Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Воскресенье
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские богословы: Гатаулла Баязитов (1847-1911)

Дата: 20.12.2013 Версия для печати
Татарские богословы: Гатаулла Баязитов (1847-1911)

Гатаулла Баязитов родился в 1847 году в деревне Тюменсу (Темников) Касимовского уезда Рязанской губернии в семье муллы. Начальное образование он получил в деревне, в медресе своего отца. Затем продолжил обучение в медресе Баймурад деревни Чутай, недалеко от г. Касимова. Через несколько лет он решил продолжить образование в одном из известных медресе Заказанья – медресе д. Кшкар (ныне Атнинский район РТ).

Гатаулла Баязитов родился в 1847 году в деревне Тюменсу (Темников) Касимовского уезда Рязанской губернии в семье муллы. Начальное образование он получил в деревне, в медресе своего отца. Затем продолжил обучение в медресе Баймурад деревни Чутай, недалеко от г. Касимова. Через несколько лет он решил продолжить образование в одном из известных медресе Заказанья – медресе д. Кшкар (ныне Атнинский район РТ).

Приезд Гатауллы в этот района, в духовный центр татар, конечно, не случаен. Здесь находились многие знаменитые татарские медресе. А медресе деревни Кшкар считалось одним из старейших учебных заведений со своими устояышимися педагогическими традициями. Правда, это учебное заведение было известно, в первую очередь, как один основных центров традиционных (кадимистских) методов обучения.

Возможно, годы обучения и преподавания в этом медресе, хотя и непродолжительные, сыграли заметную роль в формировании мировоззрения Г. Баязитова. По мнению историка Рафика Мухаметшина, Баязитов, будучи известным общественным и религиозным деятелем, не сумел до конца проникнуться сущностью джадидизма и его прогрессивную роль для системы народного образования татар и других мусульманских народов (1). Но при этом, как пишет Мухаметшин, нужно отметить, что он никогда не был сторонником традиционного кадимизма. Более того, он стал одним из известных представителей религиозного реформаторства у татар в 19 веке.

Можно сказать, что Г. Баязитов является одним из мыслителей, который в своей практической и научной деятельности довольно ярко показал противоречивость своей эпохи, борьбу различных течений в общественной жизни татарского народа.

Вернувшись в деревню Чутай, Гатаулла продолжает свою преподавательскую деятельность(1). Его назначают учителем логики и философии. Но проработал он недолго. В 1871 году Г. Баязитов получает приглашение виз Петербурга возглавить Второй мусульманский приход. Он согласился, хотя и понимал, что в столице практически нет условий для удовлетворения религиозных потребностей мусульман.

В Петербурге не было ни одной мечети. Официально существовало три мусульманских прихода, служба проводилась специально нанимаемых помещениях, называемых молельней.

В Петербурге Г. Баязитов активно включается в общественную жизнь столицы. Изучает русский язык, общается со столичной интеллигенцией. Вскоре он получает должность военного ахуна. Дело в том, что в войсках гвардии петербургского гарнизона и на кораблях Балтийского флота постоянно служили представители мусульманских народов. Служили они также в Крымско-татарском эскадроне, в собственном конвое Его Величества. Отдельный гвардейский корпус в Петербурге с начала 19 века комплектовался солдатами и офицерами, исповедовавшими мусульманскую религию. Привлекая их к службе в гвардии, российский генералитет учитывал особые данные, присущие представителям этой конфессии: трезвость, честность, трудолюбие. В гвардии неукоснительно поддерживался принцип веротерпимости. Для мусульман в Отдельном гвардейском корпусе и на Балтийском флоте в штатах предусматривались вакансии священнослужителей – муэдзинов, мулл и «ахуна квардии». Тот факт, что должность ахуна получил Баязитов свидетельствует о его высоком авторитете (1).

Петербургский период жизни Г. Баязитова свидетельствует о том, что он отчетливо понимал необходимость разносторонней деятельности мусульманской интеллигенции. Это было необходимо для созданий хотя бы минимальных условий удовлетворения духовных потребностей мусульман. Одну из основных задач в этом направлении он видел в создании национальной периодической печати. Известно, что татарская интеллигенция уже с начала 19 века поднимала эту проблему, но не добилась разрешений на издание газет и журналов. Г. Баязитов в 80-е годы 19 века обращается за разрешением издать газету «Хэфтэ» («Неделя») на татарском и русском языках. После получения отказа он попытается организовать выпуск и других газет. Но и эти просьбы оставались без ответа. Только в 1905 году, получив разрешение на издание газеты «Нур», он становится учредителем и редактором первой газеты на татарском языке.

Широкую известность Г. Баязитову принесли труды, написанные им в 80-90-е годы XIX века. Это были первые серьезные исследования по исламу, опубликованные на русском языке. Книги получили широкий отклик не только в России, но и за ее пределами. Они появились и в переводах на турецком и французском языках. Первой книгой, вызвавший большой интерес в России и за рубежом стала книга «Возражение на речь Эрнеста Ренана: Ислам и наука» (СПб., 1887). В ней Баязитов вступил в полемику с французским ученым Ренаном, который заявлял о несовместимости положений Ислама и рационального знания. Как отмечает историк Айдар Хабутдинов, миссионер Миропиев с раздражением констатировал, что, прочитав книгу Баязитова, «русский заурядный интеллигент невольно пленится высотой учения Ислама и обаятельной личностью основателя его, Мухаммеда». Известный русский публицист Александр Амфитеатров в 1898 году опубликовал похвальный отзыв на книгу Баязитова, поддержав главный ее тезис: «Ислам в своем первоисточнике не мертвящая сила, он призывает своих исповедников к прогрессу, в принципе веротерпим к иноверцам, терпим ко свободному мнению даже в области религиозного мышления, благоговеет перед наукой» (2).

В работе «Отношение Ислама к науке и иноверцам» (С Пб., 1887) Баязитов доказывал, что веротерпимость является одним основополагающих принципов Ислама, а его цивилизованное отношение к иноверцам (а не приспособление к новым веяниям времени и европейской цивилизации) — один из основополагающих принципов этой религии. В работе «Ислам и прогресс» (С Пб., 1897) Баязитов утверждал о принципиальной совместимости Ислама и прогресса(2). Он считал, что «конечный идеал, к которому стремится человечество, и окончательная цель его развития на земле — есть объединение религии и науки, этих высших областей духовного мира человека» (2).

Книги Баязитова, как отмечает Айдар Хабутдинов, стали откровением для русского читателя и вообще европейского читателя, так как в них они впервые смогли прочесть рассуждения о сущности Ислама и его роли в европейской цивилизации, выдвинутые российским мусульманином. Сегодня мы должны продолжить святую миссию Гатауллы хазрата в объяснении сущности современного Ислама для наших российских сограждан (2).

Велика заслуга Гатауллы Баязитова в строительстве Соборной мечети. В начале 80-х гг. ХIХ в. вместе с имамом первого мусульманского прихода М.З.-Ш Юнусовым Баязитов выступил с инициативой сбора средств на возведение мечети(3).

Сначала удалось при поддержке ОМДС добиться разрешения на создание Комитета по сбору пожертвований в Европейской части России и в Сибири. За период с 1883 по 1898 гг. было собрано около 37000 руб., причем более половины суммы сумел собрать Г. Баязитов (3). В 1906 году председателем вновь созданного Комитета по постройке Соборной мечети был избран А.А. Давлетшин, но ахун Г. Баязитов, будучи самым авторитетным членом Комитета, принимал активное участие в его работе и в организации конкурса на право возведения мечети.

Основные условия конкурса составлялись с учетом его мнения. Свои пожелания он высказал в докладе "О постройке мечети в Петербурге", прочитанном в 1907 г. в Императорском Обществе архитекторов. Баязитов подчеркивал, что внутреннее убранство мечети должно быть скромным, ссылаясь на слова Пророка Мухаммада: "Стройте мечети, но внутри не украшайте, стройте города, их украшайте".

3 февраля 1910 г, будучи уже тяжело больным, Г. Баязитов принял участие в церемонии закладки Соборной мечети и даже произнес речь.

Умер Г. Баязитов в апреле 1911г. В день похорон ему были отданы почести, как высшему мусульманскому деятелю Петербурга: по приказу градоначальника на пять минут было остановлено движение городского транспорта, протяжными гудками заводских труб столица простилась с усопшим. Г. Баязитова похоронили на Ново-Волковском мусульманском кладбище. Могила не сохранилась.

Подготовил Сулейман Айдинов по материалам:

1. Мухаметшин Р. Гатаулла Баязитов (1847-1911) / Татарские интеллектуалы: исторические портреты /Сост. Р.М. Мухаметшин, Казань, 2005.,

2. Хабутдинов А. Гатаулла Баязитов (1847-1911) / http://www.muslim-spb.ru/index.php?page=gataulla-bayazitov

3. Баязитов Атаулла (1846\47- 1911) / История и культура Ислама (http://www.islam.gmir.ru/excersion/islam_persons/bayazitov-ataulla)

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 431

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф