Федор Михайлович Достоевский читал Коран во французском переводе.
В его библиотеке был экземпляр Корана на французском языке (Le Koran / Traduction nouvelle… par M.Kasimirski. Paris, 1847). С этого французского перевода был сделан русский перевод К.Николаева, дважды выходивший в 1864-65 г.г. (Коран Магомета, переведенный с арабского на французский переводчиком французского посольства в Персии Казимирским. С примечаниями и жизнеописанием Магомета).
Что касается отношения великого писателя к исламу, то можно вспомнить образ дагестанского татарина Алея из «Записок из Мертвого дома», о котором он пишет как о человеке, «награжденном Богом». Можно вспомнить его образы лезгинов из тех же «Записок», Нурры, например, который был «чрезвычайно богомолен» и исполнял свято молитвы, - сообщает сайт IslamRF со ссылкой на интервью с вице-президентом Российского общества Достоевского, главного редактора альманаха «Достоевский и мировая культура», д-ра филологических наук Карена Степаняна.
Меня нисколько не удивляет, что Достоевский читал Коран, ведь это был крайне эрудированный человек и круг его интересов был намного шире школьных штампов и устоявшегося мнения большинства о нём. Хотя, Достоевский и Коран звучит, действительно, сенсационно. Кстати, хочу заметить, что и в библиотеке Льва Толстого сохранилось несколько экземпляров Корана.(звучит не менее сенсационно!) После того, что прочла в статье, стала копаться в биографии Фёдора Михайловича и узнала, что, будучи ещё совсем молодым, он прожил около девяти лет в Азии и там общался со знаменитым Волихановым, который ему много рассказывал о культуре Ислама и о других восточных религиях. Однако, хочу сразу опередить тех, кто вспомнит о резких и даже жёстких высказываниях Фёдора Михайловича Достоевского о исламе , во время русско-турецкой войны. Тогда писатель, скорее всего, говорил о захватнической и жестокой политике Османской империи. Всё вышесказанное хочу подытожить словами философа Померанца, который говорил, что перегородки, которые существуют между христианами, атеистами, мусульманами и буддистами никогда не достанут до небес. Бог-един. Но, мы-то с вами на Земле, а не на небе. На небе, конечно, всякие перегородки отсутствуют, но у нас-то они есть. Но, наша главная задача - это сделать эти перегородки по максимуму прозрачными, чтобы видеть и понимать: мы - такие, а они - такие. И среди них существуют люди очень разные. И среди нас тоже люди разные бывают. Таким образом, мы должны видеть эти перегородки, признать их существование, но сделать их кристально прозрачными, а не превратить их в железобетонную стену, толщиной в километры, за которой никого и ничего не видно. Эта проблема, безусловно, заслуживает обсуждения, но обсуждать её следует в многомерности, т.е. с различных точек зрения, с различных ракурсов. В итоге, все мои рассуждения сводятся к одному - к проблеме культурного и цивилизационного размежевания. И решение этой проблемы в том, чтобы научиться договариваться друг с другом, а не воспринимать свою точку зрения, как единственно верную. А на сегодняшний день - это очень распространённая позиция. Как мне кажется, сама формулировка "Достоевский и ислам" учит тому, чтобы попробовать понять своего оппонента, его взгляды и убеждения, согласовать их со своими, в свою очередь, а затем уже прийти к какому-либо компромиссному решению.
Я бы не стала говорить об интересе великого писателя к Корану, как о чем-то сенсационном. Для Достоевского литература была не профессией, а призванием. Настоящего писателя всегда интересует душа человеческая, а ключ к душе - религия. Коран помогал ему лучше понять исламскую культуру и традиции. Именно поэтому образы лезгинов получились настолько хорошо, что о них до сих пор вспоминают.
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...
Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...
Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...
Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат ИА "Инфо-Ислам".
При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 16+