Общероссийское
информационное агентство мусульман
7
Среда
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

И пусть звучит касыда в день Священного мавлида…

25.02.2010 Версия для печати
И пусть звучит касыда в день Священного мавлида…

Сегодня мусульмане всего мира празднуют день рождения Султана Пророков – Пророка Мухаммада. День рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.) отмечается 12 числа месяца раби аль-авваль. Поскольку точная дата рождения Мухаммада (с.г.в.) неизвестна, то празднование этого события приурочено ко дню ухода Пророка из земной жизни, когда он родился для жизни небесной.

По этому случаю во многих странах и городах верующие собираются в мечетях читать суры Священного Корана, произносить молитвы и салаваты, читать вслух поэмы, посвященные Пророку (с.г.в.), которые называются мавлид. В некоторых мусульманских странах это нерабочий день, а в Пакистане, например, ему отводится три дня.

И пусть звучит касыда в день Священного мавлида…

Выражение «мавлид ан-наби» в исламской литературе имеет несколько значений:

  1. Рождение (рождество) Пророка Мухаммада (мир ему).

  2. Место рождения Пророка (мир ему); дом, где он родился, тоже считается мавлидом и является одним из важнейших мест для зийарата мусульман.

  3. День рождения Пророка (мир ему), который чествуется 12-го числа месяца раби уль-авваль.

  4. Все легенды и предания, связанные с рождением Посланника (мир ему), тоже называются мавлидами.

  5. Литературные (или фольклорные) стихотворные произведения, предназначенные для чтения в день рождения Мухаммада (с.а.с.).

Мавлид, или праздник рождения Посланника Аллаха, - одно из благочестивых новшеств в исламе. Всему миру известна исключительная скромность Пророка (мир ему), который избегал всяческих восхвалений своей личности и категорически был против этого. Праздник мавлид (мавлид-байрам) возник гораздо позже, после смерти Пророка (мир ему), и существует среди мусульман как одна из форм выражения бесконечной любви и уважения к Посланнику (мир ему). Кроме молитв и раздачи милостыни, непременным атрибутом праздника является чтение вслух поэтических произведений о рождении Мухаммада (мир ему), в которых описываются чудеса во время и после его рождения на свет. Панегирики Пророку (мир ему), выражающие радость всех мусульман и благодарение Аллаху за явленные чудеса, обычно писались и поныне пишутся в особом торжественном стиле и исполняются в возвышенных тонах. Эти произведения у разных народов называются по-разному: мавлид (маулед), мунаджат, баит, касыда и т.д. и читаются нараспев. Касыдой мавлиды называются и по своей жанровой поэтической форме, которой обычно пишутся на всем мусульманском Востоке.

«Касыда-и Бурда» (Поэма о шали) имама Бусайри (XIII в.) – одно из гениальных поэтических произведений, выражающее величие и превосходство Посланника Аллаха Мухаммада (мир ему) хотя и не посвящено непосредственно дню рождения Пророка (мир ему), до сих пор с восторгом читается во время празднования мавлид ан-наби. В литературе принято считать, что авторами первых мавлидов, специально предназначенных для декламации во время меджлисов поминания дня рождения Пророка (мир ему), являются тюркские писатели (Дж.С.Тримингэм. Суфийские ордены в исламе/Пер.с англ. М. Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. с.169). Мавлид «Василятун-наджат» (1409 г.) турецкого поэта Сулеймана Челеби служит классическим образцом данного жанра. Он был хорошо известен и среди российских мусульман. Также известны мавлиды Кади Дарира (XIV век), Ахмеда (XV век), Нахифи (1643-1778), Ахмеда Муршиди (1688 -1760) и др. По образцу этих и других произведений создавались собственные мавлиды, но только уже на своих языках и наречиях, местные поэты, шакирды, обучающиеся в медресе, и их наставники. Избранные в Российский империи в XIX – начале XX века многочисленные мавлиды зачастую так и назывались «Касыда-и мавлидан-наби».

Некоторые авторы, по примеру Сулеймана Челеби, включали в свои мавлиды описания особых периодов и важных событий из жизни Мухаммада (мир ему), таких, как хиджат и мирадж.

Границы мавлида расширялись с помощью таких жанров религиозно-художественной литературы, как сийрат ан-наби (жизнеописание Пророка (мир ему)), мираджия (вознесение его на небеса), на’т-и шариф (ода Пророку (мир ему)), хилйа (словесное описание внешнего вида Мухаммада (мир ему)), шамаил (описание внутренних качеств и характера Пророка (мир ему)) и др.

Каждый автор, осмелившийся создать произведение о Мухаммаде (мир ему), разумеется, стремился как можно полнее описать чистоту его души и тела, благородные качества характера и поведения, но всегда осознавал, что недостаточно ни слов, ни его таланта, чтобы сказать все об этом Великом Человеке. Не зря один из известнейших авторов на’т-и шариф, получивший прозвище «мадих-и Расул» (восхваляющий Посланника) Хасан ибн Сабит сказал: «Не думайте, что я своими словами восхвалял Мухаммада (мир ему)! Я всего лишь украсил свой слог Мухаммадом (мир ему) и больше ничего!»

В поэтических текстах можно встретить большое количество определений и эпитетов Пророка (мир ему), например, «Мустафа» (Избранный), «Ахмад» (Достойный похвалы), «Расулуллах» (Посланник Аллаха), «Хатему набийин» (Печать пророков), «Хабибуллах» (Любимец Аллаха), «Халиуллах» (Верный друг Аллаха), «Сафиуллах» (Чистейший), «Фахр-и’алям» (Слава Вселенной), «Наби уль-Малих» (Прекрасный Пророк), «Харул халкиллах» (Самый лучший из созданий Аллаха), «Шафи’ул мунзибин» (Сострадательный к грехам своей уммы), «Лиса нуль-фасих» (Выражающий мысли прекрасным языком), «Набийут-тауба» (Пророк покаяния), «Рахматан лил ‘алямин» (Отправленный во вселенную как благословение Аллаха), «Амин-и вахиуллах» (Честно передавший умме божественные откровения) и др.

Обычно среди простого народа мавлид ан-наби справляется скромно, без помпезности, но с неизменным в веках благочестием и воодушевлением. Народ верит, что тот дом, где читают Салават (молитвы о Пророке (мир ему)) и мавлиды, как бы очищается и освящается. Каждый присутствующий при совместном поминании благородных деяний Пророка (мир ему) и возвеличивании Всевышнего получает сауаб – небесную награду и на Судном дне обязательно получит помощь от самого Мухаммада (мир ему):

Если ты хочешь перейти сират, приходи же на мавлид,

Если ты хочешь заступничества, торопись на мавлид!

(Тюрки мавлидан-наби касыйдэсе.- с.7)

Мавлид ан-наби продолжает отмечаться и в наше время, хотя имеются, как и в былые времена, противники этого праздника. Как бы последние не аргументировали свое мнение, вреда (тем более греха!) от того, что мусульмане собираются вместе почтить Создателя и Его Посланника, вместе прочитать Салават-шариф, послушать ваазы на родном языке, декламировать религиозные стихи и петь мунаджаты, наверное, нет. Это, несомненно, гораздо лучше, чем жить без веры в Единственного и без надежды на Его прощение.

Альфина Сибгатуллина

(из статьи в журнале «Дань почтения Пророку Мухаммаду»)

Оставьте комментарий

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 217




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2016 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф