Общероссийское
информационное агентство мусульман
21
Вторник
февраля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Правда.ру: Мусульманская мода: в чем ходить на пляж

11.07.2012 Версия для печати
Правда.ру: Мусульманская мода: в чем ходить на пляж

Мусульманская мода (многие само это словосочетание считают оксюмороном) вызывает множество споров и разногласий: как среди самих мусульман — о том, какие части тела пристойно открывать женщине, так и во всем остальном свете — здоровье, красота, достоинство человека являются основными постулатами противников традиционной женской мусульманской одежды.

Справедливости ради начать следует с того, что не только нагота женщины важна для ислама — тому, как следует укрывать мужское тело, тоже отведено большое значение, в Коране на этом аспекте сделан сильный акцент. Есть специальный термин "аурат", обозначающий то, что человек должен скрывать от других в контексте обнаженного тела — в принципе, дословным переводом является словосочетание "скрытое, тайное место", литературно-привычным: "нагота".

Если с мужской одеждой мусульман практически нет споров и вопросов, то женская мода подвержена многочисленным нападкам как феминисток, так и просто толерантно настроенных слоев общества. Этому есть простое и логичное объяснение. Во времена, когда "просвещенная Европа" позволяет ходить по улицам практически в нижнем белье, закутанная до глаз женщина Востока стоит не просто особняком или белой вороной, но, при желании, может являться иллюстрацией зашоренности религиозного общества, непросвещенности стран третьего мира и даже — при известной доле передергиваний — образцом жертвы домашнего насилия.

Этому активно противоречит хотя бы такое явление, как "дизайнерская мода ислама": струящиеся газовые платья, ниспадающий шелк самых разнообразных цветов и оттенков или хиджабы разного рода, от классических до современных, с надписями "Хиджаб. Мое право. Мой выбор. Моя жизнь". Кстати, о хиджабе. Те же дизайнеры и кутюрье в один голос утверждают, что покрытая голова женщины вовсе не умаляет ее достоинства, а, напротив, символизирует освобождение женщины от давления общества.

С этим можно соглашаться или не соглашаться, но сами истоки такого одеяния, то есть заветы пророка Мухаммада, говорят о том же: максимально закрытая одежда была призвана обезопасить женщину от возможных посягательств со стороны мужчин и сохранять скромность, ведь, как сказал Мухаммад: "Скромность — часть веры (…) Воистину, Аллах скромный и сдержанный, и любит скромность и сдержанность". Этому вторят и исследователи Корана: "несмотря на то, что Аллах видит нас одетыми так же, как и раздетыми, он видит, что неодетые люди склонны к оставлению хороших манер, а одеты — к соблюдению". Пожалуй, самое время вернуться к термину "аурат" и подробно рассмотреть, что и почему ислам велит прятать женщине от посторонних глаз.

Аурат женщины делится на два основных вида: во время молитвы и вне молитвы. Второй пункт, в свою очередь, подразделяется на множество подпунктов: аурат в одиночестве или перед мужем, перед мусульманками и не-мусульманками, перед мужчинами-махрамами (то есть, родственниками), которые, в свою очередь, подразделяются на верных и неверных.

Аурат во время молитвы, как и многое в исламе, очень формализован: женщина не только должна закрыть все тело, кроме лица, кистей рук и стоп, но так же должна тщательно следить за тем, чтобы никакая часть тела не обнажилась случайным образом, ведь в этом случае намаз попросту станет недействительным. "Если во время молитвы обнажится одна четвертая часть органа, который входит в аурат, и она не будет вновь закрыта в течение периода времени, за который можно трижды произнести "Субхан Аллах", намаз становится недействительным". Также мусульманкам важно помнить, что закрывать аурат для совершения намаза необходимо вне зависимости от того, одна женщина совершает молитву, или в компании с кем-то — равно как и то, в темноте она молится или при свете.

Аурат в уединении значительно более свободный: нужно обязательно закрывать лишь область от пупка до колен, делая исключения в случае необходимости, то есть посещение туалета или душа. Аурат перед мужем позволяет еще больше вольностей. Несмотря на то, что некоторые исламские богословы настаивают на том, что нежелательно полное обнажение (ссылаясь, допустим, на слова жены пророка Мухаммада Аиши, сказавшей, что она никогда не видела половых органов своего супруга), в большинстве трактовок супругам дозволено смотреть на любые части тела друг друга. Таким образом, можно сказать, что перед мужем аурата не существует.

Дальнейшее разделение аурата крайне разветвлено и спорно. Так, например, если в случае аурата перед другими женщинами-мусульманками все толкователи едины в том, что это область тела от пупка до колен включительно, то допустимость обнажения перед женщинами-немусульманками (включая врачей) разнится у разных исследователей. Кто-то считает возможным оголять все тело, кроме той самой заветной области от пупка до колен, кто-то же, напротив, заявляет о соблюдении полных правил с покрыванием всего тела, кроме лица, кистей рук и стоп. И те, и другие толкователи едины в одном: женщине не стоит обнажаться перед теми особами своего пола (вне зависимости от их вероисповедания), которые могут поступить неблагочестиво и описать увиденную красоту мужчинам. В целом же наиболее продвинутые круги мусульманского мира, понимая, что в современных условиях соблюдать аурат перед другими женщинами становится все сложнее и сложнее, склоняются к послаблениям именно в этом аспекте жизни своих жен и дочерей.

Аурат перед мужчинами делится на два основным понятия: махрамы (родственники женщины, за которых запрещено выходить замуж по близости родства) и не-махрамы. Первым дозволено видеть все женское тело, кроме главной области от пупка до колен, а так же под ограничения попадают живот и спина. Более того, этим родственникам — со строгой оговоркой, что не возникнет страсти или влечения — дозволено даже прикасаться к открытым частям тела. Те же, кому не повезло стать женщине махрамом, могут увидеть ее лишь в том виде, как и большая часть мира: открыты только лицо, кисти рук и стопы. Разночтения встречаются и в случае, если мужчина является махрамом, но не исповедует ислам — кто-то позволяет оголяться так же, как и перед родственниками-мусульманами, кто-то настаивает на привычной триаде "лицо-руки-стопы".

В завершение перечисления тех, кто может, так или иначе, видеть обнаженные части тела женщины-мусульманки, хочется вновь упомянуть врачей. Настаивая на том, что лучше всего прибегать в этом случае к помощи женского медицинского персонала, ислам все же позволяет обратиться и к профессионалу противоположного пола, настаивая на максимальном соблюдении всех шариатских норм и правил. Одним из этих условий является тот момент, что открывать дозволено только ту область женского тела, которая непосредственно нуждается в лечении.

Все вышеперечисленное недвусмысленно указывает на то, что в исламе существует множество правил, действительно ограничивающих женскую свободу. И тот факт, что женская мусульманская мода в последние годы развивается семимильными шагами, подтверждает это мнение — впрочем, наряду с тем, что женщинам ислама комфортно в своих рамках, и они лишь хотят декорировать их.

Напоследок нужно сказать о том особом месте в современной ременной мусульманской моде, которое занимает пляжная одежда, или, по-простому говоря, купальники. Одеяние, называющееся специальным словом "буркини" (явно угадывается фонетическое восхождение к оригиналу: французское слово "бикини" и французское же "бурк" — паранджа) представляет собой целый комплект из штанов, кофты и шапочки — ведь известные части тела по-прежнему должны быть закрыты, даже в воде. Силуэт купальника крайне прост: свободные брюки, широкий джемпер с длинным рукавом и горлом, шапочка пришита к горловине сзади, изнутри купального костюма вшито белье по женской фигуре. Как и полагается, костюм шьется из ткани, которая быстро высыхает, не просвечивает и, при желании клиентки, представляет собой не просто черный или синий материал, но обладает яркой, веселой расцветку.

Можно ломать копья на тему такого явления как "мусульманский купальник" долго, но факт остается фактом: непривычный для европейского глаза, мусульманский купальник успешно завоевывает свою нишу рынка. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в последние несколько лет проснулся и православный сектор: так называемые "куплатья" (безнравственного "бикини" нет даже фонетически), представляющие собой скорее летнее платьице, чем-то, что принято называть купальником: закрыты плечи, талия, ноги практически до колен. Конечно, ни буркини, ни куплатья никогда не вытеснят с потребительского рынка привычные купальники и крохотные бикини, но само их появление свидетельствует о том, что множество женщин самой разной религиозной направленности готовы следовать канонам своей веры во всей полноте и тщательности.

Pravda.ru, Ольга Немчикова

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Новости партнеров
Loading...

Выбор редакции

Опрос
Как необходимо решать проблему ношения Хиджаба в школах?
Всего ответов: 129




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф