Общероссийское
of Muslims of Russian Federation

ИНСТРУКЦИЯ: Как влюбиться  в Дагестан

Дата: 12.09.2023 Версия для печати

В туризме активно набирает популярность маршрут в Дагестан. Насмотревшись изумительных фотографий гор и интересных рассказов знакомых об этой республике было принято решение – нужно ехать! Мы с мужем, не долго думая, собрали вещи, подготовили машину к долгому путешествию и рано утром отправились в путь.

Крайние пару лет в туризме активно набирает популярность маршрут в Дагестан. Насмотревшись изумительных фотографий гор и интересных рассказов знакомых об этой республике было принято решение – нужно ехать! Мы с мужем, не долго думая, собрали вещи, подготовили машину к долгому путешествию и рано утром отправились в путь.
 Два дня в дороге, ночь в палатке, перекусы на заправках и вот, наконец, из окна машины я вижу надпись “Республика Дагестан”.

Казалось, что все, столь долгий путь наконец-то преодолен и я вот-вот выйду из машины и увижу невероятные, величественные горы и безграничное море… Но после объявления о том, что мы заехали в горную республику, гор я не увидела. Были лишь бескрайние степи, которые окружали нас с Волгоградской области.

Зато атмосфера Дагестана почувствовалась сразу. Чуть ли не каждый километр в населенных пунктах стоит мечеть или молебная комната, которые имеют отличия от татарских мечетей: обязательно большой красивый купол на крыше, сверху которого блестит полумесяц, в то время, как у татарских мечетей зачастую обычная треугольная крыша и высокий минарет. Причем, купол имеют не только мечети, но и молебные комнаты, даже если их размер 2х2.

Как только заезжаешь в республику, тебя встречают красивые ухоженные… коровы. Очень много коров. Они буквально везде: вдоль трасс, на заправках, в горах, на пляжах. Кажется, что они чувствуют себя настоящими хозяйками в этой местности, когда неторопливо переходят дорогу и образуют небольшие заторы на трассе.

Также выделяются рекламные надписи с названиями национальных блюд. По дороге к столице можно заметить множество дорожных кафе с приглашениями на горячий хинкал и чуду - одни из самых знаменитых блюд Дагестана.

Спустя пару часов мы добрались до столицы - Махачкалы.

СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ - МАХАЧКАЛА

Чем ближе мы подъезжали к городу, тем отчетливее виднелись горы.

Махачкала расположилась между предгорьем и морем, что не может не радовать.

Как только мы заехали в город, сразу почувствовали контраст с провинциями, которые мы проезжали до этого. Провинции тут называют аулами. В них жизнь проходит размеренно, тихо, не спеша, что не скажешь о Махачкале.

“Понятное дело, в городе жизнь кипит, в отличие от деревни” - скажете вы. А я отвечу, что более суетного города, чем Махачкала, я в своей жизни не встречала. Даже Москва после нее кажется тихим городком…

Дорожное движение здесь настолько дерзкое и ритмичное, что мне приходилось молиться всю дорогу, лишь бы с нами и с машиной ничего не случилось. Небольшие аварии здесь - обычное дело. В потоке потерять боковое зеркало - тоже не новость. Но, тем не менее, за все время пребывания здесь, мы ни разу не столкнулись с агрессией со стороны водителей. Тут хоть и очень опасное вождение, но все конфликты на дорогах решаются мирно.

Вечером на улицы города выходит молодежь. Рестораны и кофейни набиты людьми, сложно найти свободное местечко. Даже движение среди пешеходов становится очень плотным.

Гуляя по центру мы захотели зайти в один из самых нашумевших местных ресторанов. Еле дождавшись свободных мест, мы зашли, поразившись богатству интерьера, сели за столик, открыли меню, обшитое натуральной кожей и увидели цены…

Честно сказать, я была очень сильно удивлена. Цены в одном из самых известных ресторанов города, как в хорошем кафе Казани.

Относительно центральной России цены очень низкие. И так не только в ресторанах. В магазинах и пекарнях цены тоже дешевле.

Немного отойдя от удивления, я захотела заказать национальный аварский хинкал, что было лучшим решением на тот момент. Нежнейшее тесто в сочетании с авторским соусом, огромным количеством нежной телятины и невероятно наваристым аппетитным бульоном оставило отдельный след в моем сердце. Отсюда началась моя любовь к национальной дагестанской кухне.

Конечно, знакомиться с местными и культурой в ресторанах в центре города не самое правильное решение. Лучше всего это делать в местах не столь туристических, например, на местном рынке.

Рынки в Махачкале – отдельный вид удовольствия, особенно летом, в сезон ягод и фруктов.

Придя сюда сразу бросается в глаза огромный выбор урбеча: из льна, семян тыквы, косточек абрикоса, миндаля, кунжута, грецкого ореха и еще невероятное количество видов и смесей.

Подойдя к прилавку, продавец сразу предложил попробовать урбеч его собственного производства. Как только ложка коснулась языка я поняла, что уйду отсюда с пустым кошельком. Но благо, торговаться на рынке здесь, можно сказать, настоящее правило. Цену скидывают очень прилично, что еще один невероятно приятный бонус.

Вдоволь наторговавшись мы ушли оттуда с целым пакетом местных сладостей и сезонных фруктов.

После знакомства со столицей, пришло время познакомиться с горами.

ПРИРОДА ДАГЕСТАНА

Знакомство с умопомрачительной природой республики я решила начать с чего-то простого, чтобы оставить самые невероятные виды напоследок. Мой путь начался с бархана Сарыкум.

Сарыкум – удивительный природный феномен, признан крупнейшим барханом в Европе. Здесь царит уникальная экосистема и собственный микроклимат.

Находится он недалеко от Махачкалы, дорога к нему заняла минут тридцать.

Подъехав к подножию бархана, я подняла голову и увидела настоящую пустыню! Не хотелось верить своим глазам, ведь эта песчаная гора находится между морем и предгорьем Кавказа. Это вызывает настоящий восторг.

На Сарыкум можно подняться по специальной тропе, сделанной для удобства туристов.

Поднявшись на бархан, открывается красивый вид на город, горы и море. Для человека еще не бывавшего в горах, Сарыкум будет хорошей разминкой как в плане подъема, так и в эмоциональном плане, ведь дальше ждут по-настоящему захватывающие виды.

На следующее утро мы взяли с собой палатку, матрас, травяной чай в термосе и отправились к границе с Азербайджаном, ведь именно там находится уникальный Самурский лес – единственных лиановый лес в России, в котором находятся множество растений и животных, занесенных в Красную книгу. Дорога к нему заняла почти пять часов из Махачкалы. И, честно сказать, оно того стоило.
Огромные деревья полностью окутанные лианами, на которых можно покататься; родники разной температуры, которые протекают меж деревьев; милые еноты; необычные птицы; бесконечные кусты дикой ежевики  – это все мы встретили в Самурском лесу. Там я почувствовала настоящее умиротворение и слияние с природой.

Накатавшись на лианах мы вышли к берегу моря, чтобы наблюдать, возможно, самый красивый закат в моей жизни. Море немного волновалось, окутывая ноги теплой соленой водой. Небо окрасилось в розово-оранжевые цвета, отражаясь в моих глазах истинным счастьем.

Здесь мы разбили палатку, надули матрас и в голову неожиданно пришла моя давняя мечта, которая раньше  казалась невоплотимой.

Еще в школе я думала: “Вот бы когда-нибудь искупаться в море под огромной луной и ярким звездным небом, а затем встретить рассвет и ночевать в палатке”

И вот я стою с любимым человеком на берегу Каспийского моря, чуть выше горизонта повисла невероятно большая желтая луна, небо усыпано яркими звездами, за спиной стоит наша уютная палатка. Мечта воплощалась на глазах. Без лишних мыслей мы побежали к морю, которое напоминало теплое парное молоко. Куражась в соленых волнах, я поняла, что уже люблю Дагестан хотя бы за то, что здесь исполнились мои мечты.

На следующий день мы отправились в один из самых старинных городов России – Дербент.

Самая известная достопримечательность здесь – древнейшая дербентская крепость Нарын-кала. Точнее то, что от нее осталось. Место туристическое, с невероятным видом на море и город, но это не то, что меня впечатлило в Дербенте. То, что меня поразило здесь – это люди, рынки и невероятно уютный, красивый город. Народ в Дербенте очень приветливый и дружелюбный, на рынках просто изобилие различных сладостей, специй, чаев, фруктов и овощей. Узкие улочки в старом городе заставляют почувствовать себя актрисой какого-то романтического зарубежного фильма.

Туристам я бы посоветовала больше уделять внимание на жизнь местных людей, немного отойти от туристической стороны города и зайти чуть глубже, познакомиться с местными. Я думаю, что это принесет намного больше эмоций, чем прогулка по местам для туризма.

Следующей локацией был Сулакский каньон – визитная карточка Дагестана.

Сулакский каньон – один из глубочайших каньонов в мире и самый глубокий в Европе. Он славится не только своей глубиной, но и невозможно красивым цветом воды. Добирались до него около двух часов на машине по небольшим серпантинам. По пути к каньону мы остановились на Чиркейском водохранилище. Вид здесь тоже потрясающий. На каждом шагу нас останавливали местные, чтобы предложить прогулки на катере по водохранилищу и каньону. Конечно, от того предложения мало кто откажется. И вот на нас уже надели спасательные жилеты, посадили в небольшой катер и пообещали, что будет весело. Сначала все было спокойно. Нас везли по живописному месту с невероятно ярко-бирюзовой водой, все фотографировались и наслаждались моментом. Затем началось то самое веселье, которое нам обещали. Водитель набрал максимальную скорость и начать кружить на воде, накрывая нас волнами с головы до пят. Под восторженные крики пассажиров я бросила взгляд на водителя и увидела его довольное лицо, которое украшала улыбка до самых ушей. Это подняло мне настроение еще больше.

После такой прогулки на катере мы все выжимали вещи и просыхали на жарком южном солнце.

После водохранилища мы прибыли к Сулакскому каньону. Место от которого по-настоящему захватывает дух. Извилистая бирюзовая река протекающая между горами, живописные виды, орлы парящие над головой – это все влюбляло меня в Дагестан все сильнее и сильнее.

Почти на каждой смотровой площадке здесь стоят магазины с национальными коврами, украшениями, ножами и брелками, что тоже придает особую национальную атмосферу.

После каньона, я думала, меня уже ничего не удивит в Дагестане, ведь это самая нашумевшая и знаменитая локация. Но следующий пункт нашего путешествия поставил под сомнение мое понятие красоты в целом.

Мы отправились в горный Дагестан к Чохским террасам и заброшенному аулу Гамсутль.

Все, что я слышала о горах до этого, все возвышенности, которые я видела, не сравнятся с красотой и величием горного Дагестана. Здесь абсолютно другая природа, в отличии от предгорья Кавказа, абсолютно другой воздух и совершенно не ощущается жара. Те виды, которые можно здесь встретить точно останутся в памяти навсегда.
По дороге к террасам можно встретить много горных аулов, которые, несомненно, пропитаны особой атмосферой. Горы достигают здесь 1-2 тысяч метров над уровнем моря, а самая большая гора республики достигает 4 446 метров. По пути нам встречались стада коров, овец и лошадей, которые дополняли местную живопись.

Вот, спустя пару часов, мы подъезжаем к Чохским террасам, останавливаемся на смотровой площадке, где так же стоит ларек с папахами и национальными коврами. С главной смотровой открывается просто неописуемый вид на рукотворные террасы, которые раньше служили огородами для горных людей села Чох.

Равнины, сделанные в горах, напоминают водопады, покрытые пышной зеленью. В голове сразу возникают мысли, каким трудом эти равнины были созданы, как люди обустраивали свой быт в горных условиях.

Это по настоящему восхищает…

Совсем недалеко от поселка Чох располагается заброшенный аул Гамсутль. Он находится на самой вершине на высоте 1 500 метров. У подножья горы есть местное кафе и организовываются подъемы на специальных машинах до определенного места, далее нужно подниматься пешком или на лошадях, которых тоже предлагают местные.

Вообще здесь все ориентировано на туристов, что, с одной стороны, значительно облегчает жизнь приезжим, с другой стороны, теряется ощущение неприкосновенности природы.

Мы решили сократить дорогу к аулу и пойти по более крутому подъему, тем самым усложнив себе пусть во много раз. Местами подъем был даже немного опасный. Несколько раз я говорила: “Все, идите дальше без меня, я больше не могу. Потом покажете мне фотографии”. Но компания, с которой я поднималась, подбадривала меня и не давала мне сдаться на полпути. Наконец-то, поднявшись до аула, мы увидели руины, которым по некоторым расчетам более 2 000 лет, а некоторые историки утверждают, что аулу около 6 000 лет. На некоторых домах даже сохранились крыши, лестницы и двери. Гуляя по поселению представляешь, как люди обустраивали свой быт в местных условиях. А какой вид открывается с Гамсутля… просто невозможно описать. Думая о жителях этого аула, конечно, возникает зависть, что они просыпались и засыпали с видом на горные леса и скалы. Если вы не любители истории и руины вас не сильно привлекают, то вам сюда нужно подняться хотя бы ради этого вида.

На этом наше знакомство с республикой Дагестан подошло к концу.

На следующее утро мы запаслись продуктами в дорогу, еще раз полюбовались местными ценами, всплакнули и отправились в долгую дорогу домой, навсегда влюбившись в это путешествие.

Зябирова Гельсем

Темы и тэги:

Чувашия чебоксары батырево шыгырдан ислам  коран  сунна  напоминание  иман  религия  дагестан  намаз  мусульмане  сунна пророка  мусульманка  чечня  мечеть  хиджаб  истина  мухаммад  ихсан  рамадан  ингушетия  кавказ  хадисы  аят  мусульманин  махачкала  голос имана  сура  медина  умма   махачев  алтайбаев  исламские платья  исламские видео  религия  картинки  платья махар махер никах секс  кчр  одежда  магазин  истина  ислам жизнь   дагестан  чечня  намаз  махачкала      мусульмане  ингушетия  иман  напоминание  москва  грозный  мусульманка  кавказ  мечеть  хиджаб  хадисы  хадис  россия  мусульманин  мекка  рамадан  умма  таджикистан  кбр  мухаммад  хадж

халяль еда  рецепты  маркет   уфа   москва   заработок   мясо   кафе   работа   сочи   деньги   бизнес   торты   астана   отель   самара   отдых   экспо   работа   туризм   астрахань   новости   халал никах

татар   татары   Татарстан   татар     Казань   татарка     татары   казан     радио тв  малай  вайн     татарочки   татарск   татарский язык   я

татарин   татары москвы   эстрада     татария   татары самары    татарочки   татарки    поймут     дагестан   хабиб нурмагомедов   мюрид

краснодар  челябинск  новосибирск  россия  самара  екатеринбург  омск  сочи  питер   ростов  одежда   воронеж  красноярск  волгоград  любовь  мода  пермь  саратов  владивосток  мужская

россия  москва  путешествие  челны  нижнекамск   казахстан   нива   осень   альметьевск башкортостан  аксессуары  дети  лаишево  хмао

татарстан24  фото почта подписка

казахстан  алматы  астана

казах  казахи  токаев  намаз  нурсултан

тараз поймут  атырау  актау  назарбаев    караганда  актобе

алмата  бисмиллях

каспийск  костанай  снг

мусульмане фильмы прикол

интернациональная  петропавловск  футбол

фильм

караганда  актау  атырау  павлодар  актобе  красота  тараз  семей  костанай  уральск  маникюр

казахстанский дизайнеры

ташкент  узбекистан  авиабилеты  самарканд  навои бухара  путешествие  техника  бишкек  верный  таджикистан  туры  хива

оптом  мода  одесса  доставка  кавказ  беларусь  пижамы  душанбе    туркменистан  киргизия  фергана

красота  девушки

Турция арабы аравия катар сирия бахрейн джидда хадж мекке мекка мадина камиля

Оставьте комментарий

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9

Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.

Лето, жара… Девушки в микроскопических купальниках подставляют тела под палящие лучи солнца… Знакомая картина, не правда ли? Но это у нас. А что позволено надеть на пляж дамам, исповедующим ислам? Очень интересный вопрос! А ответ на него будет не мен...

В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров

Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?