Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Пятница
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Наиль Яруллин: Цель одна - сохранение нашей Веры и среди других народов занять достойное место

Дата: 11.04.2009 Версия для печати
Наиль Яруллин: Цель одна - сохранение нашей Веры и среди других народов занять достойное место

Сегодня мы наблюдаем картину, как в наших городах и селах строятся и открываются мечети и медресе. Это очень отрадно, так как возвращение к духовным традициям является спасением от деградации и разложения. Ведь именно благодаря религии, наш народ смог ...

Сегодня мы наблюдаем картину, как в наших городах и селах строятся и открываются мечети и медресе. Это очень отрадно, так как возвращение к духовным традициям является спасением от деградации и разложения. Ведь именно благодаря религии, наш народ смог сохраниться даже в самые трудные периоды нашей истории. Именно поэтому мы с гордостью можем называть себя мусульманами и благодарить Аллаха за то, что наши предки крепко держались за предписания ислама. До нашего времени дошли сведения о многих медресе в различных городах и селах, которые, в свое время успешно действовали. Некоторые из них работают и сейчас. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию, беседу нашего корреспондента с ректором Казанского Высшего Мусульманского медресе "Мухаммадия" Наилем Яруллиным:

- Наиль хазрат, прежде чем начать разговор о современной "Мухаммадии", хотелось бы поговорить о том времени, когда она создавалась.

- Как известно, в конце 19 века на смену кадимическим школам-медресе стали приходить новые джадидиские учебные заведения. Дело в том, что царское руководство было против того, чтобы татары получали хорошее светское образование. Миссионер Ильинский, находясь у руля этой политики, заявлял, что образованные татары, знающие русский хуже, чем те, кто не владеет языком. Во время царской России татарам не удается открыть нормальную общеобразовательную школу. Но богатырские усилия в этой области все же не остаются бесследными. Представители татарской буржуазии, испытывали острую потребность в обновленной системе образования и это, по сути, явилось еще одним толчком в открытии школ со светским уклоном. С другой стороны, в эпоху развивающегося капитализма назрела также необходимость в кадрах, имеющих определенный минимум светских знаний и владеющие практическими навыками в производствах. Конкуренция на общероссийском, а, иногда, и международных рынках требовало от татарской буржуазии высокого уровня технических знаний. Необходимо было вводить светские предметы в учебные программы школ-медресе, такие как уроки по торговле и различные предметы по различным видам искусств. В то же время нужно отметить важную роль кадимистких медресе, которые помогли в нашем народе сохранить уважение к религии, укрепили в сердцах нур Священного Корана. Ведь именно в эпоху этих медресе воспитались ученые мирового уровня. Думаю, достаточно будет упомянуть таких деятелей, как Г. Курсави, Х. Фаезханов, Ш. Марджани, К. Насыйри, Р. Фахретдин, чтобы по достоинству оценить эту роль. В это время появляется такое учебное заведение, которое назвали "Мадрасаи Мухаммадия".

- Наиль хазрат, расскажите об основателе медресе.

- Основателем самого известного татарского медресе "Мухаммадия", его мударисом является Галимджан Галиев Баруди. Он известный татарский просветитель, богослов, реформатор. Философ, педагог. Его авторитет был очень большим на рубеже 19-20 веков. В разных документах, газетах, журналах без всяких пояснений про него писали просто "Галимджан хазрат". В то время такого уровня достигли только Ш. Марджани, Р.Фахретдин, И. Гаспринский. Но, в советское время имя Галимджан хазрата не упоминалось с положительной стороны. Галимджан Баруди (Галимджан бине Мухамматджан бине Биниамин бине Гали бине Колмухаммад) родился 2 февраля 1857 года в селе Чуашиле Казанской губернии (Нынешний Высокогорский район). В 1961 году он с отцом Мухамматджаном переезжает в Казань и в 1962 году поступает на учебу в казанское медресе второй махалли. В этом учебном заведении он учится четыре года и в 1875 году в возрасте 18 лет для повышения уровня знаний направляется на учебу в Бухару. В Бухаре Галимджан учится 7 лет и осваивает множество предметов, таких как тафсир, хадис, алгебра, геометрия, медицина, природоведение и экономику. Посещает города Ташкент и Самарканд. В 1882 году молодой ученый возвращается в Казань и в 1883 году получает указ на имамскую и преподавательскую деятельность в мечети. В 1887 году отправляется в большой путь- паломничество к Священным местам- Хадж. Он общается со многими учеными в разных городах стран мира. Галимджан Баруди приходит к выводу, что необходимо увеличить уровень образования татар-мусульман. Он считал, что наряду с религиозным образованием необходимо познавать светские науки. Продвигает вперед идею о том, что необходимы школы для подготовки профессоров, инженеров и других специалистов, но в то же время хорошо знающих устои нашей религии.

-Остановитесь, пожалуйста, на истории строительства медресе.

- История строительства медресе тоже очень поучительная. Вначале, в 1882 году отец Галимджана Баруди- Мухамматджан хазрат построил одноэтажное каменное здание, размером 16х8 метров, так как первое здание было построено Мухамаджаном, она и взяла название "Мухаммадия". Но, в первый же год шакирдов было так много, что они не умещались в здание. Мухаммаджан делает цокольный этаж для проживания шакирдов. В 1886 году торговец Габдулла Утямишев помогает построить третий этаж. В 1894 году при поддержке Габдуллы Утямишева и жены Галимджана Баруди Биби Махруй Апанаева было построено двухэтажное деревянное здание. Стабика Биби Махруй неограничевалась только помощью в строительстве здания, а вплоть до своей смерти преподавала девушкам. Умерла в 1904 году. К сожалению в 1898 году это деревянное медресе разрушается. Авторитет Баруди был настолько велик, что ему начали помогать богатые татары в строительстве двух этажного каменного здания. В этом очень известном медресе наряду с татарами учились так же башкиры, казахи, киргизы, кумыки и другие представители тюркских народов. Снова стает проблема нехватки места. В 1901 году дается разрешение на строительство нового трех этажного каменного здания. Там устанавливается новая внутренняя система отопления, к которой присоединяются и другие имеющиеся здания медресе. Галимджан Баруди много сил прикладывает для того, чтобы создать хорошие условия, оборудовать в духе со временем, а так же привести в соответствие санитарно-гигиеническим нормам. Конечно, в этом ему помогают поддерживающие его татары и коллектив. Мухаммадия становится современным учебным заведением. У нее имеется своя столовая, больница, сапожная мастерская, столярная, типография. Возле больницы имелся сад, а зимой там делали каток. В медресе была очень сильная дисциплина: было расписано, когда шакирды посещали учебу, выходили и заходили в здание в определенное время, строго по расписанию был отбой и подъем. Строго соблюдали режим питания. Как и в обычных русских школах, здесь были удобные парты, черные доски, исторические и географические карты плакаты. Среди меценатов можно выделить Ахмад бая Хусаинова, который не ограничился в помощи строительства здания, а поддерживал постоянно. Другие богатые тоже вносили большую помощь. В 1908 году в "Мухаммадие" училось 344 шакирда, вскоре эта цифра достигла 500.

- Между "Мухаммадией" того времени и настоящего времени прошел сложный период. Чем "Мухаммадия" настоящего времени отличается от того прошлого?

-Сейчас другое время. Мысли, размышления другие, но Слава Аллаху цель, Кыйбла одна. Это сохранение нашей Веры и среди других народов занять достойное место. Ведь "Мухаммадия" возраждаясь в 1993 году начала свою работу в доме культуры имени Ленина. Сегодня мы ведем работу в нашем исконно историческом здании. Есть отделы по исламскому воспитанию, шариату и арабскому языку. На дневном отделении учатся 120 человек, а на заочном 600. География тоже широкая - к нам приезжают из Белоруссии, Украины, средней Азии, Сибири и так далее. Это медресе сильно единством своего коллектива. У нас работают 20 специалистов, они моя надежная опора. Они же готовят шакирдов, которые будут приносить пользу нашей религии, нашему народу.

-Большое спасибо хазрат за интервью. Пусть Аллах поможет вам в тяжелом и ответственном деле.

Беседовал Ирек Нигмати


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Знаете ли вы, что традиции проведения месяца Рамадан в разных странах имеют свои особенности. В некоторых из них даже обычный приём пищи в этот священный месяц становится праздником. Проведение Рамадана по особенному закрепилось у разных народов благ...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф