Общероссийское
информационное агентство мусульман
26
Пятница
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Любовь бессмертная

Дата: 21.10.2015 Версия для печати
Любовь бессмертная

В театре имени Галиаскара Камала показали «Улеп яратты» (Любовь бессмертная) Ркаила Зайдуллы – спектакль о тернистом жизненном пути татарской просветительницы.

Постановка, которая потрясает душу и сердце до самых глубин, не оставила равнодушной никого в зале. То и дело на глазах зрителей наворачивались слезы сострадания, даже у видавших виды мужчин. Мощнейшими эмоциональными потрясениями спектакля были даже не отдельные моменты чудовищных сцен насилия, а осознание того, что человек может оставаться Человеком несмотря ни на что. Спектакль стал настоящим откровением, заставляющим задуматься о смысле жизни, вере в Бога, справедливости, доброте и счастье. Откровением о том, что деформация нравственных понятий происходит, увы, и у тех, кто когда-то получил базовые религиозные знания. Только внутренняя победа над собственным эго и страхами в трудное время, когда человек испытывается на прочность, может помочь ему не сломаться и «жить не по лжи». Даже тот факт, что жернова репрессий не смогли перетереть совесть престарелой женщины, заставить пойти ее на подлость и предательство, говорит о ее высоком подвиге. И только через много лет после расстрела она будет посмертно реабилитирована и оправдана.

За семь лет страшных лагерей и жестоких методов сталинского следствия хрупкая женщина не сдала ни одного человека, не донесла, не оклеветала ни одну душу. «Главное, чтобы перед Богом в Судный день не краснеть», – говорила устами Мухлисы героиня спектакля. Не это ли подвиг – остаться верной вере Всевышнему в нечеловеческих условиях, уничтожающих всякое человеческое достоинство и умерщвляющее плоть.

Весь спектакль – это нравственное поучение о том, что за каждым делом ожидается воздаяние после смерти. Этого не поняли притеснители престарелой учительницы. Их жизненный посыл –каждый за себя, выживай, как можешь, ведь после смерти только небытие. Но любовь и всепрощение героини покоряет окостеневшее сердце одного из ее угнетателей. Мухлиса ханым жалеет парня даже когда он истязает ее, чтобы выбить признания в том, чего она не совершала. «Ты ведь только винтик системы, не твоя вина в том, что требуешь от меня оболгать себя», – говорит она ему. Праведники видят дальше обывателя, и нам порой трудно понять мотивацию их действий. И здесь вспомнился другой святой, который, когда его побивали камнями, молился за притеснителей: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».

У каждого народа свои праведницы. Мухлиса Буби стала символом набожной и образованной татарки с прогрессивными взглядами, несущей духовный и просветительский свет своему народу. Она осталась верна тому, чему учила в своей женской школе: бояться Всевышнего, где бы ни был и не попирать Его законов.

Только от самого вида мрачных декораций лагеря мертвящий холод пробирает аж до самого сердца. А за семь лет унижения и страданий Мухлисы Буби сколько пролито слез и крови, а сколько было горького осмысления жизни. Тут возникает вопрос, как и что помогло перенести лишения и страдания? Ответ кроется в самом контексте постановки: дух человеческий велик и могуч, если взращен на искренней осознанной вере в Творца. И как же при этом может быть низок человек, если будет ориентироваться только на свое Эго, мы видим на примере следователей.

Если бы не божественная помощь, никакого мужества и терпения не хватило бы выстоять. Ее терновый венец есть корона, увенчана она ею свыше. В конце спектакля, прощаясь с приемной дочерью, она рассказывает ей сон, в котором видела себя в яме без дверей и окон. Но вдруг темница озаряется светом и появляется сияющая лестница в небеса…

Какой же она была в миру? Уверена, не все татары знают о том, что Мухлиса Буби первая и пока последняя в мусульманской истории женщина кади, то есть исламский судья.

В спектакле параллельно с допросом в лагере показываются воспоминания Мухлисы о ее молодости. Известный богослов Габдулла Буби, брат Мухлисы, в своем сочинении «Женщины» говорил, что «нацию, женская половина которой остается невежественной, можно сравнить с наполовину парализованным человеком». Это и понятно, ведь женщина — первый и главный воспитатель детей. Именно она влияет на формирование личности ребенка.

Мухлиса, как и ее брат, ратовала за то, чтобы женщина была полноценным членом общества, а базой для этого должно быть достойное образование и воспитание. Беспокоилась она и о сохранности татарской нации, считая, что на женщине лежит важная обязанность – обучать детей родному языку и религии. Ведь сохраняя традиции и язык, народ не утратит свою национальную идентичность.

«Если у женщин не будет представлений о религии и благочестии, сведений об истинной морали и хороших обычаях, то как они смогут направить детей на хороший путь»? – рассуждает героиня в спектакле.

Название спектакля «Любовь бессмертная» незримо указывает на то, что тема любви проходит в ней красной линией. Даже тогда, когда грозит смертельная опасность, Мухлиса Буби неизменно творит добро, прощает друга, который написал на нее донос, помогает морально сокамернице, призывает уверовать в Создателя и уповать на его милость.

Гульназ Мияссарова


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В аптеках всегда можно найти детское любимое лакомство как гематоген. Это не только полезное, а главное вкусное лекарство. В том виде, в котором мы сегодня с вами знаем гематоген, появился после 1917 года.
Комментариев: 2

В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1436

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф