Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Суббота
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. ПРИЛОЖЕНИЕ

Дата: 11.05.2009 Версия для печати
Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Хронология правления халифов и основных мусульманских династий

Халифы Рашидун - "Халифы, идущие прямым путем":
1. Абу Бекр (632-634)

2. Умар ибн ал-Хаттаб (634-644)

3. Усман ибн Аффан (644-656)

4. Али ибн Абу Талиб (656-661)

Халифы Омейяды:

1. Муавийя ибн Абу Суфьян (661 -680)

2. Йазид I (680-683)

3. Муавийя II (683-684)

4. Марван I ибн ал-Хакам (684-685)

5. Абд ал-Малик (685-705)

6. ал-Валид I (705-715)

7. Сулайман (715-717)

8. Умар ибн Абд ал-Азиз (717-720)

9. Йазид II (720-724)

10. Хишам (724-743)

11. ал-Валид II (743-744)

12. Йазид III (744)

13. Ибрахим (744)

14. Марван II ал-Химар (744-750)

Халифы Аббасиды:
1. ас-Саффах (750-754)

2. ал-Мансур (754-775)

3. ал-Махди (775-785)

4. ал-Хади (785-786)

5. ар-Рашид I (786-809)

6. ал-Амин (809-813)

7. ал-Мамун (813-833)

8. ал-Мутасим I (833-842)

9. ал-Васик I (842-847)

10. ал-Мутаваккил I (847-861)

11. ал-Мунтасир (861-862)

12. ал-Мустаин I (862-866)

13. ал-Мутазз (866-869)

14. ал-Мухтади (869-870)

15. ал-Мутамид (870-892)

16. ал-Мутадид I (892-902)

17. ал-Муктафи I (902-908)

18. ал-Муктадир (908-932)

19. ал-Кахир (932-934)

20. ар-Ради (934-940)

21. ал-Мутгаки (940-944)

22. ал-Мустакфи I (944-946)

23. ал-Мути (946-974)

24. ал-Таи (974-991)

25. ал-Кадир (991-1031)

26. ал-Каим I (1031-1075)

27. ал-Муктади (1075-1094)

28. ал-Мусгазхир (1094-1118)

29. ал-Мустаршид (1118-1135)

30. ар-Рашид II (1135-1136)

31. ал-Мукгафи II (1136-116О)

32. ал-Мустанджид I (1160-1170)

33. ал-Мустади (1170-1180)

34. ан-Насир (1180-1225)

35. ал-Захир (1225-1226)

36. ал-Мустасим (1242-1258)

37. ал-Мустансир (1258-1261)

38. ал-Хаким I (1261-1302)

39. ал-Мустакфи III (1302-1340)

40. ал-ВасикП (1340-1341)

41. ал-Хаким II (1341-1352)

42. ал-Мутадид II (1352-1362)

43. ал-Мутаваккил II (1362-1377)

44. ал-Мутасим II (1377)

45. ал-Мутаваккил II (1377-1383)

46. ал-Васик III (1383-1386)

47. ал-Мутасим II (1386-1389)

48. ал-Мутаваккил II (1389-1406)

49. ал-Мустаин II (1406-1414)

50. ал-Мутадид III (1414-1441)

51. ал-Мустакфи IV (1441-1451)

52. ал-Каим II (1451-1455)

53. ал-Мустанджид II (1455-1479)

54. ал-Мутаваккил III (1479-1497)

55. ал-Мустамсик (1497-1508)

56. ал-Мутаваккил IV (1508-1516)

57. ал-Мустамсик (1516-1517)

58. ал-Мутаваккил IV (1517-1517)

Затем халифами стали Османские султаны.
Основные мусульманские династии
Испания и Северная Африка
Испания - Омейяды (756-1031)
В 711 году берберские отряды переправились через Гибралтар из Марокко и разбили в Испании вестготов и германцев. Большинство населения страны приняло ислам (мувалладун), но много осталось и христиан (мосараб). Затем арабы двинулись на север и вторглись в Южную Францию. В 732 году король Карл Мартелл остановил их, нанеся тяжелое поражение при Пуатье. Самым выдающимся правителем Испании был Абдаррахман III ан-Насир, который находился у власти 50 лет (912-961). Его первым министром был Ибн Абу Амир ал-Мансур, известный христианской Европе под именем Альманзор. В начале XI века Испанский эмират распался на множество удельных правлений (мулук ат-таваиф).

Раздробленность (1031-1090)
Период примерно в полстолетия между окончательным падением Омейядского правления в Испании и приходом к власти Альморавидов был временем политической раздробленности. Местных династий насчитывалось около двадцати трех, они принадлежали к разным расам и были разного происхождения. Из них можно упомянуть таких "удельных правителей", которые выдвинулись в результате интенсивного наплыва отрядов из Африки при халифе ал-Мансуре в конце X века. Это берберы Зириды из племени сан-хаджа в Эльвире, мавали Амиридов, потомки ал-Мансура в Валенсии; военачальники из бывших невольников (саклаби) в Тортосе, Дении и первоначально в Валенсии; был даже человек, заявивший, что он не кто иной, как последний Омейядский халиф Хишам III. Политическая борьба не мешала блестящему расцвету культуры Испании. После взятия христианами Толедо в 1085 году Аббадид ал-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, которые и объединили вновь мусульманскую Испанию в 1090 году.

Гранада - Насриды (1230-1492)
Эта династия дольше всего сдерживала натиск европейских королей, стремящихся вернуть Испанию под власть ее феодалов. После того как Альмохады покинули страну, в 1236 году пала Кордова, а затем - в 1248-м - и Севилья. Но Мухаммед ал-Галиб удержался в Гранаде. Его столицей и цитаделью была Альгамбра. Насриды платили дань Фердинанду I Кастильскому, а затем Альфонсу X. Еще 250 лет Гранада оставалась мусульманской, привлекая ученых, поэтов и музыкантов со всей Западной Европы. Историк и социолог Ибн Халдун служил дипломатом при дворе Мухаммеда V в то же самое время, когда визирем был Лисан ад-дин Ибн Хатиб, составивший историю Гранады. Ибн Хатиб был выдающимся писателем и поэтом. Но Реконкиста вступила в завершающую стадию после брака между Фердинандом II Арагонским и Изабеллой Кастильской в 1469 году. Гранада была взята христианами, и Насриды ушли в Марокко.

Магрйб - Идрисиды в Марокко (789-926)
Идрис I (789-873) был правнуком Хасана ибн Али ибн Абу Талиба. Он принял участие в восстании против Аббасидов в Хиджазе в 786 году и после поражения мятежников бежал в Египет, а затем перебрался в Северную Африку. При нем началось строительство города Феса на месте старого римского города Волубилиса. Феc стал столицей Идрисидов и священным городом - местом пребывания шорфа - потомков Хасана и Хусейна, внуков Пророка. Идрисиды не удержались у власти после того, как Мухаммед ал-Мунтасир (828-836) раздал территории Магриба во владение своим многочисленным братьям. В результате междоусобиц Фатимиды заняли Феc в 921 году.

Западный Алжир - Рустамиды (777-909)
Правление Рустамидов в Северной Африке отразило всю сложность взаимоотношений арабов и берберов, которых часто склоняли на свою сторону разного рода проповедники и псевдошииты. В VIII веке берберы примкнули к хариджитам-ибадитам, последователям Абдаллаха ибн Ибада, имевшим центр в Джебель Нефусе (совр. Триполитания). Ибадидам даже удалось овладеть Кайруаном, но потом они его сдали и бежали в Западный Алжир, где в 761 году захватили Тахарт (совр. Тиарет). Эту группу возглавлял Абдаррахман ибн Рустам, имя которого выдает его персидское происхождение. В 777 году он стал главой всех ибадитов. Это объединение вокруг Тахарта было связано с такими же общинами в Аурасе, Южном Тунисе и Триполитании, а также на юге вплоть до оазиса Феззан. Будучи в окружении шиитов (Идрисиды на западе) и суннитов (Аглзбиды на востоке), Рустамиды заключили союз с испанскими Омейядами и получали от них денежную помощь. После того как Фатимиды пришли к власти в Марокко, берберы племени кетам (или кутам) под предводительством дай Абу Абдаллаха захватили Тахарт в 909 году. Многие Рустамиды были убиты, а оставшиеся в живых бежали на юг, в Варглу.

Ифрикийя, Алжир, Сицилия - Аглабиды (800-909)
Отец первого Аглабида был военачальником в хорасанском ополчении армии Аббасидов. В 800 году халиф ар-Рашид I пожаловал Ибрахиму право на управление провинцией Ифрикийей (совр. Тунис) с обязательством выплачивать в казну ежегодную подать. Аглабидам было поручено подавить выступления берберов-хариджитов. В 827 году Зиайа-даллах I во главе своего флота предпринял наступление на Южную Италию с целью завоевания Сицилии. В 868 году Аглабиды захватили Мальту, и в 878 году Сицилия сдалась. При Аглабидах с большим размахом велось городское и сельскохозяйственное строительство. Внутренние мятежи, спровоцированные деятельностью Фатимида Абу Абдаллаха, подвиг-нули берберов племени кетама выступить против Аглабидов и свергнуть их.

Ифрикийя и Восточный Алжир -
Зириды и Хаммадиды (972-1152)
Зириды примкнули к Фатимидам, оказав военную помощь столице Фатимидов ал-Махдии, когда в 945 году ее осадил мятежник-хариджит Абу Йазид. Фатимид ал-Муизз назначил Булуггина ибн Зири наместником Ифрикийи, и тот начал свою деятельность с того, что очистил весь Магриб вплоть до Сеуты от кочевого племени зената, враждовавшего с племенем санхаджа. После раздела этих обширных владений между Хаммадидской и Зиридской ветвями династии, столицей Хаммадидов стал город Калат, а Зириды остались в Кайруане. Но в 1041 году Шараф ад-даула ал-Муизз вернулся под власть Аббасидов, на что Фатимиды ответили союзом с бедуинами племен хилал и сулайм, переселившимися в Магриб из Нижнего Египта, и натравили их на Зиридов. Бедуины вытеснили Зиридов из Кайруана, и те ушли в ал-Махдию, а ветвь Хаммадидов оттеснили в порт Буджаю. Там Зириды построили флот и установили мирные торговые отношения с норманнами, В XII веке Роджер II Сицилийский захватил ал-Махдию и заставил ал-Хасана платить ему дань. А вскоре владения Зиридов и Хаммадидов перешли к Альмохадам.

Северная Африка и Испания -
Альморавиды (1056-1147)
В 1036 году Йахйа, глава кочевавшего в Сахаре племени санхаджа, приняв ислам, совершил паломничество в Мекку. Вернувшись, он пригласил известного марокканского законоведа Абдаллаха ибн Йасина проповедовать соплеменникам. В устье реки Сенегал Абдаллах ибн Йасин построил крепость (рибат), откуда ислам распространился по всему Западному Судану. Газиев, жителей рибата, прозвали ал-мурабитун - "находящиеся в крепости". От этого арабского слова ведут свое происхождение название династии Альморавидов (в испанской огласовке), а также испанское слово "альморавидес" и французское "марабу" с близкими значениями: "праведник, местный святой". Альморавиды завоевали Марокко и Северную Африку вплоть до Алжира, В 1062 году Юсуф ибн Ташуфин основал город Марракеш и сделал его своей столицей. Альморавиды придерживались маликитской правовой школы. В 1086 году Юсуф ибн Ташуфин отправился на помощь правителям Испании и одержал блестящую победу над королем Леона и Кастилии Альфонсом VI в сражении при Заллаке близ Бадахоса. Но ему не удалось закрепить свой успех, и Толедо остался в руках короля. Зато он объединил под своей властью почти все "удельные княжества" Испании. В начале XII века правлению Альморавидов стали угрожать усиливающиеся Альмохады, появившиеся в Магрибе. Из-за этой борьбы на два фронта династия не удержала Сарагосу в 1118 году, а в 1147-м был убит Исхак, один из последних Альморавидов в Марракеше. После этого Альмохады предприняли поход в Испанию. В 1148 году умер последний Альморавид - Йахйа ибн Ганийа, однако ветвь его потомков продолжала править на Мальорке со времени завоевания ее в 1115 году до занятия ее арагонцами в 1228-м, а на Минорке в качестве вассалов Арагона - они просуществовали до 1286 года.

Северная Африка и Испания -
Альмохады (1130-1269)
Название династии происходит от арабского слова ал-мувахиддун - "исповедующие единобожие". Основателю династии, берберу из племени массмуда Ибн Тумарту, присягнули вожди берберских племен в Марокко, а через некоторое время он провозгласил себя Махди. На этом основании его преемник, Абд ал-Мумин, стал именовать себя халифом. Альмохады, вытеснив Альморавидов из Северной Африки, превратили Марракеш в свою столицу. В 1145 году ал-Мумин и его сын, Абу Йакуб Юсуф, начали завоевание Испании, которое завершилось при Альманзоре созданием могущественного Альмохадского эмирата со столицей в Севилье. Блестящий двор Альмохадов прославился как центр искусства и науки, знаменитый прежде всего тем, что при нем находились такие ученые, как великий Ибн Рушд (Аверроэс) и Ибн Туфайл. Но европейские монархи наступали. Победа Альманзора при Аларконе в 1195 году лишь ненадолго укрепила, положение мусульман. В период правления его сына Мухаммеда ал-Насира соединенные силы королей Кастилии, Арагона и Наварры нанесли Альмохадам тяжелое поражение в битве при Лас Навас де Толоса в 1212 году. В 1257 году Альмохады навсегда покинули Испанию.

Марокко - Мариниды и Ваттасиды (1196-1549)
Мариниды наследовали Альмохадам в Марокко и Центральном Магрибе, поделив их владения с Тунисскими Хафсидами. Племя марин входило в состав берберского племенного союза зенаты. Их культурный уровень был низким, так же как и твердость в вере. Поначалу они прельстились богатствами Альмохадов и Альморавидов. Впервые они вторглись в Марокко из Сахары в 1216 году, но были остановлены Альмохадом Абу Саидом. Взять Марракеш им удалось только в 1269 году, а Сиджильмасу они завоевали через четыре года. Обосновавшись в Марракеше и сделав своей столицей Фес, Мариниды попытались подчинить себе весь Магриб. Одновременно с этим они предпринимали вылазки против Испании и даже выиграли сражение под Эсихой в 1275 году. Но, потерпев сокрушительное поражение при Рио-Саладо в 1340 году от соединенных войск Альфонса XI Кастильского и Альфонса IV Португальского, Мариниды оставили попытки завоевать Испанию. В Северной Африке Мариниды воевали с соседями, но вытеснить их из Туниса им не удалось. К концу XIV века династия Маринидов стала клониться к упадку. В 1401 году король Генрих III Кастильский напал на Тетуан, а в 1415-м португальцы захватили Сеуту, что вызвало в Марракеше мощную волну протеста против правителей. Это позволило представителям племени ваттас, боковой ветви Маринидов, захватить власть де-факто. Сначала Ваттасиды были регентами при юном Мариниде Абд ал-Хакке II, а когда он попытался править самостоятельно, то был убит. Ваттасид Мухаммед I аш-Шейх в 1472 году был провозглашен султаном в Фесе, который он отвоевал у Идрисидов, но его преемники не удержались у власти. Обращение за помощью к Османам в 1549 году осталось без ответа.

Тунис и Восточный Алжир - Хафсиды (1228-1574)
Хафсиды, самая значительная династия в истории Ифрикийи, получила свое название от имени шейха Абу Хаф-са Умара (ум. в 1176 г .), ученика Ибн Тумарта и одного из военачальников Абд ал-Мумина. Его потомки занимали при Альмохадах разные важные должности, в том числе и наместников в Ифрикийе. Один из таких наместников, Абу Закарийа Йахйа I, в 1237 году отказался признать власть Альмохада Абд ал-Вахида и двинулся на запад. Он захватил Константину, Буджаю и Алжир, сделал своими данниками Абд ал-Вадитов Тлемсена и подчинил себе Маринидов. Его наследник в 1270 году сумел отразить нападение Людовика IX Французского и Карла Анжуйского, после чего взял себе титулы халифа и повелителя правоверных, поскольку считал себя наследником Аббасидов. При этой династии в Тунисе бурно развивались торговля, искусства и ремесла. В XIII веке Хафсиды ввели у себя систему обучения в медресе, уже известную на востоке.

Марокко - Саадиты и Филалиды (1511- )
Большое влияние марабутов и значительный социальный авторитет шорфа особенно характерны для Марокко. Шерифы (классическая форма - шурафа, шариф - ед. ч.) в широком смысле - это потомки Пророка, но большинство родов шорфа в Марокко вели свои родословные от внука Пророка Хасана ибн Али. Что же касается шерифов из рода Сзади (их называли также Хасани) и из рода Филали, то они происходили от внука Хасана, Мухаммеда ан-Нафса аз-За-кийи (ум. в 7б2 г.). Первыми из шерифов, пришедших к власти в Марокко, были Идрисиды, но потом там правили различные берберские династии. Время правления шерифов настало в XVI веке, когда власть Ваттасидов в Фесе пошла на убыль. При шерифе Мухаммеде ал-Махди ал-Каим би-амр-аллах алжирские турки и португальцы были вынуждены уйти из Марокко. Затем Ахмад ибн ал-Мансур занял Тимбукту и расширил свои владения от Сенегала до Варну. В XVTI веке внутренние мятежи поколебали власть Саадитов, но верховную власть в Марокко укрепили шерифы из рода Филали (их именуют также Алавитской династией). В XVIII веке был уничтожен последний опорный пункт португальцев. Две войны - с Францией в 1844-м и Испанией в 1859-1860 годах были очень тяжелыми и опустошили страну. В 1912 году Франция объявила протекторат над Марокко, но утверждать его на деле ей пришлось на протяжении двадцати лет. В 1956 году Марокко снова стало независимым государством.

Ливия - Сануситы (1837- )
Основатель династии Великий Сануси родился в Алжире в конце XVIII века. Учился в Фесе, испытал сильное влияние дервишей и суфиев Марокко. Потом он учился в Хиджазе, а в 1837 году основал в Мекке собственный суфийский орден (тарика) Санусита. Сануситы отличались строгой организацией, они уповали на воссоединение и духовное возрождение всех мусульман, на пришествие Махди, который должен будет восстановить главенство первоначального ислама. Сануситы находились в первых рядах сопротивления французам в Центральном Судане. Почти тридцать лет они были центром сопротивления итальянцам в Ливане. Вступление Италии в 1915 году в первую мировую войну на стороне союзников вынудило сануситов искать поддержки у Турции. Путь, пройденный родом Сануси, отражает духовные искания мусульман в современном мире.

Основные мусульманские династии
Ближний Восток - Египет, Сирия, Ирак
Египет и Сирия -
Тулуниды (868-905)
Ихшидиды (935-969)
Мухаммед ибн Тугж ал-Ихшид происходил из тюркской военной семьи, два поколения которой уже состояли на службе у Аббасидов. В 935 году он был назначен наместником Египта и получил от халифа ар-Ради титул Ихшид ("Правитель"). Он старался удержаться в Дамаске и успешно оборонялся от попыток сместить его со стороны эмира эмиров Мухаммеда ибн Райка. Также удачными были его действияпротив Хамданидов в Сирии. После смерти Али ибн Мухаммеда владения Ихшидидов перешли к бывшему регенту Али Кафуру, который стал править от своего имени. Кафур был талантливым военачальником, щедрым покровителем искусств, при его дворе некоторое время находился известный поэт ал-Мутаннаби. Внук Мухаммеда, Ахмад, сменивший Кафура, был почти сразу же свергнут ставленником Фатимидов Джаухаром.

Северная Африка, Египет и Сирия -
Фатимиды (909-1171)
Фатимиды считались потомками Али и называли себя по имени Фатимы, дочери Пророка и жены четвертого халифа Али. Однако сунниты именовали их Убайдийун, то есть потомками Убайдаллаха ал-Махди, основателя династии, отрицая таким образом их принадлежность к Алидам. Связь фатимидов с седьмым шиитским имамом Исмаилом до сих пор не выяснена. Шестым имамом шиитов был Джафар ибн Мухаммед ибн Али ибн Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб, у которого было четыре сына: Исмаил, Муса, Абдаллах и Мухаммед. После смерти шестого имама право наследования от старшего сына к старшему сыну было, с точки зрения шиитов, нарушено, поскольку седьмым имамом должен был сгать старший сын Джафара, Исмаил, а после него - старший сын Исмаила, Мухаммед. В действительности же этого не произошло. Седьмым имамом стал брат Исмаила, Муса ал-Казим. Первый Фатимид прибыл в Северную Африку из Сирии. При поддержке берберов оседлого племени кетама, Убайдаллах сверг Аглабидов в Ифрикийе, Рустамидов в Тахарте, а Идрисидов Феса сделал своими данниками. Затем он захватил Сицилию и предпринял морские походы в Византию. В своей столице ал-Махдие Фатимиды, провозгласившие себя халифами, собирали провиант и пополняли казну, готовясь к походу на Багдад. В 969 году фатимидский командующий Джаухар вступил в Фустат и сверг последнего Ихшидида. В Египте Фатимиды построили собственную столицу - Новый Каир. Оттуда они двинулись на Палестину и Сирию и взяли под свое покровительство святые места в Хиджазе. Зенит их власти приходится на долгое правление ал-Мустансира (1036- 1094). Фатимиды поддерживали мирные отношения с Византией. Исмаилитские даи добирались даже до Йемена и Синда, а в 1059 году их влияние временно возобладало в Багдаде. После 1153 года династия Фатимидов стала приходить в упадок, ив 1171 году Айюбид Саладцин положил конец их правлению в Северной Африке и Египте.

Ал-Джазира и Сирия - Хамданиды (905-1004)
Хамданиды происходили из арабского племени таглиб в ал-Джазире. Основатель династии Хамдан ибн Хамдун выступил в последние годы IX века в роли союзников хариджитов ал-Джазиры, восставших против законного халифа. Однако сын Хамдана, Хусейн, вернулся на службу к Аббасидам и отличился в борьбе с карматами Сирийской пустыни. Второй сын Замдана, Абу Хайджа Абдаллах, в 905 году был назначен наместником Мосула. Сын Абдаллаха унаследовал эту должность, получил титул Насир ад-даула и распространил свою власть из первоначального центра Хамданидов в Дийаррабиа на запад, в Сирию. Его сын, Абу Таглиб, прозванный ал-Гаданфар ("Лев"), имел несчастье столкнуться с Буидским эмиром Адуд ад-даула в расцвете его могущества. Абу Таглиб обратился за помощью к Фатимидам, но не получил ее. Потом Бунды все же вернули к власти в Мосуле двух братьев Абу Таглиба, которые правили там, пока город не перешел к Укайлидам. У Хамданидов оставались еще владения в Сирии, где правил дядя Абу Таглиба, знаменитый Сайф ад-даула, захвативший у Ихшидидов Алеппо, Химс и другие города. Его правление совпало с ростом могущества Македонской династии в Византии и поэтому почти все время он защищался от нападения греков. Его сын остался в Алеппо и Химсе как данник Византии. Его внук, Сайд ад-даула Сайд, был убит в результате интриг военачальника Лулу, который правил в качестве регента при двух малолетних сыновьях Сайда, а затем от своего имени как данник Фатимидов. Историк Ибн Хаукал отмечал, что Сирия и ал-Джазира пришли при Хамданидах в упадок из-за алчности этих эмиров.

Хилла и Центральный Ирак -
Мазйадиды (961-1150)
Мазйадиды принадлежали к бедуинскому племени асад. Этот род выдвинулся в период между 956 и 963 годами в правление Буидского эмира Муизз ад-даула. Их столицей была Хилла. При великом Садаке I (1086-1108) город был обнесен мощной стеной и стал центром Мазйадидского господства в Ираке. Когда в Багдаде появился Тогрул-бек и сельджуки, династия поддержала визиря ал-Басасири. Сельджукские султаны Мухаммед ибн Малик-шах и Масуд ибн Мухаммед воевали с Мазйадидами с переменным успехом. Когда в 1150 году умер последний Мазйадид, Али II ибн Дубайс, султан Масуд пожаловал управление их землями одному из военачальников, а несколько лет спустя армия халифа окончательно рассеяла отряды Мазйадидов и их сторонников в Хилле.

Дийарбакр - Марваниды (983-1085)
Марваниды Дийарбакра, Хилата и Малазгирда были курдского происхождения. Глава курдов Баз захватил несколько крепостей на границе Армении и Курдистана. Затем, воспользовавшись ослаблением влияния Бундов после смерти Адуд ад-даула в 983 году, Баз захватил Дийарбакр, некоторое время владел Мосулом и даже угрожал Багдаду. Его племянник Ибн Марван правил более 50 лет. Стратегическое положение Дийарбакра, контролировавшего важные торговые пути Ирака, Сирии и Анатолии, вынуждало Ибн Марвана быть искусным дипломатом в окружении сильных держав, стремящихся господствовать в этом районе. При нем расцвели города Амид, Майяфарикин и Хисн Кайфа. После смерти Ибн Марвана его владения были поделены между сыновьями Насром и Саидом.

Ирак, Северная Сирия, ал-Джазира -
Укайлиды (990-1096)
Укайлиды происходили из большой племенной группы бедуинов амир ибн саасайа, в которую входили племена хафаджа и мунтафик из Южного Ирака. После ухода Хамданидов из Мосула город перешел к Укайлидам. Эти правители дипломатически лавировали между Фатимидами и Сельджукидами и в конце концов уступили власть Сельджукиду Тутушу в 1096 году.

Алеппо и Северная Сирия - Мирдасиды(1023-1079)
Мирдасиды были выходцами из североарабского племени килаб. В начале XI века их глава, Салих ибн Мирдас, занял город. Переселение Мирдасидов было частью общей миграции бедуинов, в большинстве своем шиитов, в оседлые окраинные районы Ирака и Сирии в X - начале XI века. Возможно, причиной этому были карматы, сделавшие жизнь в Сирийской пустыне невыносимой. Едва утвердившись в Алеппо, Салих и его сыновья Наср и Симал должны были защищаться с одной стороны от Фатимидов, а с другой - от Византии, возобновившей свои притязания на Алеппо при императорах Василии II и Романе III Аргире. После кратковременного правления при Сельджукидах Мирдасиды уступили власть Укайлидам. Мирдасиды получили новые назначения в Сирии.

Египет, Сирия, Дийарбакр, Йемен -
Ахйюбиды (1169-1490)
Основатель династии Айюб происходил из курдского племени хазбани. Начальник тюркского гарнизона в Мосуле и Алеппо, Занги ибн Ак-Санкур, набиравший в свою армию курдов, в 1138 году принял на службу и Айюба, а вскоре к сыну Занги, Hyp ад-дину, поступил на службу брат Айюба, Ширкух. В 1169 году Ширкух уже захватил власть в Египте, но почти сразу же умер, и войска присягнули его племяннику, Салах ад-дину (Саладдину), и фактически основателем династии считается Саладдин. Он восстановил законность в Египте, попранную Фатимидами. Саладдин снискал громкую славу борца за веру в войнах с крестоносцами. В результате победы при Хаттине в 1187 году город Иерусалим спустя 88 лет снова отошел к мусульманам. Айюбиды отразили шесть крестовых походов и взяли в плен короля Людовика Святого.

Саладдин перед смертью (ум. в 1193 г .) разделил земли Айюбидов между наследниками. Но династия сохранила единство и центральное управление вплоть до смерти ал-Камила в 1238 году. Затем начались междуусобицы. В 1250 году власть в Египте захватили мамлюки Бахриты. Йемен Айюбиды уступили расулидам, ранее состоявшим у них на службе. Большая часть территорий на севере была завоевана монголами, только ветвь Айюбидов в Хаме просуществовала до 1342 года. В Дийарбакре местная курдская династия пережила эпоху Тимуридов, и эти Айюбиды уступили власть только туркменам Ак-Коюнлу.

Египет и Сирия - мамлюки (1250-1517)
Мамлюкам досталось богатое наследство от Айюбидов в Египте и Сирии. Большинство мусульманских правителей опирались на профессиональную армию. Из среды тюркских гвардейцев ал-Малика ас-Салиха Наджм ад-дина Айюба и вышли мамлюки. Им принадлежит выдающаяся роль в сохранении династии Аббасидов.

Египет -
династия Мухаммеда Али (1805-1953)
Мухаммед Али (1769-1849) был албанским офицером и служил в османской армии. Он прибыл в Египет на войну с французскими оккупантами, и довольно скоро стал фактическим правителем страны. Он добился от султана Селима III признания себя пашой (наместником) и ликвидировал прежнюю правящую верхушку черкесских мамлюков. Мухаммед Али стремился ввести в Египте принятую в Европе систему образования и военного дела. Учебные заведения страны были укомплектованы преподавателями-европейцами. Мухаммед Али изменил налоговую систему, объясняя это ростом доходов населения. Он имел сильную регулярную армию, вел завоевательные войны и фактически отделил Египет от Турции. Однако к концу правления Мухаммеда Али Египет уже был обременен долгами, число которых увеличивалось из-за расточительности его наследников, их стремления подражать образу жизни европейских монархов. Исмаил первым из этой династии добился от султана титула хедива, который был древнеиранского происхождения, а также обещания сохранить наследственную преемственность его власти. В правление Исмаила были завершены работы по строительству Суэцкого канала, но из-за захватнических авантюр в Эфиопии и Судане расходы на его сооружение не окупились. Как и сама Турция, Египет оказался под контролем кредиторов - европейских держав. После восстания Ораби-паши в 1822 году Англия установила контроль над египетскими финансами и разместила в стране свои постоянные гарнизоны. Британский протекторат закончился только в 1922 году. Неудачи правителей Египта во внутренней и внешней политике привели к крушению монархии: король Фарук в 1952 году отрекся от престола, а в следующем году монархический режим сменился на республиканский.

Основные мусульманские династии
Аравийский полуостров
Восточная и Центральная Аравия с центром
в Бахрейне - Карматы (894-977)
Вероятно корни карматского движения следует искать в мессианских идеях. В начале X века в сирийской пустыне произошло восстание карматов под предводительством Зикравайха, подавленное в 906 году. Но самый крупный центр карматского движения находился в Бахрейне, в прибрежной части Восточной Аравии на юге от Ирана. Карматы отличались особенным изуверством по отношению к мусульманам.

Йемен -
Рассиды (начало IX в. - 1281),
Касимиды (1592- ),
Сулайхидды (1047-1138),
Расулиды (1229-1454)
Зайдиты считали, что пятым шиитским имимом должен был стать не Мухаммед ал-Бакир, а его брат Зайд, принявший мученическую смерть в правление омеядского халифа Хишама. Зайдиты имели влияние в Дейлеме, на юго-западном побережье Каспийского моря, в Йемене. Эта династия названная по имени поселения ар-Расе в Хиджазе, держала оборону от местных хариджитов и карматов. Несмотря на завоевание Йемена Айюбидами, а затем Османами, под властью которых Йемен находился с 1517 по 1635 год и вторично с 1872 по 1890-й, династия просуществовала до наших времен. Али ибн Мухаммед, первый Сулайхид, происходил из арабского племени хамдан и был сыном кади. Сначала он выдвинулся как эмиссар главного фатимидского даи в Йемене, Сулаймана аз-Завихи, а затем основал в горах самостоятельное правление. Он нанес поражение Наджланидам, эфиопской династии, правившей в Тихаме, на побережье Красного моря. В 1063 году отвоевал у зайдидских имамов город Сану и вторгся в Хиджаз, а в следующем году отнял у правителей из племени маан город Аден. При его сыне владения династии достигли своих максимальных размеров, хотя постепенно они отошли прежним правителям. В период правления последнего Сулайхида Ахмада реальная власть перешла к его деятельной супруге, царице ас-Сайиде Арве, правившей до 1138 года, когда она скончалась в возрасте 92 лет. Она перенесла столицу из Саны в Зу-Джиблу. Потом власть перешла к Зурайидам, которые правили до прибытия в Йемен Айюбида Туран-шаха, брата Саладдина, в 1174 году. Айюбиды правили страной до 1229 года. Преемники Айюбидов, Расулиды, также были суннитами и продолжали политику предшественников. Историк Расулидов, ал-Хазраджи, возводит генеалогию Расула к прародителю южных арабов Кахтану. Внук Расула, ал-Малик ал-Мансур ад-дин Умар I, сделал столицей город Забид на побережье Красного моря, затем расширил свои владения за счет горных районов и отвоевал у зайдитов Таиз и Сану. Он захватил также Мекку, и его держава простиралась от Хиджаза до Хадрамаута. После смерти ал-Малика ан-Насира Ахмада в 1424 году начались междоусобицы, мятежи военных. Последний Расулид отрекся от власти в пользу суннитов Тахиридов, которые владели большей частью Йемена до самого османского завоевания в XVI веке.

Оман и Занзибар - султаны Маската (1741- )
Ахмад ибн Сайд, основатель династии, был наместником Сухара в Омане, а затем стал правителем всего края. Он принял титул имама ибадитов, которые составляли большинство населения Омана, и это случилось, вероятно, в 1749 году. Но его сын Сайд ибн Ахмад оказался последним из династии, кто носил этот титул. Затем правители именовали себя просто сейидами, а для иностранцев - султанами. Их столицей стал Маскат. Сейид Султан (1792-1806) расширил свои владения до южного побережья Ирана. В начале XIX века династии стали угрожать ваххабиты Неджда. Чтобы обезопасить себя с этой стороны, сейиды заключили договор с Ост-Индской компанией. После смерти Сайда ибн Султана владения династии разделились на две части. В 1890 году острова Занзибар и Пемба отошли под протекторат Англии. Имам Галиб в 1957 году с помощью Египта пытался свергнуть султана Маската, поддерживавшего тесные дипломатические связи с Великобританией. Получив независимость в 1969 году, султанат в результате государственного переворота стал Республикой Танзанией, в которую вошла Танганьика.

Северная и Центральная Аравия -
Саудиты (ваххабиты) (1746- )
Ваххабизм возник в Центральной Аравии. Основателем движения был Мухаммед ибн Абд ал-Ваххаб (ум. в 1792 г .). Его взгляды, изложенные в его кредо, акида, свидетельствуют о том, что он является последователем Ахмада ибн Ханбала и Ибн Тамийи. Он резко отрицательно относился к еретическим нововведениям (бидаа). Мухаммеда ибн Абд ал-Ваххаба поддерживал Мухаммед ибн Сауд из Дерийи. К концу XVIII века ваххабиты завоевали Неджд и постоянно совершали набеги на Ирак. В 1802 году они "очистили от скверны" священные города - Мекку и Медину. Османский султан поручил правителю Египта Мухаммеду Али усмирить ваххабитов. В 1818 году сын Мухаммеда Али, Ибрахим, захватил столицу ваххабитов Дерийю и сровнял ее с землей, а саудитского эмира отправил в Стамбул, где тот был казнен. Хиджаз был усмирен. Новое возвышение Саудитов началось, когда появился такой выдающийся деятель, как Абд ал-Азиз ибн Сауд. Он сверг Рашидидов, воспрепятствовал шерифу Хусайну утвердиться в Мекке в качестве халифа и в 1926 году сам короновался в Мекке как король Хиджаза, Неджда и соседних областей (совр. королевство Саудовская Аравия, занимающее господствующее положение на большей части Аравийского полуострова).

Основные мусульманские династии
Иран, Средняя Азия и Кавказ до сельджуков
Каспийское побережье, Табаристан,
Гилян - Бавандиды (665-1349)
Прибрежные области Южного Каспия, Гилян и Табаристан, а также холмистые внутренние районы, защищенные могучими хребтами Эльбурса, всегда служили надежным убежищем для различных народностей и их верований. Здесь продолжали существовать остатки этнических групп, еретические религиозные учения, древние языки, старинные рукописи и обычаи, уже давно исчезнувшие из более доступных областей Ирана. В течение многих столетий после появления в Иране ислама в этих районах укрывались различные мелкие династии, восходившие к эпохе Сасанидов. Одна из таких династий - Бадуспаниды - просуществовала вплоть до правления шаха Аббаса I Сефевида (то есть до конца XVI в.), при котором она была ликвидирована, а прикаспийские провинции окончательно объединены с остальным Ираном. Самой значительной из этих местных династий были Бавандиды в Табаристане (с конца XI века эту область Ирана называют обычно Мазандараном), существовавшие на протяжении 700 лет. Бавандидские правители носили титул испехбед, их часто называли также мулук ад-джибал ("владетели гор"). В X веке старшая ветвь Бавандидов, Каусиды, через брачные союзы породнилась с Бундами и Зийаридами, а позднее подпала под контроль Зийарида Кабуса ибн Вушмагира. Когда в XI веке Сельджукиды пришли на Каспийское побережье, Каусиды уцелели в горах. Вторая ветвь - Испахиды - не позволяла сельджукам расширить их владения на Табаристан. Но и самой династии не удалось продвинуться на юг от горной цепи Эльбурса. Сначала исмаилиты, а затем хорезмшахи положили конец существованию этой династии в 1210 году. Но несмотря на это, через 30 лет Кинхвариды, третья ветвь династии, снова появилась на сцене истории. Они правили как данники монголов до 1349 года, пока их не свергла, на этот раз навсегда, другая местная династия из рода Кийа Афрасийаба Чулаби (или Чулави). Новая династия не создала преемственности: в 1360 году трое сыновей Чулаби и он сам были убиты в стычке с приверженцами шейха Кавам ад-дина ал-Мараши, и власть в Мазандаране перешла к Марашидам.

Дейлем и Азербайджан - Мусафириды (916-1090)
История Северо-Западного Ирана в период между пребыванием у власти таких арабских правителей, как Саджиды в Азербайджане и Йазидиды в Дербенте (позднее ширван-шахи), и правлением Сельджукидов ознаменована выходом на политическую арену местных иранских этнических групп. Мухаммед ибн Мусафир удерживал в своих руках крепости Таром и Самиран в Дейлеме. Судьба династии не ясна.

Азербайджан - Раввадиды (начало X в.-1071)
В Северном Иране наиболее видное место занимали дейлемиты. Шаддадиды Аррана были, вероятно, курдами по происхождению. Курдами в X веке считали и Раввадидов Тебриза и Азербайджана. В действительности же этот род скорее всего вел свое происхождение от арабов йеменского племени ал-азд. При первых Аббасидах представители этого рода были правителями в Тебризе, но в течение следующего века они стали настоящими курдами (такие имена, как Мамлан и Ахмадил,- типично курдский вариант арабских имен Мухаммед и Ахмед). Самый выдающийся представитель династии - Вахсудан ибн Мамлан. В XI веке он отразил вторжение сельджуков, но в 1054 году подчинился Тогрул-беку. После этого Раввадиды правили в качестве наместников, пока в 1071 году Алп-Арслан, вернувшийся из похода в Анатолию, не сместил их.

Арран и Восточная Армения - Шаддадиды (951-1174)
Шаддадиды также находились в числе народностей, проявивших себя в Дейлеме. С 971 года Гянджа в течение 100 лет была столицей главной ветви Шаддадидов, которые вели войны с грузинскими Багратидами, армянскими князьями, византийцами, аланами (осетинами) и русами по другую сторону Кавказа. Особенно прославился как борец за веру знаменитый Абу Асвар Гавур I (ок. 1118-1125). Шаддадиды служили Тогрул-беку, но в 1075 году владения их ветви в Арране перешли к сельджукскому султану Саутегину. Другая ветвь Шаддадидов закрепилась в городе Ани, столице армянских Багратидов, после того как он был взят султаном Алп-Арсланом в 1072 году, и продержались там до возрождения грузинского царства во второй половине XII века. Последнее упоминание об одном из потомков Шаддадидов в Ани относится к 1199 году.

Табаристан и Гурган - Зийариды (927-1090)
Мардавидж ибн Зийар, основатель династии, был выходцем из юго-западной части Прикаспия. Он сумел установить свою власть на большей части Северного Ирана. Но в 935 году Мардавидж был убит, и его недолговечная империя распалась, Его брат Вушмагир удержался в прикаспийских областях, признав себя данником Саманидов. В лице Кабуса ибн Вуш-магира Зийариды выдвинули правителя, обладавшего незаурядными литературными способностями. От всех прочих династий Зийаридов отличает то, что от шиизма они перешли к суннитскому толку. Появление сельджуков в Гургане в 1041 году вынудило Кай-Кауса бежать в Газну, где в течение 8 лет он был надимам ("приближенный") при дворе султана Маудида, а затем жил при дворе Шаддадидов. О судьбе его сына, Гилан-шахе, ничего определенного неизвестно. Кай-Каус является автором "Кабус-намэ" ("Зерцало царей") на персидском языке.

Иран и Ирак - Бунды (932-1062)
Среди иранских династий, процветавших в X-начале XI века, Бунды были самой могущественной. Впервые они выдвинулись на службе у дейлемитского эмира Мардавиджа ибн Зийара. Старший из трех братьев Бундов, Али, ко времени убийства Мардавиджа завладел Исфаханом, а позже захватил весь Фарс. Другой брат, Хасан, занял Джибаль, а Ахмад - Керман и Хузистан. В 945 году Ахмед появился в Багдаде и с этого момента в течение последующих 150 лет Бунды служили Аббасидам в качестве эмиров и генералиссимусов. В 970-е годы сын Ахмеда, Адуд ад-даула, объединил под своей властью все Буидские владения в Ираке, Северном Иране и даже в Омане. Он вел успешные войны с соседями - на западе против Хамданидов ал-Джазиры, а на востоке - против Зийаридов в Табаристане и Саманидов в Хорасане. После его смерти началась борьба за власть, которая ослабила Бундов, и в 1029 году Махмуд Газневи сравнительно легко отобрал у них Рей и Джибал. В 1055 году Тогрул-бек окончательно освободил Ирак и Западный Иран от Бундов, Только эмир в Фарсе держался у власти еще семь лет. Бунды, как и большая часть дейлемитов, относили себя к шиитам. Бунды гордились своим происхождением от Сасанидов. Правителям Ирана они вернули древний титул - шахиншах,

Центральный и Западный Иран - Какуиды (1008-1051)
Какуиды - дейлемитская династия, которая возвысилась в Западном Иране в период упадка Бундов. Основатель династии, деилемит Душманзийар, получил от Бундов Рея и Джибаля город Шахрийар. Его сын, Ала ад-даула Мухаммед, был известен под именем Ибн Какуйя ("каку" на дейлемитском диалекте означает "дядя по материнской линии") отец Мухаммеда приходился дядей со стороны матери Буидскому эмиру Мадж ад-даула). В 1008 году Ала ад-даула Мухаммед стал правителем Исфахана, создав мощную армию. Он покровительствовал поэтам и ученым, а философ Ибн Сина (Авиценна) служил у Мухаммеда визирем. После смерти Ибн Какуйи его сын Фарамурз вынужден был подчиниться Сельджукидам, когда Тогрул-бек завоевал Исфахан и в 1051 году сделал его своей столицей. Фарамурз взамен получил Абаркух и Йезд. Его брат, правивший в Хамадане и Нихавенде, бежал от сельджуков к Бундам Фарса. Али ибн Фарамурз наследовал отцу в Йезде и женился на одной из дочерей Сельджукида Чагры-бек Дауда, а Гаршасп ибн Али был женат на сестре сельджукских султанов Мухаммеда и Санджара.

Хорасан - Тахириды (821-873)
Тахир ибн ал-Хусейн был персидским мавали. Он выдвинулся при ал-Мамуне, командуя его армией во время войны с братом ал-Амином. После возвращения халифа ал-Мамуна в Багдад Тахир был назначен наместником столицы и ал-Джазиры, а затем стал наместником Ирана и Хорасана. После него управление этими провинциями перешло к его сыну Талхе. Столицей Тахиридов был Нишапур. В то время как главная ветвь Тахиридов управляла Хорасаном, другие члены этого рода до начала X века поочередно занимали важный пост начальника гарнизона (сахиб аш-шурта) в Багдаде. Рост влияния Саффаридов в Систане - области, административно подчиненной Хорасану, - привел к тому, что последний Тахирид был вынужден в 873 году отдать Нишапур Йакубу ибн Лайсу.

Хорасан и Мавераннахр - Саманиды (819-1005)
Основателем Саманидской династии был крупный землевладелец Саман-худат из Балхской области на севере Афганистана. Впоследствии эта династия претендовала на происхождение от Сасанидов. Саман-худат принял ислам, а четверо его внуков уже служили халифу ал-Мамуну. Со временем Саманиды стали самыми могущественными правителями Халифата, но не смогли удержаться у власти и уступили свои провинции Караханидам и Газневидам. Последний Саманид был убит в 1005 году.

Систан - Саффариды (867-1495)
Основатель династии, Йакуб ибн Лайс ас-Саффар, получил свое прозвище от первоначальной профессии - "Медник". Род Саффаридов долго держался у власти, отражая множество завоевателей и захватчиков.

Хорезм - хорезмшахи (995-1231)
Хорезм, расположенный по нижнему течению Аму-Дарьи, на территории позднейшего Хивинского ханства, представлял собой хорошо орошаемую, богатую сельскохозяйственную область. Окружающие его степи и пустыни отделяли Хорезм от внешнего мира, и эта природная изоляция способствовала сохранению независимости этого края от соседних владык. Историк и знаток древности ал-Бируни считал Хорезм прародиной индоиранцев. Возникновение иранской династии Афригидов, столицей которых был город Кят, он относит примерно к 305 году и называет имена двадцати двух шахов, правивших до 995 года, когда эта династия прекратила свое существование. На сцене мусульманской истории Хорезм появился в 712 году, когда в него впервые вторгся наместник Хорасана Кутайба ибн Муслим. Но лишь в конце VIII или в начале IX века один из Афригидов обратился в ислам, приняв имя Абдаллах. Хорезм был данником Саманидов, но в 1017 году Махмуд Газневи, унаследовавший от Саманидов управление Хорасаном, решил присоединить к нему и Хорезм. Около 20 лет Хорезмом правили Газневиды, а потом он перешел под управление Шах-Малика ибн Али, правителя Дженда в устье Сыр-Дарьи, хотя почти сразу же после этого события Шах-Малик был свергнут в 1041 году сельджуками. В период правления сельджукского султана Малик-шаха наместником Хорезма был Ануштегин йрчак, бывший ташдар султана, а его преемники стали наследственными правителями и приняли титул хорезмшахов. Внук Ануштегина Гарчака, Атсыз, добивался власти над всем Хорасаном и Иранским Востоком. Хорезмшахи вытеснили Сельджукидов с этих территорий и даже готовились к походу на Багдад. Но вторжение монголов в Мавераннахр в 1220 году уничтожило эту династию. Титул хорезмшахов носили еще наместники Тимуриды в XV веке, а также некоторые Хивинские ханы в XIX веке.

Мавераннахр и Восточный Туркестан -
Караханиды (992-1211)
Караханидами эту династию назвали европейские востоковеды из-за часто встречающегося в их титулатуре слова "кара" ("могущественный"). Эта династия единственная, генеалогию которой трудно восстановить, поскольку Караханидскими владениями управлял непрочный племенной союз кочевников. Собственно правящий род реконструировать сложно, поскольку у Караханидов, как и у других алтайских народностей, была ступенчатая система управления: великий каган - каган-соправитель - низшие каганы. В середине X века Караханиды стали мусульманами, их предводитель Сатук Бугра-хан принял имя Абд ал-Карим. В 992 году он занял Бухару, а несколько лет спустя, в союзе с Махмудом Газневи, Сатук участвовал в войне против Саманидов.

Основные мусульманские династии
Сельджуки
Иран и Ирак - Сельджукиды (1038-1194)
Сельджукиды происходили из рода кынык, входящего в состав тюркского племенного союза огузов-туркмен, обитавших в степях к северу от Каспийского и Аральского морей. В конце X века они приняли ислам и обосновались на территории исламского мира, прежде всего в Хорезме и Маве-раннахре. Затем они переселились в Хорасан и в конце концов отобрали эту провинцию у Газневидов в 1038 году. Первым сельджукским султаном Халифата стал Тогрул-бек. Сельджукиды прославились на службе у Аббасидов.

Дийарбакр - Артукиды (1102-1408)
Артукиды Дийарбакра были потомками Артука ибн Эксеба, вождя огузского племени догер. Он воевал в составе войска сельджукских султанов против византийцев Анатолии, защищал границы Халифата при Малик-шахе в Бахрейне, Сирии и Хорасане. Последние годы жизни был наместником Палестины. Его сыновья ушли из Палестины под давлением Фатимидов и крестоносцев и поселились в Дийарбакре в окрестностях Мардина и Хисн Кайфы. Постепенно сельджукские владения в этом районе перешли к Иль-Гази ибн Артуку. Он энергично сопротивлялся франкам в Эдессе, а в 1121 году занял также Майяфарикин. С этого времени династия разделилась на две ветви: потомков Иль-Гази в Мардине и потомков его брата Сокмена в Хисн Кайфе, а позднее в Амиде. В Хартперте (Хирпут) правила еще одна, второстепенная ветвь Артукидов. В титулатуре династии появляется типично туркменское обозначение для гази: Алпы ("воин, герой"). Артукиды уступили власть Айюбидам, которым отошли Хисн Кайфа, Амид и Майяфарикин.

Сирия и ал-Джазира - Зангиды (1127-1222)
Тюркский гулям Ак-Сонкур, отец Занги, состоял военачальником у Малик-шаха, который с 1086 по 1094 год был наместником Алеппо. В 1127 году Занги был назначен правителем Мосула и атабеком (наставником) двух сыновей султана Махмуда. Занги сражался с византийцами и франками, а в 1144 году отвоевал Эдессу у графа Жослена II, став после этого популярнейшим героем исламского мира. Когда Занги умер, его владения были разделены между наследниками.

Азербайджан - Ильдегизиды (1137-1225)
Династия правила Северо-Западным Ираном в последние десятилетия существования Великих Сельджукидов, и ее представители прославились как борцы за веру в войнах с грузинскими Багратидами.

Фарс - Салгуриды (1148-1270)
Династия происходила из туркменского племени сал-гур (или салур). После вторжения монголов Фарс подчинился ханам Огедею, а затем Хулагу. От монголов Салгурид Абу Бакр получил титул Кутлуг-хан. Последняя Салгуридская правительница, внучка Кутлуг-хана, вышла замуж за сына Хулагу Менпо-Темюра.

Иран и Сирия - Исмаилиты (1090-1256)
Основателем исмаилитской династии был перс Хасан ас-Саббах. Исмаилиты правили труднодоступной горной областью в Северном Иране и Сирии. Исмаилиты призывали к свержению халифов Аббасидов в пользу Алидов.

Основные мусульманские династии
Анатолия
Анатолия - Сельджукиды Рума (1077-1307)
После неудавшейся попытки Кутулмыша, двоюродного брата Тогрул-бека, захватить власть султана сын КутулмышаСулайман бежал в Анатолию, где столкнулся с необходимостью отражать нападения Византии, претендующей на Западную Анатолию. Императора поддерживали крестоносцы. Сулайман, пытаясь закрепиться в Алеппо, погиб в схватке с отрядом султана Малик-шаха в 1086 году. Несколько лет спустя султан Бёркъярук разрешил сыну Сулаймана Кылыч-Арслану вернуться в Анатолию. Пытаясь захватить Дийарбакр и ал-Джазиру, Кылыч-Арслан погиб. Его преемники ограничились Центральной Анатолией. Отсюда они совершали нападения на соседей - Данишмендидов, армянских правителей Киликии, франков Эдессы. Кылыч-Арслан II присоединил к себе владения Данишмедидов и нанес поражение императору Мануилу Комнину в 1176 году при Мириокефалоне. После этого надежды Византии на реванш на востоке рухнули. После смерти Кылыч-Арслана II владения династии были разделены между его сыновьями. Распри между наследниками позволили императору Фридриху Барбароссе и участникам Третьего крестового похода временно занять столицу Сельджукидов Конью. Сельджукиды Рума заняли города Анатолию и Синаг, построили порт Алания, названный так в честь султана Ала ад-дина Кей-Кубарда I, расширили транзитную торговлю по Черному морю. Сельджукиды потерпели сокрушительное поражение от монголов при Кёседаге в 1243 году, но сохранили власть, уплатив монголам огромную дань.

Центральная и Восточная Анатолия -
Данишмендиды (1071-1178)

Центральная Анатолия - Караманиды (1256-1483)
Караманиды были самой могущественной и долговечной тюркской династией в Анатолии. Они возвысились в одно время с Османами, но в конце концов были ими побеждены. Вероятно, Караманиды происходили из туркменского племени афшар. В качестве государственного языка они использовали турецкий язык

Анатолия, Балканы, страны
Арабского Востока - Османы (1281-1924)
Османы достигли могущества и влияния в Анатолии в XII веке как правители одного из бейликов Анатолии. Из-за близости к византийской границе им приходилось вести непрерывные войны, не в пример Караманидам и другим Анатолийским правителям. Поэтому Османы развили и усовершенствовали свое военное искусство, позволившее им в дальнейшем занять главенствующее положение в мусульманском мире.

Оставьте комментарий

avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 429

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф