Общероссийское
информационное агентство мусульман
16
Вторник
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Социальная сплочённость в Исламе

Дата: 08.06.2022 Версия для печати
Социальная сплочённость в Исламе

Мы все являемся свидетелями того, что время подчас рождает слова и термины, которые плотно укореняются в нашем обиходе. Сейчас всплеск словоупотребления «социальная сплочённость». Идею социальной сплоченности называют древнейшей в истории человечества. В современную эпоху принцип социальной сплоченности становится объективно необходимым способом дальнейшего цивилизованного развития человечества.

Пророк Мухаммад еще в седьмом веке возрождал идею социальной сплоченности общества. Так, с приходом Ислама, упорядочились взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между мужем и женой, между последователями ислама. Ислам проявил заботу о вдовах, инвалидах, сиротах, даровав им социальные гарантии. Мусульманская община на сегодняшний день распространилась по всеми миру, люди различной расовой, национальной и этнической принадлежности объединяются в единую общину, которая является прекрасным примером социальной сплоченности и называется уммой.

Мусульмане - это люди излучающие добро и милосердие, ведь религия призывает мусульман относиться хорошо как к единоверцам, так и к представителям других верований. Любовь – один из важнейших аспектов братства. Поэтому мусульмане должны любить и заботиться друг о друге так же, как они заботятся о себе.

Пророк Мухаммад сказал:

«В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны [единому] телу — когда [одну из] его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это, [испытывая] бессонницу и горячку» (Муслим).

Ислам регулирует поведение, отношения, права и обязанности отдельных членов по отношению к Богу, родителям, семье, нации. Основной реформой, провозглашённой пророком Мухаммадом, было то, что исламское общество представляет собой крепкий союз, обладающий чувством ответственности за своих членов. В истории человечества нет ни одной системы, которая могла бы сравниться с исламской системой солидарности и взаимопомощи.

Посланник Аллаха сказал:

«Все правители, которые вели дела мусульман и проявляли усердие (для улучшения их жизни), и наставляли их - войдут в Рай вместе с ними».

Ответственность человека перед другими представителями общества и, наоборот, ответственность сообщества к личности имеет настоящий смысл. Ислам предписывает обществу не пренебрегать правами отдельного человека, обязывает защищать его интересы, уважать его права и гарантировать свободы, дарованные ему Всевышним.

Обсуждение и решение актуальных проблем с помощью других представителей общины - это особенность Ислама. При решении вопросов, учитывается голос каждого, таким образом, каждый индивид является неотъемлемым элементом исламского общества. Каждый мусульманин совершенствует свое окружение и совершенствуется сам, что-то вкладывает в общество и взамен получает, что-то от него, он защищает общество, и сам находится под его защитой. Такая двухсторонняя ответственность делает Ислама одной из самых солидарных религий в мире.

Пророк говорил по этому поводу:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем (присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству» (Бухари).

Отношение Ислама к беднякам

Ислам учит мусульман мягкости, снисходительности и щедрости в отношении бедности и беднякам, он призывает верующих помогать и защищать более слабые и уязвимые слои общества. Последний божий посланник, Мухаммад, не оставлял бедняков без своего внимания и щедро одаривал их всякий раз, порой не оставляя ничего своим домочадцам.

Читайте также: О необходимости благотворительности и ее разновидности

$IMAGE2$ Источник фотографии: islam.kherson.ua

В Коране есть много аятов призывающих нас делиться с ближними

«Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка». Сура «Мелочь», аят1-3.

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда». Сура «Железо», аят 7

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». Сура «Семейство 'Имрана», аят 92

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза. И знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный». Сура «Корова», аят 267

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня». Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью». Сура «Человек», аяты 8-11

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками». Сура «Корова», аят 254

Хадисы (высказывания) Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о помощи нуждающимся:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Если человек даст в качестве милостыни равное одному финику из праведно заработанного — а ведь Всевышний принимает только хорошее, благостное, — то Господь непременно примет это, а затем приумножит, подобно как выращиваете вы жеребенка, причем увеличит это до размеров, соизмеримых с горой». Бухари

«Милостыня должна стать неотъемлемой частью каждого мусульманина. Если же у человека ничего нет, он должен зарабатывать себе на жизнь своими собственными руками и отдать часть заработанного на благотворительность. Если же физическое состояние не позволяет ему работать, то он должен просто помочь бедным и тем, кто в нужде. Если же он не может сделать даже этого, пусть побуждает других делать добро ...».(Бухари)

«Тот, кто ложится спать сытым, а сосед его голоден и он знает об этом, тот - не из нас». (Аль-Хаким)

Мусульмане считают своим шансом для обретения успеха в мирских делах и загробном мире – благотворительность, поддержку малоимущих. Заботу о них они считают залогом успеха своей деятельности, и в действительности мусульмане обретают это.

Помощь беженцам

Сегодня, все в мире, от мала до велика знают, кто такие беженцы и что помощь им является хорошим богоугодным делом. Но мало кто догадывается, что первыми беженцами в истории ислама были сподвижники пророка Мухаммада.

Читайте также: Краткая история Ислама

С первых дней распространения Ислама, призыв пророка Мухаммада встретили резкой критикой и оскорблениями. В Мекке, на мусульман, не имеющих защиты и покровительства, нападали, применяли физическое насилие. В результате ущемления их прав и невозможности совершения религиозных обрядов, истории ислама известны несколько переселений в Эфиопию и переселение пророка Мухаммада в Медину. Если перефразировать «вынужденное переселение» на современный язык, то это беженец или мигрант. Аллах в Коране сообщил о огромной награде, которая уготована тем, кто оказывает помощь беженцам.

$IMAGE3$ Источник фотографии:24smi.org

Всевышний сказал в Коране:

«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». Сура Собрание, аят 9).

Говоря о прекрасных качествах ансаров, Всевышний Аллах подчеркнул, что они возлюбили переселившихся к ним мусульман, потому что еще раньше они возлюбили Аллаха и Его Посланника и всех, кого любит Аллах и кто помогает Его религии. Они не испытывали никакой тяги к тому, что было отдано мухаджирам (переселившимся), и не завидовали той милости, которой Аллах одарил мухаджиров, и тем достоинствам, которыми Он наделил только их. Все это свидетельствует о том, что ансары были великодушными людьми, а злоба и зависть не находили места в их сердцах, они были готовы пожертвовать своим богатством и одарить другого, даже если сами находились в стесненном положении или в нужде..

Когда переселенцы прибыли в Медину, Пророк первым делом связал переселенцев (мухаджиров) и местных жителей (ансаров) узами братства, прикрепив к каждому переселенцу ответственного, который должен был оказывать помощь в решении его проблем. Благодаря шефству, которое взяли на себя состоятельные мединцы, выказав благородство и щедрость души, мухаджирам-переселенцам была оказана материальная и духовная помощь.

Примером этого служит история одного из ансар, приходящая в Откровении. В доме одного из ансар гости остались на ночь. Хозяин дома предпочёл накормить их, а сам со своей женой и детьми лег спать голодным. Такие черты бывают присущи только людям с благородным нравом, которые любят Всевышнего Аллаха сильнее, чем собственные страсти и земные удовольствия.

Пенсии в Исламе

Кроме этого, помощь бедным и выплата им пособий из государственной казны была еще одним предписанием Ислама. Они выплачивались в пользу сирот, вдов, путников, старцев, оставшихся без попечения родственников.

$IMAGE4$ Источник фотографии: vladtime.ru

В Коране сказано:

«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно». Сура «Перенос», аят 26

«Мусульманин, который спешит на помощь вдовам и бедным, подобен муджахиду, сражающемуся на пути Аллаха, или праведнику, день и ночь совершающему поклонения и соблюдающему пост» (Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто молится (все) ночи напролёт и (постоянно) постится днём». (Бухари)

«Опекающий сироту (из числа) его (родственников) или посторонних ему (людей будет) в раю столь же (близок) ко мне, как два этих пальца». (Муслим)

«Аллах сказал: «Расходуй же, сын Адама, и Я буду расходовать на тебя». (Бухари)

Во время своего правления Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах), путешествуя по своим владениям, встретил старца и расспросил его о прошлом и настоящем. Тот пожаловался на то, что влачит жалкое существование. Халиф, обращаясь к старику, сказал: «Было бы нечеловечно получать от тебя подати в твоей молодости и оставить тебя в старости на произвол судьбы». Старцу было назначено пожизненное содержание, то есть, говоря современным языком, пенсия. Прочитав эту историю, снова приходишь к выводу о том, как многогранен Ислам и что абсолютно всё подчинено идее благополучия человека.

Отношение к инвалидам

Читайте также: Как относиться в исламе к инвалидам?

«Если Мой раб выкажет терпение в тот момент, когда Я, лишив его зрения, подвергну его испытанию, то в награду за это Я помещу его в Рай!» Бухари

Еще одна группа людей, которые всегда чувствуют себя ущемленными и лишенными всего - это калеки и инвалиды.

Согласно канонам шариата, степень терпения оценивается согласно тому, чего лишился раб. В соответствии с этим воздастся ему в мире вечном. В хадисе сообщается, например, что того, кто, потеряв зрение, не станет причитать и стонать, Аллах обязательно поместит в Рай.

$IMAGE5$ Источник фотографии: wrc-info.ru

Потеря зрения является огромной и тяжелой утратой. Порой встречаются настолько тяжелые случаи, что лечение оказывается безрезультатным. В таких случаях ничего не остается, как терпеть и смириться. Перед невзгодами и проблемами, решение которых на первый взгляд представляется невозможным, человек остается на ногах лишь благодаря терпению. В результате выказанного терпения значительно возрастает духовная степень раба, и он после перехода в иной мир обретает вечное счастье.

Пророк Мухаммад учил заботиться о инвалидах сказав:

«Помощь слепому, общение с глухим и немым таким образом, чтобы он понял; провожание нуждающегося в то место, где он сможет получить то, в чем нуждается; оказание помощи страдающему, который ищет средство избавления от своего недуга; помощь слабому, беря его за руки; помогать человеку, который испытывает сложности при общении – все это разновидности садака». (Ахмад)

$IMAGE6$ Источник фотографии:storia.me

Следует отметить, что мусульманин должен относиться хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий. Мы являемся единой братской общиной, которая одна часть общества сопереживает и болеет всей душой за другую часть. Мы должны вспоминать в наших мольбах всех тех, кого Аллах испытал бедностью, болезнью или бедой от рук несправедливых. Мы должны молиться за души тех невинных мусульман, кто погиб в Мьянме (Бирме), Сирии, Палестине и в каждом уголке земного шара...

Рафис Сайфуллин


Оставьте комментарий


Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Также востребованным оказался смайлик, имеющий форму полумесяца

Цинизм нашего времени заключается в том, что многие, живя на одной лестничной площадке, даже не знают, кто является хозяевами соседних квартир. А порой люди, живя в домах, не могут поладить со своими соседями. Высокие традиции соседства, которые неск...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф