Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Пятница
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Рафик Мухаметшин: «Мы будем готовить специалистов по мировой экономике, но со знанием основ исламской экономики»

Дата: 26.03.2009 Версия для печати
Рафик Мухаметшин: «Мы будем готовить специалистов по мировой экономике, но со знанием основ исламской экономики»

История развития Исламского банкинга показала уже свою эффективность и жизнеспособность. На сегодняшний день активы Исламских банков составляют более 250 миллиардов долларов, а годовой прирост более 15%. Если по сравнению с традиционной ...

История развития Исламского банкинга показала уже свою эффективность и жизнеспособность. На сегодняшний день активы Исламских банков составляют более 250 миллиардов долларов, а годовой прирост более 15%. Если по сравнению с традиционной экономической модели, Шариатская выглядит незначительно, то многие западные банковские корпорации, видя потенциал в этом секторе, присоединяются к нему. На данный момент в Британии пять банков, полностью соответствующих нормам Шариата. Кроме этого, около 55 колледжей и профессиональных институтов, предлагают образовательные программы по Исламским финансам. В отчете Международной Лондонской Финансовой Службы говорится, что Исламские финансовые институты способны устоять против кредитного кризиса благодаря запрету, наложенному Исламским правом. Сэр Эндрю Кан, главный исполнительный директор Департамента Торговли и Инвестиций Британии говорит: "Несмотря на заграничное происхождение, Исламские финансы обрели свой "дом" в Соединенном Королевстве. И хотя ни один сектор не устоял против мирового финансового кризиса, Исламские финансы показали удивительную гибкость".

Если взять страны СНГ, то недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности Исламских банков и организации Исламского финансирования». В этой связи были внесены изменения в Гражданский, Налоговый кодексы, в закон «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах» и так далее. В Казахстане надеются, что принятие данного документа позволит внедрить альтернативные формы финансирования. Также, Парламент Киргизии одобрил законопроект о внесении поправок в Закон "О банках и банковской деятельности", который дает возможность всем коммерческим банкам заниматься исламскими принципами кредитования. На данный момент банк "Экобанк" является единственным финансовым институтом в Киргизии, совершающим сделки в соответствии с требованиями Шариата.

В России же кричать во весь голос об Исламских банках рановато, хотя говорить об этом вполне возможно и даже нужно. Проведенные в июне 2008 года мероприятия «Первый международный семинар по Исламским финансам и «Международная Инвестиционная конференция» Республикой Татарстан и Исламским Банком Развития заложили идею создания Российского Центра Исламской Экономики и Финансов на территории Татарстана, который с октября месяца 2008 года функционирует при Российском Исламском университете (РИУ).

О дальнейшей судьбе Исламской экономики в России мы побеседовали с ректором РИУ, профессором Мухаметшиным Рафиком Мухаметшовичом.

- Рафик Мухаметшович, расскажите, как возникла идея создания данного Центра?

- Мы живем в многополярном мире, и поэтому, естественно, очень важно выработать механизм использования достижений различных цивилизаций. Тем более, для нас, для представителей российского мусульманского сообщества, очень важно использовать достижения исламской цивилизации. Мы должны использовать результаты в области социально – экономических, политических сферах, то, что наработано уже мусульманскими странами. В первую очередь это касается Исламской экономики, которая, начиная с 60 годов ХХ столетия, показывает себя как эффективная форма хозяйствования.. Сразу нужно сказать, что эта система универсальная, его используют не только сами мусульманские страны, но используют и в Западных странах. Например, в Великобритании на сегодняшний день функционируют пять Исламских банков, и поэтому это направление должно найти соответствующее развитие и в России.

С этой целью в октябре при РИУ создан Российский Центр Исламской Экономики и Финансов. Естественно, своими только силами создать сегодня такой Центр практически невозможно. Тем более, кадров по Исламской экономике у нас в Казани, но и по всей России практически нет, поэтому в свои партнеры мы привлекли учебный центр КЛБС (Куала – Лумпурская Бизнес Школа), во главе с профессором Судином, и Исламский Институт Исследования и Обучения (Islamic Research and Training Institute) при Исламском Банке Развития. Имея такую поддержку, мы можем с оптимизмом смотреть на будущее и развивать свою деятельность в этом направлении. Основными задачами Центра на данный момент являются: исследования и публикации, проведение семинаров и конференции, то есть просветительство.

- Готова ли наша Российская умма для формирования соответствующего спроса на Исламские финансовые продукты?

У представителей Российского бизнес сообщества должно быть правильное представление об основах Исламской экономики и финансов. К сожалению, сегодня об этом мало кто знает, и поэтому основное представление ограничивается возможностью получения беспроцентной ссуды. Банковская система есть банковская, она должна приносить прибыль, здесь просто другая схема работы, при этом банк несет ответственность за те организации, которые берут ссуду в этом же банке, здесь большой упор делается на взаимоответственность сторон. Безусловно, когда мы говорим об Исламской экономике и финансах, очень важно, чтобы в России сформировалась соответствующая инфраструктура, и как мы видим, этой инфраструктуры пока нет. Когда мы говорим о тех банковских продуктах, которые данная схема будет производить, мы имеем в виду халяльный сектор экономики, страховую систему и др. Для их оптимального функционирования необходима правовая база, и в этом направлении необходимо серьезно работать, поскольку у нас соответствующей правовой базы тоже нет.

Созданием одного банка проблема не разрешится, для формирования спроса должна быть готовая экономическая ниша, а то получится, банк открыли, где же клиенты, где те организации, которые готовы работать по Исламской схеме? Открыть банк не сложно, а проблема в том, а кто же с этим банком будет сотрудничать, поскольку банк предполагает наличие Шариатской комиссии, которая будет прослеживать использование выданных денег, на какие цели они использованы, нет ли здесь нарушения основных канонов Шариата. С этой точки зрения хотя бы определенная часть экономики Татарстана, России должна быть готова к участию в данной системе.

- На семинаре вы говорили, что в РИУ будут готовить специалистов по Шариатским финансам, насколько это реально?

- Для того чтобы готовить кадров, мы собираемся, начиная со следующего учебного года, открыть отделение мировой экономики в Российском Исламском Университете. Центр готовит уже определенную интеллектуальную и кадровую почву, для того, чтобы у будущих студентов было понимание об Исламской экономической модели. Мы еще не определились, сделать платным или бесплатным обучение. На сегодняшний день интерес есть, возможно, и народа много будет. Хотя, если взять любой вуз, то он обязательно готовит экономистов или же юристов. Поэтому учебных заведений много, найти свою нишу может быть и не так просто, и, тем не менее, мы будем готовить специалистов по мировой экономике, но со знанием основ исламской экономики. А потом куда они пойдут? Получив дипломы государственного образца по мировой экономике, я надеюсь, выйдут специалисты, которые разбираются в особенностях Исламской экономики, смогут работать в любой коммерческой организации, и в тех структурах, банках, которые будут специализироваться в нише Исламской экономики.

- Как вы думаете, приживется ли Исламская экономическая модель в Татарстане?

- Когда мы говорим про экономику, то она ведь универсальна, то есть, религиозной экономики нет, у любой экономики есть свои каноны. Поэтому, здесь речь идет о принципах. Наличие в банках Шариатского комитета, который следит за дальнейшей судьбой выданных денег, делает ее особенной, а в остальном механизмы экономики одни и те же. По большому счету, Исламская экономика строится на принципах мировой экономической теории. Нельзя сказать, что здесь предлагается новая модель, просто заложены некоторые особенности. Например, в первую очередь она больше социально ориентированная, нацелена на развитие среднего бизнеса. Нельзя сказать, что мы нарушаем существующие экономические закономерности, предлагаем совершенно новую модель, нет, здесь просто новая ниша в общеэкономической модели.

- Спасибо за интервью.

Беседовала Рузиля Гараева.


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Знаете ли вы, что традиции проведения месяца Рамадан в разных странах имеют свои особенности. В некоторых из них даже обычный приём пищи в этот священный месяц становится праздником. Проведение Рамадана по особенному закрепилось у разных народов благ...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф