Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Пятница
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Почему стреляли в Казани

Дата: 27.10.2012 Версия для печати
Почему стреляли в Казани

24 октября в Казани спецназ штурмовал квартиру, в которой, предположительно, находились преступники, устроившие покушение на муфтия Татарстана и убийство его заместителя прошедшим летом.

Так получилось, что в среду, 24 октября, мне пришлось много ездить по делам по центру Казани. Поэтому когда я вернулся домой, то с удивлением для себя обнаружил, что Казань, оказывается, стала местом боевых действий и что в нашем городе ввели режим КТО. Забавно, что узнал я об этом только из интернета. Информация о событиях в столице Татарстана была в топе федеральных СМИ, и если бы я не жил в Казани, то решил бы, что город находится на осадном положении. Угрожающие заголовки, видео со спецоперации, в общем, информационный антураж соответствовал настоящим боевым действиям.

Однако для жителей Казани, кроме тех, кто жил в злополучном доме и поблизости, вся эта история оказалась мало замеченной и мало, судя по общественному резонансу, актуальной. Нет, не потому что привыкли (такие события, безусловно, из ряда вон выходящие), просто в полуторамиллионном городе мысли людей сосредоточены больше на своих проблемах и заботах. Жизнь в крупном городе a priori предполагает определенную готовность к опасностям и инцидентам.

Вот и я в течение того дня не только не заметил никакой особой активности в городе, но даже не получил ни одного встревоженного звонка от знакомых друзей или журналистов.

Казанцы в массе своей пока не выработали отношения к внезапно обострившейся ситуации в мусульманском сообществе Республики, поскольку для всех очевидно, что Татарстан это не Дагестан и здесь не только другая культура межрелигиозного и внутрирелигиозного взаимодействия, но и другая стадия модернизационного развития. Для многих рядовых казанцев не очевидно даже наличие религиозного подтекста в этих событиях. Поэтому так называемая моджахедизация Татарстана больше напоминает цирк и пародию, одним словом – симулякр. В сети полно разных видеопостановок, слепленных на скорую руку нагнетающих комментариев, но нет четкого аргументированного объяснения причин обострения ситуации. Хотя от религиозного фактора никуда не деться. Об этом и поговорим.

В Татарстане, действительно, за последние годы возникли различные кружки тех направлений ислама, которые никогда не были характерны для татар. Это создало определенную напряженность внутри мусульманского сообщества. Однако превращению региона в очередную горячую точку не способствовали, как я уже говорил, высокая модернизация Республики и особая культура внутриконфессионального диалога и низовой самоорганизации (что было характерно для татар и в дореволюционное время). Кроме того, если и возникали попытки кого-либо выйти за рамки правового поля, то в таких случаях в игру вступали силовики, которые легко «гасили» любые проявления экстремизма.

Однако настолько открытого и острого кризиса исламской сферы, как сейчас, Татарстан еще не переживал. Покушения на муфтия и убийство его заместителя летом текущего года, а также перестрелка в одном из окраинных районов Казани – это проявление системного кризиса. Значит, какие-то устоявшиеся веками традиции внутриконфессионального диалога и диспута были демонтированы.

В апреле 2011 года сменилось практически все руководство Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМРТ). Новая власть достаточно резко взяло курс на «очищение» рядов исламского духовенства и мусульманских общественных объединений от идеологически ненадежных представителей. С тех пор в Казани участились митинги мусульманских и национальных активистов, которые выражали недовольство новой политикой муфтията. По мнению оппонентов нового курса ДУМРТ, руководство муфтията стало использовать грубые репрессивные меры в отношении своих идеологических противников – представителей духовенства и исламских общественных организаций. По мнению оппозиционеров, это выразилось в смещении многих популярных мулл и массовом развешивании ярлыков «ваххабит», «националист», «радикал» и «исламист» в отношении всех несогласных с методами ДУМРТ.

Впервые в истории Татарстана в Казани появилась мусульманская уличная активность. Такая конфликтогенность создала благоприятный негативный фон для активизации различных деструктивных политико-религиозных течений. Это привело к еще большему обострению ситуации в Татарстане. Только играя на чувствах психологически неустойчивых и идеологически радикальных молодых людей, можно было обосновать столь дерзкий теракт: взрыв машины муфтия и убийство его заместителя.

Тот факт, что в последние годы в Татарстане образовалась девиация в виде поддавшихся на провокацию мусульман, говорит о том, что методы цивилизованной дискуссии разрушены. Речь не идет о «моджахедизации» или «дагестанском сценарии». Речь идет об общем системном кризисе, который сделал невозможным какой-либо диалог.

Связан этот кризис с тем, что за 70 лет существования СССР исламская мысль и инфраструктура за рубежом ушли далеко вперед, поэтому столкнувшаяся с новыми течениями ислама (притом не всегда экстремистскими, а иногда и прогрессивными) татарская интеллигенция не успела выработать конкурентоспособную им альтернативу. Идеологическая несостоятельность с одной стороны и поиск смысла жизни молодежью с другой привели к формированию большой пропасти, которая разделяет сейчас официальное духовенство и юную мусульманскую общину Татарстана.

На этом фоне в поисках идеологической платформы татарские мусульманские и национальные идеологи мечутся сейчас между деревенским традиционализмом и светским евроисламизмом. Однако, поскольку никакая из этих моделей (деревенская и светская) не соответствует полностью потребностям городской мусульманской молодежи, то остается большой зазор, который заполняется чем угодно.

Поэтому одна из важнейших задач, которую пытаются решить мусульмане Татарстана, – это формулирование адекватной времени конкурентоспособной концепции развития исламского сообщества и его взаимодействия с государством. Именно от успешного решения этой задачи зависит дальнейшее религиозное спокойствие в регионе.

Сегодня же, после очередных потрясений, многие мусульмане Казани крайне встревожены, поскольку считают, что единственной проигравшей стороной в этой ситуации оказываются только они, ведь последние события наносят вред образу ислама и мусульман.

А Казань продолжает жить своей жизнью...

Данис ГАРАЕВ, zurkazan.ru


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Плохие мысли одинаково посещают всех. Говоря о верующих людях, то они отмечают, что люди, легко подвергающиеся эмоциональным всплескам, чаще всего страдают от посещающих их в намазе плохих мыслей. Они страдают, винят себя в грехе и не понимают истоко...

Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф