Общероссийское
информационное агентство мусульман
3
Суббота
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Понятие исламского милосердия

13.08.2013 Версия для печати
Понятие исламского милосердия

Мои знакомые, которые принимали участие в недавнем диалоге между христианскими и мусульманскими богословами, а именно проведенном организацией «Общий мир», сообщают, что одно из наиболее больших непониманий со стороны христианских богословов заключается в идее о том, что ислам мало или ничего не говорит о любви.

Одна из причин этого ошибочного взгляда состоит в том, что ранние востоковеды — те, которые первыми изучали исламскую мысль в современном западном мире — представляли, что школа мысли, известная под названием «Калам» играла ту же роль в исламе, как «теология» играет в христианстве. В действительности, Калам был одним из нескольких подходов к знанию Бога, но совсем не наиболее влиятельным.

Калам был тесно связан с исламской юриспруденцией и обычно изображал Бога как верховного законодателя. Когда дело касалось любви, он заявлял, что Бог любит людей через издание предписаний, и люди должны любить Бога, повинуясь ему. Те, кто повинуются ему идут в рай, а те, кто не повинуются ему идут в ад. Бог имеет дело с людьми строго в терминах кнута и пряника — забудьте про любовь в любом нормальном значении этого слова.

Несмотря на тот факт, что более поздняя школа проделала намного лучшую работу, описав разнообразные теологические подходы к исламской мысли, она имела относительно небольшое воздействие на предрассудки, которые сформировались у христианских богословов многие годы назад. Римский папа Джон Пол Второй, со всеми его выдающимися достижениями, является хорошим примером. В работе «Пересекая границы надежды» он писал, «Бог Корана+ это, в конце концов, Бог вне этого мира, Бог, который является просто Величеством, но никогда Эммануилом, Богом-который-с-нами» (его выделение).

Даже один беглый взгляд на Коран может вызвать у читателя вопрос — почему, если Бог такой величественный, почти каждая глава начинается с формулы посвящения: «Во имя Бога, Всемилосердного, Вечномилосердного». В самом тексте священные имена и определения, которые ассоциируются с милосердием и добротой распространены намного больше, чем те, которые связаны с великолепием и величием. Многие строки говорят следующее, «Он с вами, где бы вы ни были» (57:4) — как до того, как вы были созданы, так и во время вашего короткого пребывания в этом мире, и после смерти. Эта идея божественного «присутствия» тесно связана с понятием любви и милосердия.

Формула посвящения включает два имени «Всемилосердный» (рахман) и «Вечномилосердный» (рахим). Оба слова являются производными от слова «рахма», которое переводится по-разному: как милосердие, сострадание, и благожелательность. Рахма — это абстрактное понятие, являющееся производным от конкретного существительного «рахим», «матка». Милосердие — это отношение матери к плоду ее чрева. Когда Бог говорит в Коране, «Мое милосердие охватывает все» (7:156), это означает, что Бог милосерден ко всему мирозданию. Основываясь на таких строках и на самом понятии милосердия, некоторые богословы обращаются к сфере природы — т.е. мироздание в своей полноте — как божественное чрево.

Тесная связь между милосердием и материнством очевидна во многих изречениях Пророка. Например, он сказал, что когда Бог сотворил милосердие, он сотворил его в 100 частях. 99 частей он оставил у себя и 1 часть отправил в этот мир. Матери преданы своим детям, и дикие животные вскармливают своих детенышей именно из-за этой одной части. В день воскресения, добавил Пророк, Бог соединит эту 1 часть с 99 частями — всё для пользы тех, кто находится в посмертном мире, в раю или аду. Среди нескольких моментов, включенных в это изречение — то типичное ударение на таухид, утверждение уникальности божественной реальности, которое является основой исламской мысли: То, что мы испытываем в виде милосердия, сострадания, и любви может быть только тусклым отражением крошеной частицы действительной вещи.

Другое сообщение рассказывает нам о том, как Пророк остановился отдохнуть в бедуинском лагере, где женщина с ребенком пекла хлеб на открытом огне. Ребенок ускользнул и подошел к огню, и мать быстро притянула его обратно. Она повернулась к Пророку и сказала: «Так вы говорите, что Бог — »самый милосердный из милосердных«?» Он ответил, да. Она сказала: «Ни одна мать не бросит своего ребенка в огонь». Пророк отвернулся и заплакал. Позже, он сказал, что Бог отправляет в огонь ада только тех, кто отказывается идти в любые другие места.

Как божественное определение, милосердие не является идентичным любви, потому что любовь требует взаимности: «Он любит их, и они любят Его» (5:54). В противоположность этому, милосердие является односторонним, что означает, что Бог имеет милосердие к творению, а не наоборот. Люди определенно должны стараться быть милосердными и сострадательными, но это означает, что они должны любить своих ближних как самих себя. Неспособность сделать это — уверенный рецепт для плохой кармы. Как неоднократно говорит Коран о тех, кто не поступает соответствующим образом: «Они наносят вред самим себе».

Классические богословы тратили много времени на объяснение тонкого различия между значениями «Все-милосердный» и «Вечномилосердный». В большинстве случаев они говорили, что «Всемилосердное милосердие» является универсальным и «Вечномилосердное милосердие» является частным.

Универсальное милосердие начинается с дара жизни. Ничто не имеет притязаний на свою собственную жизнь или собственные положительные качества. Все есть дар от Создателя. Все, что есть кроме Бога, получает свою реальность — каким бы незначительным оно ни было — из одной единственной реальности, которая истинна. Жизнь и пропитание приходят к нам не случайно, но как проявление Всемилосердного.

Частное милосердие является ответным. Некоторые хорошие вещи приходят к нам потому, что мы стремимся к ним. Если вы хотите стать футболистом или физиком, амбиция сама по себе является даром, и любая способность, которую вы можете иметь, также является даром. Но достижение цели имеет дело с вашим собственным усилием. Каждая мать скажет вам это. Если вы не стремитесь к своей цели, то скорее всего вы ее не достигнете.

Частное милосердие Бога — это его ответ на усилия человека. Он дарует вам его исходя из вашей вовлеченности, приверженности и любви. Когда Коран говорит, «Бог является другом для тех, кто имеет веру» (2:257), это означает, что он имеет особое милосердие и любовь для тех, кто стремится к нему. Универсальное милосердие достигает людей в любом случае, точно также как мать не перестает любить своих детей никогда. Частное милосердие не гарантировано, потому что дети могут отказаться воспользоваться своим статусом человека.

Цель любви — это преодолеть разделение, спастись от тьмы и боли, которые определяют наш способ существования, и войти в свет. Или другими словами, воспользоваться универсальным милосердием, которое охватывает все и добиться частного милосердия, дорога к которому изложена в пророческом руководстве.

Уильям С. Шиттик, профессор по религиозным наукам, Государственный университет Нью-Йорка.

Перевод Зухра Галиева

www.huffingtonpost.com

Оставьте комментарий

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:

Еще из мозаики:


avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 170




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2016 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф