Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Суббота
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Халифат ал-Мутасима I

Дата: 11.05.2009 Версия для печати
Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Халифат ал-Мутасима I
833-842

Халифат ал-Мутасима I.

"Три победы, без которых прекратился бы ислам"

После того как военные неудачи выявили низкую боеготовность армии, халиф ал-Мутасим I заменил персов тюрками, более способными к несению военной службы. Впервые они проявили себя как надежные командиры отрядов при халифе ал-Мансуре, когда начальником гарнизона был назначен тюрок. Поднимаясь по служебной лестнице, тюрки стали входить и в состав генералитета, как, например, знаменитый Хейдар ибн Каус и Усрушаны, больше известный как Афшин.

Халиф ал-Мутасим довел число тюрок в армии до семидесяти тысяч человек. К этому его побудила еще и измена гарнизона пограничной крепости Тианы. Выступление было подавлено, а крепость срыта. Халиф прекратил войну с Византией, распустил войско и вернулся в Багдад. Там оно было набрано заново - в основном из тюрок и берберов. Сразу же после этой реформы последовали военные успехи в сражениях с Бабеком и византийцами. Персы, лишенные солдатского довольствия, подняли мятеж. Он был скоро подавлен, но оставшиеся без дела солдаты продолжали представлять собой постоянную угрозу для халифа, Ал-Мутасим решил перенести свою резиденцию в Самарру, которая через год стала столицей Халифата. Это был первый "Версаль", повторенный потом при французском дворе.

Низам ал-Мулк писал: "Наилучшее, что может совершить государь, это хранить истинную веру, так как государство и вера подобны братьям. Всякий раз, когда в государстве происходят смуты, происходит также и порча веры, а когда терпит ущерб дело веры, то колеблется и государство, смутьяны забирают силу, у государей теряется власть, появляется ересь, отступники приобретают силу".

Как правило, противники законной власти в Халифате прикрывались лозунгами о "чистоте ислама", а сами были отступниками или зиндиками, магами. Во времена влиятельных бармакидов такие явления протекали скрытно, потому что высокопоставленные представители этого семейства предпочитали договариваться с неверными, стараясь всегда держать наготове собственные резервы в игре против халифа.

Так государственные дела оказались в том состоянии, в котором они находились при Омейядах. После смещения визиря и его сыновей все это вскрылось, но неверные уже набрали силу и на десятилетия обеспечили бунты и мятежи в Иране и Хорасане.

В Азербайджане Бабек удерживал власть с 817 по 838 год, когда он, разбитый Афшином, бежал, но был выдан своими же приспешниками и казнен. Ат-Табари указывает, что за время правления Бабека было убито сто пятьдесят с половиной тысяч мусульман.

Войну с Бабеком начал халиф ал-Мамун, предприняв успешный поход против него в 827 году, но мятежники из округа Исфахан собрались и отправились в Азербайджан на помощь отступавшему Бабеку. Когда выяснилось, что наместники Азербайджана и Армении попустительствуют бунтовщикам, халиф послал против них Мухаммеда ибн Хамида ат-Таи с приказом первым делом сместить Зурейка ибн Али ибн Садака и лишь затем сразиться с Бабеком. Зурейк был схвачен, а его войско перебито. Ат-Таи стал наместником Казвина и Азербайджана. Между ним и Бабеком произошло шесть жестоких сражений, в последнем из которых, в 829 году, ат-Таи был убит. Хуррамдинцы-еретики, союзники Бабека, сочтя свой долг выполненным, вернулись в Исфахан. Гибель ат-Таи в этой войне за веру была тяжелой потерей для халифа. Вместо него ал-Мамун назначил Абдаллаха ибн Тахира. Бабек, оставшийся без союзников, отступил и укрылся в неприступной цитадели в горах.

В 833 году, когда халиф двинулся с войском против Византии, восстали Исфахан, Фарс, Азербайджан и Кухистан. Бунтовщики грабили и убивали мусульман. Полководец Абу Дулаф тоже находился в Анатолии. Восставшие во главе с неким Али ибн Маздаком, захватив награбленное, отправились на соединение с Бабеком, отсиживающимся в цитадели. После безвременной кончины халифа ал-Мамуна халиф ал-Мутасим послал на войну с ними Исхака ибн Ибрахима, в распоряжении которого было сорокатысячное войско. В первом же сражении бунтовщики были перебиты и рассеяны. Но собравшись вновь в количестве десяти тысяч под предводительством брата Али ибн Маздака, они напали на Исфахан в тот момент, когда эмир Али ибн Иса ал-Куми со своим отрядом ушел на помощь халифу. Многие мирные жители были убиты, а их имущество разграблено. Ополчение Исфахана во главе с кадием сумело рассеять мятежников.

В 836 году халиф ал-Мутасим направил Афшина на войну с хуррамдинцами. Эта война продолжалась два года. В 837 году император Византии Феофил, с целью отвлечь силы Афшина от Бабека, захватил две арабские крепости в верховьях Евфрата и дошел почти до Дамаска. Но спасти Бабека ему не удалось. Чтобы не отвлекать армию, халиф позволил императору вторгнуться в пределы Халифата. В конце концов Бабек был побежден благодаря военной хитрости Афшина, у которого было всего тридцать тысяч воинов против ста тысяч мятежников. В результате кровопролитного сражения Бабек попал в западню, был схвачен и доставлен в Багдад. Когда перед казнью халиф спрашивал его: "Для чего ты, собака, поднимал смуту, убил стольких мусульман?" - Бабек только рычал в ответ.

Сразу после победы над Бабеком на повестке дня встал вопрос об отражении византийского нападения. Во главе огромной армии халиф двинулся из Тарса в Каппадокию, а Афшин шел отдельно - из Месопотамии к Мадатии. Неожиданно он наткнулся на самого императора. Афшин решил дать сражение, несмотря на превосходящие силы противника, поскольку увидел, что византийцы оказались в невыгодной для себя позиции - на дне узкого ущелья. Победа арабов была полной: греки бежали во Фригию. В это время халиф подошел к Амориуму и осадил его. Измена внутри самого гарнизона помогла захватить город. Вслед за этим ал-Мутасим бросил все силы на войну с мятежником Мазкаром Гябром, союзником Бабека, поднявшим восстание в Табаристане. Византийцы на разгром своей армии ответили лишь несколькими набегами на приграничные селения Халифата.

Арабские историки признают, что у халифа ал-Мутасима I было три победы, без которых уничтожился бы ислам: первая победа - над императором румов, вторая победа - над Бабеком и третья победа - над Мазкаром Гябром из Табаристана. В Руме был взят Малый Константинополь, как еще назывался тогда город Амория, а Мазкар казнен вместе с Бабеком.

Следует сказать несколько слов о такой неоднозначной личности, как Афшин. Он проявил себя в те времена, когда халиф ал-Мамун заключил мирные договоры с кабулшахом в Афганистане и с Кавусом, царем Усрушаны. Кавус принял ислам. Но когда халиф вернулся в Багдад, Кавус разорвал мирные отношения с Халифатом. Его сын Хейдар против воли отца перешел на сторону арабов и убедил халифа пойти войной на Усрушану. В 822 году отряд под командованием Ахмада ибн Абу Халида выступил в поход. Кавус обратился за помощью к тюркам, и те выслали ему большое подкрепление. Но арабы вошли в столицу Усрушаны раньше, поскольку шли короткой дорогой, указанной Хейдаром. Кавус и его второй сын, Фалл, попали в плен и были отправлены в Багдад. Там, после переговоров с ними, халиф назначил Кавуса наместником Усрушаны, а Хейдар остался при дворе. Хейдар верой и правдой служил халифам. В 832 году он победил мятежника Абдуса ал-Фихри в Египте, а в 838-м - Бабека в Азербайджане. За победу над Бабеком ал-Мутасим подарил Хейдару двадцать миллионов дирхемов: десять миллионов лично ему и десять - его войску. Хейдар получил во владение область Синд. Также Афшин участвовал в победоносном походе халифа против византийского императора. После смерти отца Хейдар стал наместником Усрушаны, но без права покидать Ирак, чтобы вернуться на родину, по которой он тосковал, но куда его не отпускали, Афшин стал плести интриги. Он добивался того, чтобы у халифа возникло ощущение беспорядков, творящихся в Усрушане, которые потребовали бы личного присутствия наместника. Интриги Афшина были раскрыты, но это его не остановило и он организовал "заговор" против халифа. Когда в 840 году и это стало известно, его арестовали вместе с сыном и бросили в темницу. Афшин умер в тюрьме в 841 году, а его сын вышел из нее лишь через двадцать пять лет. В день смерти Афшина стало известно, что он тайно исповедовал религию предков. Этот прославленный полководец Халифата был похоронен как отступник.

Преемник халифа ал-Мутасима I, ал-Васик I ("Уповающий на Аллаха"), был молод, весел, любил роскошь и охоту. Во время его правления опять восстали хуррамдинцы в Исфахане. Они грабили караваны и убивали всех подряд, укрываясь потом в горах. Мятежи вспыхивали и в самом Багдаде.

После смерти халифа ал-Васика I присяга была принесена его брату, ал-Мутаваккилу I. Новый халиф начал с проверки ведения дел в Халифате и посадил в тюрьму всех казнокрадов и придворных интриганов. Затем халиф отменил все прения о Коране. В 850 году он восстановил предписание о знаках отличия, которые должны были носить на одежде иноверцы. По приказу халифа в Багдаде были срыты две церкви. В 851 году догмат о сотворенности Корана, поддержанный халифом ал-Мамуном, был признан ересью, а верховный кади, мутазилит Ахмед ибн Абу Дуад, смещен со своего поста. Отменена была михна - испытание веры для законоведов, которое заключалось в том, что благочестие подтверждалось признанием сотворенности Корана. Запрещалось поклонение святым, чтобы "не придавать Аллаху подобных Ему", и все паломничества, кроме хаджжа в Мекку. Затем халиф пригласил из Мерва Тахирида Мухаммеда ибн Абдаллаха управлять Багдадом и Ираком. Мухаммед передал управление провинцией брату и явился к месту назначения. В 860 году халиф переселился в новый дворец, названный по его имени Джафарийей. Но, изменив порядок наследования в пользу младшего сына, халиф спровоцировал дворцовый переворот и был убит в 861 году.

Халифом стал его старший сын ал-Мунтасир, который через полгода умер. Вслед за этим началась борьба за власть между братьями ал-Мустаином I и ал-Мутаззом. Ал-Мутазз, набирая себе войско, вербовал в него негров в противовес тюркской армии брата. Налоги не поступали, жалованье не выдавалось. В итоге ал-Мутазз был убит в июле 869 года.

Сын халифа ал-Васика I, Мухаммед ал-Мухтади, ставший халифом при поддержке эмиров-тюрок, был убит при попытке ограничить власть этих эмиров казнью их сыновей - Салиха ибн Васифа и Мухаммеда ибн Буги. В это же время некий Али ибн Мухаммед ал-Буркаи поднял восстание в Хузистане и Басре, привлекая на свою сторону оставшиеся без дела негритянские отряды. Прозвище ал-Буркаи означает "Закрытый покрывалом, как женщина", но этот авантюрист говорил, что онзакрывает лицо, чтобы "не ослепли окружающие от исходящего от него сияния". Буркаи претендовал на происхождение от Али и называл себя так.- Али ибн Мухаммед ибн Ахмед ибн Иса ибн Зайд ибн Али ибн Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб. Позднее Буркаи получил еще одно прозвище - ал-Хабис ("Изверг").

Восставшие захватили Ахваз, Басру, весь Хузистан и творили во всех этих землях бесчинства и злодеяния. Халиф ал-Мутамид неоднократно посылал против Буркаи войска, но мятежники их разбивали. Буркаи продержался у власти четырнадцать лет четыре месяца и шесть дней. Он был схвачен ал-Муваффаком, братом халифа ал-Мутамида, с помощью военной хитрости. Всех негров, служивших у Буркаи, казнили, а самого предводителя повесили в Багдаде в 883 году.

870-949

Эпоха "перераспределения властей".

Окончательное становление централизованного государства

Пришедший к власти в 870 году халиф ал-Мутамид вновь должен был разбираться с внутренними беспорядками. Армия не могла противостоять серьезному противнику. Муса ибн Буга, сын непокорного эмира и брат казненного Мухаммеда ибн Буги, после ряда выступлений подчинился халифу. Ал-Мутамид вернул двор в Багдад, наместником которого был его брат Тальха ал-Муваффак, назначенный преемником ал-Мутамида. После смерти ал-Муваффака в 891 году преемником халифа был объявлен его сын, после которого право на халифат получал сын Тальхи ал-Муваффака - Абу Аббас Ахмад ал-Мутадид I. Сын халифа уступил право наследования двоюродному брату и после смерти ал-Мутамида ал-Мутадид I стал халифом.

Сын ал-Мутадида I, Али ал-Муктафи I, назначил своим преемником брата - тринадцатилетнего Джафара ал-Муктадира, который стал халифом в 908 году. После раскрытия заговора против ал-Муктадира его личный телохранитель Мунис получил звание эмира эмиров, то есть генералиссимуса. Таким образом борьба за влияние на халифа среди эмиров обострилась. Под их давлением ал-Муктадир отрекся от халифата в пользу брата Мухаммеда ал-Кахира, но ненадолго. Собрав сторонников, он вернулся и сместил Муниса, назначив на его место Булейка. Мунис, в свою очередь собрал приверженцев и выступил в начале 932 года против ал-Муктадира. В сражении халиф был убит. Ал-Кахир, став халифом, отомстил за брата - вновь лишил Муниса звания эмира эмиров и передал его Тарифу. Заговорщики были казнены. Однако восстали сторонники Муниса и свергли ал-Кахира, который был ослеплен и лишен прав на халифат. Ал-Кахир умер в 950 году.

Его сын, Ахмад ар-Ради, будучи не в силах справиться с вышедшими из-под контроля военачальниками, обратился за помощью к наместнику Васита Мухаммеду ибн Райку. Тот согласился помочь на условиях получения им звания эмира эмиров. Халиф пообещал, и Ибн Раик быстро расправился с мятежниками, но в итоге новый генералиссимус подчинил себе не только армию, но и захватил контроль над администрацией халифа. Борьба за власть и влияние при дворе все более ужесточалась.

Следующий халиф, ал-Муттаки, обратился за помощью к Буидам - наместникам Северо-Западного и Центрального Ирана. Буиды сместили эмира эмиров Хасана Хамданида и стали влиятельнейшими фигурами при дворе. В 944 году халиф был свергнут и ослеплен заговорщиками. Эмиры возвели на престол сына халифа ал-Муктафи I - ал-Мустакфи I, который пожаловал Бунду Ахмеду звание генералиссимуса и султана. Ахмед, достигнув такого могущества, приказал ослепить ал-Мустакфи I и объявил халифом сына ал-Муктадира, ал-Мути. После этого Ахмеду был присвоен титул Муизз ад-даула ("Опора государства").

Халиф ал-Мути силой своего ума и характера сумел уравновесить ситуацию при дворе. С его халифата начинаются "долгие" правления, что свидетельствует об устойчивости высшей власти в новых условиях. Но периодом дворцовых переворотов воспользовались враги Халифата - Византия вернула себе утраченные ранее территории, а в провинциях время от времени возникали волнения и беспорядки.

К X веку завершилась разработка мусульманского гражданского и уголовного законодательства - шариата. Мусульманское право имеет четыре "корня" - это Коран, сунна, иджма и кийас. Два последних применялись в том случае, когда Коран или предания не давали достаточно ясного ответа в той или иной конкретной ситуации.

Составители двух тематических сборников хадисов - Малик ибн Анас (ум. в 795 г .) и Ахмед ибн Ханбал (ум. в 855 г .) стали основателями-эпонимами школ исламского правоведения - мазхабов фикха , - маликитской и ханбалитской. Абу Ханифа (ум. в 767 г .) и аш-Шафии (ум. в 820 г .) заложили основы двух других мазхабов, детально разработанных их последователями. Каждый из мазхабов рассматривает весь круг вопросов жизни мусульман в умме: молитва, соблюдение поста, паломничество в Мекку, милостыня, участие в джихаде, раздел военной добычи, заключение торговых и иных сделок, налоги, брак, судопроизводство, наследование и раздел имущества, формы собственности и многие другие. Каждый вопрос рассматривается в отдельной главе, в которой за изложением сути следуют доказательства и примеры.

Все четыре правоверных юридических толка одинаково прочно стоят на фундаменте исламского права. Шариат является общим законодательством для всех мусульман - суннитов и шиитов. Так называемый раскол внутри мусульманской общины существует, на мой взгляд, лишь в воображении европейских историков и ученых. Шииты и сунниты не пришли к единодушному мнению лишь в отдельных вопросах, ответы на которые может дать только время.

Основным доказательством правильности того или иного судебного решения служит прецедент, зафиксированный либо в Коране как веление свыше, либо в хадисах как установление Пророка, либо в практике первых халифов как факт единодушия исламской общины ( иджма ), либо в общепризнанных мнениях авторитетных факихов, знатоков шариата, - о возможности или невозможности судить по той или иной аналогии, имеющейся в вышеперечисленных источниках ( кийас ).

Мусульманское право называют прецедентным. Государственное законодательство зафиксировано в многотомных "Основах фикха": справочных руководствах по юриспруденции, судопроизводству, собраниях фетв - конкретных судебных решений. Равенство всех перед законом выражает поговорка: "Малейший фарраш и стремянный в шариатском собрании равны с раисом Хорасана и амилом Исфахана". Любой богач в Халифате - всего лишь налогоплательщик, который должен платить больше, и только этим он отличается от других.

Что касается мусульманской богословской догматики, то ее основателем считается ал-Ашари. Суфизм как мистическое учение долго не признавалось. Лишь в конце XI века ал-Газали до некоторой степени оправдал суфизм в глазах законоведов. Суфии также оставили свои сочинения, но больше из области индивидуального постижения Божественной сути.

В мусульманском университете ал-Азхар в Каире преподаются системы всех четырех мазхабов. В Мекканской Каабе имеются четыре возвышения ( макамы ) для имамов каждого из толков. Но такое "равновесие" было достигнуто не сразу; мусульманское право сложилось в упорной борьбе с ересью, искажениями и отклонениями от предписаний Пророка. В дальнейшем, когда основные проблемы были разрешены, муджтахиды (букв, "ревнители") - высшие авторитеты в области права, основатели школ - уже не принимали участия в разрешении частных вопросов судопроизводства. Мусульманское право перешло к исполнителям - ученикам и продолжателям, которые не имели права высказывать собственное мнение или давать юридические толкования ни по вопросам "корней" права ( усуль ), ни по вопросам его "ветвей" ( фуру ) - частным вопросам, разрешаемым на основе усуль. Они - специалисты в области права, составляющие фетву - судебное решение по каждому конкретному случаю обращения мусульманина в шариатское собрание.

Мусульманское право ( шариат ), изложенное в четырех мазхабах фикха, полностью располагается в границах дозволенного и запретного, определенных Кораном и сунной, в чем и выражается юридическое единство этих правовых школ.

Халифат представлял собой государство, основанное на незыблемых принципах ислама. Халиф олицетворяет высшую власть, освященную авторитетом Пророка, и гарантирует существование исламского государства: хранит веру, исполняет обязанности имама на общей молитве, выносит судебные решения, назначает верховных кадиев, следит за финансами и экономикой, является верховным главнокомандующим в "войне на пути Аллаха" - оборонительно-наступательной или наступательной, в соответствии с принятым мазхабом фикха. Уполномоченными халифа в областях Халифата, провинциях и крупных городах, являются наместники, осуществляющие государственную власть на местах.

Расширение территорий Халифата сделало необходимым создание сильного централизованного государства с развитой системой административно-хозяйственного управления. Все составляющие этой системы были строго подотчетны центральной власти. О подобной системе государственного управления в Европе впервые заговорили только в Новое время, начиная с XVII века.

Каждая провинция Халифата имеет свою историю, в которой как в капле воды отражается вся история мусульманского мира. Как уже говорилось выше, наместник, вышедший из повиновения халифу, тут же смещался, его ставленники также лишались своих должностей. Люди инициативные, благочестивые поддерживались и выдвигались на ответственные посты, независимо от их происхождения и национальности. Показательна в этом отношении судьба Тулунидов.

Основатель династии Тулун (тюрк. "Полная луна") в начале IX века был прислан из Бухары в числе рекрутов, составлявших часть подати. Его сын, Ахмед ибн Тулун, уже служил в Египте помощником наместника, а при халифе ал-Мутамиде сам стал наместником Египта, Сирии и Палестины. Ал-Мутадид I при вступлении на халифат в 892 году пожаловал сыну Ахмеда, Хумаравайху, и его наследникам право управления Египтом, Сирией до гор Тавра и ал-Джазирой - Северной Месопотамией, за исключением Мосула, - сроком на тридцать лет с обязательством вносить в казну ежегодную подать в триста тысяч динаров.

Египетские историки считают время правления Тулунидов "золотым веком". Ахмед ибн Тулун построил сильный флот, который стал господствовать на Средиземноморье; он был строг и не допускал злоупотреблений, отчего население благоденствовало. Наместник отстроил Фустат, заложил новый военный квартал ал-Катаи и построил знаменитую мечеть, в которой могли молиться все те солдаты, которых не вмещала мечеть Амра ибн ал-Аса.

Но Тулуниды не смогли справиться самостоятельно с восстанием карматов, и халифу пришлось отправить в Сирийскую пустыню свою армию, которая очистала провинцию от еретиков. Тулуниды получили новые назначения, уступив наместничество Мухаммеду ибн Сулайману.

Лжепророки всегда начинали с того, что привлекали на свою сторону шиитов, "определяя" сроки появления Махди, а заканчивали тем, что объявляли мессией себя. Когда "пророчества" не сбывались, шииты отпадали от таких "предсказателей". О батинитах и карматах говорится в "Китаб ал-Байан": "Основание их веры внешне состоит в исповедании шиитской догмы и любви к повелителю правоверных Али, но внутренне они - неверные".

Восстание Абу Сайда Джаннаби, главаря карматов, и его сына Абу Тахира в Бахрейне и Лхасе случилось во времена правления халифа ал-Мутадида I. В конце концов Абу Сайд за все свои жестокости и зверства был убит евнухом своего же гарема, но сын превзошел отца в кровавых злодеяниях. На его счету избиение паломников, кража Черного Камня из Каабы, содомия и садизм. Черный Камень был расколот на две части и осквернен. Карматы осквернили также списки Торы, Евангелия и Корана. Абу Тахир умер в 943 году. Когда в 950 году люди Ирака и Хорасана собрались воевать с карматами, те, испугавшись, привезли Черный Камень и подбросили его в Куфийскую пятничную мечеть.

В Хорасане другой еретик, некий Мухаммед ибн Ахмед Нахшаби, добился благосклонности эмира Хорасана - Насра ибн Ахмеда. Но подчиненные эмира восстали и обратились к одному из военачальников, сипах-салару, с просьбой разрешить им перейти под его командование. Так был составлен заговор с целью убить эмира-кармата, но кто-то предупредил его сына Нуха о готовящейся расправе, и они опередили заговорщиков. Сипах-салар был казнен. А поскольку ни у эмира к подчиненным, ни у подчиненных к эмиру не осталось больше доверия, то было решено присягнуть Нуху. Нух ибн Наср простил всех за то, что их цель была благой, и в то же время заметил: "Вот сипах-салар задумал злое и нашел себе возмездие, вот мой отец сбился с правого пути и тоже познал возмездие. Вы условились после удачного осуществления заговора отправиться на джихад против тюрок-язычников в сторону Баласагуна. А священная война с неверными - у самых дверей нашего дома. Займемся этой войной. Где бы кто ни стал отступником, в Мавераннахре ли, в Хорасане ли, где бы кто ни впал в неверие, все их имущество и достояние - ваше, ибо такое имущество не достойно ничего другого, как разграбления, так как приобретено неправедным путем. Но я предписываю осторожность: пусть не будет убит по ошибке ни один мусульманин". Так восторжествовала справедливость, и отступники Хорасана и Мавераннахра во главе с предводителем Мухаммедом Нахшаби и его приспешниками, прозванными потом "эмирчишками", были казнены.

Затем ересь перекинулась в Сирию и Магриб. Начались грабежи и убийства правоверных. Против Абу Абдаллаха Мухтасиба был послан сипах-салар Али ибн Вахсудан из Дейлема, который разбил бунтовщиков. Мухтасиб бежал и укрылся в одном городе, под тайласаном - покрывалом судей, проводя время как благочестивый, пока его не опознали.

Восставали и наместники. Под влиянием проповедей лжешиитов наместник Систана Йакуб ибн Лайс двинулся на восток - к Кабулу в Афганистане, в то время еще языческой области на границе с Индией, и сверг тамошних правителей. Затем Йакуб напал на Хорасан, а в 873 году захватил его столицу Нишапур. Одновременно с ним восстали еретики в Гуре и Гурджистане, глава которых, Абу Билал Хариджит, упомянут в "Тари-и-Систан". Наместник Мавераннахра Эмир-и-адил Исмаил ибн Ахмед послал против этого десятитысячного сброда пятьсот гулямов, которые бунтовщиков частью перебили, а частью рассеяли. Их главарь Абу Билал умер темнице, а его подручные были повешены. После нишапурского похода Йакуб ибн Лайс двинулся на Багдад с целью свержения ал-Мутамида, но потерпел поражение в столкновении с армией халифа и был казнен. Брат Йакуба, Амр ибн Лайс, пытался в это время захватить Мавераннахр, но также был разгромлен отрядом Исмаила ибн Ахмеда и попал в плен. Ему дали время на раскаяние. Амр осознал свою неправоту, но утраченного доверия к себе вернуть уже не смог. Тогда он сказал халифу, что хочет показать, где спрятаны его с братом сокровища, но халиф отказался их принять как приобретенные неправедным путем.

После смерти эмира Исмаила ибн Ахмеда главнокомандующим войск в Мавераннахре стал его сын Наср ибн Исмаил ибн Ахмед, также прославившийся в войнах за веру. Эти и другие подобные им случаи успешно преодолеваемых волнений и беспорядков свидетельствуют о силе и организованности исламского государства. Дисциплина и строгая иерархия характерны для Халифата.

Вот какой пример приводит визирь Низам ал-Мулк в своей книге "Сиасет-намэ":

Эмира Алтунташа, своего главного хаджиба, султан Махмуд Газневи назначил в 1017 году на власть хорезмшаха с обязательством полностью и в срок доставлять собранные налоги в казну. Собрав деньги, Алтунташ, нуждавшийся в них для выдачи жалования войску, обратился к визирю султана, Ахмеду ибн Хасану, с предложением разрешить ему, хорезмшаху, взять из приготовленной для казны суммы налога необходимую часть на выплату жалованья. Алтунташ обосновывал свою просьбу тем, что все равно визирь, составив ведомость, пришлет эту часть денег обратно с гонцом. В ответ Алтунташ получил грозную отповедь: "Да будет разница между владыкой и рабом, между Махмудом и Алтунташем! Ведь как порядок дел государя известен, так и делу войска определена мера. А речи хорезмшаха должны быть безошибочны. Между тем, обратившись с такой просьбой, он или на султана взглянул пренебрежительно, или же Ахмеда ибн Хасана счел простаком и невеждой в делах. Великая опасность для раба - искать соучастия в царстве со своим владыкой".

И Низам ал-Мулк добавляет от себя:

Вот так подобает хранить порядок царства и правила, дабы дела государства не отрывались одно от другого, укреплялось благополучие народа и благоустройство казнохранения, пресекались нелепые вожделения относительно имущества султана и общины.

Несомненным представляется и то, что такое государство не смогло бы долго просуществовать, не имея соответствующей системы образования. Грамоту дети осваивали дома, а затем они должны были посещать лекции и беседы знатоков Корана и сунны. Обучение велось на общественных началах. В X веке на частные пожертвования стали организовываться мусульманские университеты - медресе, которые получили широкое распространение. Глава медресе ( мударрис ) получал грамоту и назначение от халифа. Число таких университетов быстро росло: например, наместник Сирии и Мосула Нураддин Занги к шестнадцати медресе в своих владениях добавил еще пятьдесят три. В начале XIII векав Дамаске было уже девяносто два медресе, а в Халебе - сорок два. Содержание преподавателей, служителей и студентов осуществлялось на доходы с вакфной недвижимости учредителей и на частные пожертвования.

Первые мусульманские медресе возникли в городах Мавераннахра и Хорасана, но именно багдадские, созданные визирем Низам ал-Мулком и названные по его имени "низамийями", стали образцовыми. Первая низамийя была построена в 1064-1066 годах. Методом обучения в медресе было совместное с учителем чтение, разбор, толкование и заучивание книги наизусть. Европейская система образования развилась под сильным влиянием мусульманской, в частности европейские университеты создавались по образцу медресе.

Оставьте комментарий

avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 429

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф