Общероссийское
информационное агентство мусульман
28
Четверг
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарский Синдбад. Купец из Оренбурга повторил маршрут Афанасия Никитина

Дата: 25.03.2011 Версия для печати
Татарский Синдбад. Купец из Оренбурга повторил маршрут Афанасия Никитина

Татары всегда любили путешествовать. В дорогу их влекло стремление совершить обязательный для каждого мусульманина хадж, поучиться в мусульманских центрах просвещения, а заодно посмотреть новые города и страны. Наиболее активные из них, не в силах сдержать природного желания поторговать, пускались в дальние, порой опасные странствия с коммерческими целями.

Сухопутным и морским путем наши предки добирались до самых глухих, опасных мест Востока и часто погибали от рук разбойников и пиратов. Сообщений о подобных вояжах, относящихся к временам Волжской Булгарии и более позднего периода, имеется предостаточно. Однако все они косвенные, а вот первое путешествие, подробно описанное ее автором Муртазой ибн Кутлугушем, датировано 1698 годом.

В 1751 году, то есть ровно 250 лет назад, из Оренбурга в Индию выехал караван, организованный татарским купцом Сагитом Хаялиным. В путешествие отправились пятеро мужчин, среди которых был и торговец Исмагил Бикмухаммедов. Странствие, полное драматизма и приключений, длилось 25 лет. Домой вернулся один только Исмагил. Вернувшись, он написал обо всем увиденном и назвал свой рассказ «Исмагил ага сэяхетнамэсе» («Путешествие Исмагила ага»).

Оригинал рукописи не сохранился, но списки текста во множестве разошлись среди любознательных татар. В 1862 году этот литературный памятник был впервые издан в типографии Казанского университета, позже перерабатывался и дополнялся татарским богословом Ризой Фахрутдиновым, а окончательное научное издание было выполнено в наши дни ученым из ИЯЛИ Анисой Алеевой.

«Путешествие Исмагила ага» по эмоциональности и образности языка ничем не уступает путевым записям русского путешественника Афанасия Никитина, а в чем-то даже превосходит их. Сам рассказ, подобно заметкам Ибн Фадлана, написан на грани сказочного и реального, в нем переплетаются как настоящие события, так и легенды. Исследователи предполагают, что караван шел на Восток не только с торговыми целями, но и выполнял какую-то секретную государственную миссию.

Еще в Бухаре купцы получили высочайшее предписание русского царя идти в Индию. Задуманный ими маршрут, таким образом, принял официальный характер. Существует версия, что помимо путевых записей где-то должен храниться и подробный отчет обо всем увиденном.

Вкратце история такова. Из Бухары путники направляются в Герат, присоединяясь в целях безопасности к другим, более крупным, караванам. После Герата они попадают в город Балус, где с удивлением узнают, что по законам местного гостеприимства они должны будут провести ночь с женами хозяев. В ином случае ночлега не видать. Подальше от греха путники решают переночевать за городом.

В Басре они садятся на корабль, и путешествие принимает, казалось бы, более комфортный характер. Однако испытания только начинаются. На четвертый день пути от болезни умирает первый из их товарищей. Затем на корабль нападают пираты. Снова потери. Когда путешественники наконец-то добираются до Дели, в город врываются афганские разбойники, крушат и сметают все на своем пути. Исмагил и его спутники остаются целы, но лишаются последних денег.

Дели они покинут только через девять месяцев. Потом путники направляются в Мекку. Двухмесячное путешествие по морю сопровождается нескончаемыми испытаниями. На корабле заканчивается питьевая вода, шторм едва не отправляет их судно на дно. В Аравии они совершают хадж, после чего посещают Иерусалим, где в это время начинается сильнейшее землетрясение.

Дальше они перебираются в Дамаск, но там их ждет эпидемия холеры. Исмагил ага теряет последних спутников, местные власти конфискуют его товар. Он решает в одиночестве двигаться дальше на север. Добравшись до Стамбула, он остается в этом городе на несколько лет: учится в медресе, еще раз безуспешно пытается вернуть свой товар. Только в 1776 году, спустя долгих 25 лет, уставший от странствий Исмагил ага возвращается на родную землю...

Азат Ахунов, «Ислам в РФ»


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Говоря о причинах кормления в месяц Рамадан мы конечно же не откроем Америку.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф