Общероссийское
информационное агентство мусульман
3
Суббота
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Знаете ли вы забытое научное богатство мусульман?

22.09.2016 Версия для печати
Знаете ли вы забытое научное богатство мусульман?

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Нередко это именно так, что подтверждается длительной историей науки и культуры мусульман. Первые мусульмане двигались в этом направлении, основываясь на распространении ислама и призывая народы мира к Истине. История дает нам с вами знание о том, что за довольно короткий промежуток времени именно мусульмане достигли высочайших вершин в науке и культуре.

Более трёх четвертей тысячелетия исламский халифат был время центром духовной жизни, интеллектуального развития и цивилизации, распространяя свое сияние на Азию, Африку и Европу. Научные знания и открытия мусульманских учёных, основанные на Коране и Сунне были тщательно изложены в научных трудах на арабском языке. Именно эти знания стали основой и отправной точкой многих наук, именно они стали основой знаний мирового уровня.

Сегодня лишь немногие знают о наследии мусульман. О некоторых фрагментах этого наследия мирового уровня, которые используются без упоминания источника, мы сегодня вам расскажем.

Ещё в средние века, в эпоху праведных халифов, верующие мусульмане заложили фундамент, на котором стоит современная цивилизация и культура. Они неуклонно следовали за Посланником Аллаха (с.а.с.), который сказал: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Верующие откликались на этот призыв, стремясь изучать Коран и различные науки.

«Создавая человека и назначая его Своим наместником на земле, Всевышний Аллах повелел своим рабам поклоняться Ему Одному, не придавая в сотоварищи (в господстве и поклонении) никого и ничего. С этой целью Всевышний научил человека всевозможным именам, наделил его разумом и способностью различать добро и зло, истину и ложь, полезное и бесполезное. Более того, на протяжении веков Аллах посылал людям пророков и посланников с ясным руководством, знанием и мудростью, для того чтобы люди не блуждали во мраке невежества, а руководствовались в своей жизни божественным откровением»,
– именно так понимает смысл первых аятов Священного Корана исламский исследователь Абу Мухаммад аль-Хварши, говоря о самом первом повелении Аллаха – приобретении знания.

Все началось с чтения и письма – именно к этому побуждали первые божественные откровения.«Читай во имя Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка (крови). Читай, ведь твой Господь – щедрейший. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» («Сгусток», 1–5).

Чтение и письмо стали ключом к знаниям, который открыл двери мусульманам перед духовными и научными знаниями. Период правления первой в истории ислама династии Омейядов (661–750 гг.) и династии Аббасидов (VIII в. – XIV в.) ознаменовался глубочайшим развитием духовной, интеллектуальной, научной и культурной областей жизни мусульман.

В дальнейшей истории человечества, развития народов и смены эпох знания этого периода стали либо базой для этого развития, либо толчком для новых открытий в самых различных сферах.

Пример из настоящего времени

Нередко в обучении английским языком репетиторы обращают особое внимание своих учеников на метод Франка. Часто его характеризуют как наиболее эффективный при овладении иностранным языком взрослыми людьми. Это метод используется при чтении литературы на иностранном языке. Более того, некоторые педагоги уверены, что только этот метод позволит максимально использовать возможности человеческого восприятия иностранного текста. Метод Ильи Франка облегчает чтение книг на иностранном языке благодаря особому расположению оригинального текста и перевода. В книгах, изданных с использованием данного метода, текст разбит на небольшие отрывки. Сначала идёт адаптированный отрывок — текст с вкраплённым в него дословным русским переводом и небольшим лексико-грамматическим комментарием. Затем следует тот же текст, но уже неадаптированный, без подсказок.

Метод чтения Ильи Франка

Любопытен тот факт, что именно этим методом пользуются уже целые столетия мусульманские народы (например, татары или турки), изучая свои книги. Большое количество книг, выпущенных татарами в дореволюционное время, были написаны с использованием этого метода. Например, книга «Амали», написанная на великолепном стихотворном арабском языке Аллямой Сираджуддином Абуль-Хасан Али ибн Усман аль-Оши. Эта книга, обучающая читателей вероубеждению ахлю сунна валь джамага – матуридия, была переведена на старо-татарский язык еще до революции шейхуль-Исламом Хамиди по так называемому "методу Ильи Франка".

Некоторые современные преподаватели иностранных языков, которые знакомы с этим методом чтения литературы на иностранном языке, прямо заявляют, что мусульманам не хватает навыков по маркетингу и пиару, поскольку они не могут донести до современного мира свою религию, культуру и достижения. Мусульмане мира обладают несметными богатствами – культурными и духовными нематериальными ценностями. При этом на фоне скромности мусульман это наследие ассимилирует и часто теряет связь с источниками, а нередко и просто выдается за свое собственное изобретение и достижение.

Также можно обратить внимание на пару примеров из сферы экономики. Так, например, известная теория оптимумов Паретто возникла из работ четвертого праведного халифа – имама Али ибн Абу Талиба (радыяллаху анху) под названием «Нахджул-Балага». А труд Адама Смита «Богатство народов» (1776) имеет много общего с произведениями Абу Убайда аль-Касим ибн Саллама (умер в 838 году н. э.) «Китаб аль-амваль» («Книга о государственных доходах»).

Ислам – религия, которая будет актуальна вплоть до Судного Дня, а Благородный Коран и Пречистая Сунна являются квинтэссенцией знания, которое надо обнаружить, проанализировать, понять и применить. И это знание никогда не устареет, ведь оно основа основ, это фундамент любых современных открытий и технологий.

Наследие мусульманских учёных

В различных областях знания, в том числе коранических (шариатских) и естественных науках наследие мусульманских ученых – это богатейший неиссякаемый источник знания. И нам с вами известны имена многих знаменитых личностей – родоначальников точных дисциплин и прикладных наук. Они, безусловно, внесли неоценимый вклад в развитие этих наук.

Чтобы оценить вклад ученых в развитие наук, надо понимать, что книгопечатание было в те эпохи сложнейшей задачей. Одним из первых указов династии Омейядов был указ о постройке бумажной фабрики. Принц Омейядов Халид ибн Язид вкладывал свои средства в развитие науки и культуры: он стал первым меценатом Средневековья, щедрым заказчиком переводов и научных исследований. В каждой из многочисленных мечетей халифата функционировала школа Корана (медресе), в которой преподавались и изучались различные науки, а большие мечети превратились в университеты и академии, где крупнейшие учёные состязались друг с другом в искусстве излагать свои знания перед заинтересованными слушателями и в диспутах с коллегами.

Огромное количество ученых, закончивших мусульманские школы и университеты, оформляли свои исследования и публиковали их. Уже примерно в 1000 году книгоиздатель Ибн ан-Надим издаёт десятитомный «Каталог знаний», содержащий все доступные ему произведения на арабском языке. Книги собирались подобно музейным экспонатам. Кроме того, их переводили. Самыми уважаемыми и высокооплачиваемыми подданными халифата были переписчики, переплётчики и переводчики.

Нам известны достижения мусульманских ученых в таких науках, как, например, математика. Так, написание чисел от 1 до 9 стало новой системой возможности выразить любое большое число. По сравнению с римскими цифрами письменный счёт стал простым и доступным. Введение нуля как символа «пустого места» в числовой системе усовершенствовало открытие арабских цифр, ставшим величайшим в истории человечества. Мусульманские исторические источники упоминают об этой системе уже в 662 году.

В алгебере имя Мухаммад аль-Хорезми принадлежит известнейшему и талантливейшему учёному своего времени. Он в начале IX в. обработал перевод индийского учебника арифметики, развил десятичную систему, написал введение к четырём основным действиям арифметики и исчислению дробей и добавил ещё сборник задач, который он назвал «аль-джабру валь-мукъабаля», что приблизительно означает «Исчисление и противопоставление».

«Заимствование, совершенствование и распространение новой системы счисления создали предпосылку для дальнейшего развития математики и вызвали грандиозный подъём математических, естественнонаучных исследований среди учёных исламского мира. Именно мусульманским учёным принадлежит заслуга в приведении арифметики, и в особенности алгебры, в систему и в дальнейшем развитии и применении их в быту и научных трудах. Успехи в математике, особенно в алгебре, создали основу для новых открытий в области физики и астрономии», – пишет Абу Мухаммад аль-Хварши.

Надо отдельно отметить, что мусульманский мир богат учеными-«универсалами», которые обобщали свои знания в многотомных трудах. Такими учеными были многие, но особенно стоит отметить аль-Кинди, жившего в IX веке – он был математиком, физиком, астрономом, естествоиспытателем, философом и медиком. В 200 томах трудов он изложил все свои познания в перечисленных науках.

Аль-Баттани известен тем, что обнаружил у Птолемея существенные ошибки в исследованиях и опроверг многие из его концепций. Его исследование позволило углубить познания человечества о положении Земли во Вселенной.

Учёный-естествоиспытатель Хасан ибн аль-Хайсам открыл, что небесные тела излучают собственный свет и что свет имеет скорость. Причем он опроверг мнение Евклида о том, что человек получает представление об окружающем мире с помощью исходящих из глаз зрительных лучей, и описал зрительный процесс как чистый акт восприятия.

Многие мусульмане совершали далёкие путешествия и записывали свои впечатления. Имам аш-Шафии (VIII в.) сказал: «Покидайте родные края в поисках высочайших ступеней и путешествуйте, ибо в путешествиях есть пять полезных вещей: избавление от беспокойства, приобретение имущества, знаний, этики и славных друзей».

Известен географический трактат аль-Хорезми «Книга картины земли». Это первый известный труд по географии на арабском языке, оказавший сильное влияние на развитие этой науки.

Географ аль-Идриси составил атлас с 71 картой в первой половине XII века, среди них была и карта мира. Кроме того, им был написан первый учебник по географии. В XIII веке именно мусульмане создали глобус.

Известный путешественник и географ XIV века Ибн Баттута объездил весь известный в ту пору мир. Он пересёк Малую Азию, Месопотамию, Персию, побывал в Индии, Цейлоне, Бенгалии, Китае и Суматре. Он красочно описывал Северную Африку, Египет, Сирию. Также он посетил Восточную и Западную Африку и Испанию.

Мусульманский ученый-географ и мореплаватель Ибн Маджид стал известен благодаря экспедиции на острова Восточной Индии, которой он руководил. Он лично создал карты, компасы и многие другие морские приборы, отличавшиеся большой точностью.

Ну и, конечно же, благодаря знаниям по медицине, полученным из Корана и Сунны, искусство врачевания среди мусульман достигло такого уровня, на который ориентировались впоследствии по меньшей мере еще полтысячи лет.

Канон Ибн Сины

Сирийский врач и писатель Усабийе, ар-Рази (род. в 841 г.), Абу Али Хусейн ибн Сина, известный в Европе как Авиценна (980–1037 гг.), – это лишь самые прославленные ученые – медики своего времени. Именно они написали целые медицинские энциклопедии по болезням, их симптомам и правилам лечения. Именно они написали тома трактатов, к которым многие столетия спустя непременно обращались врачи, которые действительно были увлечены медициной. Так, например, труд Ибн Сины «Канон врачебной науки» на протяжении 500 лет был своего рода сводом законов для медиков и вплоть до XIX века включительно входил в учебные программы университетов.

Здесь мы с вами прикоснулись лишь кончиком мизинца к тому сокровищу, которое оставили после себя прославленные ученые-мусульмане. Это богатейший пласт наук, платформа для развития многих и многих направлений во всех сферах жизни человечества. Думается, что мусульманам действительно стоит серьезно проанализировать и модернизировать собственное богатое наследие. Мусульманское наследие мира.

Лилия Цимбалистова

Оставьте комментарий

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 170




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2016 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф