Общероссийское
информационное агентство мусульман
26
Воскресенье
февраля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Интеграция как хиджра

09.04.2010 Версия для печати
Интеграция как хиджра

В последнее время в среде мусульманской общественности, в особенности среди представителей СМИ, часто поднимается тема о дальнейшем развитии ислама и мусульманского сообщества в нашей стране. Сейчас, спустя 20 лет после распада Советского Союза, можно говорить, что умма в России сформировалась как, пусть немногочисленное, но самостоятельное и самодостаточное сообщество, и, наверное, поэтому вполне логично возникают вопросы о том, по какому пути должна развиваться умма в нашей стране.

Настоящие реалии таковы, что мы живем в немусульманской стране, в которой в течение последних 5 столетий происходила агрессивная ассимиляционная политика против национальных и религиозных меньшинств, сейчас же наблюдается процесс второго возрождения Ислама. Напомню, первое возрождение происходило начиная с середины XIX века по 20-е гг. XX в. В виду всех событий, произошедших в стране, мы сейчас сильно интегрированы в светское российское общество, и нет такой изоляции от внешнего мира, как, например, в мусульманских странах. Но в последнее время и в нашей стране начала проявляться тенденция стремления мусульман к обособлению, и рискну предположить, что как раз в связи с этим возникают многие проблемы мусульман, в первую очередь, связанные с непониманием и невосприятием нас со стороны национального большинства. Мне же кажется, что сегодня наоборот необходимо пользоваться теми возможностями, которые предоставляет нам интеграция в западное общество, извлекая из этого такую выгоду, которая дала бы нам возможность произвести качественный скачок в своем развитии.

К сожалению, процесс обособления от остального российского общества происходит сейчас наиболее интенсивно. Например, молодые люди, принимающие ислам, стремятся учиться только в мусульманских учебных заведениях, родители желают отдавать своих в мусульманские школы; открываются специализированные лечебные учреждения для мусульман, кафе и рестораны, что, конечно, необходимо; создаются предприятия бизнесменами-мусульманами, в которых рабочие места предусмотрены только для мусульман. С одной стороны, это, конечно же, очень удобно – работаешь и проводишь свое время только в кругу единоверцев. Есть все условия для выполнения пятикратной молитвы, поста и других предписаний. Но ведь таким образом происходит излишнее наше обособление от остального немусульманского общества страны, и получается, что мы варимся только в своем соку. В таком случае, каким же образом будем объяснять и показывать окружающим нашу веру? Разве можно говорить о разрушении столь актуальных на сегодня олицетворяющих ислам с отрицательных сторон стереотипов без должной интеграции, с помощью которой мы смогли бы донести достоверную информацию о нашей религии? Может быть, в первую очередь, мы сами виноваты в том, что созданы столь отрицательные и нелицеприятные стереотипы об исламе?

Таким вот образом, круг общения и сфера деловых контактов мусульман очень сильно сужается. Например, сейчас наблюдается тенденция, когда молодые люди, принимающие ислам, мотивированы учиться только в мусульманские учебные учреждения. На первый взгляд, это должно радовать – подрастающее поколение стремятся изучать, узнавать свою религию. Но при этом возникает встречный вопрос – удовлетворяет ли уровень образования в исламских учебных заведениях современным требованиям? Почему же наша молодежь не хочет учиться в светских университетах, почему она не мотивирована на учебу в зарубежных престижных ВУЗах России, Европы, Америки, получив в которых качественное образование и став высококвалифицированными специалистами в своем деле, могли бы служить высоким идеалам исламской веры? Ведь нам сейчас очень не хватает научных сотрудников, инженеров, первоклассных специалистов различного профиля, умелых управленцев. Скажем, получив докторскую степень и работая преподавателем в университете и обладая достаточным для этого авторитетом, можно принести намного большую пользу исламу и человеческому обществу, нежели работая продавцом на рынке, окончив медресе. Почему сейчас происходит столь активная агитации молодежи на поступление именно в исламские учебные заведения? Допустим, шла бы речь о подготовке действительно грамотных и всесторонне образованных имам-хатипов для мечетей, но ведь, к сожалению, наши медресе кроме знаний арабского языка и элементарных основ вероучения не могут предложить ничего более существенного.

Светские университеты вместо религиозных учебных заведений

24,18 KbНа сегодняшний день у нас действуют несколько мусульманских учебных заведений, качество предлагаемого образования в которых, прямо скажем, не самое лучшее. Можно решить вопрос качества преподаваемого образования объединив эти учебные заведения в одно новое, в которое будут набираться, скажем, 50 студентов на курс обучения, посредством строжайшего конкурсного отбора. «Не хватает знаний, изволь, ступай учиться в училище или техникум, окончив которое, будешь обладать специальностью, благодаря которой сможешь приносить пользу обществу». А лучших абитуриентов можно отбирать во вновь созданный исламский ВУЗ, где целенаправленно будет происходить процесс подготовки имам-хатипов. А самых лучших направлять в светские университеты. И не в факультет татарской филологии, а в математические, физические, биологические подразделения, желательно европейских и американских ВУЗов. Нам сейчас очень не хватает мусульман – кандидатов, докторов наук, профессоров, преподавателей в университетах. А для желающих учить арабский язык и основы вероучения будут функционировать несколько медресе, в которых будет вестись обучение на вечерней форме. На самом деле курс, который преподается на дневной форме обучения, вполне можно уложить и в вечерней. Выбор прост: если есть необходимые знания и способности - целенаправленно учишься на имам-хатипа в лучшем исламском ВУЗе, в ином случае учишься на вечерней форме в медресе. Нам не нужны учебные заведения, где учатся лишь для того, чтобы просто где-то учиться, для того, чтобы после окончания идти работать рынок. Кроме того, есть студенты, которые группами направляются на учебу в арабские страны. А какими это чревато последствиями, я думаю, мы уже поняли. По некоторым данным, сейчас только в Саудовской Аравии учатся около 300 российских студентов.

Возможно, на сегодняшний день идея создания единого исламского ВУЗа утопична. Мы сильно загрязли в своих междоусобных разборках и интригах, поэтому некогда думать о качестве образования, получаемого нашими шакирдами. Но за решение проблемы уже пора взяться, иначе не будет движения вперед. А стоять на месте – значит двигаться назад, так как немусульманский мир продолжает свое стремительное развитие и мы все больше отстаем от них.

Есть чему научиться у запада

В настоящее время наблюдается сильное противопоставление мусульманского общества к западному. Первые говорят вторым – у вас проституция, алкоголизация, однополые браки, а те, в свою очередь, парируют – вы неграмотны, необразованны, отстали на сотню лет в своем развитии. И те, и другие правы. Но, если посмотреть на ситуацию трезво, то запад действительно шагнул далеко вперед в научном и техническом развитии. И сложно себе представить, что бы было с арабским миром, не окажись у них в таких количествах нефти и природного газа. Может быть, пора прекращать такфир по отношению к западному миру и стоит начать брать с них пример в их стремлении получать знания. Ведь западная цивилизация обладает столь обширным научным и интеллектуальным наследием, на основе которого мы смогли бы строить свое развитие. Разве не завещал нам Пророк в своем хадисе: «Стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина» (Бухари). Конечно же, западное общество сильно загрязло в разврате и потребительском образе жизни, но в научных и технических достижениях они превосходят нас наголову. Может быть, пора начать учиться у них? Вспомните, как начала свое развитие исламская научная мысль – с переводов на арабский трудов древнегреческих и санскритских ученых. Ведь нет разницы в том, где и у кого получать знания – у мусульманина или немусульманина, главное, стремление к поиску знаний. Раз немусульмане обогнали нас в естественных и точных науках, социальных знаний, педагогике – значит стоит у них поучиться. Главное, понимать, чему именно учиться. Не копировать бездумно тенденции гламура и потребительского образа жизни, а заимствовать достижения в области образования и науки.

Скажем, в последнее время часто приходится слышать выражения: «Не пей Кока-Колу – ее производят евреи. Не ешь в Макдональдсе – это американская сеть. Не покупай это или другое – снова замешаны евреи и американцы». Но сами мы что-нибудь создали, чтобы высказываться в подобном ключе? Если честно, сложно вспомнить какой-либо всемирно известный мусульманский бренд. Почти все блага, которыми мы пользуемся – продукт производства западного мира. Пора и нам начать чему-то учиться у запада – их стремлении делать новые научные открытия, добиваться поставленных целей, быть нацеленным на результат и использовать их инструменты и методы. Конечно же, речь не идет о том, чтобы забывая о загробном мире, преследовать цели только этого бренного мира. Все должно быть в меру, нужно поддерживать равновесие в обоих мирах.

При всей абсурдности учения Дарвина, есть у нее одна очень логичная идея – теория естественного отбора. Само собой, эта теория не служит причиной эволюции видов, как ошибочно предполагал британский ученый, точнее, эволюции видов вообще не существует, Всевышний создал все живое в самом лучшем виде, и ничто в этом мире не нуждается в совершенствовании. Но теория естественного отбора становится весьма актуальной при проецировании ее на процесс развития человеческого социума. Выживают только те цивилизации и народы, которые приспосабливаются к условиям меняющегося мира, в особенности, это касается мусульманских народов. В истории можно увидеть много примеров гибели мусульманских государств, которые не смогли приспособиться к изменяющимся условиям и сохранить свою веру, взять хотя бы историю татарского народа. А в XX веке мусульманская цивилизация вообще оказалась на грани гибели, и не стоит винить в этом американцев и евреев, в первую очередь, мы сами в этом виноваты. Поэтому сейчас особенно актуальным является вопрос приспособления к реалиям стремительно меняющегося окружающего мира и обдуманной интеграции.

Проблемы мусульман - в недостаточной интеграции?

38,53 KbНекоторые представители мусульманской молодежи высказываются о своем желании переезда заграницу – в арабские страны, в Турцию. Объясняют они это тем, что в нашей стране условия жизни для мусульман неприемлимы. Нет мусульманских детских садов, школ, клиник, в некоторых регионах нет возможности потреблять халяльную пищу, сложно вести бизнес по правилам халяль, выполнять пятикратный намаз во время работы, девушкам часто отказывают в трудоустройстве из-за хиджаба. На самом деле, причин очень много. Согласен, порой бывает очень сложно найти место, где можно взять омовение и прочитать намаз, реалии современного российского общества пока не позволяют нам выполнять обязательную молитву в парках, скверах и других общественных местах. Но убегать от проблемы – это не решение проблемы. Например, что мешает тем же самым мусульманкам, которые носят хиджаб, вместо того, чтобы жаловаться о своих проблемах, получив качественное образование и повысив уровень своей квалификации, стать первоклассными специалистами в своей области. Мне кажется, после этого проблема трудоустройства для мусульманок исчезнет – если в одном месте ее работы будет происходить дискриминация по религиозному принципу, то в другом месте примут ее с радостью, все-таки сейчас наблюдается заметный недостаток в высококвалифицированных кадрах. Наверное, пора начинать диктовать свои правила – где работать и на какой должности.

Примером нам в этом служат сподвижники Пророка, которые отправлялись проповедовать Слово Божье в самые глухие регионы земного шара, к диким племенам, к народам, у которых не было ни малейшего понятия о единобожии. При прощальной проповеди Султана Пророков в Медине присутствовало около 120 тысяч сахабов, из них только 20 тысяч погребены в Медине, остальные ушли в мир иной, проповедуя Истину в самых разных уголках планеты. Примером такого служения является жизнь Вакха бин Кабша, могила которого находится в Китае. Посланник Аллаха направил его туда для призыва к религии истины. А время пути в Китай в то время составляло около года. Этот сподвижник, прожив долгое время в дальней стране, решил вернуться в Медину и встретиться с Пророком. После долгого пути он достиг Лучезарной Медины, но, к сожалению, не смог повидаться с Пророком, так как к этому времени Досточтимый Мухаммад уже покинул этот мир. Опечаленный этим известием, сахаба посчитал своим долгом вернуться обратно в Китай и продолжить святую миссию. Пример Вакха бин Кабша показывает, что у сподвижников Султана Пророков было понимание и осознание первоочередной важности служения идеалам Ислама, служения человечеству во имя Всевышнего. У нас, к сожалению, такого понимания пока нет. Попытка уйти от проблем, обособление в своем мусульманском окружении и изоляция от окружающего нас светского общества – это чистейшей воды эгоизм. Сейчас почти весь мир объят тьмой, в той же степени, как перед приходом со священной миссией Пророка Мухаммада. Сегодня все человечество нуждается в свете Истины, все души испытывают жажду, утолить которую может лишь вера во Всевышнего Творца. Сейчас нет таких расстояний, как в эпоху Пророка и сподвижников, поэтому хиджра в современном мире приобретает немного другой смысл – в виде культурной интеграции в светское общество. Донести всю красоту исламской религии мы сможем только посредством интеграции в немусульманское общество. Дальнейшая изоляция будет лишь способствовать продолжительному развитию исламофобии и негативных стереотипов об исламе.

Сегодня много разговоров о противостоянии идеологий суфизма и ваххабизма, о проблеме объединения российских мусульман и др. Мне кажется, это не такие глобальные проблемы для столь многочисленных дискуссий по этой теме. На самом деле, не столь принципиально, сколько муфтиев будет стоять во главе российской уммы – один, двое, трое. Все равно при объединении останутся те же люди, которые сейчас находятся во главе духовных структур. Основная проблема в том, что пора наконец-то осознать о важной роли не только религиозного, но и всестороннего образования, о вовлеченности мусульман в научно-технический процесс, об использовании богатейшего интеллектуального фонда, накопленного западной цивилизацией и общей интеграции в современный социум. «Зри в корень», - говорил Козьма Прутков. Мы видим, насколько отстали арабские страны из-за изоляции и обособления, теперь пытаемся проделать такой же путь в пределах нашей страны. Когда, наконец, поймем, что этот путь тупиковый, и поменяем вектор развития – начнется поступательное движение вперед. Иначе, так и будем вариться в собственном соку, и будут продолжаться запреты на строительство минаретов в Европе, а девушки в хиджабах будут ассоциироваться со смертницами. Хотя, это только одна из причин…

Искандер НАБИУЛЛИН

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Новости партнеров
Loading...

Выбор редакции

Опрос
Как необходимо решать проблему ношения Хиджаба в школах?
Всего ответов: 148




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф