Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Суббота
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Мусульманская молодежь и радикальные течения

Дата: 17.12.2015 Версия для печати
Мусульманская молодежь и радикальные течения
В Казанском федеральном университете состоялся круглый стол на тему «Мусульманская молодежь и радикальные течения». Дискуссия была инициирована Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования при Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ. Участники беседы порой высказывали диаметрально противоположные точки зрения.

Модератором круглого стола выступил председатель экспертного совета по развитию исламского и исламоведческого образования Ресурсного центра при Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ Айдар Хабутдинов. «У нас в Татарстане тема радикализации мусульман активно обсуждается с декабря 1999 года, когда между Кукмором и Вятскими Полянами был взорван газопровод, - начал он. – Это наша общая проблема. Наши враги очень хорошо против нас объединились тогда. Республику пытались раскачать два раза: сначала в начале 1990-х, затем в 2012 году. Однако выборы, прошедшие как в 2015-м, так и в 2014-м показали, что гражданское общество РТ абсолютно солидарно с руководством республики».
По словам Хабутдинова, в годы первой русской революции (1905-1907гг.) самые разные силы пытались вложить в руки татар Поволжья и Урала оружие. Однако тогда татарский народ смогли сплотить такие духовные лидеры как Галимджан Баруди – в результате татары-мусульмане проявили себя как истинные патриоты российского государства.

Не хватает дискуссионной площадки

Затем с докладом выступила доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского исламского института, руководитель НОЦ "Письменное наследие и археография" Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, кандидат филологических наук Резеда Сафиуллина. Она посетовала на отсутствие дискуссионной площадки, где своими мнениями могли бы обмениваться представители разных течений ислама. «Нужна такая площадка, где представители разных подходов могли бы услышать друг друга. Абу-Ханифа никогда не впадал в религиозный догматизм – он всегда действовал, опираясь на принципы полемики. Пока такой легитимной, безопасной площадки нет, борьба за умы и души разворачивается в другом пространстве и не в пользу традиционалистов», - резюмировала она.



Сафиуллина также сделала акцент на том, что ислам у татар никогда не был воинственным, «у нас нет жесткой салафитской составляющей, это направление у нас представлено умеренно», и от того, насколько будет продуманной политика ДУМ и государства, в дальнейшем зависит и вектор развития этой активной и грамотной части мусульман. Затем она выделила целый ряд проблем в мусульманской умме РТ:

- проигрывание официальных религиозных структур в информационном противостоянии
- кризис доверия к официальному духовенству
- попытка компенсировать отсутствие внятной государственной идеологии обращением к религиозному консерватизму
- стремление навязать монополию на истину с помощью административных и силовых методов


Резеда Сафиуллина

«Сейчас начался процесс возвращения россиян, воевавших на стороне ИГ. Что с ними делать? Как возвращать их в наше общество? Между тем, в Чечне и Дагестане были созданы комиссии по адаптации к мирной жизни: выходящим из леса давали гарантию, что они не будут подвергнуты давлению со стороны силовиков. Однако в преддверии Олимпиады работа этих комиссий была приостановлена в 2013 году. Считаю, что подобные практики необходимо возобновить», - заключила Резеда Сафиуллина.

КПД 80-летних имамов

Имам из Нурлатского района РТ Якуб Мусин попытался объяснить, почему пожилые имамы зачастую работают намного успешнее молодых выпускников мусульманских религиозных заведений: «В Татарстане около 1500 мечетей, в половине из них имамы – старики, которым под 80 лет. Но их махалля процветает, т.к. получающий регулярную пенсию бабай может себе позволить заниматься проблемами уммы. У него есть на это время, а самое главное, есть жизненный опыт. Если мы хотим, чтобы молодые имамы работали так же успешно, безусловно, нужно давать им какую-то профессию помимо религиозного образования – чтобы он банально мог прокормить себя и свою семью. Его доход должен быть выше среднего по РТ дохода, только тогда к нему будут относиться с уважением, ведь мулла в деревне – это и ЗАГС, и похоронное бюро, и многое другое».



Также Мусин предложил выдавать молодым выпускникам мусульманских вузов беспроцентные ссуды, чтобы хоть как-то удержать молодежь в деревенских мечетях.



Имам-мухтасиб из Высокогорского района РТ Рамиль хазрат не согласился с Мусиным. По его словам, 80-летние бабаи попросту не могут найти общий язык с молодежью, и посему будущих имамов нужно взращивать на местах. «Народ за собой сможет повести только тот, кто сам вышел из народа, кто сам родился и вырос в этом ауле», - сказал он.

«Молодежь не верит официальному духовенству»

Живой интерес участников круглого стола вызвало выступление молодого имам-хатыба из Бугульмы Рафиса Сайфуллина. Он заявил, что 95% мусульманской молодежи не считает авторитетом никого из нынешних официальных муфтиев: ни Камиля Самигуллина, ни Талгата Таджутдина, ни Равиля Гайнутдина. «А ведь нам надо с ними работать! Нас, имамов, заставляют делать из молодежи ханафитов и матуридитов. Они же, в свою очередь, получают ответы на любые вопросы по WhatsApp – пишут знакомым, которые сейчас учатся в Саудовской Аравии, а те спрашивают там у местных шейхов. Поди, попробуй их переубедить!», - рассказал Сайфуллин.

Эти слова вызвали бурную реакцию среди присутствовавших. Сотрудник молодежного отдела ДУМ РТ Тимур Истратий сказал, что «с 95% вы, Рафис хазрат, конечно же, перегнули», и посетовал на то, что имамы в районах и аулах Татарстана не всегда доводят до своих прихожан позицию муфтия.



Не менее эмоциональным был ответ Рустема Нургалиева – секретаря совета улемов ДУМ РТ, старшего преподавателя Российского исламского института. “Проблема заключается в том, что мы слушаем лидеров, которые не живут в России. Иногда некоторые из них даже ненавидят нашу страну. Находясь в условиях Саудовской Аравии, тамошний шейх никак не может представить ситуацию, возникшую в российских реалиях. Мы всегда должны ссылаться на наш опыт”, - сказал он.

На вопрос Айдара Хабутдинова о том, представляют ли салафиты РТ общую структуру или нет, имам-хатыб из Бугульмы ответил так: “Скорее нет. Каждый город – это отдельная ячейка. Если бы они были объединены, тогда и работать с ними было бы, наверное, легче”.

Своеобразное резюме круглого стола сделал руководитель аппарата Антитеррористической комиссии в РТ Ильдар Галиев. “Салафиты – это самоназвание. Называя их салафитами, мы только утверждаем их в мнении, что они совершенно верно трактуют первоисточники. Сейчас идет разбалансировка мировых институтов, и мы находимся в этом большом потоке. К сожалению, на многие факторы мы с вами повлиять не можем”, - заявил он.

Галиев также сообщил о том, что принято решение о патронаже испровительными учреждениями религиозных организаций. Это значит, что имамы и проповедники, работающие в тюрьмах, с 2016 года будут получать финансовую помощь от государства.

Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования при Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ
29.12 Отмечают ли мусульмане Новый год?
11.12 Коран по системе Брайля
30.11 Прошел турнир по адаптивному спорту для инвалидов
23.11 Женись, и будешь прощен!
19.11 Новость с сурдопереводом: Белоснежная внутри
15.11 Из истории мечети "Ярдэм"
30.10 Офицер и хазрат Исхак Лотфуллин – герой своего времени
27.10 Болгарская академия: Вызовы современности и исламские духовно-нравственные ценности
26.10 Молитвы за спокойствие и благополучие народов Ближнего Востока
30.09 Древние: Университет Абдула Афанди и Управления мусульман Кавказа в Казани

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1435

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф