Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Воскресенье
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Халифы Аббасиды

Дата: 11.05.2009 Версия для печати
Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Халифы Аббасиды
Халифы Аббасиды

747-750

Восстание Аббасидов

При халифе Хишаме обстановка стала вновь накаляться: возвращение незаконных налогов провоцировало сопротивление, которое нужно было подавлять силами армии. Это вело к еще большему увеличению налогового бремени из-за увеличения расходов на содержание войска, чиновников и шпионов. Недовольные такой внутренней политикой Халифата, Северная Африка и Испания отложились от Дамаска и провозгласили свою независимость. В 741 году халиф послал на их усмирение тридцатитысячное войско. Берберы пропустили его далеко на запад, а затем окружили и разбили. Это было третье сокрушительное военное поражение Омейядов после константинопольского и битвы при Пуатье. Но Омейяды всегда слишком полагались на военную силу и ничего не жалели для ее наращивания.

Волновался и Хорасан. Ценой непрестанных войн халиф Хишам добился относительного спокойствия. Следующий после Хишама халиф - ал-Валид II - был убит вскоре после принятия присяги. Наследовавший ему Йазид III почти сразу умер. Следующий претендент на халифат, Ибрахим, отрекся от престола.

Жители Дамаска присягнули Мервану II, правившему в 744-755 годах, - последнему Омейяду, фанатично отстаивавшему династические права рода. Его упрямство было несокрушимым, за что он и получил свое прозвище ал-Химар (Осел). Казалось, что в этот период весь Халифат охватила жестокая междоусобица.

Усилия по возвращению дому Пророка права на высшую власть закончились тем, что Абу Муслим, главный проповедник Аббасидов, развернул в городке Сефизендж, неподалеку от Мерва, черное знамя Аббасидов в противоположность белому - Омейядов. Из Сефизенджа мощная волна восставших во главе с Кахтабом ибн Шебибом двинулась на Дамаск. Занимая города и выбивая гарнизоны из крепостей, они приближались к Куфе. После гибели Кахтаба его место занял сын Хасан.

Мерван II был разбит у Мосула и бежал в Сирию. Дамаск сдался 5 мая 750 года, и Мерван II нашел прибежище в Египте. Собравший армию, но вновь разбитый при Бусире, халиф был выдан повстанцам и казнен 18 августа того же года. Все Омейяды также были казнены. Так сбылось пророчество Мухаммеда о переходе власти халифа к потомкам Аббаса.

Абу Фадл Аббас ибн Абд Мутталиб ал-Гашими - дядя Мухаммеда - был предпоследним из многочисленных сыновей Абд Мутталиба. Он родился от Нутаилы в 566 году в Мекке. Хранитель священного источника Земзем, он принял ислам, и благодаря ему многие знатные курейшиты стали мусульманами. Дядя Пророка и Али добровольно взяли на себя обязанность омовения тела умершего Мухаммеда. Аббас ибн Абд Мутталиб скончался в 652 году, окруженный величайшим уважением.

Старший из четырех сыновей Аббаса, Абдаллах ибн Аббас, стал родоначальником династии Аббасидов, которая в 750 году в лице праправнука дяди Пророка - Абдаллаха ибн Мухаммеда ибн Али ибн Абдаллаха ибн Аббаса ибн Абд Мутталиба ал-Мустасима - была свергнута в Багдаде монголами в 1258 году, после чего Аббасиды, спасшиеся бегством в Египет, правили Халифатом из Каира до 1517 года, когда право на халифат перешло к турецким султанам Османам.

Потомки Аббасидов и до сегодняшнего дня живут в Турции и Ост-Индии. Историческая касыда Али ибн ал-Джахма сохранила для потомков рассказ о том, что "нечестия и несправедливости Омейядов", нарушавших установления Пророка и Корана, привели к победе Аббасидов.

750-1258

Пять вeков исламской цивилизации

Халифы Аббасиды ввели систему почетных титулов - алкабов (лакаб - ед.ч.) для наследников власти. Имена халифов этой династии и представляют собой высшие титулы, полученные ими при вступлении на престол.

При Аббасидах завоевательные походы почти не предпринимались, только халифы ал-Мамун и ал-Мутасим успешно воевали в Анатолии. Так называли в те времена Малую Азию, которую византийские императоры использовали в качестве плацдарма для нападения на Армению и Азербайджан.

На протяжении столетий правления Аббасидов отмечается стабильность всесторонне развитой средневековой исламской цивилизации. Необыкновенно высокого уровня достигли естественные науки, философия, литература, теология. Бурно развивалась экономика и торговля в Иране, Ираке, Египте, Испании, Индии. Прочные торговые связи установились с Восточной Европой, Дальним Востоком, Китаем, Центральной Африкой. Глава исламского государства - халиф - являлся гарантом веры, справедливого суда и защиты населения страны от внешнего и внутреннего врага. Халиф назначал верховных судей, руководил "войной на пути Аллаха", контролировал правильность налоговых сборов и расходования средств из казны, управляя специально созданным для этого административным аппаратом. Административное управление в Халифате можно оценить как мощную структуру, охватывающую все стороны жизни подданных государства. Халиф располагал необходимыми средствами для поддержания порядка внутри страны и отражения агрессии извне. В мусульманском обществе не существовало сословных барьеров; любой инициативный честный человек мог рассчитывать на поддержку, а с людьми бесчестными, отступниками и лжецами расправа была короткой, что породило много легенд о жестокости властей в Халифате, создателями которых были, как правило, иноземные путешественники и купцы.

Ввиду обширности территорий Халифата практиковалось применение права наследственного управления той или иной провинцией государства. Так, например, в 759 году халиф ал-Мансур поручил Мухаммеду ибн Ашасу вернуть берберов, впавших в ересь, под, власть Халифата. У Мухаммеда ибн Ашаса был в хорасанском ополчении некий военачальник Аглаб, проявивший себя в сражениях как талантливый командир. Сын Аглаба, Ибрахим, уже получил право управлять провинцией Ифрикийей с обязательством вносить в казну определенную сумму налога. В случае злоупотреблений халиф либо сам смещал такого "династа", либо поручал соседнему наместнику наказать провинившегося.

Практику наследственного управления крупными городами и провинциями Халифата в случае, когда имелся достойный кандидат, "добросовестные" европейские и неевропейские историки безнадежно путают с феодальными династиями средневековой Европы. И это при том, что по существу сходства нет никакого. Феодал мог произвольно устанавливать сумму вид налогов, размер дополнительных поборов, лишать подданных земли и имущества, изгонять их со своей территории или казнить. Европейский феодал был, по сути, рабовладельцем, поскольку его крестьяне находились в полной личной зависимости от него. Этот исторический факт старательно замалчивается, и даже то, что арабские отряды в Испании были встречены как освободители от феодального гнета, описывается скороговоркой. А между тем Испания на протяжении восьмисот лет предпочитала оставаться под властью мусульман, и лишь соединенными силами европейских монархов испанские феодалы сумели вернуть себе своих подданных и земли. Все успехи Испании в области науки, философии и культуры связаны с этим периодом, в то время как возвращение к христианству ввергло этот цветущий край во мрак инквизиции и невежества.

Халиф никогда не терял контроля над управлением страной, ведая "войной, молитвой и хараджем". Его наместники представляли эту власть на местах, выраженную простой и точной формулировкой: обеспечение высокой боеготовности армии, обеспечение исламской системы образования, обеспечение благосостояния населения.

Система налогообложения в Халифате была несложной, но тщательно разработанной. Дополнительные налоги ( мукус ) расценивались как нарушение установлений Пророка и рано или поздно отменялись. Например, Салахаддин, наместник Египта, придя к власти в провинции, отменил восемьдесят восемь поборов ввенных ранее Фатимидами.

Иерархия мусульманского общества зависела от степени благочестия, и поэтому не было никакой изначальной "врожденной" сословной исключительности. Все необходимое для организации жизни общины дано в предписаниях и откровениях Пророка. Государство не может быть законодателем, оно лишь исполнитель шариата по отношению к подданным. Собственно, и все правовые акты государя - это административные или судебные распоряжения по поводу обеспечения "дозволенного" или восстановления попранной, в результате допущения "запретного", законности.

Абу Абдаллах Суфьян ас-Саури (714-778) говорил: "Наилучший из правителей тот, кто часто общается с людьми знания - чтецами Корана, знатоками сунны и толкований, с учеными-законоведами и славными своим благочестием, и наихудший из людей знания тот, кто часто советуется с правителем".

750-754

Халифат ас-Саффаха

После разгрома Мервана II Абдаллах ибн Мухаммед ибн Али ас-Саффах, первый халиф Аббасидов, принял присягу войска и высших государственных чинов. В большой мечети Куфы новый халиф произнес речь, которую закончил следующими словами: "О люди Ирака, объект неусыпной заботы нашей и благорасположения. Вы те, благочестие которых никогда не мог изменить или отклонить напор злодеев. Такими вы остались и по сей день, и Аллах даровал вам династию нашу. И вы станете счастливейшими из людей нашими заботами, чего вы и заслуживаете вполне за вашу к нам преданность. Жалуем вам еще по сто дирхемов годового содержания сверх установленного. Но будьте всегда в готовности, ибо, объявляю вам, я тот, который станет проливать кровь отступников беспощадно, я - гибель несущий мститель".

Местом своей резиденции халиф избрал город Анбар. При нем в официальных документах слово "араб" было заменено словом "мусульманин".

Халиф сдержал свои обещания, данные в тронной речи. Ситуация в Ираке требовала решительных действий. Ас-Саффах и его брат ал-Мансур огнем и мечом восстанавливали закон там, где люди уже забыли и думать о нем. Ирак, большинство населения которого составляли новообращенные персы, греки и другие народности этого многонационального региона, жил по инерции своих прежних смутных представлений о власти и подчинении. По шариату эта двойственность является преступлением против веры, предполагает готовность к предательству, ненадежность, многобожие. Главой семьи Пророка был признан Ибрахим, старейший в роде Аббасидов. Незадолго до победы Абдаллаха он скончался в темнице, куда его бросили Омейяды. Кровь сторонников Омейядов лилась в Халифате рекой. Столь решительный поворот к законности нравился не всем. Абу Салама, проповедник Аббасидов, до сих пор действовавший единодушно с Абу Муслимом, стал призывать к провозглашению халифом Мухаммеда ибн ал-Ханафийя. Абу Салама остановился на этом кандидате, потому что никто из настоящих внуков Пророка его не поддержал. Но уже в конце 750 года армия халифа расправилась с мятежниками. Впрочем, тем, кто сдавался добровольно, разрешалось отправляться на джихад - защищать границы Халифата от вторжения языческих племен.

Всем остававшимся в живых Омеиядам объявили амнистию и пригласили на прием во дворец халифа. Там их ждала бесславная гибель от руки палача. Так вероломство Муавийи закончилось вероломством по отношению к потомкам Омейядов. Эти внутренние распри, усмирение бунтов и волнения поглотили все силы ас-Саффаха, он заболел и умер в своей резиденции 21 июня 754 года в возрасте тридцати лет. Перед смертью халиф привел войска и придворных к присяге своему брату Абу Джафару и двоюродному брату Исе ибн Мусе как следующему за Абу Джафаром наследнику халифата. Абу Джафар в это время совершал хаджж в Мекку.

762
Основание Багдада
При Аббасидах наступает расцвет городов. Новую династию не устраивали ни Куфа, ни Басра. В центре провинции Месопотамии при халифе ал-Мансуре (754-775) была построена новая столица - город Багдад, получивший впоследствии много прозваний: "Город Мансура", "Город благоденствия" и другие. Среди орошаемых земель, недалеко от бывшей столицы Сасанидов - Ктесифона - был заложен город. В центре его находились резиденция халифа и главная мечеть, а затем кругами от центра располагались торговые ряды, жилые кварталы и прочие городские сооружения. Все они находились между стеной, защищающей резиденцию халифа, и внешней стеной города. Перед мощными городскими укреплениями высотой около двадцати метров был вырыт глубокий и широкий ров. Внутрь города вели четверо ворот, повторенных во внутренней стене, и каждая пара таких ворот соединялась сводчатой галереей.

Но скоро границы города оказались тесными не только для торговцев и жителей, но и для халифа. Базары разрослись и заняли пригородный район Карху, а халиф со временем выстроил себе новый дворец на берегу Тигра. В Багдаде сходились торговые пути со всего света. В конце VIII века город перешагнул с западного берега Тигра на восточный, где был построен новый район Русафа. Три понтонных моста соединяли эти части столицы. К середине IX века Багдад, занимая площадь в четыре тысячи гектаров, превосходил своими размерами и Константинополь ( 1400 га ), и Рим ( 1366 га ). Город получил еще одно название: "Дар ас-селям" - "Обитель мира".

Аббасиды строили и другие города. Среди них - Рафика, город на берегу Евфрата, рядом с древней Раккой. Халиф ал-Мансур построил Рафику в 772 году для своего наследника ал-Махди. В том же году Куфа и Басра были окружены крепостными стенами, При таком размахе строительства нигде в исторических сочинениях не встречается упоминаний об использовании рабского труда. Труд наемных рабочих оплачивался настолько хорошо, что крестьяне даже оставляли свои поля, чтобы подработать на стройке.

Последнее грандиозное строительство Аббасидов - основание еще одной резиденции, Самарры, на сто двадцать километров выше Багдада, по левому берегу Тигра. Эту кратковременную столицу Халифата время превратило в руины, по которым ныне трудно представить блеск и величие великолепного города.

Много городов строилось в Северной Африке, в Испании. Крупнейшие среди них - Фес, основанный в 807 году, Оран, основанный в 903 году, Кордова. В Египте рядом с Фустатом фатимиды выстроили собственную резиденцию ал-Кахира ("Победоносная"), или Каир, а Фустат получил название Старый Каир. Поздний Омейядский и Аббасидский халифаты дали мусульманскому миру пять веков мирного существования и безопасные экономические отношения со всем миром. Если не считать грандиозные столицы-резиденции, то в среднем на каждые триста квадратных километров империи приходился город. В плотно заселенных местах их было гораздо больше, так что с минарета пятничной мечети можно было со всех четырех сторон увидеть соседние города. По сведениям средневековых географов, в Халифате насчитывалось до пятисот городов, не считая селений. Такой экономический подъем и духовный расцвет на столетия опередил европейское Возрождение. В Западной Европе лишь французский двор, начиная с Людовика XIV, мог соперничать с Аббасидским, дворцовый квартал которого в Багдаде тянулся вдоль Тигра на целый километр.

При дворе халифа служило десять тысяч человек. Халиф ал-Мутадид, например, подсчитал, что на самые необходимые расходы по содержанию двора и гвардии ему необходимо семь тысяч динаров ежедневно. Гарнизон Багдада насчитывал тридцать тысяч человек. За порядком в столице следило девять тысяч конных и пеших полицейских. Кроме того, государственное содержание получали потомки Пророка, Али, сподвижников Пророка, Аббаса ибн Абд Мутталиба, министры, чиновники, свита главного визиря. Можно сказать, что не менее четверти населения столичных городов было связано с расположением в этих городах резиденций высокопоставленных лиц. Но главным центром жизни мусульманского города являлись базары. По сведениям историка Ибн Асакира, в Дамаске насчитывалось сорок базаров. Торговля тканями считалась самым достойным для благочестивого человека занятием. Торговцем тканями был даже Абу Ханифа, основатель одного из мазхабов фикха , крупнейший теоретик мусульманского права.

При огромном размахе торговли в империи уже тогда существовала система расчетов, которая в Европе гораздо позднее получила название банковской; осуществлялись вексельные операции и безналичные расчеты. Впрочем, предпосылки этой системы существовали у арабов еще в домусульманские времена.

Кроме градостроительства, в Халифате активно велись землеустроительные работы - сооружались оросительные системы и судоходные каналы. Евфрат был соединен с Персидским заливом, что сделало Басру гаванью.

Что касается границ Халифата, то на протяжении столетий больше не предпринималось попыток их расширения, если не считать похода военачальника Зийада ибн Салиха против китайцев, вторгшихся в 751 году; в пределы Хорасана. Арабский отряд одержал победу в сражении на реке Таласе и захватил в плен двадцать тысяч китайцев.

754-775
Халифат ал-Мансура
Сразу после смерти халифа ас-Саффаха раскрылись интриги его дяди, в которых оказался замешан и Абу Муслим, возглавивший в свое время поход за передачу Аббасидам прав на халифат. Абу Муслима, измена которого была доказана, пригласили в резиденцию халифа, где он и был убит.

Абу Джафар, брат халифа ас-Саффаха, при вступлении на престол получил титул ал-Мансур ("Победитель"), При нем власть халифа продолжала укрепляться посредством введения системы строгого контроля: все высшие чиновники и генералитет в Халифате были подотчетны лично халифу. Проводились мероприятия по охране путей следования паломников и купцов, строились сторожевые посты и небольшие укрепленные поселения, рибаты .

Ал-Мансур, как и все халифы этой династии, покровительствовал ученым, поэтам и художникам-каллиграфам. Первые арабские филологи жили при ал-Мансуре: Сибавейхи и ал-Халил в Басре, ал-Кисаи в Куфе. Ал-Кисаи впоследствии стал учителем сыновей халифа ал-Махди. Именно при ал-Мансуре поэт и ученый Асмаи собрал поэтическую сокровищницу лирики и легенд древнеарабской героической эпохи, сопроводив ее грамматическими и стилистическими комментариями, а другой поэт, Халеф ал-Ахмар, даже сочинял стилизации под древнеарабскую поэзию. Рузбех ибн ал-Мукаффа собрал и перевел на арабский язык персидский и индийский сказочный фольклор, а также "Шах-намэ" ("Книга царей") - иранский героический эпос.

Переводить Коран на другие языки считалось невозможным, поскольку даже наималейшие неизбежные отклонения от первоначальных значений слов были недопустимы. Поэтому основательное изучение арабского языка во всей его сложной многогранности стало долгом каждого мусульманина. Возникла необходимость в теории языка, и она была разработана почти в то же время, когда Малик ибн Анас составлял свой сборник хадисов "Ал-Муватта". Тогда же Ибн Исхак, родоначальник арабской историографии, закончил жизнеописание Мухаммеда. С большим размахом и при полной поддержке властей велась работа по переводу книг древнегреческих философов. Эллинская мудрость оказалась воспринята арабами с удивительной полнотой, свободой и верностью понимания, что свидетельствует о необычайно развитом, богатом и гибком арабском языке. Вместе с тем не прекращались попытки свергнуть законного халифа, поскольку всегда найдутся те, для кого мир и благоденствие как острый нож.

Абу Муслим, отправляясь к халифу на свою последнюю с ним встречу, захватил с собой казну, которую оставил в Рее. В 755 году его ставленник в Нишапуре Сумбад поднял восстание под предлогом мести за Абу Муслима. Этот Сумбад по прозвищу Гябр ("Неверный") был зиндиком (букв, "колдун"), зороастрийцем. Он никогда не принимал ислам, но притворялся благочестивым. Рассчитывая поживиться казной Абу Муслима, он обещал богатую добычу тем, кто присоединится к нему, и таким образом собрал огромное количество всякого сброда. Сумбад овладел Нишапуром, Кумисом и Реем, где и захватил казну Абу Муслима. После этого он взял себе персидское имя Фируз Испехбед.

Халиф направил против Сумбада войско под командованием Абу Джафара Джахвара ибн Маррара. Первое сражение с бунтовщиками произошло между Хамаданом и Реем и длилось три дня. Сумбад был убит, а общие потери мятежников составили шестьдесят тысяч человек. Но Джахвар ибн Маррар, в свою очередь, тоже соблазнился казной Абу Муслима и отказался возвращать ее в распоряжение халифа. Против Джахвара был послан отряд Мухаммеда ибн ал-Ашаса ал-Хузаи, который разбил Джахвара и доставил деньги по назначению. Затем восстали авандиты, которые также были связаны с Абу Муслимом, но прикрывались лозунгами о правах Алидов на халифат. Восстал испехбед Табаристана и перебил всех мусульман в своей стороне, Наместником Хорасана в это время был ал-Махди, а его помощником - ас-Сари ибн Абдаллах. Они не сумели организовать достойный отпор беззаконию. В 772 году некий Устаз Сис возглавил жителей Герата, Сиджистана и других областей Хорасана, которые собрались чистом около трехсот тысяч и напали на жителей Мерверруда, грабя и убивая их. Халиф ал-Мансур отправил в Хорасан против Устаза отряд Хазила ибн Хузайма, который рассеял мятежников. Наряду с подавлением этих волнений был предпринят удачный поход Хумайда ибн Кахтаба против Кабула, после чего Хумайда стал наместником Хорасана.

Правление ал-Мансура, второго халифа из династии Аббасидов, оборвала его неожиданная смерть. Он умер в 775 году, во время совершения хаджжа в Мекку.

775-785
Халифат ал-Махди
Сын халифа ал-Мансура, Мухаммед ибн Абу Джафар, получил титул ал-Махди. Присяга ему была принесена после того, как Иса ибн Муса, двоюродный брат ал-Мансура, согласился наследовать ал-Махди, пропустив его вперед себя. Ал-Махди взял в жены свою бывшую невольницу Хейзурану, от которой у него было два сына - Муса, получивший титул ал-Хади ("Руководящий"), и Харун, получивший титул ар-Рашид ("Идущий прямым путем"). Харун ар-Рашид в 782 году был объявлен преемником ал-Хади. Однако в 785 году халиф попросил старшего сына отказаться от прав на халифат в пользу Харуна, но Муса отклонил предложение отца. Тогда халиф решил лично отправиться в Джурджан, где в это время находился в военном походе ал-Хади, но по пути туда умер.

При халифе ал-Махди был принят важный закон, завершивший борьбу, начатую еще ас-Саффахом и ал-Мансуром, - о признании изначального главенства семьи дяди Пророка по праву ближайших родственников Мухаммеда. Таким образом, было отвергнуто положение, что Аббасиды получили право на халифат от Абдаллаха ибн Мухаммеда ибн ал-Ханафийа, внука халифа Али и Хаулы-ханифитки. Аббасиды исправили историческую ошибку, когда руководство мусульманской общиной осуществлялось в обход Аббаса ибн Мутталиба - дяди Пророка, старейшего в роде Хашимидов и самого близкого к Пророку родственника.

Это решение понравилось далеко не всем. В Исфахане и Азербайджане начались выступления хуррамдинцев. Ал-Махди послал против них войско, которое в соединении с отрядом правителя Табаристана - Амра ибн ал-Ала - выступило против бунтовщиков. Хуррамдинцы разбежались.

Более подготовленным оказалось восстание Хакима ал-Муканны в Хорасане. В одном из селений Мервской области Муканна собрал сторонников, используя шиитские лозунги. Затем он перебрался в Мавераннахр. Халиф приказал наместнику Хорасана Муазу ибн Муслиму уничтожить бунтовщиков. В поход выступили отряды под командованием Укбы ибн Салма, Джибраила ибн Йахйа и мавали Лайса. Потом халиф послал к ним отряд Сайда ал-Хараши. Муканна заперся в крепости провинции Кеш и продержался в ней целый год. В его поддержку, отвлекая силы халифского войска, выступили мятежники Джурджана, но были быстро рассеяны. Видя, что положение безнадежно, Муканна выпил яд, отравив перед этим всех своих домочадцев. Голову Муканны доставили во дворец халифа. Ал-Махди в этот момент находился в Халебе.

После смерти халифа ал-Махди его наследник ал-Хади начал с того, что отомстил матери, которой принадлежала инициатива потребовать от законного наследника отречения от власти в пользу Харуна. Ал-Хади отстранил мать от участия в государственных делах и запер ее на женской половине дворца. Своего брата Харуна он решил казнить, чтобы сделать наследником своего сына Джафара. По причине же участия в дворцовых интригах впал в немилость и визирь Яхья. Халиф заточил этого влиятельного Бармакида в темницу. Но, задев столь могущественные персоны, ал-Хади ускорил развязку - он был задушен во сне. Его халифат длился меньше года. Малолетнего сына халифа заставили отказаться от притязаний на высшую власть, и присяга была принесена ар-Рашиду.

786-809
Халифат ар-Рашида I
После устранения ал-Хади всеми делами при дворе и в государстве стали заправлять мать халифа и визирь Яхья, сын которого, Фадл, был в это время наместником Армении, Азербайджана, Мидии, Ирана и Хорасана. Другой сын визиря, Джафар, постоянно сопровождал молодого халифа во всех его предприятиях и считался самым близким к нему человеком.

Наместник главных провинций Халифата, Фадл ибн Яхья, управлял ими, казалось, наилучшим образом. Строил мечети и рибаты, совершал походы в Маверан-нахр и в Усрушану, где ему подчинился царь Харахара, никому до этого времени не уступавший своей веры и власти. Войско Фадла состояло из неарабов и насчитывало пятьсот тысяч человек. Часть этой армии, двести тысяч, он отправил в Багдад.

Здесь следует сказать несколько слов о знаменитом семействе Бармакидов. Его глава, Бармак, был персом из Балха. Сын Бармака, Халид, служил халифам ас-Саффаху и ал-Мансуру. Сын Халида, Яхья, был воспитателем ар-Рашида, который даже почтительно называл его "отец". Об осторожности и хитрости представителей этой семьи, их лисьих повадках свидетельствует такое, например, наставление Яхьи своему сыну Фадлу: "Пользуйся днем для совершения дел обязательных, а сереющую мглу ночи посвяти тому, что тебе приятно. Помни: жизненные утехи глупца неприкрыты, каждый наблюдающий за ним враг легко может застать его врасплох". Образцом для подражания Бармакиды считали возвышение Халида ибн Бармака, выдвинувшегося в высшие сферы при Абу Муслиме.

Визирь Яхья со своими четырьмя сыновьями контролировал все государственные дела, и в первые годы халиф ар-Рашид целиком полагался на его советы. Но такая доверительность была еще и вынужденной - халиф не имел достаточно сил, чтобы противостоять этой семье, захватившей все важные посты в Халифате. Перелом в отношении халифа к Бармакидам произошел, когда ар-Рашид в начале 803 года вернулся из паломничества в Мекку. Он удалился в свою резиденцию Анбар и несколько дней провел там в одиночестве и подавленном настроении. Ему нужно было на что-то решиться. Затем последовал молниеносный удар - сын визиря, Джафар, был казнен, а Бармакиды смещены со всех должностей.

Существует легенда, что Джафар тайно женился на сестре ар-Рашида, и у них уже было двое детей. Кроме этого коварного плана захвата власти путем породнения с семьей халифа, раскрылись злоупотребления Бармакидов, их пособничество темным личностям, соглашательство с неверными, слабость войска, в котором оказались иноверцы и язычники. Боеспособность армии была низкой из-за большого числа набранных в нее персов, отличавшихся отсутствием дисциплины. Особенно много беззаконий обнаружилось в провинциях: предательство было причиной военных неудач. После расправы с Бармакидами халиф ар-Рашид пошел войной против внутренней измены. В пограничных с Византией областях он приостановил строительство церквей, а относительно иноверцев подтвердил ограничения, запрещающие им служить в армии и в структурах власти, предусмотренные еще Умаром I, но не осуществлявшиеся в полной мере.

При халифах ал-Махди и ар-Рашиде продолжались в основном оборонительные бои на границе с Византией, причем арабские отряды проникали далеко в глубь территории Малой Азии. Например, в 782 году они достигли Босфорского пролива, в 797 году - Анкары и Амориума, а в 798 году - Эфеса, С первого года своего правления ар-Рашид стал укреплять пограничные города от Малатии до самого Тарса. Эти крепости и форты образовали надежную оборонительную линию, названную затем ал-Авасим.

После падения Бармакидов последовали волнения в Хорасане, где больше всего было ставленников визиря Яхьи. Пользуясь тем, что в их руках находились налоговые сборы, они склонили на свою сторону часть войск и вообще всех любителей поживиться. Восстали области Исфахана, Тармидаина, Рея, Хамадана, Даете и Хурре. Число мятежников перевалило за сто тысяч. На их усмирение халиф направил из Хорасана двадцатитысячное войско во главе с вновь назначенным наместником Абдаллахом ибн Мубариком. При его приближении бунтовщики разбежались. Понимая, что они соберутся снова, Абдаллах ибн Мубарик написал халифу письмо с просьбой выслать подкрепление - отряд, который возглавил бы Абу Дулаф ал-Касим ибн Иса Иджли. И действительно, через некоторое время мятежники снова принялись за грабежи и убийства. Объединенное войско халифа неожиданно напало на них и уничтожило. О главнокомандующем Абдаллахе ибн Мубарике (735- 797) известно, что он был крупным знатоком хадисов. Родился он в Мерве, был мавали племени ханзаля. Его отец - тюрок, а мать - хорезмийка.

Восставали и берберы в Северной Африке. В 800 году халиф ар-Рашид пожаловал право наследственного управления Ифрикийей с обязательством выплачивать ежегодную подать в сорок тысяч динаров военачальнику Хорасанского ополчения Ибрахиму ибн Аглабу. Ибрахим подавил выступления берберов-хариджитов. Аглабиды правили Ифрикийей на протяжении ста лет. В 878 году ими была завоевана Сицилия, которая оставалась под властью мусульман до конца XI века. Стратегическое положение Сицилии позволяло обеспечить безопасность морских торговых путей и прибрежных городов Халифата. В провинции проводились работы по землеустройству, строились города, крепости, мечети, дороги. Богатство Ифрикийи не давало покоя Фатимидам, правившим в Египте. Воспользовавшись кризисом власти в Халифате в 909 году, они присоединили Ифрикийю к своим владениям.

В 809 году снова начались волнения на востоке. Халиф решил лично возглавить поход на Хорасан. Вперед он отправил сына ал-Амина. Прибыв в Туc, ар-Рашид неожиданно занемог и 6 апреля 809 года скончался в возрасте сорока пяти лет. По преданию, он был отравлен.

У халифа ар-Рашида было три сына: Мухаммед ал-Амин ("Надежный"), Абдаллах ал-Мамун ("Достойный доверия") и Касим ал-Мутаман ("Уверенный"). Старший из них, Абдаллах, был сыном персиянки. Ал-Амин управлял Ираком и Сирией, ал-Мамун - Мидией и Хорасаном, ал-Мутаман - Месопотамией и оборонительной линией в Анатолии. Халифом должен был стать ал-Амин, его преемником - ал-Мамун, а затем - ал-Мутаман.

Несколько слов следует сказать о жене халифа ар-Рашида, Зубейде, которая прославилась своими добрыми делами. Из собственных средств она раздавала щедрую милостыню; на мекканской дороге, проходящей близ Куфы, приказала построить колодцы из камня, гипса и обожженного кирпича, чего еще никто до этого не делал; на каждой остановке паломников, кроме колодцев, устроить водоемы и резервуары для дождевой воды, чтобы люди не погибали в пустыне от жажды. Зубейда усилила несколькими рибатами границу, покупала для газиев оружие и лошадей, отдала в вакф многие земельные владения, основала на границе Кашгара укрепленный город Бадахшан, построила цитадели на дороге в Хорезм и в Александрии.

Приняв присягу после смерти отца, ал-Амин вернул войско в Багдад. Наместнику Хорасана предписывалось справиться с мятежниками самостоятельно.

805
Бейт ал-Хикма. Ал-Халил
Халифы всегда покровительствовали поэтам и ученым. Омейяды особенно отмечали переводчиков, а некоторые из них и сами занимались науками и литературой. При Аббасидах, а именно во времена правления халифа ар-Рашида, был создан Бейт ал-Хикма ("Дом знаний").

Знание для арабов-мусульман заключалось прежде всего во владении возвышенным знанием - Кораном, хадисами и признанными тафсирами. Для того чтобы изучить все это, требовались годы упорного труда. Все остальные знания о мире и человеке арабы рассматривали как практические сведения, очевидные в своей простоте. Поэтому наука в арабском мире сразу поднялась на тот уровень, которого остальной мир достиг через века и не без активной помощи арабской научной мысли.

Исключительная любовь к книге - одна из харрактернейших черт арабской культуры. Несмотря на переписку от руки, книги изготовлялись в огромных количествах, совершенно невероятных для средневековой Европы, - даже то, что дошло до наших дней, исчисляется сотнями тысяч томов. Такая основательность явилась прямым следствием традиций устной древнеарабской культуры, которая сохранила накопленные знания в буквальной точности, передавая их от поколения к поколению, как правило в поэтической форме. Когда первый историк Древней Аравии Хишам ал-Калби говорил: "И я не слышал стихов о нем ни у них, ни у других племен", - это означало полное забвение. Таков был мир бедуинов.

Чужая речь для араба, привыкшего к красоте и звучности родного языка, была явлением странным и даже необъяснимым: арабы не могли понять неумения ясно излагать свои мысли, что было характерно для хиймаритов, эфиопов и персов. Когда возникла историческая необходимость усовершенствовать письмо, арабы справились с этой задачей великолепно. "По художественному содержанию, богатству форм, силе эстетического воздействия арабское письмо принадлежит к числу самых совершенных, какие только создала человеческая рука и человеческая способность к письму. Гениальная игра линий, великолепие их расцвета, впечатляющий вид... не с чем сопоставить в письме какого-либо другого народа" - это мнение одного из современников Пушкина общепризнано в мире. У арабов чистота, проясненность является синонимом украшенности: "чистый, украшенный". Поэтому неудивительно, что именно филология стала в Халифате царицей всех наук. Она входила в круг обязательных занятий, служила темой бесед и диспутов, была важнейшим компонентом общего образования. В большом количестве создавались филологические труды. Особенно много появилось их в VIII-X веках. Толковые словари арабского языка, грамматики и филологические исследования разного рода прекрасно сохранились и дошли до наших дней практически без потерь.

Своеобразный культ родного языка наиболее полно и ярко отразился в трудах по лексикологии. Богатство арабского языка приводило и приводит в изумление иностранных филологов, которым арабские тексты кажутся непереводимыми. И действительно, перевод с арабского ввиду изобилия смыслоразличительных оттенков слов и выражений возможен, с нашей точки зрения, лишь приблизительный, поскольку другие языки не имеют адекватного арабскому лексического богатства. Арабы не позволяли себе употребление слов непонятных или "пустых", и именно стремление к точности выражения мыслей обусловило совершенство и сложность арабского языка.

Главный труд по арабской грамматике включает в себя пятьсот шестьдесят восемь глав, в которых язык полностью систематизирован и тщательнейшим образом описан. Примечательно, что детальная грамматическая терминология целиком разработана на базе арабского же языка, без единого заимствованного термина из древнегреческого или латинского! Явление в высшей степени уникальное. Сама грамматическая система основана на изучении одного лишь арабского языка, создана по его мерке. Автор этого грамматического трактата Абу Бишр (или Абу Хасан) Амр ибн Усман ибн Канбар ал-Басри, по прозванию Сибавайхи, учился и жил в Басре, бывал в Багдаде при дворе Харуна ар-Рашида. Умер этот ученый в 796 году в селении Байда близ иранского города Шираза.

В своем труде Сибавайхи ссылается на Абдаллаха ибн Абу Исхака (ум. в 735 г .). Сибавайхи был учеником, а затем коллегой крупного филолога ал-Халила ибн Ахмада ал-Азди ал-Фарахиди ал-Йахмада ал-Басри (ок. 718-791), который известен как ал-Халил. Этот ученый стоял у истоков арабской филологии. Его толковый словарь, названный по первой букве алфавита "Китаб ал-айна", организован по принципу объединения в словарные гнезда однокоренных слов. Каждая словарная статья представляет собой исчерпывающее описание слова. Оно начинается с этимологии, далее следует грамматическая характеристика и заканчивается примерами реального употребления слова с параллельными синонимическими рядами оттенков значений. Труды по филологии ал-Халила легли в основу дальнейших исследований в области языка и поэтики.

Второй большой словарь арабского языка составил Ибн Дурайд (837-933), происходивший из племени азд. Во время восстания зинджей (1) в 871 году Ибн Дурайд бежал из Басры в Оман, где прожил среди бедуинов двенадцать лет. Затем он перебрался в Фарс, правителю которого преподнес свой законченный в 900 году словарь "Ад-Джамхара". Этот научный труд стал базовым для последующих работ по языкознанию.

Толковый словарь, разрабатывающий принцип построения словаря ал-Халила, составил Абу Мансур Мухаммед ибн ал-Азхари (ум. в 981 г .), родом из Герата. Абу Мансур учился в Багдаде, но для совершенствования в языке решил посетить бедуинские кочевья. Воинственные бедуины захватили его в плен, и он провел среди них два года, вынужденно приняв бедуинский образ жизни. Зато Абу Мансур получил хорошую языковую практику того арабского, чистотой которого он всегда восхищался. По возвращении в Герат ученый посвятил свою жизнь работе над десятитомным словарем "Книга исправлений", который во многом расширяет и улучшает "Китаб ал-айна".

Сокращенную переработку словаря ал-Халила предпринял в Рее визирь Исмаил ибн Аббад по прозванию ас-Сахиб (938-995). Еще одну расширенную редакцию "Китаб ал-айна" сделал ал-Кали (893-9б7), ученый из Испании. Завершением ряда переработок первого арабского словаря явился "Фундаментальный" Ибн Сида (ум. в 1066 г .) из Дении. Этот самый подробный и тщательно разработанный словарь был по памяти продиктован слепым от рождения автором и стал настоящей сокровищницей языка. В VIII веке появлялись и другие словари, объединенные тематически и лексически. Самый объемный тематический свод арабской лексики создал тот же Ибн Сид в словаре "Специализированный".

А самый популярный толковый словарь арабского языка, который не уступал первенства на протяжении целого тысячелетия, был издан во второй половине VIII века и назывался "Венец речи и правильность арабского языка". Его автор Абу Наср Исмаил ибн Хам-од ал-Фараби ал-Джаухари включил в него сорок тысяч словарных статей, в которых даны нормативные формы чистого арабского языка с фиксацией точного произношения и правильного написания слов в правильных формах употребления.

В XIII веке были составлены два гигантских словаря: "Пучина" ал-Сагани (1177-1262) и "Язык арабов" Ибн Манзура (1232-1311). Ибн Манзур был родом из Туниса, жил в Каире, состоял на службе у мамлюкских султанов Египта. Он оставил подлинную энциклопедию арабского языка - свыше восьмидесяти тысяч словарных статей, которые в современном печатном издании занимают около семи с половиной тысяч страниц большого формата в две колонки плотного текста. Самым популярным среди словарей-гигантов стал словарь Мадждадина Мухаммеда ибн Йакуба ал-Фирузбади (1326-1414) "Камус", то есть "Океан". Это название словаря, "Камус", стало нарицательным. Ал-Фирузбади родился близ города Шираза, учился филологии и праву в Басите и Багдаде, посетил Дамаск, Иерусалим и Каир. Обосновавшись в Мекке, он составил там свой словарь. Затем опять пустился в странствия. В Турции он был воспитателем будущего султана Баязида I; побывал в Индии, вернулся в Фарс, где стал свидетелем завоевания родной страны Тимуром, а последний период жизни провел в Аравии, занимая пост верховного кадия при Расулидах в Йемене. Ал-Фирузбади умер в возрасте почти девяноста лет в Зебиде.

Одновременно с теорией языка возникла арабская метрика, или теория стихосложения, и вновь ее основоположником стал ал-Халил. Ему также принадлежит труд по упорядочению арабской азбуки. Ал-Халил расположил и описал буквы арабского алфавита по признаку возникновения звуков: начиная от гортанных и заканчивая губными. Теория стихосложения ( аруд , или аруз ) - просодия и метрика - теперь известна как "наука ал-Халила". Она включает в себя стилистику, поэтику и литературную критику.

Одной из основных идей арабской филологии была идея о норме "языка арабского, ясного" ( лисан араби мубин ), освященная авторитетом Пророка. Теория предоставляла средства достижения этой ясности. Филологические исследования привели к созданию еще одной науки - арабской риторики. Учение о поэтических фигурах было основано на непосредственных наблюдениях над практикой арабской словесности. Его терминология и способы подачи материала полностью оригинальны. Родоначальником учения о поэтических фигурах был поэт и филолог Абдаллах ибн ал-Мутазз (ум. в 908 г .). В конце X-начале XI века ал-Аскари в "Книге о двух искусствах", то есть о поэзии и прозе, дал систематический свод теоретического и иллюстративного материала, накопленного в этой области. Но наибольшей популярностью пользовался труд по поэтике и стилистике ученого ас-Саккаки. К достоинствам арабской речи все филологи единодушно относят естественность, чистоту и меткость выражений.

Итак, не прошло и двух веков, как по теоретической оснащенности арабский язык превзошел большинство древних, что в истории мировой культуры явление исключительное. Изучение арабского языка возможно только на основе его собственной филологической теории, без привлечения грамматик древних языков - по сходству или аналогиям. Поэзия, равно как и религия, наука и государственное строительство арабов, не прибегает к понятийной терминологии латинского, древнееврейского или древнегреческого языков, поскольку имеет все средства для того, чтобы в случае необходимости переложить чужие понятия на родной язык. Благодаря этому научные труды арабских ученых всегда спешно переводились на другие языки, а переводы их на латинский язык оказали значительное влияние на развитие европейской науки.

809-833
Халифат ал-Амина и халифат ал-Мамуна
Ал-Амин вступил на халифат в непростое время. Несмотря на отсутствие серьезной внешней угрозы, в самом сердце Халифата - Багдаде - назревала измена. Халиф ал-Амин не сумел распознать ее вовремя и, руководствуясь советами, как ему казалось, самых доверенных лиц, окончательно рассорился с братом ал-Мамуном. После рождения сына ал-Амин объявил его своим преемником, в нарушение прав ал-Мамуна. В 811 году ал-Амин послал войска против брата с тем, чтобы заставить его отказаться от прав на халифат. Но поход закончился трагически: гвардия перешла на сторону ал-Мамуна, войска, оставшиеся верными халифу, были разбиты, а сам ал-Амин убит.

Ал-Мамун долгое время был наместником Хорасана. После принятия присяги он остался в Мерве, сделав его резиденцией халифа. Первые шесть лет правления ал-Мамуна прошли в ожесточенной войне с внутренними врагами - персами, ставленниками Бармакидов, и собственным визирем, тоже персом, Фаллом ибн Сахлом, который постоянно стремился подавить волю молодого халифа. Окруженный клеветниками и льстецами, ал-Мамун даже арестовал своего верного генерала Харсаму, победоносно усмирявшего бунтовщиков во всем Халифате. Когда стало известно об аресте Харсамы, гарнизон Багдада изгнал поставленного над ним брата Харсамы Фадла вместе со всеми его соплеменниками. Багдадский гарнизон возглавил сын покойного халифа ал-Махди - Мансур.

Следующий шаг халифа, вызвавший волнения в Халифате, был связан с давним и твердым обещанием Аббасидов разделить власть с Алидами, союзниками в борьбе против Омейядов. Ал-Мамун назначил своим преемником зятя - Али ибн Мусу ар-Рида, представителя рода Алидов. Это решение халиф принял в Мерве. Когда новость дошла до Багдада, Аббасиды восстали и в июле 817 года присягнули старшему сыну ал-Махди - Ибрахиму, - дяде халифа ал-Мамуна. В ответ на это Алиды стали собирать своих сторонников. Волнения начались в Хиджазе, Йемене, Ираке, Табаристане. Армия халифа, вышедшая на их подавление, была разбита. Визирь Фадл скрыл эту весть от ал-Мамуна, дожидаясь более удобного момента, чтобы разыграть столь важный козырь к собственной выгоде. Но халиф вовремя узнал об угрожавшей ему серьезной опасности и сумел справиться с ситуацией.

В это же время, воспользовавшись моментом, восстали псевдошииты в Иране, Некто Бабек, перс по происхождению, стал проповедовать о воплощении Бога в его роду и, следовательно, в нем самом. Халиф окончательно прозрел, когда ар-Рида предоставил ему доказательства сговора визиря с мятежниками. В конце 817 года халиф лично возглавил поход в Ирак. В феврале 818 года Фадл был казнен. Вскоре бунтовщики лишились и других своих предводителей. Придворные Ибрахима ибн ал-Махди бросились к законному халифу вымаливать прощение. Ал-Мамун вошел в Багдад в конце августа 819 года, и черное знамя Аббасидов вновь поднялось над халифским дворцом.

Дальнейшее правление ал-Мамуна сопровождалось непрекращающимися стычками с мятежниками в Египте, Хорасане и Ираке, которые перемежались военными столкновениями с Византией. В феврале 832 года халиф, только что вернувшийся из приграничных с империей областей, был вынужден отправиться усмирять Египет. Одним из военачальников армии халифа был тюрок Афшин, впоследствии знаменитый победитель Бабека. В 832 году Египет был ненадолго усмирен. В этом походе свои лучшие качества проявили командир отряда Абдаллах ибн Тахир и брат халифа, объявленный наследником, Абу Исхак Мухаммед ал-Мутасим ("Обретший защиту в Аллахе").

В 830 году закончился двадцатипятилетний перерыв в войнах с Византией, не оставлявшей попытки вернуть себе Армению и Грузию. На этот раз византийский император Феофил поддержал Бабека, жестоко преследующего мусульман в Западной Мидии и Восточной Армении. Сторонники Бабека, в свою очередь, оказали военную помощь византийским отрядам, напавшим на приграничные крепости Халифата. Вся Северо-западная Мидия до Киликии оказалась в руках мятежников. Но внутренние проблемы не давали халифу возможности собрать достаточно боеспособное войско, чтобы выступить против Бабека, занимавшего выгодную позицию в горах. Ал-Мутасиму все же удалось завоевать византийскую крепость Лулуа у Тарса, в 831 году, а в следующем - включить и крепость Тиану в состав пограничных укреплений Халифата в Малой Азии.

В целом же армия халифа была заражена малодушием и пораженческими настроениями. Большинство ее составляли персы, часто не способные стойко преодолевать натиск врага. Но они охотно шли служить в армию, поскольку денежное содержание военных в Халифате позволяло вести безбедную жизнь не только самому воину, но и его семье и родственникам. Халифу ал-Мамуну не удалось достаточно весомо переломить ситуацию в армии, так как ему просто не хватило времени - постоянное напряжение подорвало его здоровье, и он скоропостижно скончался в августе 833 года.

Оставьте комментарий

avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 431

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф