Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Суббота
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Отказаться ли от популярных сладостей?

Дата: 26.05.2023 Версия для печати
Отказаться ли от популярных сладостей?

Список недозволенных продуктов намного длиннее, чем может показаться на первый взгляд. И покупая детям некоторые сладости, мы даже не подозреваем, что сами «радуем» их не халяльными продуктами.

Казалось бы, что может объединять популярные сладости? Первое, что приходит в голову – популярность, ведь найти их можно в каждом магазине. Они пользуются спросом у детей, рекламу данных продуктов транслируют во многих крупных площадках. Однако главное, что нам надо знать об этих продуктах – их употребление не запрещено в исламе? Список недозволенных продуктов намного длиннее, чем может показаться на первый взгляд. И покупая детям данные сладости, мы даже не подозреваем, что сами «радуем» их харамными продуктами.

Листая ленту в социальной сети «Вконтакте», я наткнулась на пост от сообщества «Haram/halal», который содержал информацию о харамном составе одного мармелада. Запрещенным его делает загуститель желатин неизвестного происхождения. Многие комментаторы согласились с автором и поблагодарили за предупреждение, однако выделился один пользователь. Айзат Исхаков утверждал, что глупо запрещать детские мармеладки. Под постом он написал: «Я не понимаю, в чем логика, ведь ислам запрещает то, что причиняет нам вред, какая может быт опасность в сладостях, которые можно купить в каждом магазине?».


В составе очень многих обычных для нас продуктов есть запрещенные пищевые добавки. В одном йогурте, который мы так любим на завтрак, в конфетах, которые мы достаем к чаю, в шоколадках с лакомой начинкой, которые мы берем с собой на учебу или работу. Тут работает одно простое правило: если продукт желейный или имеет красный цвет (или добавку красного цвета) – смотрим на состав. Свиной желатин может быть использован в Е441 и кармин из насекомых Е120 получаются харамными добавками в Исламе? Поэтому популярные красные конфеты в том числе запрещены.


Чаще всего производители не уточняют в составе продукта, какой именно желатин они используют, поэтому эти продукты мы относим к разделу харам.  В ханафитском мазхабе вещи, подвергнутые истихаля, считаются чистыми. Для того, чтобы конечный продукт считался дозволенным, должно произойти полное изменение от изначального состояния. Согласно мнению ученых, не только мясо, но и все части свиньи являются нечистыми. В Коране сказано: «В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи – ибо это скверна, а также [мясо] запретного [животного], заколотого не с именем Аллаха» [6:145].

Можем ли мы считать превращение коллагена в желатин трансформацией? Нет, принцип «истихаля» тут не достигается, происходит лишь некоторое изменение в структуре. Желатин, добытый из рыб и растений, а также из костей, кожи и жил дозволенных животных, заколотых в соответствии с Шариатом, разрешены к употреблению.

Кармин – красный краситель, который получают из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили. Почему данный краситель запрещен в исламе? Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ отвечает: «Источником карминовой кислоты является насекомое. Согласно единогласному мнению ханафитских ученых, употребление в пищу насекомых запрещено. Большинство из ученых опираются на аят: «Он делает дозволенным благое и запрещает скверное» (Аль-А’раф, 157). Исключением является употребление в пищу саранчи (кузнечиков).  Абдуллах ибн Абу Ауф (р.а.) рассказывал: «Мы принимали участие в семи (или: шести) военных походах вместе с Пророком (с.а.с.) и вместе с ним ели саранчу» (Аль-Бухари, Муслим). Отсюда следует, что кармин относится к категории харама.


Известно, что алкогольные напитки в исламе являются харамом, так как они затуманивает разум и негативно влияет на здоровье человека. В 43-м аяте суры ан-Ниса говорится «О, вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите...». Но возникает другой вопрос. В состав шоколада при производстве иногда добавляют спирт. Можно ли употреблять такой продукт? Казалось бы, спирт в составе шоколада не опьяняет, это синтетический продукт, следовательно, не является нечистотой, как вино. Но согласно хадису Посланника Аллаха (с.а.в.): «Все, что опьяняет в большом количестве, запрещено употреблять и в малом» (хадис передали Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджах).


Возвращаясь к комментарию Айзата: «Так в чем же вред запрещенных пищевых добавок, которые встречаются в составе сладостей?». На вопрос отвечает имам-хатыйб мечети «Заһир», преподаватель Казанского исламского университета Тимур хазрат Латыпов: 
– Почему надо оказаться от популярных сладостей, в составе которых есть запрещенные исламом добавки? Во многих кондитерских изделиях присутствуют помимо таких явных открытых харамных компонентов, как спирт, допустим, ингредиенты, которые с точки зрения с ханафитской богословской школы являются сомнительными ингредиентами. Они либо харам, либо макрух – близко к хараму. Мусульмане должны сторониться таких вещей, потому что наша еда, наше пропитание влияет на степень принятия наших дуа. Есть хадис, в котором говорится, что один человек поднял руки к небу и начал просить у Аллаха исполнение его дуа. Тогда Пророк (с.г.в) сказал: «Как ты жил, так Всевышний и примет твои молитвы». Как Аллах Субхану уа Тааля может ставить в приоритет желания тех людей, у которых еда его была харамная, питье харамное и одежда харамное. На основе этого хадиса мы должны стараться следить за тем, что мы употребляем в пищу. Во-первых, это влияет на наше поклонение, во-вторых, мы в общем должны сторониться харамных и сомнительных вещей. Они приводят к очерствению сердец и потом «дальше-больше», как говорится.


Многие люди понимают под словом харам свинину и алкоголь. Это правильно, но на этом точка не ставится. Много ингредиентов, много компонентов, которые, с одной стороны, кажутся безвредными, но, если изучить его происхождение, то понимаешь, что добавка является харамным. Например, желатин. Сам по себе он дозволен, но запрещен в том случае, если он делается из свинины и из животных, которые были заколоты не по исламу, поэтому говорить, что все продукты, в которых есть желатин, харам неправильно. Мы не знаем из чего сделал производитель этот желатин. Возможно он сделал из халяльного животного, который был забит согласно исламу, но об этом не упомянул. Это его право, однако этим действием он дает повод мусульманам уже не покупать продукт. Мы не знаем, поэтому мы его сторонимся. Есть список, который утвержден комитетом халяль ДУМ РТ. Они разобрали позиции ханафитского мазхаба касательно этих добавок. Важно читать состав и знать каждый компонент. 


Чем мы должны заменить? Если мы любим желейную продукцию, то мы должны искать продукты, в которых производитель использовал такие желирующие агенты как пектин или агар-агар. Они природные и делаются из водорослей и их можно спокойно употреблять в пищу. Халяльной заменой для кармина является свекольный сок. 
Исходя из списка запретов, покупатели сладостей могут подумать, что продукция «халяль» – это товары, которые производят исключительно для мусульман. Однако это не так. Хоть изначально концепция и носила исключительно религиозный характер, сейчас знак «халяль» указывает на экологически чистые продукты питания и сладости, которые не содержат искусственных или вредных ингредиентов. Такая пища полезна и подходит для всех покупателей. Мы можем утверждать, что «халяль» – это качество. 


Увидев в ярких и красочных рекламных проектах продукты, где море улыбок и через экран передается радость детей, мы в последнюю очередь думаем, что они могут быть харамными. Важно знать тонкости религии, нельзя игнорировать данные факты, так как это все влияет на степень принятия наших дуа, на наш иман. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставь то, в чем сомневаешься и делай то, в чем у тебя нет сомнения, воистину, правдивость – это спокойствие, а ложь сомнение» (Ат-Тирмизи).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям» (Аль-Бухари, Муслим).


Важно понимать, что все эти вещи заменимы. Для каждой продукции есть альтернатива, никто нас не обделяет. Кроме того, в последнее время все больше известных компаний начали производить свои продукты в соответствии с требованиями комитета «Халяль». Радуйте детей, близких только дозволенными вещами. Тогда Всевышний умножит наши яркие дни, ИншаАлла.
                                                                        Автор: Лейля Хайруллина


Оставьте комментарий


Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1435

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф