Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Суббота
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Х.У Рахман. «Хронология Исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х.». Победы персов над Византией

Дата: 11.05.2009 Версия для печати
Х.У Рахман. «Хронология Исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х.». Победы персов над Византией
Победы персов над Византией

В отместку за поражение, нанесенное византийским императором Ираклием прежнему персидскому правителю, персы провели ряд успешных операций против Византии, завоевав Сирию в 611 г., Иерусалим- в 614-615 гг., Египет, Триполи и другие римские провинции Северной Африки- в 616 г. Через несколько лет войска персидского хосроя Парвиза подступили ко «второму Риму» - Константинополю (626). Сожжение Иерусалима, жесточайшее истребление христиан, осквернение христианских святынь, вывоз в Персию Священного Распятия (616 г.)- все это вызвало буйное ликование язычников Мекки и Персии, которые считали друг друга единоверцами. В это время Мухаммаду (с.а.в.) ниспосылается сура «ар-Рум» (румийцы:-но не «римляне» в русском прочтении, а «византийцы»): «...Побеждены румийцы в низлежащих землях (т.е. Палестине), но они после победы над ними победят через несколько лет. Аллаху принадлежит власть - как прежде (того), так и после. В тот день возрадуются верующие помощи от Аллаха...» (Коран, сура «Рум», 2-5).

619

Смерть Хадиджы

Безуспешный визит Мухаммада в Таиф

Мухаммад (с.а.в.) понес две личные потери: Хадид-жа - жена Пророка*, и Абу Талиб - дядя Пророка и его опекун, умерли. Хотя Абу Талиб не принимал Ислам, он всегда, в качестве лидера рода Хашим, выступал на стороне своего племянника, которого он вырастил в своем собственном доме, защищая Пророка (с.а.в.) от нападок врагов. Теперь другой дядя Пророка - Абу Ляхаб - стал руководителем клана Хашим, но он отказал Мухаммаду в покровительстве. После этих событий Мухаммад (с.а.в), сопровождаемый своим приемным сыном Зайдом ибн Хариса, отправился в Таиф, небольшой городок в 60 километpax к юго-востоку от Мекки, населенный племенем сакиф, но его ожидания найти здесь сочувствующих его проповеди Единобожия не сбылись. Наоборот, он подвергся гонениям толпы, был осмеян и выгнан из города. Только один человек на окраине Таифа - христианин, родом из Ниневии (Сирия), поверил в истинность слов Мухаммада- после того, как Мухаммад вспомнил пророка Юнуса (библ. Иону) из Ниневии, сказав: «Это - брат мой, он был пророком, и я пророк».

Пророк возвращается в Мекку, удрученный, но полный решимости вести свой Призыв*.

Ночное путешествие в Иерусалим и вознесение на Небеса

Мухаммад (с.а.в.) совершает чудесное «ночное путешествие» (аль-Исра) в Иерусалим, в Масджид аль-Акса* (Удаленнейшая мечеть, место на Храмовой горе Иерусалима), где руководит молитвой пророков; затем оттуда- с Купола Скалы (Куббат ас-Сахра) - вознесение (аль-Ми'радж) на Семь Небес. Ему было приказано ввести в ритуальную практику мусульман пять ежедневных молитв (ас-салят, или намаз) *.

620

Женитьба Мухаммада на Айше

Пророк Мухаммад (с.а.в.) взял в жены Айшу*, дочь своего близкого друга и впоследствии - первого Праведного Халифа, Абу Бакра*. Айша позднее сыграла активную роль в политической борьбе за руководство Халифатом. Со слов Айши передано значительное число хадисов (высказываний и поступков) Пророка (с.а.в.).

622

Хиджра

Начало мусульманской эры

В возрасте 52 года Пророк Мухаммад (с.а.в.) тайно эмигрировал в богатый оазис примерно в 400 километрах к северу от Мекки - Ясриб. За два года до этого группа жителей Ясриба, прибывшая на хаджж (паломничество) в Мекку, тайно приняла Ислам. Они пригласили Мухаммада к себе в качестве третейского судьи. Переселение мусульман в Ясриб (около 70 человек) происходило постепенно; через какое-то время выехал и Мухаммад (с.а.в.) в сопровождении своего друга Абу Бакра (переселение Пророка и Абу Бакра и называется собственно Хиджра). В течение нескольких дней они прятались от преследования мекканцев в пещере на горе Саур (Тавр) *, расположенной вдоль дороги на Йемен. Мухаммад въехал в Ясриб, который с этого времени - начала месяца раби' аль-авваль (соотв. сентябрю) 622 г. - стал называться Мадинат ан-Наби (город Пророка), или просто аль-Мадина (Медина).

В Медине мусульмане из Мекки (мухаджиры - «переселенцы») были по-братски горячо встречены местными мусульманами (представляющими мединские племена аус и хазрадж), которых Пророк (с.а.в.) назвал ансарами - «помощниками» (третьей, небольшой частью населения Медины, были евреи, с которыми Пророк Мухаммад заключил договор о ненападении). Для обретения подлинного единства мусульманской нации Пророк произвел братание своих сподвижников, сделав побратимами мухаджиров и ансаров. В Медине у мусульманской общины началась новая жизнь; здесь были ниспосланы и сформулированы законы Шариата; здесь стали закладываться основы Исламского государства. Здесь Пророк (с.а.в.) построил свой дом и заложил рядом с ним мечеть*. В Медине Пророк Мухаммад прожил остаток своей жизни, неустанно призывая людей к Единобожию, здесь он умер и здесь же был похоронен. При халифе Умаре этот год - 622 от Рождества - стал точкой отсчета нового календаря - календаря Хиджры.

Победа византийцев над персами

Византийский император Ираклий наголову разбил персов в Малой Азии, Месопотамии и Египте.

624

Битва при Бадре

Мусульмане, переселившиеся в Медину, оставили в Мекке все свое имущество - дома, деньги, верблюдов, товары и т.д. - и всем этим завладели курайшиты. В таких условиях, равнозначных военным, мусульмане вынуждены были пойти на некоторые контрмеры: они решили воспользоваться наиболее уязвимым местом противника- торговыми караванами. С командой численностью немногим более 300 мусульман Пророк Мухаммад (с.а.в.) выступил в середине марта в поход, целью которого было атаковать караван мекканцев, возглавляемый главой рода Умайя Абу Суфьяном, в местечке Бадр. Абу Суфьян возвращался после удачного торгового рейда из Сирии. Бадр, небольшой городок примерно в 135 километрах к юго-западу от Медины, находился на пути, связывающем Мекку и Дамаск. Абу Суфьян умело избегнул встречи с мусульманами, выведя ка-раван обходными путями в безопасное место. Но из Мекки для защиты каравана было послано войско, включавшее 950 (или, по некоторым данным, 1000) бойцов с 700 верблюдами и 100 лошадьми, во главе которого стоял Абу Джахль, глава клана Махзум, давний и один из наиболее злостных врагов Мухаммада (с.а.в.), решивший любым путем вступить в бой. В состоявшейся затем битве по меньшей мере 45 мекканцев (по другим сведениям - до 70 человек), включая многих видных лидеров Мекки, были убиты, и еще около 70 взяты в плен, в то время как мусульмане потеряли 14 человек. Среди убитых язычников был и Абу Джахль, павший от меча Хамзы - дяди Пророка (с.а.в.), прозванного Асад аль-Ислам - Лев Ислама*.

Полная победа мусульман, вступивших в бои с врагом, преобладающим численно почти в три раза и гораздо более оснащенным вооружением и экипировкой стала одним из значительнейших событий в истории раннего Ислама. Это был фактически первый случай, когда молодая мусульманская община начала ощущать свою собственную мощь, которой было предписано разрастись буквально в течение нескольких лет в неостанавливаемую лавину. Этот случай приобрел огромное религиозное значение, так как, согласно Корану*, Бог Сам помогал верующим в поддержке дела Ислама. Одним из следствий битвы при Бадре стало появление большого числа новообращенных в Ислам и поднятие престижа мусульманского сообщества.

Изменение киблы на Мекку

Кибла, направление, в сторону которого поворачиваются мусульмане во время молитвы (ас-салят, или камаз), была изменена с Иерусалима на Каабу в Мекке.

Женитьба Али и Фатимы

Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат Пророка и будущий четвертый Праведный Халиф (656- 661), женился на дочери Пророка Фатиме*.

625

Битва при горе Ухуд

Движимые желанием отомстить за унижение, нанесенное год назад при Бадре, и сделать свои торговые пути безопасными, мекканцы мобилизовали около 3 тысяч человек (в том числе 200 всадников и 800 воинов в кольчугах), и в марте выдвинулись в оазис около Медины. В ответ на это Мухаммад (с.а.в.) смог собрать только примерно 700 пеших воинов (из которых только 100 имели кольчуги), расположившихся лагерем около горы Ухуд, что в 5 километрах к северу от Медины. Мусульмане поначалу побеждали мекканцев, однако затем были повергнуты в смятение внезапной молниеносной атакой с тыла, которую провел отряд под командованием Халида ибн аль-Валида. Это был первый случай, когда Халид, ставший впоследствии наиболее известным из мусульманских полководцев времен начала Ислама, показал свой блестящий талант военного руководителя на поле боя. Халид воспользовался тем, что отряд лучников, разместившийся по приказу Пророка (с.а.в.) в ущелье в качестве «засадного полка», спустился в долину в момент первоначального победного натиска мусульман, движимый жаждой военных трофеев.

Во время последующей битвы Пророк (с.а.в.) был ранен, и это еще больше добавило замешательства в ряды мусульман. Оказавшись вновь боеспособными и будучи в преимуществе, мекканцы, возглавляемые Абу Суфьяном, тем не менее не стали преследовать своих противников путем атаки оставшегося беззащитным города; вместо этого они отправились домой, в Мекку. Возможно, мекканцы просто хотели доказать свою мощь и «проучить» своих врагов; фактом остается то, что мусульманское войско, несмотря ни на что, все же сохранило боеспособность*. Как бы то ни было, битва не принесла ясной однозначной победы ни одной из сторон. Мусульмане и мекканцы потеряли 70 и 19 человек соответственно. Пророк очень сильно переживал смерть своего дяди Хамзы, великого и могучего бойца, убитого наемником - рабом по имени Вахши. Хинд, жена Абу Суфьяна, нанявшая убийцу Хамзы для отмщения гибели своего отца- Абу Джахля, погибшего от руки Хамзы при Бадре, в знак своей радости исполнила языческий обряд поедания печени мертвого противника.

В Коране в суре «Аль Имран» в аятах 152-175 рассказывается о некоторых обстоятельствах этой битвы (не названной напрямую) и причинах поражения мусульман. *

627

Битва у Рва, или Поход союзников

Медина была осаждена мекканской армией в 10 тысяч воинов - по-видимому, крупнейшей из всех виденных в Аравии тех времен - под командованием Абу Суфьяна, ставшего теперь главным противником Мухаммада (с.а.в.). Собственно курайшитов было около 4 тысяч человек, а остальная часть войска состояла из обитавших вблизи Мекки и Медины бедуинских племен. Язычники-арабы заключили тайный союз с населявшим Медину еврейским племенем курайза, которое должно было ударить по мусульманам с тыла. По совету одного из ближайших сподвижников Мухаммада (с.а.в.) Салмана аль-Фа-риси* мусульмане спешно вырыли оборонительный ров (аль-Хандак) вокруг Медины. После нескольких безуспешных попыток штурма города, в условиях чрезвычайно плохой погоды, отсутствия продовольствия и в сомнениях относительно прочности союза с евреями (навеянных сторонниками Мухаммада - «тайными» мусульманами) курайшиты вынуждены были отступить. Колоссальные ресурсы, вложенные в эту огромную армию, оказались потерянными. Хотя физического сражения и не произошло, курайшиты почувствовали свое моральное поражение от мусульман, и это чувство внутреннего сомнения и дискомфорта в отношении своей политики, неуверенности в своих силах и своей вере отныне стало доминировать в Мекке и в последующем сыграло свою роль в полном проигрыше язычников. «Уже ясно отличился истинный путь от заблуждения. Кто не верует в идолов, а верует в Аллаха - обрел себе надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах- Слышащий, Знающий» (Коран,сура «аль-Бакара» - «Корова», 256). Упоминание о походе союзников имеется в Коране в суре «аль-Ах-заб» («Союзники»).

Позиции Пророка Мухаммада (с.а.в.) как религиозного и политического лидера упрочились. В течение последующих 25 дней мусульмане блокировали членов племени курайза, нарушивших договор с Пророком о ненападении, затем частично их уничтожив и изгнав их остатки из Медины.

628

Пакт при Худайбия

Послания к правителям

В феврале Пророк (с.а.в.) повел группу мусульман, примерно в 1600 человек, для совершения паломничества в Мекку, но ему помешали выполнить это намерение. После некоторых переговоров, в местечке Худайбия, в 16 километрах к западу от Мекки, был заключен пакт между мусульманами и курайшита-ми. Хотя некоторые из мусульманских лидеров были недовольны тем обстоятельством, что, в соответствии с пактом, мусульманам не разрешалось делать паломничество в этом году и следовало вернуться в Медину, сам Пророк Мухаммад (с.а.в.) чувствовал Божественное Провидение и потому согласился с условиями пакта. В нем, в частности, было оговорено право мусульман совершить на следующий год паломничество к Дому Аллаха. По возвращении домой Пророку была ниспослана сура «Победа» («Мы даровали тебе явную победу» - Коран, сура «аль-Фатх», 1).

Одним из важнейших показателей растущего в это время престижа вероучения Пророка стало обращение Халида ибн аль-Валида (ум. 641) и Амра ибн аль-Аса (ум. 663), которые позже проявили себя как крупнейшие военачальники мусульман. Они участвовали во многих известных победоносных сражениях, приведших к расширению Исламского государства. В то же самое время наследственный хранитель ключей от Каабы также стал мусульманином, что еще больше укрепило политическую мощь новой Веры.

После заключения пакта мусульманская община окрепла, и Пророк (с.а.в.) направил послания к правителям Эфиопии, Бахрейна, Персии, Византии, Египта, Омана, Йемамы и Сирии, призвав их принять Ислам. Некоторые из них, такие, как император Ираклий* и египетский мукаукис, повелитель коптов, вежливо ответили Мухаммаду, с.а.в. (мукаукис послал Пророку невольницу Марию, ставшую одной из его жен); другие, - как хосрой Парвиз, разорвали

послание*. Один из послов Пророка был убит в Сирии, в местечке Маута. Правители Бахрейна и Омана приняли Ислам. За два последующих года Ислам принял больше людей, чем за весь период от начала Призыва и до Дня Худайбии.

Заключение мира между Персией и Византией

В марте 628 г. византийский император Ираклий триумфально вошел в Константинополь. Хосрой Парвиз, взошедший на трон Сасанидов в 590 г., был убит своим сыном; после 26-летней опустошительной войны между Персией и Византией заключен мир. Две державы вернулись к своим прежним границам, не завоевав в итоге новых владений в этом долгом и дорогостоящем конфликте. Военное и финансовое опустошение тяжелым бременем легло на население обеих империй, изменив прежде лояльное отношение к деспотичным чужеродным правителям. Возмущение среди народа позже помогло арабам в их завоеваниях - несмотря на необученность и плохую экипировку, они были полны решимости распространять религию Единобожия.

629

Поход на Хайбар Умра Пророка (са.в.)

Обращение в Ислам Аббаса

Войско сподвижников Пророка (с.а.в.) во главе с ним самим выступило в поход на крепость Хайбар (в 160 километрах к северо-западу от Медины), еврейское население которой было участником антиисламского союза в битве у Рва; побежденные противники мусульман были частично изгнаны, частично оставлены на своих местах в обмен на мир. В тот же год Пророк (с.а.в.) и его сподвижники совершили 'умру (малое паломничество), о которой договаривались в пакте при Худайбия. Дядя Пророка, Аббас (ум. 652), самый младший сын Абдул-Мутталиба, принял Ислам. Наследники Аббаса, через его сына Абдуллаха, позже явились основателями второй исламской династии - Аббасидов (750-1258).

630

Преддверие падения Мекки

Взятие Мекки

Три тысячи воинов-мусульман были посланы Пророком (с.а.в) на север Аравии, к границам с Сирией, для наказания убийц посла Пророка к эмиру Босры. Против мусульман было собрано 150-тысячное войско византийцев. В местечке Маута, или Мута (в 10 километрах к юго-западу от Мертвого моря), произошло сражение, в ходе которого погибли знаменосец Пророка (са.в.) Зайд ибн Хариса - приемный сын Пророка*, Джаафар ибн Аби Талиб* - брат Али, и многие знатные сахабы. Под руководством Халида ибн аль-Валида войско мусульман благополучно отступило*.

Итак, времена изменились, и Мекка была фактически в упадке, без компетентных руководителей. После унизительного поражения в попытке осады Медины три года назад, курайшиты окончательно потеряли волю и силы для продолжения борьбы.


Во время столкновений между двумя бедуинскими племенами, заключившими союзные договора соответственно с курайшитами и мусульманами, мекканцы открыто поддержали своих союзников, тем самым вынудив мусульман заступиться за своих. Мухам-мад (с.а.в.) с войском в 10 тысяч человек совершает поход на Мекку. Город, где он родился и вырос и откуда вынужден был эмигрировать восемь лет тому назад, сдается почти без сопротивления.

Мухаммад (с.а.в.), вместо кровавого отмщения своим прежним врагам, приказал простить всех воевавших против мусульман и травивших его самого. Пророк одержал моральную победу над мекканцами, проявив великодушие в день триумфа даже над самыми лютыми своими врагами. Вслед за этим большее число мекканцев приняло Ислам. Мухаммад (с.а.в.) в сопровождении Абу Бакра совершил семикратное обхождение вокруг Каабы. Он лично разрушил всех идолов, находившихся в Каабе (говорят, их число достигало 360) *; Божий Дом отныне перестал быть языческим святилищем. Первый муэдзин в Исламе Билял ибн Рабах (вольноотпущенник Абу Бакра) провозгласил с крыши Каабы азан - призыв на молитву. В действительности, Кааба была заново очищена для поклонения Одному и Единому Богу, согласно вероучению Ислама, и теперь стала духовным центром «новой старой Веры».

Кааба

Кааба («куб») представляет собой каменное здание высотой 15 метров и с основанием 12 на 10 метров, расположенное в центре Запретной мечети Мекки. В юго-восточный угол Каабы, около ее дверей, на высоте около 1,5 метра, вставлен и обрамлен в серебро «Черный Камень» (аль-Хаджар аль-Асвад) - символ могущества Аллаха, посланный Им на землю людям. Согласно мусульманскому вероучению первая Кааба была построена ангелами (или Адамом) и изначально представляла собой Дом поклонения Богу. Адаму же был ниспослан и аль-Хаджар - белый яхонт из Рая, ставший из-за грехов и порочности людей черным. В последующем Кааба разрушилась, и была восстановлена после Потопа пророками Ибрахимом (библ. Авраам) и его сыном Исмаилом (библ. Измаил)- праотцом арабов. Напротив дверей Каабы находится священный источник Замзам. В Исламе Кааба - важнейшая святыня, кибла всех мусульман, в сторону которой совершаются ежедневные молитвы, лицом к которой хоронят покойников, и посещение которой хоть раз в жизни есть мечта и обязанность каждого мусульманина.

Оставьте комментарий

avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 429

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф