Общероссийское
информационное агентство мусульман
28
Пятница
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Стиль жизни в Исламе

Дата: 19.03.2012 Версия для печати
Стиль жизни в Исламе

Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас» (2:143. Мусульмане в первом из приведенных аятов названы «умма васата».

Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас» (2:143).

Мусульмане в первом из приведенных аятов названы «умма васата». Толкователи Корана объясняют смысл слова «васатан» как «справедливой уравновешенной», «наилучшей» (см. ат-Табари, аль-Куртуби, Ибн Касир и др.) Юсуф Али в этой связи говорит также: «Суть Ислама, который является трезвой и практичной религией, – в том, чтобы избегать любых крайностей».

Итак, Аллах сделал мусульманскую умму «посредствующей», умой, придерживающейся срединности во всем. Мусульмане должны следовать по среднему пути, не выходя за пределы, избегая фанатизма и крайностей.

Как полагают некоторые исламские ученые средний путь подразумевает, что должно соблюдаться равновесие между:

  • Откровением и разумом;
  • личностью и обществом;
  • религией и мирской жизнью;
  • этим миром и вечностью.

Какую бы сферу жизни мы не взяли Ислам придерживается «золотой середины» во всем. Будь то это вера (акыды), поклонение (ибады), законы (Шариата), морали и этики (ахляка).

Если взять, к примеру, понятие срединности в законах (шариат), то законы в Исламе являются универсальными и всеобъемлющими. «Они обеспечивают защиту человеческого достоинства, равенства и чести. Их основные принципы неизменны, но вместе с тем, Шариат обладает достаточной гибкостью для того, чтобы учитывать индивидуальные особенности человека и специфику ситуации».

Ислам не является излишне строгим или трудным. Это – умеренная, сбалансированная, прекрасная и совершенная религия, дарованная нам Всевышним.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, эта религия легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его. Так придерживайтесь же правильного, и радуйте, и приближайтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи» (аль-Бухари).

Ту же самую золотую середину можно наблюдать в сфере исламской морали и этики (ахлак). Ислам уделяет им большое значение. В системе Ислама все ценности универсальны: они не зависят, например, от расовой или национальной принадлежности, мораль Ислама учит нас наслаждаться дозволенными земными благами. Также мораль Ислама не является аскетической, монашеской или устаревшей. «Цель Ислама – счастье людей, их здоровье и оптимистический взгляд в будущее». Плюс ко всему этому мораль Ислама практична: она учитывает естественные потребности человека, его эмоции, желания и стремления. Она предоставляет личности возможности развития и реализации. «Вместе с этим в ней нет двойных стандартов: одного – для духовенства, а другого – для мирян».

Ислам – это середина между теми религиями и учениями, которые сосредоточены только на нравственном воспитании личности, и теми, которые призывают своих последователей ограничиться обрядами и ритуалами, отстраниться от жизни и ее проблем. «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте границ дозволенного, ведь поистине Аллах не любит преступающих!» (5:87).

Безусловно, сутью всех предписаний является принцип «золотой середины», когда запрещается то, что приводит человечество к гибели, а предписывается то, что помогает продвижению к совершенству. И хотя многие считают жизнь по Исламу строгой, при внимательном рассмотрении, мы с удивлением обнаружим, что многие исламские принципы используются и ведущими, так называемыми «цивилизованными» державами земного шара. Так, например, запрет на употреблением алкоголя в скандинавских государствах. Выведение игорных домов за пределы городов во многих государствах также доказывает мудрость Корана, благодаря предписаниям которого эта проблема в мусульманских странах отсутствует.

Нельзя не сказать и несколько слов о постепенности, которая присутствовала в Исламе с самого начала. Если мы начнем изучать историю развития Ислама, то обнаружим, что все запреты или предписания ниспосылались Всевышним так, как это было наиболее мудро и рационально. Такой путь должен являться образцом для всех — и для тех, кто призывает, и для тех, кто хочет понять и принять волю Всевышнего.

Хузейфа Ибн Йаман , да будет им доволен Аллах, обращаясь к фанатично настроенным людям сказал: «Побойтесь Аллаха о «чтецы», придерживайтесь пути тех, кто был до вас (сподвижников). Клянусь Аллахом, если вы захотите опередить их, то опередите опережением далеким, если же не пойдете за ними, то заблудитесь далеким заблуждением» (приводится у Бухари 6\110).

В одном из писем своим подчиненным Омар ибн Абд уль-Азиз, после наставления придерживаться пути праведных предшественников, сказал: Все, что помимо их пути - упущение, все, что больше этого - поражение. Были уже те, кто допустили упущения и в результате этого отдалились от истины, а так же были те, кто переусердствовали и в результате этого преступили границы. Поистине, они (праведные предшественники) между крайностями на прямом пути.

О срединности Ислама свидетельствуют и следующие высказывания ученых: Ибн Каюм, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Чтобы ни приказал Аллах, у шайтана в этом два пути для заблуждения: либо упущение, либо чрезмерность. Религия же Аллаха середина между чрезмерностью и упущением, как долина между двух гор, как прямой путь между блуждающих путей, как середина между двух краев. И тот, кто допускает упущение в каком-то деле, не достигнет его. Так же и тот, кто допускает чрезмерность в каком-то деле, не достигнет его. Один из-за упущения, другой же из-за чрезмерности» («Мадаридж ассаликин». том 2, стр.496)».

Одним из множества проявлений срединности Ислама является его подход к отношению к этому миру и миру вечному. Ислам подходит к этому справедливо и умеренно: Сказал Всевышний Аллах: "И стремись к Последней обители посредством того, что даровал тебе Аллах, но не забывай о своем уделе в этом мире!" (Коран, сура Аль-Касас: а.77).

В то же время Аллах запретил чрезмерную любовь к бренному миру, сказав: "Знайте, что мирская жизнь - всего лишь игра и потеха, украшение и похвала между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь всего лишь предмет обольщения" (Коран, Сура Аль-Хадид: а.20). И с другой стороны Аллах устами Своего посланника Мухаммада, запретил монашество. Сказал Пророк Мухаммад, C: «Не проявляйте суровости к самим себе, чтобы Аллах не проявил ее к Вам. Поистине, были те, кто был суров к самим себе и Аллах проявил к ним сурововсть. И о них мы слышим до сих пор, монашество они придумали для себя, не было оно им предписано» (Хадис приводится у Абу Дауда № 4904).

Как-то доктора Музаммиля Сиддики, бывший президента Исламского общества Северной Америки, сказал: «Ислам это баланс между консерватизмом (фундаментализмом) и реформизмом, или между постоянством и гибкостью. Он соединяет их в великолепной гармонии, отводя каждому свое место: постоянство необходимо в том, что должно остаться на века, а гибкость – в том, что должно изменяться и двигаться вперед. Такую выдающуюся особенность, свойственную посланию ислама, не найти ни в одном другом законе за всю историю человечества.

Абдрахман Хабибуллин


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
В эти дни всё внимание приковано к Палестине. После убийства двух израильских полицейских палестинцами 14 июля Израиль решил установить металлодетекторы на подходах к Храмовой горе в Иерусалиме. Этот шаг вывел из себя мусульман, и в ходе столкновений...

Документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен преподавателю казанского Центра реабилитации инвалидов по зрению при мусульманском благотворительном фонде «Ярдэм» Идрису Хайретдинову. Более двадцат...

«Как строить семейные отношения по Исламу?», «Как самореализоваться женщине-мусульманке?», «Где найти работу в хиджабе?», «Приняла Ислам. Не умею завязывать платок. Помогите», «Как воспитывать детей по религиозным канонам?», «Ищу подруг в Исламе – дл...

Продолжение. Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 234

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф