Одним из примеров дружбы дагестанцев с татарами является судьба двух богословов второй половины XIX в. – Махмуда ал-Алмали и Мухаммад-Закира ал-Чистави
Колумнист «Реального времени» Альфрид Бустанов в своем цикле статей приводит доказательства о теснейших узах, прочно связывающих «страну гор» с мусульманскими регионами Внутренней России, в частности Татарстаном.
Одним из примеров дружбы дагестанцев с татарами является судьба двух богословов второй половины XIX в. – Махмуда ал-Алмали и Мухаммад-Закира ал-Чистави.
Первый был влиятельным суфийским шайхом, который оставил тысячи последователей исламского мистицизма в современном Дагестане. Шайх Мухаммад-Закир, в свою очередь, прославился в родном Чистополе благодаря своим обширным знаниям и знаменитому медресе. Уроженец Ширвана, Махмуд ал-Алмали был сослан в Пермь, затем в 1860-х годах он путешествовал по внутренним районам России, несколько раз был в Булгаре, Казани и Чистополе и в итоге обосновался в Астрахани. С Чистави он был в близких отношениях: они, что называется, дружили семьями.
В собрании Казанского университета и Института восточных рукописей в Санкт-Петербурге хранятся два сборника с письмами ал-Алмали своему ученику Мухаммад-Закиру ал-Чистави. Ал-Алмали очень хорошо знал татарский язык и писал на нем наряду с арабским и персидским. Эти письма содержат большой пласт информации о повседневной жизни мусульман в России .
Также в Махачкале была «татарская» мечеть. В 1914 г. на средства казанских татар-предпринимателей в Махачкале была построена мечеть. С 1901 по 1930-е годы им был Баязит Хайруллин, уроженец Уфимской губернии.
По словам Альфрида Бустанова , есть немало свидетельств о значении татарского наследия в развитии интеллектуальной мысли горских народов. Например, прошлым летом в одном из дагестанских селений экспедиция обнаружила список сочинения Шихабутдина Марджани, а также хвалебные стихи, написанные в честь Марджани одним из его дагестанских почитателей. В большом количестве наша экспедиция обнаружила книги на татарском и арабском языках, напечатанные в Казани. Даже когда в начале XX века в Дагестане появился свой издательский дом, татарские книги пользовались большой популярностью.