Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Суббота
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Нация или религия?

Дата: 03.10.2011 Версия для печати
Нация или религия?

Для того, чтобы понять феномен национализма, на самом деле, не стоит искать какие-то глубокие причины и копаться в исторической каше. На тему этого феномена написано великое множество книг и работ. ...

Для того, чтобы понять феномен национализма, на самом деле, не стоит искать какие-то глубокие причины и копаться в исторической каше. На тему этого феномена написано великое множество книг и работ.

Вкратце, появление национализма непосредственно связано с появлением национальных государств. Вопрос только в том, что появилось раньше: яйцо или курица, то есть национализм или национальные государства? Одни считают, что сначала появился национализм, и уже он привел к появлению национальных государств. Другие же говорят о том, что после формирования наций-государств, стали формироваться и идеологии национализма. В реальной истории, я думаю, были как первые, так и вторые варианты. Тут важно другое – национализм это чисто европейское изобретение и его зарождение непосредственно связано с кризисом религиозных институтов. Для своего утверждения нациям зачастую даже приходилось себя противопоставлять религии, или, как минимум, ставить национальные интересы выше религиозных. Хотя вопрос формирования наций гораздо сложнее и многообразнее.

То понимание нации, к которому мы привыкли, является европейским порождением. Начало ему положено в 17-18 веках, а свое наиболее серьезное развитие оно получило в 19 веке и продолжилось в 20-м. Национальные государства в Европе появились после кризиса таких культурных систем, как религиозное общество и династическое/имперское государство. Связано было это с кризисом «священных языков» религий (латынь, арабский и т.д.) и представлений, что власть монарха «от божества». Если прежде в Европе большинство выдающихся ученых писали свои труды на латинице, то постепенно они отказываются от этой практики, и появляется новая плеяда ученых, которые свои труды стали писать на простонародных языках, которые впоследствии стали национальными. Даже в истории татар мы это можем наблюдать на примере татарских просветителей 19 века, которые постепенно переходили от арабского языка к татарскому.

До появления национальных государств главной идеологической основой до-национальных обществ являлась религия. Во многом через противопоставление религии строились новые национальные государства: на место религии должна была прийти новая идеология – национальная. Религия же должна была отойти на второй план. Наиболее радикально это произошло в СССР, где формировался новый советский народ, со своей культурой, идеологией, своим иконостасом.

Важным фактором в формировании наций является образование так называемой высокой национальной культуры, которая должна была породить новый корпус текстов и символов, достойных заменить религиозную систему ценностей. У многих российских культурно-лингвистических групп формирование высокой культуры началось еще до 1917 года, а в советские годы получила полную свою реализацию. В итоге именно в период советской власти, по большому счету, окончательно сформировалось большинство наций существовавших в СССР.

Под высокой культурой в данном случае понимается культура, созданная специально обученными профессионалами, национальной элитой: художниками, писателями, драматургами, учеными, которую воспринимают все члены сообщества. Собственно говоря, под высокой культурой имеется ввиду письменная культура, как некоторое противопоставление религии и народной культуре.

В истории множество таких примеров. В частности, строя новое государство – Турцию, Мустафа Кемаль Ататюрк подчинил религию интересам новой нации. Его модель национального государства, которая была достаточно жестка в отношении религии, была позаимствована в Европе, а если быть точнее во Франции.

Франция вообще является родиной секуляристской идеологии, достаточно последовательно отдалявший религию от государства. Начала этого процесса в Великой Французской революции 1789 года. Показательно, что французские революционеры после переворота переименовали Собор Парижской богоматери в Храм Разума (Наполеон в 19 веке вернул ему прежнее название). Идея светского гуманизма, рожденная в недрах французской революции, стала своеобразной альтернативой религии.

Следствия такого подхода мы наблюдаем и сейчас, когда в молодых государствах новые элиты ведут либо активную борьбу с религией, либо пытаются отвести ей второстепенно символическое место, как это сейчас происходит в Средней Азии или Азербайджане. Такие процессы наблюдались и в новых арабских государствах (таких как Египет и Тунис).

К сожалению, не обошли данные тенденции и нашу историю. Среди ревнителей татарской нации, зачастую, отношение к исламу было либо отрицательное, либо пренебрежительное. Особенно это видно на примере татарской интеллигенции советской эпохи, для которой основой был именно языковой национализм, о религии же вспоминали максимум на свадьбах и похоронах. В постсоветское время появилась мода на тенгриянство, как особой национальной татарской/тюркской религии, которая якобы в отличие от ислама гораздо органичнее соответствовала татарской нации. Нечто похожее мы наблюдали вокруг перестройки/сноса исторической соборной мечети в Москве – для кого-то данное здание являлось просто символом татарского присутствия в Москве, для других же она была местом именно поклонения.

Наша же история является примером того, что именно отказ от религии, подчинение ее сиюминутным интересам нации привело наш народ к тому кризису, в котором мы сейчас пребываем. После 1917 года татары строили татарскую нацию без религии. Как итог – потеря не только религии, но и языка, а в итоге и самой основы нации и угроза ассимиляции.

Ильхам Валеев


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
С 18 по 20 мая в Казани будет проходить крупное мусульманское мероприятие - фестиваль Halal Wedding. Это двухдневная выставка услуг и товаров представителей свадебной индустрии, работающих в халяль-сегменте, которая будет сопровождаться мастер-класса...

Документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен преподавателю казанского Центра реабилитации инвалидов по зрению при мусульманском благотворительном фонде «Ярдэм» Идрису Хайретдинову. Более двадцат...

Рамадан имеет множество достоинств. В этот месяц мусульманин пытается измениться к лучшему. Правда ли, что этот священный период постящийся обретает душевное спокойствие, и как это происходит?

Продолжение. Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 221

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф