Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Вторник
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Что такое вакф и чем он полезен для мусульман

Дата: 14.04.2017 Версия для печати
Что такое вакф и чем он полезен для мусульман

Современные мусульмане, живущие в городах и селах, относятся к имеющимся мечетям как к данности. Не задумываясь о том, что они появились на этом месте по причине старания мусульман, которые построили их и оставили после себя как вакф. Некоторые мечети имеют многовековую историю и были возведены на средства дореволюционных татарских купцов, а другие построены и переданы в пользование мусульманской умме совсем недавно. Что такое вакуфное имущество, и какие обязательства оно налагает на мусульманскую общину постараемся описать в этой статье.

История вакфа

Вакф –имущество или материальная ценность, отданное в пользование на дозволенные цели, без права на заключение с ним сделок купли-продажи, обмена или дарения. Вакф является разновидностью неиссякаемого благодеяния – садаки джария, и передается на пользование мусульманам. Благодаря имуществу переданному в качестве вакфа мусульманская община может зарабатывать средства необходимые для решения насущных проблем. Благодаря великой пользе, заложенной в вакфе, передача имущества является одобряемым и востребованным шариатом поступком.

Основой возникновения вакуфного имущества являются указание на это Корана и Сунны. Всевышний в Коране говорит:

«Вы не обретете вознаграждение за благие дела (то есть не попадёте в Рай), пока не будете расходовать из того, что вы любите. И что бы вы ни расходовали – Аллах ведает об этом» (Сура 3, аят 92).

Некоторые сподвижники пророка Мухаммада, среди которых Абу Талха, услышав этот аят, решили израсходовать все своё имущество на пути Аллаха не оставив себе ничего. Абу Талха обратился к Божьему посланнику с такими словами: «Самое дорогое имущество, которым я владею - это Байраха (название сада), и я отдаю его на пути Аллаха и Его Посланника. Надеюсь на вознаграждение, поступи с ним (садом) так, как Аллах укажет тебе!». Тогда в ответ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «Да будет Аллах доволен тобой о Абу Талха, это имущество, приносящее доход, мы приняли от тебя и возвращаем обратно: отдай его в пользование своим близким и родственникам». И Абу Талха отдал этот сад родственникам».

Прекрасный сад Источник фотографии: pishangit.appspot.com

Самым первым вакфом в истории ислама является вакф, сделанный одним из четырех праведных халифов – Умаром. Умар обратился к Пророку: «О, Посланник Аллаха, мне досталась земля в Хайбаре. У меня никогда доселе не было ничего ценнее этой земли. Что посоветуешь мне с нею делать?» Пророк сказал: «Если хочешь, сделай её вакфом». Умар сделал тот участок вакфом с условием, чтобы его не продавали, не дарили, не наследовали, пользовались ею неимущие, родственники, для выкупа рабов из рабства, путники, воины, гости. Нет греха тому, кто будет заниматься этой землёй и употреблять выращенное умеренно».

Практика вакфа быстро и широко распространилась среди мусульман. Сподвижник Пророка Джабир сказал, что не было ни одного сподвижника, который имея возможность делать вакф, не делал бы этого.

Чем полезен вакф

Награда от Аллаха

Мусульманин, оставляющий после себя вакуфное имущество имея искреннее намерение, обязательно будет удостоен приближения к Всевышнему. Человек, строящий мечеть, медресе, оплачивающий выпуск священного Корана или иной религиозной литературы приобретает большое вознаграждение.

Аллах в Коране говорит: «Оживляет мечети Аллаха (только) тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, совершал молитву, давал обязательную милостыню и не боялся (никого), кроме Аллаха. И такие обязательно будут из (числа) идущих (истинным) путем!» (Сура 9 аят18).

Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто построит мечеть, даже с размером гнезда куропатки, Всевышний построит дом в Раю».

Наши праведные предки, зная достоинство мечетей, спешили в оказании помощи для их строительства, отдавая всё своё ценное имущество в качестве вакфа. В большинстве случаев мечеть строил не один человек и не одна семья, многие люди содействуют этому.

Благодарность Аллаху

Мусульманин,жертвующий на пути Аллаха понимает, что имущество, которое имеется у него – это проявление милости Аллаха. Мусульмане понимают, что они лишь рабы Господа и не владеют возможностью приобретать, если Аллах не создаст на это условия

Всевышний Аллах сказал:

«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть, и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников»(Сура 63,аят10).

«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел» (Сура34,аят39).

«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура 2 аят 274).

В превращении своего имущества в вакф есть подтверждение и выявление напоказ своего рабства пред Всевышним, проявление своей любви по отношению к Аллаху. Абу Хурайра сообщил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота с (гору) Ухуд, если бы на третий год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга».

Когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, какая садака больше и значимее, он сказал: «Та, которую ты подаешь, будучи здоровым, скупым, боясь нищеты и желаешь богатства. Но не тяни! А иначе, когда (твой дух) достигнет глотки (когда ты будешь смертельно болен), ты дашь одному столько-то, второму столько-то, а им она, быть может, нужна уже не будет».

Неиссякаемая милостыня

Одним из лучших видов садака является «садака джария», которая продолжается после смерти человека, как, например, рытье колодцев, строительство мечетей, печатание книг, поддержка кружков по заучиванию наизусть Священного Корана, благотворительные вакуфные пожертвования для помощи бедным и т.д.

Оставление после себя неиссякаемой милостыни, благодаря которой даже после смерти человека он будет получать вознаграждение, как об этом говорится в хадисе. Абу Хурайра передал от Пророка следующий хадис: «Когда человек умирает, то все его деяния прекращаются, кроме трёх: не иссякающее подаяние, знание, которым пользуются другие, и праведный ребёнок, совершающий мольбы за своих родителей» (Муслим).

Польза вакфа для общества

Общество по своему социальному составу разнородное и с разным уровнем дохода. Аллах не оставляет без своей заботы и внимания беднейшие слои.Ислам учит оказывать импосильную помощь, удовлетворяя потребности бедных, неимущих людей, сирот, путников.

Всевышний Аллах сказал, разъясняя, кому должен отдаваться закят:

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят склонить к исламу, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников» (сура 9 аят 60).

Вакфовское имущество способствует улучшению состоянию уммы и увеличения количества доступных благ для мусульманского общества, таких как: возведение мечетей, мусульманских школ, библиотеке, распространение знаний и т.п.

Одна из целей ислама состоит в том, чтобы богатство приносило людям счастье. Эта религия выступает против того, чтобы они страдали от бедности, и отрицательное отношение к ней ислама становится ещё более резко выраженным, если причиной бедности являются недостатки в системе распределения, а также несправедливости и притеснения, которым подвергают друг друга члены общества. Разница между исламской системой и материалистичекими системами, которые ограничиваются одними только материальными интересами, преуспеванием и достатком, заключается в конечной цели таких систем, стремящихся к созданию рая на земле, тогда как иного рая для них не существует.

Если же говорить об исламской системе, то богатство и зажиточная жизнь рассматривается в ней только как средство помощи душам людей для возвышения к их Господу и, чтобы заботы о хлебе насущном и борьба за существование не отвлекали их от познания Аллаха, поддержания должной связи с Ним и стремления к жизни вечной, которая лучше и надёжнее.

Помощь друг другу Источник фотографии: gp.by

Когда у людей есть всё необходимое для них самих и для тех, кто находится на их иждивении, они получают возможность вести спокойную жизнь, смиренно поклоняясь своему Господу,Который избавил их от голода и страха.

Обязанности мусульман перед вакфом

Мечети являются самыми яркими примерами вакфовой системы, а так же именуются домами Аллаха и местами поклонения Ему. Мечеть – это сердце махалли, в которой объединяются верующие. Священный Коран направляет рабов Аллаха к тому, чтобы они населяли мечети и поддерживали их в наилучшем состоянии.

Аллах Всевышний сказал:

«Только те будут населять мечети Аллаха, кто верует в Аллаха и в Последний день, совершает молитву, выплачивает закят и не страшится никого, кроме Аллаха. Они-то и принадлежат к числу следующих правильным путем» (сура 9 аят 18).

«Поистине, мечети принадлежат Аллаху, так не обращайтесь же с мольбами наряду с Аллахом ни к кому!» (сура 72 аят 18).

У современных мусульман сложилось очень узкое преставление о том, что они должны делать и чего не должны делать в мечети. Все эти действия основаны на аятах Корана и изречениях нашего любимого пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В основном они сводятся к следующему: прежде чем прийти в мечеть, мусульманину желательно совершить омовение и надеть чистую одежду, не есть лука или чеснока, входя в мечеть, желательно переступить через порог сначала правой ногой.

В самой мечети нельзя проходить перед молящимися, мусульманин должен хранить спокойствие и вести себя достойно, не повышая голос, избегая любых пререканий, если пожелаешь читать Коран, тебе следует читать негромко, чтобы не мешать молиться или читать другим. Тому, кто пожелает покинуть мечеть, желательно переступить ее порог сначала левой ногой. Само собой разумеется, что необходимо постоянно поддерживать в мечетях чистоту, оберегать их от разрушения, не заниматься в них торговлей, ибо мечети были построены только для молитв, поминания Аллаха и распространения знания.

Вокруг нас большие и красивые мечети, на полах красивые дорогие ковры, в мечети тепло даже в январские морозы, из крана течет теплая вода, а люстра в молельном зале горит с захода солнца и до рассвета. Современные мусульмане зачастую не задаются вопросом, о том на какие средства оплачиваются коммунальные платежи и зарплата уборщице. Посещая пятничные проповеди мусульмане вносят вклад опуская в ящик на пороге мечети 50 рублей, и то не все, но если задуматься об объемах потребления электроэнергии и газа становится очевидно, что это пожертвование номиналом пятьдесят рублей является «каплей в море» и не способно покрыть потребности дома Аллаха.

***

В центре Казани существуют мечети, имам которой был вынужден отказаться от помощника имама, дневных охранников, уборщицы дабы хоть как то погашать обязанности перед государством. Интересно, куда смотрят прихожане этой мечети? Почему их не интересует, тот факт, что имам «днюет и ночует» в мечети? Где самосознание, которое подтолкнуло бы обеспеченных мусульман,скооперировшись, отдавать сотую часть месячного заработка этой мечети, которая еще в далекое дореволюционное время содержалось за счет мутаваллията-средств махалли.

В одной лишь Казани, можно найти сотни примеров такого потребительского, эгоистического отношения к мечетям, медресе и иным вакфам Аллаха. При этом, у мусульман-потребителей паразитирующих на мечетях и доброте имамов рождаются дети, и вряд ли эти отцы, сами не оказывая помощь в содержании мечетей, будут прививать своим детям любовь и уважительное отношение к ним.

Каждому из нас нужно задуматься над тем, что если бы наши отцы и деды придерживались принципов «моя хата с краю» и рассуждали подобно современным мусульманам, то казанцам сегодня негде было бы молиться. Не нужно забывать, что подавляющее большинство мечетей столицы Татарстана, это старые мечети, многие из которых приравняли к памятникам исторического наследия, которые постоянно нуждаются не только в постоянном ежемесячном содержании, но и в косметическом ремонте, замене коммуникаций, ковров и прочее.

Умме нужно созреть и прозреть, чтобы научиться видеть потребности мечетей и начать их удовлетворять, ведь современные мусульмане являются приемниками былой мощи татарского народа, олицетворением которой являются старинные казанские мечети.

Рафис Сайфуллин


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 8


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Говоря о причинах кормления в месяц Рамадан мы конечно же не откроем Америку.

Говоря о причинах кормления в месяц Рамадан мы конечно же не откроем Америку.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1427

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции

Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф