Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Четверг
июня
news agency
of Muslims of Russian Federation

Детский сад и школа: как относятся к учебным заведениям в мусульманских семьях?

Дата: 13.03.2017 Версия для печати
Детский сад и школа: как относятся к учебным заведениям в мусульманских семьях?

Не желая, чтобы дети соприкасались с «джахилией», родители всячески отгораживают от всего светского: если садик, то мусульманский, а лучше никуда не водить, если школа, то исламская, если образование, то только религиозное в медресе. Порой радикально настроенные родители полностью изолируют ребенка от светского образа жизни.

Какой садик выбирают родители?

Не желая, чтобы дети соприкасались с «джахилией», родители всячески отгораживают от всего светского: если садик, то мусульманский, а лучше никуда не водить, если школа, то исламская, если образование, то только религиозное в медресе.

Порой радикально настроенные родители полностью изолируют ребенка от светского образа жизни. Дитя растет в неком информационном мусульманском вакууме. Итогом такого воспитания является полная неподготовленность к суровым реалиям нашей жизни. Дело доходит до того, что родители отказываются давать детям светские знания, выступают против получения средне-специального и высшего образования. Зачастую все ограничивается медресе, а порой только примечетевскими курсами. Женское образование в таких семьях и вовсе бывает неприемлемо, поскольку ее цель «рожать и воспитывать детей», а только какое воспитание может дать необразованная мать?

Возникает вопрос – создают ли мусульманские садики вакуумные условия?

На него нет четкого ответа среди родителей. Каждый видит исламские учреждения по-своему. Для одних – это идеальные условия для заложения “исламского фундамента”, для других не панацея, поскольку ислам прививается в первую очередь в семье, а не обществе. Зачастую родители выбирают по финансовым возможностям, территориальному расположению учреждения и, конечно же, личным принципам.

«Мои дети ходят в обычный детсад и школу, так как исламской альтернативы в нашем районе нет,” – говорит Лилия Валиуллина из г.Буинск.

Есть очень хорошие садики, а есть средние. Дело не только в том, какой ремонт, игрушки, мебель есть в группе. Многое в детских садах зависит от воспитателя. Имея опыт работы воспитателем в одном из казанских дошкольных заведений, по своему опыту могу сказать, что каждый педагог подходит к своей работе исходя из своих убеждений, образования, желаний, опыта работы и установок руководства. В одном и том же учреждении, в одной и той же группе ребенок может ходить то с желанием, то капризничая. Родители замечают перемены в поведении ребенка именно по сменам, в какие работает тот или иной воспитатель. Можно предоставить детям играть, а можно проводить коллективные игры и индивидуальные занятия, провести отдельную работу с наиболее активными или замкнутыми детьми. Зачастую от матери зависит решение водить в садик или нет, должно ли это быть исламское учреждение или светского характера. Если категорично относиться ко всему и постоянно делить людей на мусульман, христиан и иудеев, это не будет идти на пользу ребенку. Нужно помнить, что все зависит от человеческого фактора.

Источник фотографии: ИА "Инфо-ислам". Дети на мусульманском мероприятии

По этому вопросу мы взяли комментарии как молодых пап, так и мам. Раиль хазрат Ахметов, имам мечети “Ярдэм”, отец двух детей 5 и 2 лет, рассказал, что его дети ходят в национальный садик с татарским уклоном, где есть халяль питание. Но каких-то религиозных аспектов они не изучают:

“Есть люди, которые выбирают домашнее воспитание. Я выбираю общество, потому что ребенок должен развиваться. Его невозможно всегда держать под крылом родителей. Придет время, когда надо будет отпустить на волю. Поэтому ребенок должен соприкоснуться с обществом. Есть мусульманские садики, национальные, но самое главное, какой воспитатель работает. Дети находятся с ним достаточно долгое время, и от того, как выстроена работа педагога, зависит развитие ребенка, его социализация. Если малыш постоянно сидит дома, особенно, если в семье он единственный ребенок, он будет замкнутым, диким в обществе”.

Ибрагим хазрат Шагимарданов, имам казанской мечети “Ярдэм”, отец троих детей – сына Мухаммада (17 лет) и двух дочери Нурсины (14 лет) и Саиды (5 лет) – положительно отозвался о дошкольных учебных заведениях:

“После того, как я женился, мы жили в деревне. Моя жена работала в детском саду воспитателем, поэтому мои старшие дети ходили туда. И я был доволен этим. Мы живем в светском обществе, а там они осваивали необходимые общественные нормы. В дошкольном учреждении дети развиваются, а дома остаются замкнутыми. Благодаря разным занятиям, праздничным выступлениям, они могут себя раскрыть. Кто-то танцует, другой поет, третий хорошо читает стихотворения. Когда моему старшему сыну исполнилось 7 лет, мы переехали в Казань. В этом городе есть мусульманская школа “Усмания”. И мы с женой решили, что для наших детей будет лучше, если они с первого класса будут учиться в мусульманской среде, где есть не только светские предметы, но делается упор и на религиозные предметы, углубленно изучается арабский язык. Раньше такой возможности не было, а сейчас, когда она появилась, нужно ею пользоваться".

Источник фотографии: vk.com. Семья Ибрагима хазрата Ибрагимова

Однажды был случай, когда сын Ибрагима хазрата захотел перейти в обычную школу. Но родители смогли его переубедить. Они рассказали негативные последствия такого решения. И Мухаммад с ними согласился. "Ведь окружение в школе очень сильно влияет на ребенка. Там и курят, и ругаются матом, хулиганят, пьют спиртное, девочки рано познают взрослые темы. Зачем ему все это?” – говорит Ибрагим хазрат.

Мама двоих детей, художник-дизайнер Нажия Галимова своем опыте рассказывает, какие дошкольные учебные заведения посещал ее сын:

«Однажды мы переехали в новый район и попали в такой садик, где нет ни книг, ни развивающих игрушек, мой сын приходил расстроенный, говоря, что не хочет больше идти туда. Ему было неинтересно, там было нечем заняться. Я с раннего детства их постоянно чем-то занимала. И они привыкли. Теперь они всегда сами себе находят увлечение. Играют в Lego, откроют книжку и изучают ее, рисуют. В другом садике нам сразу сказали: “Ваш сын очень интересуется наукой”. Детям ставили определенный канал, чтобы они смотрели познавательную передачу, открывали книжку и читали, там ему уделяли время. И он каждый день рассказывал, что они изучали в детском саду. Спасибо такому воспитателю! Такой день не проходит зря. Поэтому я не смотрю, мусульманский ли это садик или светский. Для меня важно, как там построена работа с детьми.

Есть такие мусульманские садики, где все сводится на поесть, поспать, попрыгать и уделяется время на изучение Корана. Но как это происходит? Нужно ведь не просто читать и заучивать, а объяснять. Я, например, рассказываю сыну из каких сур состоит Коран, какая самая большая и короткая суры, сколько аятов, какое значение, какие истории рассказаны. Все это можно очень вкусно и красиво преподнести, чтобы ребенок относился к книге как к чуду, как к другу, где он сможет найти ответы на многие интересующие его вопросы. Если через игру педагог объясняет такие вещи, то ребенок слушает раскрыв рот.

Дело не в том, чтобы начинать кушать с “бисмилля”. Ребенок, который растет в мусульманской семье, уже и так это знает. Допустим, дома этому не научился, он научился в садике. Но ведь это знание нужно применять. А если мама не говорит дома “бисмилля”, то какой прок?”

На что уделяют внимание в надомном обучении

Даже если ребенок проводит целыми днями, занимаясь с воспитателем, ему необходимо уделять внимание и воспитывать еще дома. Нужно помнить, что детский сад – это не временное пристанище для детей, пока родители на работе зарабатывают деньги. Садик – это не место, где дадут все необходимое, ведь базовые знания, навыки, привычки ребенок осваивает именно в семье, а в обществе это применяет. Задача таких учреждений помочь в социализации ребенку, закрепить умения, заполнить пробелы, которые родители не всегда могут восполнить по тем или иным причинам.

Необходимо уделять много времени своим детям. Несмотря на то, что мама занимается своими делами.

«Все ведь зависит от того, чего хочет мама. Если она ничего не хочет, она может отдать его в обычный садик. Если она хочет, чтобы он раскрыл свой потенциал, то она сделает все: будет знакомить его с миром, природой, даже когда идет в магазин, будет показывать окружающий мир. Например, сколько стоит хлеб, сколько денег нужно отложить, объяснить, что идем в магазин, чтобы взять это, это и это. И ничего лишнего. Тогда ребенок ходит по магазину, кладет в корзину то, что нужно, знает о жизни что-то, сколько это стоит, как мама зарабатывает»,

- комментирует Нажия Галимова.

Источник фотографии: vk.com. Семья Галимовых: дети на работе у отца.

По ее мнению нужно водить детей на работу. Дети сразу подхватывают и сразу повторяют. И быстро повторяют. “Мой сын спокойно относится к ножу, потому что видит его в мастерской отца. Он уже научился кожу прошивать,” - рассказывает Нажия. Я не вожу в садик, только в дополнительные кружки и занятия, – делится она. – Сегодня у моей дочери был часовой утренник. Дети поздравляли пап и мам, читали стихи, пели песни. Им в радость выступать, дети готовят поздравления от души».

Психолог и педагог реабилитационного центра при НИБФ "Ярдэм" Лейсан Гарифуллина не водит своих детей в дошкольное учебное заведение. Тем не менее у ее детей очень насыщенный день:

«Мы постоянно куда-то ходим, чем-то занимаемся. Мой сын великий фантазер, он может из ничего, из ненужной коробочки, бутылки палочки сделать невероятную поделку. Я сама занимаюсь их воспитанием и развитием, их бабушка всю жизнь проработала в садике и она часто проводит им уроки рисования, лепки и всячески развивает их», - рассказывает молодая мама Лейсан Гарифуллина.

Дети все повторяют за родителями: как это использовать во благо

Родители, которые видят во всем негатив, наполнены всевозможными страхами, думают, что их дети будут перенимать в обществе все, что противоречит исламу. От того и стараются оберегать детей от этого мирского зла. С другой стороны – дети, которые еще не понимают, что такое хорошо и плохо, впитывая в себя все как губка, могут взять лучшее в этом же обществе. Главное, показать пример на себе. Изветсный факт, что дети все повторяют за родителями, а не чужими людьми. На это ориентирован метод обучения доктора Сузуки игре на скрипке. Главный принцип — вызвать интерес у самого ребенка в раннем возрасте. Ведь если ребенок заинтересован, то он быстрее будет стремиться познать новое, превзойдя все ожидания. Испытывать свою методику маэстро Ш.Сузуки начал с детьми своих друзей. Для начала он сделал мини-скрипки, подходящие под возраст детей и разложил их среди других игрушек. Дети подходили. Брали их в руки и «брынчали» по струнам. Тогда он взял свою скрипку и смычок и сыграл одну ноту. Дети пытались повторить его. Таким образом доктор выделил главную идею своих занятий — подражание. Ученики подражают своему учителю, будь то уроки игры на скрипке или изучение нового языка.

И это касается не только музыки. Каждый родитель должен это принимать во внимание — если мы хотим чему-то научить наше чадо, в первую очередь его нужно заинтересовать этим. Не нужно заставлять учить ребенка или делать что-то. Достаточно маме самой что-то сделать, т.е. заинтересовать. Конечно, на это требуется время и терпение. И только когда ребенок сам подойдет и начнет спрашивать, что делает его мама: “Что это у тебя в руках? А что ты делаешь? Можно я тоже попробую?” И только когда родитель видит, что ребенок заинтересовался, начинается второй этап обучения. Мама может повязывать платок или наносить макияж, совершать намаз или делать зикр на четках, сидеть в телефоне или читать книгу – ребенок будет делать то же самое. Особенно в раннем возрасте все идет через родителей. Их поведение, образ жизни, как они разговаривают с другими людьми,как держат себя в обществе.

Очень важно, как папа оценивает дочку, а мама – сына. Психологи говорят, что в родителях противоположного пола мы видим прообраз будущего партнера. От них зависит, каким будет самооценка ребенка в будущем. Если мама говорит “Какая ты у меня красивая” – это одно. Если отец скажет такое дочери эффект совершенно другой, сильный. Девочка чувствует свою привлекательность. Так же и с мальчиками. Мама должна говорить сыну, что он у нее защитник.

“Мой сын даже говорит мне: “Әнием, не называй меня малышом”. – делится Нажия Галимова. – Дети хотят быть взрослее. Мы с ним друзья, мы общаемся, делимся мыслями. Для меня мой ребенок личность изначально, когда еще он был в утробе. Если думать, что за ребенком нужна постоянная опека, то это плохо повлияет. Иногда нужно дать ребенку свободу, чтобы он чувствовал уверенность, умел самостоятельно принимать решения”.

Скоро в школу: куда пойти учиться?

Если посещение детского сада остается на усмотрение родителей, то школьное образование является обязательным. И снова возникает дилемма: какую школу выбрать – обычную, с профильным уклоном, национальную (религиозную), смешанную или раздельную для девочек и мальчиков.

Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам". Акбар и Ясимн - дети Лейсан Гарифуллиной

У Лейсан Гарифуллиной двое детей, и каждому ребенку она выдвигает разные требования в выборе школы.

На следующий год ее сын пойдет в школу, и теперь стоит выбор между двумя учреждениями: то, куда Акбар ходит на подготовительные курсы – это полностью светская гимназия, там почти нет мусульман, нет халяль питания, но она с с углубленным изучением английского языка и считается очень сильной среди других учебных заведений города, к тому же очень удобное для семьи по месторасположению. Второй вариант – татарская гимназия с халяль питанием, где очень много мусульман. Но здесь Лейсан видит один минус: все уроки проходят на татарском языке, включая такие предметы как физика, химия. Поэтому они перед выбором: "Он понимает татарский язык, но не говорит в совершенстве, и поэтому мы переживаем, что будет переводить в уме, чем понимать и вникать в сам предмет", - говорит Лейсан.

По поводу дочери колебаний нет. Родители уже знают, куда отдадут дочь на обучение – гимназия, где учатся только девочки, хотя это не исламское заведение, зато там есть халяль питание.

"Почему я уверена? Во-первых, там много мусульман, следовательно не будет претензий к платку, во-вторых, нет рядом мальчиков. Это в подростковом возрасте не стоит соприкасаться друг с другом с точки зрения шариата, и третье, тип мышления и психология девочек и мальчиков разные. Критерий их результативности будет другим, чем в смешанном классе, это будет объективней и легче. Девочкам не придется равняться на мальчиков в том, что они по природе не могут делать на том же уровне”.

– объясняет Лейсан, мама Ясмин (2,5 года).

Отец троих детей (двух сыновей и дочери) Айназ Мухамтезянов рассказывает о том, что выбрал для своих детей национальные учебные заведения – татарские гимназии, в котором все предметы преподаются на татарском языке. Для семьи Мухамтезяновых важно, чтобы их дети знали родной язык не только на уровне бытовых разговоров, но и могли бы общаться на татарском языке на более сложные темы.

Он считает, что язык влияет и на мировоззрение. Татарский язык насыщен заимствованиями из арабского и персидского языков. Поэтому какие-то мировоззренческие основы уже заложены в самом языке. Также для Айназа немаловажно, чтобы среда, в которой проводят время его дети, была комплиментарна к мусульманам. Все же большинство татар – мусульмане.

Сегодня у меня уже не стоит вопрос о выборе школы, стоит вопрос о выборе учебного заведения для профессионального образования. Мои дети желают стать специалистами в сфере IT. Необходимо в любом учебном заведении создавать условия, в которых мусульмане чувствовали бы себя комфортно как с точки зрения исполнения обрядов, возможности халяльного питания, так и в целом с точки зрения толерантного отношения к мусульманам и представителям любых конфессий”,

– заключает Айназ Мухаметзянов.

Сколько людей – столько мнений. Нельзя кого-то осудить или похвалить, ведь независимо от того, насколько яро они придерживаются канонов ислама, намерения каждого в отношение ребенка лучшие. Есть образованные и разносторонне развитые мамы, которые могут на надомном обучении дать больше, чем в простом детском саду. Есть мамы, которые вынуждены наравне с отцом семейства выходить на заработки, для них детский сад – это возможность дать необходимое развитие и общение, пока они заняты.

В этом вопросе нет лучшего или идеального варианта. В каждой семье свое видение на те или иные вопросы, свои цели, причины и финансовые возможности. Что бы ни выбрал родитель – это его решение, за которое он отвечает лично.

Алина Хакимзянова

Читайте также:


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


Новости партнеров
Loading...


Выбор редакции


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 182



Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф