Общероссийское
информационное агентство мусульман
25
Четверг
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Тауфик Ибрагим: "Татары имеют возможность стать примером современного и интеллектуального Ислама"

Дата: 24.11.2009 Версия для печати
Тауфик Ибрагим: "Татары имеют возможность стать примером современного и интеллектуального Ислама"

19 ноября в Казани состоялась презентация трехтомной хрестоматии «Сира: Жизнеописание пророка Мухаммеда», соавтором который выступил известный ученый, председатель Российского общества исламоведов, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ...

19 ноября в Казани состоялась презентация трехтомной хрестоматии «Сира: Жизнеописание пророка Мухаммеда», соавтором который выступил известный ученый, председатель Российского общества исламоведов, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Тауфик Ибрагим. Мы встретились с ним, чтобы узнать его мнение о российской традиции мусульманской богословской мысли, о ее современном состоянии и перспективах развития.

Ас-саляму алейкум, Тауфик эфенди, Ваш приезд в Казань на этот раз связан с презентацией трехтомной хрестоматии «Сира: Жизнеописание пророка Мухаммеда», которая вышла в столице Татарстана. Расскажите, пожалуйста, немного об этой работе нашим читателям.

В основе Сиры лежит классическое жизнеописание пророка Мухаммада (с.а.с), составленное Ибн-Хишамом. Предания сличаются с соответствующими версиями «Шести канонических сводов». Также привлекаются остальные авторитетные источники – собрания хадисов, комментарии к Корану, исторические труды.

Почему было решено выпустить этот труд именно в Казани?

Дело в том, что в столице Татарстана реализуется совместный проект Российского исламского университета и Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета «Углубленное изучение истории и культуры ислама». Кроме того, здесь сыграла роль моя симпатия к Казани. Дело в том, что я патриот татарской богословской мысли. Она была на самых передовых позициях, одной из лучших в мире.

Какие татарские улемы повлияли на вас больше всего?

Сейчас я нахожусь под большим впечатлением от работ Мусы Бигиева. К сожалению, я с ним познакомился достаточно поздно, поскольку основная часть его интеллектуального наследия написана на татарском языке. При этом именно на татарском языке написаны самые важные его труды. Я же читаю по-арабски и поэтому знал только его арабоязычные работы. С его трудами, изданными на татарском языке, я познакомился относительно недавно. А вообще раньше я изучал тексты Шигабутдина Марджани и Габдулнасыра Курсави. Наиболее серьезное влияние на меня оказал именно Марджани, это выдающийся ученый, сделавший много для ислама, для мусульманской богословской мысли. Повторюсь, татарская дореволюционная мысль была лучшим примером своего времени.

Почему, на ваш взгляд, именно татарские дореволюционные ученые стали интеллектуальными лидерами мусульманского сообщества своего времени?

Мне кажется, это связано с особым положением татар, которые из всех мусульманских народов России были ближе всего к европейской культуре и в этой конкурентной ситуации им приходилось мобилизовывать все свои интеллектуальные ресурсы. Именно конкурентная ситуация является самым лучшим стимулом для развития, мы это видим на примере татарской дореволюционное богословской мысли.

Однако после 70-лет государственного атеизма все достижения были сведены к нулю. Как сейчас нам быть?

Необходимо возрождать традиции. Некоторые говорят, что традиция прервана. Да ничего подобного! У татар высокий образовательный уровень. Настоящий прорыв в богословской мысли могут сделать не только те, кто учился в религиозных учебных заведениях. Нам необходимы разносторонне образованные ученые, которые читали бы Коран и развивали богословскую мысль на современном этапе. И это совершенно не прерогатива исключительно духовенства.

Но пока таких лидеров нет. Что могут предложить татары современному миру?

Вы знаете, совершенно не случайно, что во время посещения в этом году России Хиллари Клинтон приехала в Казань. Это важный показатель. Татарстан действительно является примером толерантности. И именно сейчас татары имеют возможность стать примером современного и интеллектуального ислама. Здесь имеется необходимая среда. Сила нашей религии в том, что она ориентирована на разум. И ответственность за будущее нашей уммы лежит на каждом мусульманине, специалист в любой области должен обращаться к изучению религии. Используя свои знания в других сферах жизнедеятельности, они могут принести пользу мусульманской мысли, сделав ее более конкурентноспособной и актуальной современным вызовам. Тем более это всегда было характерно для ислама. Например, известный мусульманский улем Ибн Рушт был самым крупным в свое время специалистом по Аристотелю и именно благодаря ему сохранилось интеллектуальное наследие этого греческого философа.

Одним словом все ученые-мусульмане не должны снимать с себя ответственности за будущее исламского богословия. Необходимо найти формулу, при которой удастся объединить усилия служителей культа и других мусульманских ученых во благо нашей религии.

Вы затронули очень актуальную проблему и связана она с тем, что в современной российской умме мало мусульманских интеллектуалов способных удовлетворить потребности ищущих знания молодых людей. Одним словом мало лидеров. Во многом именно в этом кроится основная причина того, что молодежь уходит в радикальные и нетрадиционные формы ислама, в том, что они идут за сомнительными лидерами. Это протест, несогласие с тем положением вещей, который имеется в мусульманском сообществе страны.

Совершенно верно. При этом я сильно сомневаюсь, что многие из них знакомы с творчеством Мусы Бигиева и других выдающихся отечественных богословов. Задача на данном этапе это вернуться на тот интеллектуальный уровень, который мы имели в дореволюционное время.

Получается, чтобы поставить заслон для проникновения в нашу страну нетрадиционных форм ислама необходимо стать просто конкурентоспособнее? Однако зачастую пытаются действовать с помощью различных запретительных мер. Вы понимаете, о чем я говорю.

Запретительные меры – это тупиковый путь. Таким образом, только культивируется образ мучеников, который симпатичен молодежи. Надо наоборот быть терпимее к этим заблудшим душам, их ведь просто ввели в заблуждение. Поэтому для противодействия радикальным толкам ислама нужен интеллектуальный ответ. Вот главная задача.

Обратившись к наследию татарских богословов можно сформировать новый мусульманский ответ. Однако могут ли татары по-прежнему претендовать на лидерство в мусульманской умме России? Может это вызовет недовольство со стороны других исламских народов страны?

В Коране сказано, что надо соревноваться в добрых делах. Поэтому если кто-то хочет совершить благое дело для развития нашей уммы, то это прекрасно. Пусть он работает в этом направлении и движется вперед. Если все народы будут в этом соревноваться то это прекрасно.

Спасибо, Тауфик афэнди, за уделенное нам время. Всего Вам наилучшего.

Беседовал Данис ГАРАЕВ


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


О качествах идеальной жены! Почему некогда любимая жена вдруг перестает быть желанной, достойной восторгов мужа? Чего ожидают мужчины от своей жены в семейной жизни? 


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1436

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф