Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Понедельник
мая
news agency
of Muslims of Russian Federation

Едины в дни войны, но едины ли в дни мира?

Дата: 05.05.2010 Версия для печати
Едины в дни войны, но едины ли в дни мира?

Великая Отечественная война прошла через все российские семьи. По современным социологическим опросам, три четверти россиян потеряли в ней своих близких родственников. Война захватила все республики СССР: кроме малочисленных народов, под мобилизацию попадали все этнические группы. Особенно большие фронтовые потери понесли мусульмане Волго-Уральского региона и азербайджанцы: более десятой части всего населения. Но страшным был не только количественный, но и качественный уровень потерь.

К 1941 году полностью сформировалась советская средняя школа – десятилетка, резко увеличилась численность студенчества. Эта преимущественно городская молодежь добровольно или путем мобилизации попала на фронт в первую очередь. Из нее вышли лейтенанты, которые в среднем в наступлении жили несколько дней. Сельская молодежь, не знавшая русского языка, попадала в пехоту, где мало кто выживал после первой атаки. Из парней – уроженцев 1921–1924 гг. домой вернулось только 3 процента! Эта цифра столь ужасна, что кажется нереальной. «Мертвые остаются молодыми» – эта фраза Анны Зегерс наиболее четко характеризует то страшное время.

Десятилетия после Великой Победы память о совместных жертвах и свершениях объединяла всех советских людей. Бóльшая часть уделялась подвигу русского народа, но в учебниках, книгах и фильмах говорилось и о межнациональном характере армии. Если нацисты видели в СССР колосс на глиняных ногах, который рассыплется на национальные регионы после первых успехов вермахта, то советская пропаганда утверждала ценности «дружбы народов». Не случайно такое большое место уделялось фронтовой печати на нерусских языках СССР, контактам фронтовиков с тружениками титульных республик, коллективным письмам представителям своей нации на фронте. Партийная и фронтовая печать, политические управления фронтов описывали подвиги героев конкретной нации на фронте. Особенно много было сказано о татарах, занявших четвертое место по числу Героев Советского Союза после трех славянских народов. В 1947 году вышла «Батырлар китабы» – книга героев, воспевавшая подвиги фронтовиков-татар.

Накануне Великой Отечественной войны советская пропаганда трубила о будущих победах и даже в первый год радикально занижала число и опасность потерь. Час истины для простого народа окончательно наступил в конце весны – начале лета 1942 года, когда германские армии начали марш на Сталинград и Кавказ. Согласно приказу № 227 народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 года советское государство признало, что утратило превосходство над нацистами в живой силе, запасах хлеба и возможностях оборонной промышленности.

Уже в конце 1941 года из всех территорий Древней Руси СССР сохранил земли северо-востока и части северо-запада. Бóльшую часть оставшейся территории составляли исторические земли дар уль-Ислам к востоку и югу от Оки. Волго-уральский и западносибирский регионы с их значительными мусульманскими районами превратились в основную базу оборонной промышленности. Наряду с традиционными сотнями тысяч татарских рабочих (в основном подростков и женщин) сюда добавились мобилизованные в трудовую армию уроженцы Средней Азии. В Казани размещались практически последний пороховой завод и аэродинамическая труба, без которой невозможно испытывать новые модели самолетов. На Нижней Волге немцы вышли к районам расселения татар, а за Иделью был Казахстан. На Северном Кавказе нацисты вторглись в полосу мусульманских территорий от Адыгеи до Дагестана. Их основной целью был Баку – фактически монопольный производитель советской нефти. Азербайджанская нефть шла к театру военных действий по бесконечным железным дорогам Средней Азии и Казахстана. Ташкент стал столицей советской эвакуации, занимая исключительно важное положение как узел железных дорог тыла. Поэтому любое значительное восстание или даже кампания диверсионных актов против советских военных объектов в мусульманских регионах могли иметь роковое значение для всего фронта.

Это прекрасно понимали нацисты, поэтому Гитлер в речи от 26 апреля 1942 года перечислил восточные народы, принимающие участие в борьбе с большевизмом, и на первое место поставил татар. В августе 1942 года нацистское министерство пропаганды дало указание прессе не включаться в полемику против татар и туркестанцев. Однако реально немцы не собирались дать советским мусульманам государственность (см. статью И. Гилязова). Нацисты умело использовали факты массовых репрессий на национальной и религиозной почве против народных масс и элиты мусульманских народов СССР. Именно в страшном мае 1942 года муфтий Центрального духовного управления мусульман Габдуррахман Расули и чудом оставшиеся в живых улемы выступили с призывом бороться с немецко-фашистскими захватчиками. В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии» говорилось: «В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной армии».

В 1941–1942 гг. в руках немцев оказались многие тысячи военнопленных из числа представителей мусульман, которых сконцентрировали в отдельных лагерях. Однако нацистам не удалось создать из членов уммы военные карательные подразделения типа власовцев, бандеровцев или прибалтийских легионеров-эсэсовцев. Не поддержала нацистов и мусульманская антисоветская эмиграция. Татарские общественные деятели Садри Максуди и Гаяз Исхаки были откровенными антифашистами. Деятели вроде Мустафы Чокая или Галимджана Идриси сконцентрировались на спасении жизни военнопленных.

Наиболее ярким примером сознательного выбора в условиях плена является выбор Мусы Джалиля и его соратников. Благодаря их пропаганде военнослужащие легиона «Идель-Урал» частично перешли на сторону партизан. У джалилевцев был шанс мирно дождаться окончания войны, а затем уже выбирать свое будущее, но они пошли на смертельный риск и были казнены. Их моральный выбор российские мусульмане продолжают вспоминать каждый год.

Один из наиболее трогательных примеров памяти о фронтовиках заключается в посещении местных памятников воинам Великой Отечественной войны не только на 9 мая, но и в дни других праздников. Мы много говорим о гражданской российской нации, но здесь у мусульман возник культ памяти предков. У татар он оказался более устойчивым, чем культ памяти защитников Казани в 1552 году. И в этой памяти о фронтовиках люди не делятся по национальному или религиозному признаку.

К сожалению, в сегодняшней России зачастую трудно приходится людям с другим цветом кожи или разрезом глаз. Они могут стать мишенью не только для атак скинхедов или других ультраправых, но и объектом тщательного внимания сотрудников правоохранительных органов. И здесь звучит вечное мещанско-жлобское: «понаехали тут!» В свое время отцы и деды этих «понаехавших» оставили свой кровавый след от Бреста до Сталинграда и затем до Берлина, где они лежат в тысячах братских могил. Мусульмане шли и умирали, не думая о том, что их потомки превратятся в стране со столицей в Москве чуть ли не в людей второго сорта.

Сегодня в российских фильмах очень мало представлены фронтовики-герои из числа татар, грузин, узбеков, да и даже украинцев, как это было в советскую эпоху. Нерусские народы представляются далеко не в лучшем виде и во многих средствах массовой информации. Лицо народа замещается несколькими террористами, и забываются тысячи героев, павших за общую Родину... Когда-то американцы печально славились том, что в числе героев у них были только «белые англосаксы-протестанты». Теперь они по старому российскому примеру с уважением говорят о представителях других рас и религий. В нашем Отечестве, кажется, забыли про эти традиции. Сейчас в горах Кавказа, где народы СССР дружно встречали общего врага, льется кровь российских сограждан. Поэтому годовщина победы в той войне должна стать не поводом для произнесения красивых речей, а истинным днем единства россиян. Ведь кроме общей памяти и скорби о той великой войне их сплачивает так мало совместных ценностей...

Дамир МУХЕТДИНОВ,

главный редактор газеты "Медина аль-Ислам"

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar

Новости партнеров
Loading...


Выбор редакции


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 72



Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф