Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Воскресенье
января
news agency
of Muslims of Russian Federation

Абу Наср аль Фараби

25.02.2012 Версия для печати
Абу Наср аль Фараби

Правитель Сайф аль Давлы предоставил дом в Алеппо для Аль- Фараби, известного на латинском как Alpharabius. Абу Наср ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль Фараби родился в Васите, недалеко от Фараба, в 256-257 годах по Хиджре, а по григорианскому летоисчислению - в 870 г. в юрте воина из тюркского племени кипчак.

Отец его жил близ Отрара и был одним из дружинников, охранявших подступы к этому городу. Когда отец стал одним из военачальников и переехал в Отрар, поселившись близи библиотеки, юный Мухаммад начал часто посещать библиотеку, увлекшись книгами. Он помогал ученым переписывать трактаты, сделался блестящим каллиграфом...

В суровые для Отрара дни молодой ученый всегда был рядом с отцом. После гибели отца он занял его место, но настоящим полководцем не стал. Притягательная сила науки оказалась сильнее.

Его родной язык тогда назывался кумранским. Но чтобы проникнуть в тайны многих книг, нужно было знать еще и язык арабов, и персов, латынь и санскрит. И он с легкостью изучал и познавал языки, раскрывая их красоту. Он любил музыку и создал свой первый (не единственный) музыкальный инструмент - казахскую домбру.

Вместе со знаменитым переводчиком Абу Баширом Матта переводил труды Аристотеля с греческого на арабский и персидский. И, чтобы они были понятны ученым и философам Востока, написал свои гениальные комментарии к трудам Аристотеля, за что очень скоро его самого стали называть "Аристотелем Востока", Мугалимом.

Странствия, познание жизни, изучение каждого нового суждения, нового трактата об астрономии и медицине, математике и философии, музыке и ботанике, физике и химии стало страстью Абунасыра Мухаммада Аль-Фараби.

Для ученых того времени очень скоро становятся известными его научно - философские рубаи и его трактовки, то есть суждения по теории стихосложения, правописания, об искусстве каллиграфии.

Он начинает работать над многотомным "Китаб ал-Музика ал-Кабир" - трактатом о музыке. Подвергает анализу геометрию Эвклида и пишет комментарии к "Алмагесту" Птолемея.

Он становится знаменитым на Востоке астрономом и астрологом, замечательным врачом. Он развивает учение Гиппократа, и в то же время делает открытия в минералогии и физике, создает трактат о теории познания - "О происхождении наук".

Его трактаты: "Жемчужина премудрости", "Взгляды жителей добродетельного города", и "Гражданская политика"- на протяжении тысячи лет изучаются в университетах Востока.

"Взгляды жителей добродетельного города", где, используя социальные идеи древнего Востока, Фараби разработал стройную теорию общественного устройства. Во главе добродетельных городов (ал-мадина ал-фазила) находятся правители, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города (ал-мадина ал-джахилия), правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.

Требования, предъявляемые Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка «Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки.

Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил Сунны и Шариата. Стремиться к возвышению в науке и среди ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, не избирая ее средством приобретении материальных благ".

Тот, кто преследует иные цели, то есть «подчиняется» честолюбию, славе и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, то есть предательство разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу.

Незадолго до своей смерти великий мыслитель покинул Дамаск - город, который тогда находился во владении султана Сайф Аль-Давлы. Быть может, Аль-Фараби собирался вернуться в свой родной Отрар, но был уже стар и не мог, как прежде, неутомимо следовать по древним пыльным дорогам за караванами.

Он лечил людей - ткачей и скорняков, погонщиков караванов и рабов Харуна Аль-Рашида . Это при том, что он - бывший личный врач самого халифа, а потом султана Сайф Аль-Давлы.

Отдыхая от споров и работ над трактатами, он трудился с кетменем в руках, помогал людям растить сады и сеять хлеб.

Как географ, он обошел с посохом в руках Тараз и Дженд, Самарканд и Бухару, Хиву и Герат, Мерв и Кабул, Газну и Харран, Халеб и Дамаск, но не смог завершить свой путь и вернуться в свой Отрар.

Аль-Фараби умер в небольшом селении под Дамаском, а мудрецы всех восточных городов, его ученики, с восторгом и восхищением вчитывались в строки его гениальных трактатов - "Существо вопросов", "Субстанция", "Время", "Пустота", "О душе", "О разуме и понятии"…

Перевод Islamonline.ru

Оставьте комментарий

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 518




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф