Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Пятница
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

«Сухой закон» по-американски, или не пить по канонам Ислама

Дата: 29.10.2010 Версия для печати
«Сухой закон» по-американски, или не пить по канонам Ислама

Если спросить любого человека, с чем у него ассоциируется ислам, почти наверняка сразу же после терроризма он назовет «сухой закон», запрет на алкоголь. Действительно, ислам, пожалуй, единственная из мировых религий, которая активно провозглашает запрет на употребление алкоголя и других «дурманящих» веществ и продуктов.

Алкоголизм, по сути, явление глобального характера, превосходящее по своей остроте и распространенности все остальные вредные привычки, связанные с употреблением наркотиков, вместе взятые. Экономические потери, вытекающие из наличия этих проблем, неисчислимы. Только в США ежегодные затраты на решение проблем, связанных с алкоголизмом, составляют в 56 миллиардов долларов. А тяжкое бремя людского горя, выраженного в распавшихся семьях, брошенных детях, неудачных карьерах, смерти, невозможно подсчитать. Количество смертей по причине употребления алкоголя просто потрясает. 60 тысяч дорожных происшествий в США ежегодно приносят жертвы. По меньшей мере половина этих трагедий связана с употреблением спиртного. Число смертельных исходов при болезнях, вызванных алкоголем, колеблется от 15 до 20 тысяч, а число самоубийств и убийств, совершаемых под влиянием алкоголя, примерно такое же — 35 тысяч.

Общепринятым сейчас стало лечить алкоголизм, не обращая внимания на проблему доступности алкоголя в обществе. С 1920 по 1933 год США приложили немало усилий по принудительному запрету алкоголя с тем, чтобы добиться всеобщего воздержания от его употребления. К сожалению, попытка такого запрета официальными мерами закончилась полным провалом.

Однако в большинстве стран, во избежание неумеренного употребления, официально разрешили алкогольные напитки. К сожалению, и это оказалось нерезультативным. Индустрия алкогольных напитков вкладывает тысячи миллионов долларов в рекламу. Употребление алкоголя подается как символ мужественности, взрослости и сексуальной силы. Все больше и больше людей привыкают пить, многие из них попадают в зависимость от алкоголя и нуждаются в лечении. Во многих странах больные алкоголизмом составляют от трети до четверти пациентов психиатрических больниц. От одной пятой до четверти всех пациентов всех клиник и больниц общего профиля также составляют люди, чьи заболевания связаны с употреблением алкоголя.

Экспертная комиссия ВОЗ по вопросам наркомании подчеркивает, что проблемы, возникающие из-за употребления алкоголя, не могут и далее рассматриваться лишь как проблемы медицинского или морального плана, касающиеся отдельной личности, косвенно отражаясь на благосостоянии его семьи. Теперь эти проблемы уже влияют на здоровье, благосостояние и безопасность всего населения, а судя по сведениям, поступающим из некоторых стран, даже на развитие целых наций.

Мусульманам легко рассуждать про то, что связано с алкоголем. Им не свойственно затуманенное мировоззрение, сопровождающее культуру питья. Они имеют, в буквальном смысле, трезвый взгляд на вещи. Мусульмане не употребляют алкоголь не потому, что запрет на него логичен и трезвость соответствует истинному пониманию культуры. Для них достаточно того, что Аллах Всевышний (Слава Ему) наложил запрет на выпивку. Аллах Милосердный хочет, чтобы мы жили полноценной жизнью, полностью реализуя свои способности. Сегодня, глядя на возникающие на Западе проблемы, мы все больше убеждаемся, что этот категорический запрет Аллаха Всемогущего — лучше для человека. Аллах (Хвала Ему) ниспослал нам наилучший кодекс поведения. Мусульманин своим здоровьем, трезвостью и гигиеническими навыками обязан Исламу как образу жизни.

Мы видим, каких впечатляющих результатов добилась современная медицина на пути прогресса, однако профилактическая медицина на нынешнем этапе развития здравоохранения оказалась менее рациональной, чем другие отрасли медицины.

В том контексте, как профилактическая медицина понимается в Исламе, ее основы были заложены более четырнадцати веков назад.

Аль-Бухари приводит такие слова Аиши, жены пророка Мухаммада: Если бы Коран сразу же предписал арабам не пить хамир (вино), не играть в азартные игры или не заниматься развратом и прелюбодеянием, то они бы наверняка сказали: нет, мы не можем согласиться. В действительности же Коран терпеливо вселял в их сердца страх перед Господом и любовь к Нему, рисовал им картины другой жизни с ее раем и садами Эдема для тех, кто повинуется Ему, и с адом и Геенной для тех, кто восстает против Него, и так до тех пор, пока сердца их не смягчились. Затем им было приказано прекратить употребление хамира, прелюбодеяние и азартные игры — и они согласились.

И даже тогда вино не было запрещено сразу. Ушло еще три года на то, чтобы полностью запретить эту отраву. Мусульмане стали задавать вопросы относительно вина. «Они спрашивают тебя о вине и майсире. Скажи: В них обоих — великий грех и некая польза для людей, но грех их — больше пользы». (Коран, сура «Корова», 2:219).

«Этот аят отвратил от вина и азартных игр многих преданных и набожных мусульман. Но поскольку ядовитая жидкость не была запрещена окончательно, основная масса мусульман продолжала пить, особенно утром (сабух) и вечером (габух). И все же этому предписанию принадлежала большая роль в снижении потребления алкоголя в Медине, столице Исламского государства.

Следующее предписание было ниспослано после того, как один из сподвижников, будучи в состоянии опьянения, сделал ужасные ошибки, цитируя Священный Коран в своей молитве. «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите» (Сура «Женщины», 4:43).

Это ограничение было очень важным, поскольку впервые пьянство вошло в противоречие с молитвами, которые распределялись в течение всего дня, начиная с молитв на рассвете и кончая молитвами на ночь».

Результатом этого явился конфликт между новым предписанием и устоявшимся обычаем арабов пить с утра (сабух) и ранним вечером (габух). Внутренняя борьба раздирала душу многих пьяниц, пытавшихся обуздать свою страсть к спиртному. У некоторых хронических алкоголиков даже проявились отдельные симптомы, характерные при воздержании: конвульсии, или приступы белой горячки.

В качестве лекарства употребляли мед. Он был рекомендован Священным Кораном и пророком Мухаммадом как прекрасная пища и целительное средство. Последний удар по вину был нанесен во время пира, в котором участвовали мухаджиры (мекканцы) и ансар (мединцы), где подавалось спиртное. Напившись, они стали похваляться друг перед другом, а потом затеяли драку, используя в качестве оружия обглоданные кости со стола. Когда они опомнились, а эффект опьянения уже прошел, то устыдились совершенного, чувствуя себя виноватыми и грешными. И в тот момент была ниспослана сура Корана, провозгласившая, что азартные игры и спиртные напитки отныне и навсегда запрещены для всех мусульман.

«Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы. Удержитесь ли вы?» (Коран, сура «Tрапеза», 6:90-91).

«И удивительным был ответ всего общества. Люди вскричали: О Аллах! Мы бросили пить! Вот что передают со слов Анаса ибн Малика: Когда вино было запрещено, арабы все еще любили его, и не было для них ничего более трудного, чем соблюсти запрет. Тем не менее, они должным образом последовали ему. Каждый из нас, в чьем доме было вино, вынес его на улицу и вылил. На протяжении нескольких дней запах ядовитого зелья стоял над Мединой».

Пророк (да будет мир над ним!) потребовал от жителей Медины вынести все вино, хранившееся у них дома, и сам ножом взрезал кожаные бурдюки, наполненные вином. В тот день пророк (да будет мир над ним!) произнес свой знаменитый хадис, которым он проклял вино, тех, кто пьет, гонит, торгует или даже только подает его на стол. Таким образом, в течение одного-двух дней все население города превратилось в трезвенников, и наиболее удачная кампания, когда-либо предпринятая человеком против алкоголизма, была чудесным образом выиграна. С тех пор и по сей день мусульмане всего мира (а их в сегодняшнем населении Земли насчитывается около 1000 миллионов человек) являются группой, наименее подверженной алкоголю и связанным с ним проблемам. Несмотря на принадлежность к различным нациям и культурам, большинство их сохранило свою воздержанность к алкоголю на протяжении веков. Несомненно, человек лучшее творение Аллаха, так как Господь поставил его выше других творений, дав ему мозг, и человек обязан сохранить этот дар Всевышнего Аллаха от того зла, которое может причинить человеку вред».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все, от чего человек теряет рассудок, — запретно!» К этому злу и относится вино, наркотики, ибо они пагубно, отрицательно влияют на мозг человека и его организм в целом. Мы можем убедиться в этом, взглянув на пьяного человека. В хадисах (изречениях) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Не пей опьяняющего, ибо оно ключ всех злодеяний...» «40 дней Бог не примет молитву того, кто выпьет опьяняющий напиток...». Если Аллах запрещает что-либо, то и все действия, связанные с этим запретны. И нельзя выращивать растения, из которых в дальнейшем получаются наркотики.

Посланник Аллаха сказал: «Если Аллах запретил какую-то вещь, то деньги, связанные с ней (купля-продажа), тоже запрещены. Кто получил имущество на грешном пути и затратил его на добрые действия (затраты на родственников, милостыни, затраты на пути Аллаха), то соберутся все действия и будут брошены в ад вместе с ним». Многие арабы, только что принявшие Ислам, пытались убедить Пророка, что они сами пьют спиртное и дают его другим только как лекарство. Пророк же, возражая, подчеркивал: «Это не лекарство, оно само причина болезни и нерасположения духа». Проще говоря, алкоголь — это наркотик, употребление которого может вызвать привыкание, и люди, склонные к нему, скорее всего и станут алкоголиками, если они по той или иной причине мало приспособлены.

С точки зрения социологии, алкогольные изделия и наркотики являются причинами разложения семьи и общества. Большинство разводов и других социальных проблем также связаны с их потреблением. У людей, их потребляющих, понижается моральный уровень, и они вызывают у населения отрицательные эмоции.

Если посмотреть на эту проблему беглым взглядом с точки зрения экономики, то увидим, что производство и продажа алкогольных изделий — дело, довольно прибыльное для государства. Однако, если посмотреть глубже, то оказывается, что ущерб, наносимый последствиями их потребления, намного превышает прибыль, идущую от их производства и продажи. Под ущербом подразумеваются расходы на здравоохранение (лечение алкоголиков и наркоманов, лечение других болезней, связанных с их потреблением) и правоохранительные органы (деньги, затраченные на усиление контроля над преступностью. Например, убийство в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, нарушения правил дорожного движения, драки и разборки различных группировок). Потребление этих веществ вызывает снижение уровня работоспособности, увеличение технологических (производственных) ошибок.

В заключение хотелось бы обратиться к опыту двух стран, где велась борьба с алкоголем; это недавний опыт Америки (1919-1933 гг.) и опыт арабов на заре Ислама (13 веков назад).

В Америке много лет велась пропагандистская кампания против вина. Было потрачено 65 млн. долларов на антиалкогольную агитацию, никто как будто не сомневался во вреде пьянства, и люди были готовы отказаться от вина. Но когда конгресс США издал специальный «сухой закон», а правительство принялось применять его на практике, не предотвращая распространение и потребление спиртных изделий, нация не проявила особой радости и стала нарушать этот закон. В результате крупнейший эксперимент по изменению обычаев и привычного поведения при помощи принятого закона через 14 лет борьбы имел нулевой показатель.

Вот почему нам необходимо поднять духовный уровень человечества, а для этого мы должны вести работу по религиозному просвещению и воспитанию личности (психотерапевтическое значение проповедей имама) в духе истинных высших ценностей, которые проповедует Ислам.

И в возрождении традиций Ислама видится мощный резерв сохранения и улучшения не только нравственного, но и физического здоровья как нации в целом, так и каждой отдельной личности.

Абдрахман ХАБИБУЛЛИН


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Плохие мысли одинаково посещают всех. Говоря о верующих людях, то они отмечают, что люди, легко подвергающиеся эмоциональным всплескам, чаще всего страдают от посещающих их в намазе плохих мыслей. Они страдают, винят себя в грехе и не понимают истоко...

Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф