Общероссийское
информационное агентство мусульман
27
Четверг
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Экономика на мусульманский лад

Дата: 19.07.2011 Версия для печати
Экономика на мусульманский лад

Экономика, в «традиционном» его понимании представляет собой совокупность отношений, складывающихся в системе производства, и функционирует для того, чтобы удовлетворять общественные потребности. Об этом нам скажет каждый школьный учебник экономики, ...

Экономика, в «традиционном» его понимании представляет собой совокупность отношений, складывающихся в системе производства, и функционирует для того, чтобы удовлетворять общественные потребности. Об этом нам скажет каждый школьный учебник экономики, наша любимая Википедия и любой человек, свободно плавающий в этой теме.

А вот с мусульманской экономикой дела обстоят иначе. Хотя в последнее время она на слуху - этому способствуют как татарстанские, так и российские мероприятия по исламским финансам, в частности, по развитию банков, международная выставка Халяль, круглые столы и различные семинары - но согласитесь, холодноватое отношение с намеком на недопонимание у обычного обывателя все-таки присутствует.

Разобраться в перипетиях экономики на мусульманский лад нам помог управляющий партнер ТНВ «Юмарт Финанс» Эльдар Яхин.

Карта мусульманской экономики.

Слова нашего эксперта сводятся к тому, что исламская экономика также преследует вышеизложенные цели, единственно – эти взаимоотношения строятся на принципах ислама, во главу которых ставятся доводы из Корана и сунны. Все отличия вытекают из этого. «Но в первую очередь это комплексная система, состоящая из разных элементов, которые должны совместно работать, начиная от изучения спроса потребителей, заканчивая продажей готового продукта. Все процессы и участники данной цепочки должны соответствовать Шариату, - считает Эльдар Радионович».

На карте мусульманской экономики Татарстана вырисовываются группы тех, кто функционирует в рамках Ислама – это производители Халяль, которые дают о себе знать, посредством опять-таки выставки-ярмарки KAZANHALAL, фестиваля HalalFest, где производитель и потребитель имеют возможность встретиться на одной площадке. Первые производят, в основном мясную и кондитерскую продукцию и у потенциальной аудитории, в принципе, есть из чего выбрать. По-другому обстоят дела с финансовыми услугами, которые появились не так давно и выбор пока особо не велик. Компании такого типа, функционирующие в нашем городе, можно пересчитать по пальцам. К ним относятся исламские лизинговые компании, финансовые компании, частные инвестиционные и венчурные фонды, а также институты, связанные с исполнением религиозных обрядов и благотворительностью.

Аллах что-то запрещает, но многое разрешает.

Как действуют эти исламские финансовые компании, и есть ли четкая граница, разделяющая их от обычных? В некоторых зарубежных странах ответ на этот вопрос формулируется довольно четко, но и у нас есть первопроходцы, которые на собственной практике проверяют наличие этой самой границы. Тому наглядный пример Эльдар Яхин, уже год, довольно успешно ведущий свою деятельность по операциям исламского финансирования. Он говорит:

- Всевышний сказал в Коране: «И Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество» (2:275). Таким образом, в исламе нам указана альтернатива ростовщической финансовой системе, основанной на торговле (предпринимательской системе и партнерстве).

То немногое, что известно об исламских финансовых институтах сводится к запрету получения прибыли за счет получения банковского процента и принятия избыточных рисков. Но это только на первый взгляд - на самом деле принципы исламских финансов значительно шире. В этой системе запрещается ростовщичество, т.е. риба, под одним видом которого понимается любой долг, который влечет за собой прибыль, под другим – неравный обмен однородных и одномерных объектов определенного вида. Также ислам запрещает неопределенность в условиях сделки, или - гарар. Подразумевается под этим неопределенность, которая делает контракт недействительным. Запрещаются отношения, построенные на элементах азарта или Мейсир (кимар) – когда одна из сторон может потерять свое благосостояние в пользу другого или приобрести - за счет другого. И последнее - запрет на участие в запретных видах деятельности. По законам шариата запрещается финансировать торговые операции, связанные с определенными товарами: табаком, алкоголем, свининой, оружием, а также с распространением порнографии, развитием азартных игр и т.д.

Услуги по-мусульмански.

Напрашивается вопрос, если мусульман зачастую привлекает чисто идеологическая сторона, то, что движет немусульманами, со стороны которых тоже проявляется растущий интерес к халяльным финансовым продуктам?

«Что касается нашей работы и активности мусульманского населения, то даже за такой вроде бы небольшой период произошло довольно много изменений. Когда то у нас был один клиент, а сейчас поток заинтересованных - и не только мусульман - день ото дня увеличивается, - говорит Эльдар Яхин».

По его словам основными услугами «Юмарт Финанс» являются купля-продажа товаров в рассрочку под заказ. Это означает, что человек обращаясь в компанию, предоставляет заявку и документы, подтверждающие его личность и доход, описывает, какой ему нужен товар, и компания, следовательно, его покупает, затем заключает договор купли-продажи, клиент при этом делает первоначальный платеж, а остальную сумму стоимости выплачивает в рассрочку, с наценкой, естественно.

«Шариат допускает приобретение товаров в рассрочку, однако при этом цена товара должна быть твердо оговорена, и начисление пени за просрочку выплаты категорически запрещается. Бухари и Муслим передали от Аишы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) купил еды у еврея, с задержкой оплаты, и оставил кольчугу в залог. Этот хадис указывает, что разрешено совершать покупки с отсрочкой в оплате; все это означает, что цена делится на некоторые малые порции, которые следует оплатить в определенное время. Нет различия в шариате, в том будет ли произведена оплата позже за один раз или в несколько раз».

- объясняет Эльдар Яхин.

Цена фиксированная, если стороны договорились о сумме в размере 150 тыс., то повышать ее в течение нескольких месяцев или даже лет, компания не имеет права, в отличие от «традиционных» банков, которые то и дело могут повышать проценты.

А инвестиционные вклады в свою очередь принимаются, если у человека есть свободные деньги, которые он может вложить в халяльные проекты. При этом он становится участником товарищества на вере и получает часть дохода от его деятельности. Рискованно, не правда ли? Так основная особенность исламских финансов как раз таки в том, что их основой является взаимная заинтересованность сторон и их взаимное участие, а также оптимальное распределение риска и дохода. Собственник финансового капитала и предприниматель разделяют риски для того, чтобы разделить выгоды.

Главное не торопиться.

- В этом деле главное не торопиться, - говорит Эльдар Яхин. – Со стороны мусульманского населения нужно, чтобы оно потихоньку привыкало к таким видам услуг, а со стороны тех, кто непосредственно предоставляет халяльную продукцию и услуги – несмотря на внешние ограничения нужно внедрять свои идеи настолько, насколько это возможно.

Алсу БАДАЕВА


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Шейх из Марокко Абдуррахим Лакрим приехавший на IV Форум мусульманской молодежи, прямой потомок Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, магистр по основам исламского права, преподаватель Университета шейха Ахмада Кифтару в Дамаске, для...

Документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен преподавателю казанского Центра реабилитации инвалидов по зрению при мусульманском благотворительном фонде «Ярдэм» Идрису Хайретдинову. Более двадцат...

«Как строить семейные отношения по Исламу?», «Как самореализоваться женщине-мусульманке?», «Где найти работу в хиджабе?», «Приняла Ислам. Не умею завязывать платок. Помогите», «Как воспитывать детей по религиозным канонам?», «Ищу подруг в Исламе – дл...

Продолжение. Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 232

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф