Общероссийское
информационное агентство мусульман
27
Четверг
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Социальная сплочённость в Исламе

Дата: 27.12.2016 Версия для печати
Социальная сплочённость в Исламе

Мы все являемся свидетелями того, что время подчас рождает слова и термины, которые плотно укореняются в нашем обиходе. Сейчас всплеск словоупотребления «социальная сплочённость». Идею социальной сплоченности называют древнейшей в истории человечества. В современную эпоху принцип социальной сплоченности становится объективно необходимым способом дальнейшего цивилизованного развития человечества.

Пророк Мухаммад еще в седьмом веке возрождал идею социальной сплоченности общества. Так, с приходом Ислама, упорядочились взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между мужем и женой, между последователями ислама. Ислам проявил заботу о вдовах, инвалидах, сиротах, даровав им социальные гарантии. Мусульманская община на сегодняшний день распространилась по всеми миру, люди различной расовой, национальной и этнической принадлежности объединяются в единую общину, которая является прекрасным примером социальной сплоченности и называется уммой.

Мусульмане - это люди излучающие добро и милосердие, ведь религия призывает мусульман относиться хорошо как к единоверцам, так и к представителям других верований. Любовь – один из важнейших аспектов братства. Поэтому мусульмане должны любить и заботиться друг о друге так же, как они заботятся о себе.

Пророк Мухаммад сказал:

«В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны [единому] телу — когда [одну из] его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это, [испытывая] бессонницу и горячку» (Муслим).

Ислам регулирует поведение, отношения, права и обязанности отдельных членов по отношению к Богу, родителям, семье, нации. Основной реформой, провозглашённой пророком Мухаммадом, было то, что исламское общество представляет собой крепкий союз, обладающий чувством ответственности за своих членов. В истории человечества нет ни одной системы, которая могла бы сравниться с исламской системой солидарности и взаимопомощи.

Посланник Аллаха сказал:

«Все правители, которые вели дела мусульман и проявляли усердие (для улучшения их жизни), и наставляли их - войдут в Рай вместе с ними».

Ответственность человека перед другими представителями общества и, наоборот, ответственность сообщества к личности имеет настоящий смысл. Ислам предписывает обществу не пренебрегать правами отдельного человека, обязывает защищать его интересы, уважать его права и гарантировать свободы, дарованные ему Всевышним.

Обсуждение и решение актуальных проблем с помощью других представителей общины - это особенность Ислама. При решении вопросов, учитывается голос каждого, таким образом, каждый индивид является неотъемлемым элементом исламского общества. Каждый мусульманин совершенствует свое окружение и совершенствуется сам, что-то вкладывает в общество и взамен получает, что-то от него, он защищает общество, и сам находится под его защитой. Такая двухсторонняя ответственность делает Ислама одной из самых солидарных религий в мире.

Пророк говорил по этому поводу:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем (присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству» (Бухари).

Отношение Ислама к беднякам

Ислам учит мусульман мягкости, снисходительности и щедрости в отношении бедности и беднякам, он призывает верующих помогать и защищать более слабые и уязвимые слои общества. Последний божий посланник, Мухаммад, не оставлял бедняков без своего внимания и щедро одаривал их всякий раз, порой не оставляя ничего своим домочадцам.

Читайте также: О необходимости благотворительности и ее разновидности

Бедный житель Средней Азии, рисунок Источник фотографии: islam.kherson.ua

В Коране есть много аятов призывающих нас делиться с ближними

«Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка». Сура «Мелочь», аят1-3.

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда». Сура «Железо», аят 7

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». Сура «Семейство 'Имрана», аят 92

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза. И знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный». Сура «Корова», аят 267

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня». Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью». Сура «Человек», аяты 8-11

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками». Сура «Корова», аят 254

Хадисы (высказывания) Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о помощи нуждающимся:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Если человек даст в качестве милостыни равное одному финику из праведно заработанного — а ведь Всевышний принимает только хорошее, благостное, — то Господь непременно примет это, а затем приумножит, подобно как выращиваете вы жеребенка, причем увеличит это до размеров, соизмеримых с горой». Бухари

«Милостыня должна стать неотъемлемой частью каждого мусульманина. Если же у человека ничего нет, он должен зарабатывать себе на жизнь своими собственными руками и отдать часть заработанного на благотворительность. Если же физическое состояние не позволяет ему работать, то он должен просто помочь бедным и тем, кто в нужде. Если же он не может сделать даже этого, пусть побуждает других делать добро ...».(Бухари)

«Тот, кто ложится спать сытым, а сосед его голоден и он знает об этом, тот - не из нас». (Аль-Хаким)

Мусульмане считают своим шансом для обретения успеха в мирских делах и загробном мире – благотворительность, поддержку малоимущих. Заботу о них они считают залогом успеха своей деятельности, и в действительности мусульмане обретают это.

Помощь беженцам

Сегодня, все в мире, от мала до велика знают, кто такие беженцы и что помощь им является хорошим богоугодным делом. Но мало кто догадывается, что первыми беженцами в истории ислама были сподвижники пророка Мухаммада.

Читайте также: Краткая история Ислама

С первых дней распространения Ислама, призыв пророка Мухаммада встретили резкой критикой и оскорблениями. В Мекке, на мусульман, не имеющих защиты и покровительства, нападали, применяли физическое насилие. В результате ущемления их прав и невозможности совершения религиозных обрядов, истории ислама известны несколько переселений в Эфиопию и переселение пророка Мухаммада в Медину. Если перефразировать «вынужденное переселение» на современный язык, то это беженец или мигрант. Аллах в Коране сообщил о огромной награде, которая уготована тем, кто оказывает помощь беженцам.

Толпа беженцев Источник фотографии:24smi.org

Всевышний сказал в Коране:

«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». Сура Собрание, аят 9).

Говоря о прекрасных качествах ансаров, Всевышний Аллах подчеркнул, что они возлюбили переселившихся к ним мусульман, потому что еще раньше они возлюбили Аллаха и Его Посланника и всех, кого любит Аллах и кто помогает Его религии. Они не испытывали никакой тяги к тому, что было отдано мухаджирам (переселившимся), и не завидовали той милости, которой Аллах одарил мухаджиров, и тем достоинствам, которыми Он наделил только их. Все это свидетельствует о том, что ансары были великодушными людьми, а злоба и зависть не находили места в их сердцах, они были готовы пожертвовать своим богатством и одарить другого, даже если сами находились в стесненном положении или в нужде..

Когда переселенцы прибыли в Медину, Пророк первым делом связал переселенцев (мухаджиров) и местных жителей (ансаров) узами братства, прикрепив к каждому переселенцу ответственного, который должен был оказывать помощь в решении его проблем. Благодаря шефству, которое взяли на себя состоятельные мединцы, выказав благородство и щедрость души, мухаджирам-переселенцам была оказана материальная и духовная помощь.

Примером этого служит история одного из ансар, приходящая в Откровении. В доме одного из ансар гости остались на ночь. Хозяин дома предпочёл накормить их, а сам со своей женой и детьми лег спать голодным. Такие черты бывают присущи только людям с благородным нравом, которые любят Всевышнего Аллаха сильнее, чем собственные страсти и земные удовольствия.

Пенсии в Исламе

Кроме этого, помощь бедным и выплата им пособий из государственной казны была еще одним предписанием Ислама. Они выплачивались в пользу сирот, вдов, путников, старцев, оставшихся без попечения родственников.

Пожилая женщина Источник фотографии: vladtime.ru

В Коране сказано:

«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно». Сура «Перенос», аят 26

«Мусульманин, который спешит на помощь вдовам и бедным, подобен муджахиду, сражающемуся на пути Аллаха, или праведнику, день и ночь совершающему поклонения и соблюдающему пост» (Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто молится (все) ночи напролёт и (постоянно) постится днём». (Бухари)

«Опекающий сироту (из числа) его (родственников) или посторонних ему (людей будет) в раю столь же (близок) ко мне, как два этих пальца». (Муслим)

«Аллах сказал: «Расходуй же, сын Адама, и Я буду расходовать на тебя». (Бухари)

Во время своего правления Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах), путешествуя по своим владениям, встретил старца и расспросил его о прошлом и настоящем. Тот пожаловался на то, что влачит жалкое существование. Халиф, обращаясь к старику, сказал: «Было бы нечеловечно получать от тебя подати в твоей молодости и оставить тебя в старости на произвол судьбы». Старцу было назначено пожизненное содержание, то есть, говоря современным языком, пенсия. Прочитав эту историю, снова приходишь к выводу о том, как многогранен Ислам и что абсолютно всё подчинено идее благополучия человека.

Отношение к инвалидам

Читайте также: Как относиться в исламе к инвалидам?

«Если Мой раб выкажет терпение в тот момент, когда Я, лишив его зрения, подвергну его испытанию, то в награду за это Я помещу его в Рай!» Бухари

Еще одна группа людей, которые всегда чувствуют себя ущемленными и лишенными всего - это калеки и инвалиды.

Согласно канонам шариата, степень терпения оценивается согласно тому, чего лишился раб. В соответствии с этим воздастся ему в мире вечном. В хадисе сообщается, например, что того, кто, потеряв зрение, не станет причитать и стонать, Аллах обязательно поместит в Рай.

Молодой мужчина в инвалидном кресле Источник фотографии: wrc-info.ru

Потеря зрения является огромной и тяжелой утратой. Порой встречаются настолько тяжелые случаи, что лечение оказывается безрезультатным. В таких случаях ничего не остается, как терпеть и смириться. Перед невзгодами и проблемами, решение которых на первый взгляд представляется невозможным, человек остается на ногах лишь благодаря терпению. В результате выказанного терпения значительно возрастает духовная степень раба, и он после перехода в иной мир обретает вечное счастье.

Пророк Мухаммад учил заботиться о инвалидах сказав:

«Помощь слепому, общение с глухим и немым таким образом, чтобы он понял; провожание нуждающегося в то место, где он сможет получить то, в чем нуждается; оказание помощи страдающему, который ищет средство избавления от своего недуга; помощь слабому, беря его за руки; помогать человеку, который испытывает сложности при общении – все это разновидности садака». (Ахмад)

Мы можем изменить мир Источник фотографии:storia.me

Следует отметить, что мусульманин должен относиться хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий. Мы являемся единой братской общиной, которая одна часть общества сопереживает и болеет всей душой за другую часть. Мы должны вспоминать в наших мольбах всех тех, кого Аллах испытал бедностью, болезнью или бедой от рук несправедливых. Мы должны молиться за души тех невинных мусульман, кто погиб в Мьянме (Бирме), Сирии, Палестине и в каждом уголке земного шара...

Рафис Сайфуллин


Смотреть комментарии

avatar
2 milausna
В век религиозного фанатизма, твоя просветительская статья, очень даже актуальна.
avatar
1 gazizdauletchin
Очень интересная , а главное полезная статья
avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
В эти дни всё внимание приковано к Палестине. После убийства двух израильских полицейских палестинцами 14 июля Израиль решил установить металлодетекторы на подходах к Храмовой горе в Иерусалиме. Этот шаг вывел из себя мусульман, и в ходе столкновений...

Документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен преподавателю казанского Центра реабилитации инвалидов по зрению при мусульманском благотворительном фонде «Ярдэм» Идрису Хайретдинову. Более двадцат...

«Как строить семейные отношения по Исламу?», «Как самореализоваться женщине-мусульманке?», «Где найти работу в хиджабе?», «Приняла Ислам. Не умею завязывать платок. Помогите», «Как воспитывать детей по религиозным канонам?», «Ищу подруг в Исламе – дл...

Продолжение. Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 234

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф