Президент Чечни Рамзан Кадыров выступил с предложением парламенту республики внести изменения в название высшей должности республики. «Я исхожу из того, что в едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администраций, губернаторами и т.д.», – заявил Р. Кадыров журналистам.
Такое заявление от главы едва ли не самой гордой национальной республики России стало неожиданностью.
И видимо, уже с сентября Кадыров перестанет быть президентом Чечни. Парламент Чечни рассмотрит вопрос о переименовании должности руководителя региона в сентябре.
«После обсуждения пришли к выводу, что оптимальным названием будет короткое – глава (республики)», – сообщил председатель республиканского парламента Дукуваха Абдурахманов.
Статус президента является одним из проявлений символической независимости национальных республик. Но президент Чечни, республики, которая в течение нескольких лет воевала за эту самую независимость, которую и сейчас называют «страной в стране», вдруг отказывается от своего статуса. Чем же мотивирует свое предложение Кадыров? Он рассказал, что решение об изменении названия своей должности принял во время визита в Турцию и Сирию в составе российской делегации. «Я чувствовал себя неловко, когда во время встреч объявляли «президент России», «президент Кабардино-Балкарии», «президент Чеченской Республики». Я понял, что президент в стране должен быть только один, а остальные должности называться по-иному», – завявил Кадыров.
Хотя также можно предположить, что чеченский глава выступил с этим предложением не по своей инициативе.
Кадыров выступил с заявлением после отставки президента Башкортостана Муртазы Рахимова, последнего регионального тяжеловеса. Сейчас в национальных республиках не осталось ярких, харизматических лидеров, которые олицетворяли бы собой президентскую власть. К таким можно отнести как раз самого Кадырова, который в последнее время часто находится в центре событий и играет видную роль в региональной политике Кремля. Поэтому вполне логично, что с заявлением лишить глав национальных республик статуса президента выступил Кадыров. И скорее всего примеру Кадырова должны будут последовать и другие национальные лидеры. В своем блоге на livejournal.com президент Чечни сообщил, что уже звонил главам Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Они согласились поддержать инициативу Кадырова.
И уже 13 августа Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров внес в республиканский парламент предложение об изменении названия должности руководителя республики. Также Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков предложил республиканскому парламенту унифицировать термины, означающие должности глав субъектов РФ.
А 14 августа «Единая Россия» выразила готовность поддержать законодательные поправки по унификации названий руководителей субъектов. Об этом заявил секретарь президиума Генсовета партии, вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Возможно, и в других регионах не будут сильно держаться за статус президентов, возможно, кроме Татарстана и Башкортостана. Шаймиев и Рахимов уже на пенсии, и пока непонятно, захотят ли Минниханов и Хамитов держаться за свой статус.
Вполне вероятно, что предложение Кадырова ознаменует собой начало региональных преобразований. Как пишут «Ведомости», месяц-полтора назад администрация президента начала прорабатывать законопроект об унификации названий госорганов субъектов Федерации. Речь прежде всего идет о законодательных собраниях: хотят уйти от региональных «госдум», «госсобраний» и «хуралов». Также в ближайшее время в стране могут исчезнуть все президенты.
Стоит отметить, что несколько лет назад уже поднимался вопрос о переименовании субъектов РФ в губернии во главе с губернаторами. Однако тогда инициатива Кремля не нашла поддержки в национальных республиках. Теперь же федеральный центр решил пойти иным путем – инициатива исходит от самих регионов. Кадыров и другие кавказские главы уже не хотят быть президентами. Возможно, дело дойдет до того, что переименуют и названия субъектов. Но захочет ли тот же самый Кадыров руководить Чеченской или Грозненской губернией вместо Чечни? Все-таки Чечня, как и Татарстан, – устоявшийся бренд, известный далеко за пределами России.
Искандер Набиуллин