасибата города, Казанского исламского колледжа, мечетью Марджани, за лагерем в селе Ташевка, за мусульманским кладбищем, за кафе при мечетях и за торговыми точками, за домами и общежитиями. Хочу сказать, что я и так очень загружен. Я из тех людей, которые, если берутся за работу, то отдаются ей полностью. Пусть муфтием будет тот человек, который этого, действительно, желает. И пусть народ выберет себе достойного лидера.

Беседовали Ахмад Халиков, Александр Долгов.


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В аптеках всегда можно найти детское любимое лакомство как гематоген. Это не только полезное, а главное вкусное лекарство. В том виде, в котором мы сегодня с вами знаем гематоген, появился после 1917 года.
Комментариев: 2

В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1436

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф