Общероссийское
информационное агентство мусульман
21
Вторник
февраля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Кому не нужны мечети России?

22.11.2010 Версия для печати
Кому не нужны мечети России?

По работе мне пришлось в последнее время общаться с документами по открытию мечетей в Центральной России в начале ХХ века. Странное ощущение возникало при этом. Своеобразное дежа-вю — впечатление, что я это уже где-то видел или слышал. И в самом деле, в последнее время в нашей стране и по всяким Европам активно идут обсуждения относительно открытия мечетей в крупных городах.

При этом их противники активно апеллируют к прошлому своих стран, к традициям. Правда, интересные традиции бывают — например, в распространяемом по интернету обращении относительно запрещения строительства мечети в Текстильщиках в качестве рисунка используется почти точная копия аналогичного швейцарского да-цзы-бао. При этом авторы говорят о сохранении российской идентичности. Странные, однако, понятия об этой самой идентичности.

Самое интересное в другом. А в чем же заключаются те самые традиции, к которым все периодически обращаются. В своем экскурсе мы не будем уходить далеко в исторические корни — в столь любезную сердцу Золотую Орду (в которой, как известно, при том, что ислам был официальной религией с 1312 года, обеспечивались оптимальные условия для всех конфессий), а к царской России рубежа XIX — XX веков. Причем рассмотрим мы не вопрос, как строились мечети в татарских и башкирских аулах, или городах Туркестанского генерал-губернаторства или Закаспийской области. А то, как строились мечети в губернских центрах т.н. Внутренней России, а еще вернее сказать, современных Центрального федерального округа.

В это время в данном регионе было воздвигнуто немало мечетей: в городах Твери, Ярославле, Москве и Касимове ( в обоих городах — вторые мечети). Хотелось бы напомнить о том, как они строились, при каком количестве мусульман получали разрешение на их возведение.

Например, в славном городе Твери этот документ был получен при наличии проживающих в городе 300 мусульманах, из которых больше половины было военнослужащих. А когда Ярославская община в первый раз попробовала попросить разрешения на свою регистрацию, то не получила такового, потому что всех мусульман мужского пола в городе проживало всего лишь 12 человек.

Вот такими были примеры в той самой горячо любимой старине, к которой так часто аппелируют многие т.н. «патриоты». Т.н. — потому что это не патриотизм, а действия, ведущие к разрушению страны, и им рано или поздно придется отвечать именно по этой статье.

Что же мы видим сейчас? Самый знаменитый скандал разгорелся вокруг мечети в московском районе Текстильщики. На сегодняшний день в Москве проживает, по разным подсчетам от 400 тысяч до 2 миллионов мусульман. Причем самые низкие данные — около 400 тысяч как правило, вызывают смех и ухмылки, особенно на лицах специалистов. Как известно, это цифры из переписи 2002 года, проведенной с многочисленными нарушениями и уже давно с тех пор устаревшие. Но это самые низшие оценки!!! Заметим, что с тех пор почти вся система ЖКХ перешла на использование труда кыргызов, анекдот про узбекский язык на стройке (который, если запретить, то стройка остановится) перешла в городской фольклор, а песенка про таджика, который «на языке Хайяма материт январь» приобрела заметную популярность. При работе по энциклопедическому словарю «Ислам в Москве», где учитывались все этнические общины, а также этноконфессиональные меньшинства (как мусульманские в этносах, традиционно не исповедующих ислам, так и наоборот) была произведена оценка в 800 с лишним тысяч в 2007 году. При этом в огромном городе имеется всего лишь 4 мечети, которые просто физически не способны вместить всех желающих.

Но на Москве свет клином не сошелся. Может быть, в других городах ситуация лучше, имеющихся мечетей достаточно, и новые просто не нужны? В Воронеже дали официальный отказ в вопросе строительства мечети. При этом основываясь на якобы имеющийся «исконно православный характер региона». Самое интересное, что именно в этом регионе Центральной России имеются самые значительные средневековые золотоордынские мечети, при этом даже расположенные на реке под названием Мечеть. Остатки их еще в середине XVIII веке были описаны и содержатся в документах. Так что говорить об исторических приоритетах в регионе как-то не приходится. Вообще этот разговор о них не самый лучший именно для русского народа. В области проживает (по переписи 2002 г.) более 20 тысяч мусульманского населения, и оно стремительно растет. Между прочим, в пресловутое царское время в Воронеже была молельная комната в Михайловском кадетском корпусе, хотя численность мусульман в губернии составляла всего лишь 242 мужчины и 24 женщины.

Не менее странной кажется ситуация в Ульяновске. Разумеется, изо всех региональных центров в Среднем Поволжье этот город лидирует по количеству мечетей, уступая только Казани. На родине Ульянова-Ленина сегодня построено 10 мечетей, и это количество превышает аналогичный показатель в Нижнем Новгороде, Пензе, Саранске, Самаре, Саратове. Словом, изо всех поволжских региональных столиц мечетей больше лишь в Казани и Астрахани. Но это лишь отражение этноконфессиональной ситуации в городе. В одном из его районов — Новом городе из примерно 100 тысяч татары составляют около 20 процентов населения. Во входящем в черту города поселке Вырыпаевка — от 65 до 80 %. Опять же, при вроде бы немалом количестве мечетей в Ульяновске они никогда не бывают пустыми, и это главный показатель их нужности. При всем при этом находятся силы, которые выступают против строительства мечетей в Ульяновске.

Самая странная ситуация возникла в Пензе. Как известно, в этом городе имеется лишь одна мечеть, построенная до революции, и с большим трудом возвращенная верующим. Между прочим, произошло это благодаря вмешательству заслуженного врача Российской Федерации, неоднократно награжденного правительственными наградами. Места в этой мечети давно уже не хватает, но почему-то разрешения на строительство новой мечети упорно не дают. Причем это происходит в регионе, основу которого составляет сельское хозяйство, держащееся практически на одних татарских аулах. Когда едешь по области, это отлично видно по состоянию полей. Почему-то именно у татарских аулов поля обработанные, и скотина является неотъемлемым элементом пейзажа. Но мечеть в городе построить нельзя.

Но остается вопрос — кому мешают мечети в крупных российских городах? Кого из себя представляет та невидимая сила, которая всячески сопротивляется строительству храмов одной из традиционных российских конфессий? Кто работает на срыв становящегося все более реальным сближения России с исламским миром?

Если это «православная общественность», то в этом большие сомнения, потому что много приходится контактировать с воцерколенными православными людьми, которые не только не против, а за строительство мечетей. Если это сторонники сохранения российской идентичности, то почему тогда их призывы с точностью калькируют воззвания европейских ультраправых? Может быть, кто-то пиарится на запретах строительства мечетей и кампаниях по этим запретам. Но при этом явно виден определенный сговор, причем целью сговора являются не только сами мечети (намаз мы читать все равно будем), а сами российско-исламские отношения как таковые.

А. МАКАРОВ

ответственный редактор серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации»

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Новости партнеров
Loading...

Выбор редакции

Опрос
Как необходимо решать проблему ношения Хиджаба в школах?
Всего ответов: 129




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф