На протяжении 1400 лет мусульмане Китая пережили множество взлетов и падений прежде, чем достичь гармоничного сосуществования с немусульманским населением.
В 7 веке первые мусульмане были купцами и солдатами, поэтому они не считались «обузой» для страны, а были значимыми лицами своего государства.
К 13 веку, с завоеванием Китая монголами, мусульманам, которых считали «иностранными гостями», разрешили свободно жить на территории страны и считаться полноправными гражданами.
С этого периода начинается формирование китайской исламской культуры. Монголы, которые сами были в меньшинстве, поощряли иммиграцию мусульман в Китай и сами насильно переселяли миллионы мусульман, устраивая их чиновниками, и расселяли их по всему Китаю. При династии Минь, мусульман стали называть народом хуэй.
Столетие спустя, во время правления династии Мунчжуров, особенно в 1780 г., началось насилие между народами хань и хуэй и продолжалось 150 лет. Все началось с политики дискриминации мусульман манчужрской властью. В тот период, когда ислам стал неотъемлемой частью китайской культуры, мусульманам стали запрещать строительтсво мечетей, закалывать животных.
Самые страшные кровопролития произошли в 1862 г и 1878 г. в провинции Ганьсу с населением 15 млн человек, было убито около миллиона людей, две трети из которых – народ хуэй.
Династия Муньчжуров была свергнута в 1912 г., хотя насилие против народа хуэй продолжалось до 1930 г. Но тогда, менее, чем через 20 лет, лидер Коммунистической партии Мао Цзэдун создал Народную Республику Китай, которое было противником всех форм религий.
Народ хуэй со всеми другими религиозными меньшинствами были истреблены, а их места поклонения уничтожены. Лишь после смерти Мао преследования остановились.
Понимая экономический потенциал мусульманского народа хуэй, новое правительство старалось загладить ошибки прошлого, предоставляя им специальные возможности.
Имам Алин Нур Эль-Худа, председатель Исламской Ассоциации в Беджинге и имам 100летней мечети Ниюдже, рассказал, что «государство больше не подавляет религию, позволяя свободно исповедовать ее. Хотя в прошлом и была вражда, сейчас между народами мирные отношения. И среди большинства нет идеологических конфликтов. Мы верим в Аллаха и Его Книгу. Разница между нами только в языке, еде и традициях».
Хотя в настоящее время мусульмане являются бесправными в политическом вопросе, но есть надежда, что ситуация изменится в будущем.
Этар аль-Катани
Переведено специально для info-islam.ru