Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Среда
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Халифы из рода Омейи

11.05.2009, 21:46 Версия для печати
Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Халифы из рода Омейи

Халифы из рода Омейи. 90 лет становления исламской государственности. 661-680. Халифат Муавийи ибн Абу Суфьяна. Став халифом, Муавийя ибн Абу Суфьян прежде всего перенес столицу Халифата из Медины в Дамаск, получивший статус опорного пункта арабов в их продвижении на восток и на запад, в Северную Африку.

В молодости Муавийя некоторое время был писцом у Мухаммеда. Халиф Абу Бекр направил братьев Йазида и Муавийю командующими войсками в Сирию. После смерти брата Муавийя стал главнокомандующим сирийской армии. В 636 году халиф Умар назначил его наместником Сирии, под властью которого находились Палестина и Иордания. Муавийя совершил много походов в Хорасан и за Аму-Дарью, в которых отличился также его военачальник Абдаллах ибн Амир ибн Курейз, двоюродный брат халифа Усмана.

Абдаллах ибн Амир родился в 625 году в Мекке. В 649 году он был назначен наместником Басры. В 651-652 годах, во время военной кампании в Хорасане под его командованием, к Халифату были присоединены все восточные области Сасанидского Ирана, в результате чего арабы вышли к Аму-Дарье. В борьбе Али и Муавийи за халифат Абдаллах ибн Амир выступил на стороне Тальхи и аз-Зубайра. После победы халифа он бежал в Дамаск, а после смерти Али Муавийя вновь назначил Абдаллаха наместником Басры, но через три года сместил, и бывший наместник удалился в Медину. Абдаллах ибн Амир умер в Мекке в 679 году. Этот полководец был одним из тех ставленников Усмана, которые при Омейядах продолжали оказывать влияние на халифов. Следует опровергнуть широко распространенное ошибочное мнение о том, что Омейяды были создателями арабо-мусульманской государственности. Это неверно, поскольку исламскую государственность создал Мухаммед. Халифы в меру своих сил лишь продолжили дело Пророка, управляя Халифатом в тех пределах дозволенного, которые определялись Кораном и сунной.

Муавийя, будучи еще наместником, начал строить флот в портах Акка и Тир. Победный штурм греческого морского десанта, захватившего Александрию в 645 году, произвел на него неизгладимое впечатление. Так что в 649 году уже сирийская эскадра во главе с Абу Аваром, объединившись с египетской во главе с наместником Египта - Абдаллахом ибн Абу Сарха, захватила Кипр.

Главнокомандующий морскими силами Абдаллах ал-Хариси в 653 году одержал первую победу над флотом Византии. Но арабы не перешагнули через Средиземное море. Военные походы против Византии совершались по суше - через Армению и Грузию. Слабость обороны, характерная для Византии, позволила арабам меньше чем за пятнадцать лет трижды осаждать Константинополь. Но Муавийя к концу жизни все-таки отказался от мысли завоевать столицу Византии: силы были еще очень и очень неравными.

Муавийя, находившийся у власти почти сорок лет (включая двадцатилетнее управление Сирией), был хитрым, но недальновидным политиком. Возможно, постоянные столкновения с византийцами повлияли на его манеру ведения дел с помощью закулисных интриг. Муавийя и приближал к себе таких же энергичных и пробивных людей, как он сам, например некоего Зийада, происхождение которого никому не было известно. Подобный случай - исключительная редкость для арабов, которые считают позором не помнить своих предков или отказаться от их имен. Муавийя объявил Зийада своим названым братом, и таким образом этот авантюрист получил имя Зийад ибн Абу Суфьян, но остался в истории под именем Ибн Абихи ("Сын своего отца"), или еще уничижительней - Ибн Сумайя ("Сын Сумайи"), что означает одно - "безродный".

Назначенный управляющим делами у Абдаллаха ибн Амира, Зийад в отсутствие господина, воевавшего в Хорасане, приказал выкопать канал ал-Файд - от Басры до речки Шатт ал-Араба и, кроме того, завершить сооружение другого канала, начатое еще при халифе Умаре, - от Убуллы до Басры. Вернувшись из похода, Абдаллах ибн Амир был взбешен самоуправством слуги. Согласно мусульманскому праву, человек, выкопавший канал, становится его хозяином.

Во время противостояния Али и Муавийи Зийад поначалу сохранял нейтралитет, потом ненадолго примкнул к Али, а затем его окончательно сманил к себе Муавийя. В 665 году халиф назначил Зийада наместником Басры, а вскоре и всего Ирака. Зийад отличился на этом посту непреклонностью при наведении порядка в подвластных ему территориях. Его сыновья Салм и Убайдаллах тоже отличились верной службой Омейядам.

Зийаду принадлежит идея создания в Халифате внутренних войск, выполняющих полицейские функции. Так власть халифа впервые была ограждена от посягательств, специально созданными подразделениями. Зийад набирал к себе в помощники людей средних способностей, услужливых, а сторонников Али жестоко преследовал. Естественно, что такое положение дел вызывало проповеди о нечестивости правителей, о необходимости смещения халифа, вносящего новшества в шариат и тем самым попирающего закон. Поэтому, несмотря на сильное административное устройство, правление Омейядов отличалось некоторой слабостью духовной организации, с чем мусульманская община никогда не смогла примириться.

Халиф Муавийя ибн Абу Суфьян еще при жизни объявил своим наследником сына Йазида.

670

Основание Кайруана

Северная Африка, населенная язычниками-берберами, постепенно вовлекалась в единое духовное поле ислама. В 670 году Укба ибн Нафи, вошедший в историю под именем Сиди Укба, основал Кайруан - город, подобный военным базам Куфе, Басре и Фустату. Правление Византии в Северной Африке подходило к концу.

Через несколько лет действия Укбы в Африке вызвали недовольство халифа, и в 675 году Укба был смещен с поста наместника Каируана и прилегающих к городу областей. И только в 682 году Йазид ибн Муавийя снова направил Укбу в Африку. В стычке с берберами этот храбрый и прямодушный полководец погиб. После его гибели в 683 году берберы посчитали себя свободными от всех обязательств перед Халифатом и вернулись к вере своих предков. Суровые берберы оказались сильными противниками и долго не уступали никому своих языческих богов.

В это же время походы на восток были для Халифата более успешными. Пройдя по долине одной из рек, арабы во главе с Мухаллабом ибн Абу Суфра вторглись в Индию. Результатом похода стало присоединение ее северных территорий к Халифату. Одновременно с этим был совершен первый поход за Аму-Дарью при наместнике Хорасана Салме ибн Зийаде, сыне названого брата Муавийи. Это был опасный поход, поскольку арабы не знали, какие племена населяют земли Мавераннахра, а переправа через Аму-Дарью в случае необходимого отступления была сопряжена с большими трудностями. К тому же это было опять-таки новшеством, поскольку еще халиф Умар предупреждал своих полководцев не переправляться через большие реки, потому что с военной точки зрения это рискованно для армии и невыгодно для государства: удерживать в повиновении земли, расположенные за водной преградой, труднее, чем области, границей которых оказываются река или море.

Гибель Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба

После смерти Муавийи в 680 году сторонники Али в Куфе пригласили его второго сына, Хусейна, на халифат. Сын Муавийи Йазид не пользовался авторитетом, но Муавийя добился принесения ему присяги еще при своей жизни. Мерван, двоюродный брат халифа Усмана, наместник Медины, всячески отговаривал его от этого шага, но Муавийя в ответ сместил Мервана с поста и лично прибыл в Медину добиваться присяги, обещая расправиться со всеми, кто не выполнит его требования.

Муавийя умер в апреле 680 года, оставив политическое завещание. В нем он заклинал арабский мир не признавать халифами Хусейна ибн Али и Абдаллаха ибн аз-Зубайра. Эти двое, в свою очередь, уклонились от присяги Йазиду и укрылись в Мекке.

Йазид был жизнерадостным, полным сил молодым человеком, более склонным проводить время в пирах и на охоте, чем в беседах с мудрецами.

Сторонники Али в Куфе - шииты (букв, "приверженцы") - видели законным халифом Хусейна. Но недавно назначенный наместник города Убайдаллах ибн Зийад, второй сын Ибн Абихи, выступил с угрозами в адрес шиитов. Посланный из Мекки небольшой отряд двоюродного брата Хусейна, Муслима ибн Акиля, был разбит, а Муслим казнен. Ничего не знавший об этом Хусейн собрался в путь. Его отговаривал дядя Абдаллах ибн Аббас, а знаменитый поэт ал-Фараздак, совершавший паломничество в Мекку, на вопрос Хусейна о настроении умов в Ираке и Басре ответил: "Сердца их клонятся к тебе, мечи принадлежат сынам Омейи, а решение - в руках Всевышнего: Он сотворит, что Ему угодно". Ответ был неутешительным, но рядом с Хусейном постоянно находился его друг Абдаллах ибн аз-Зубайр, внук Абу Бекра, который поддерживал намерение Хусейна отправиться в Куфу. Хусейн решился выступить с небольшим отрядом и всеми домочадцами. В пути он получил предостережение от наместника Куфы, но не отступил. Вскоре до Хусейна дошло известие, что его сторонники в городе, на поддержку которых он рассчитывал, частью перебиты, частью рассеяны. Понимая, что дело его проиграно, Хусейн отпустил всех присоединившихся к нему по пути, чтобы избежать ненужных жертв, и в сопровождении свиты и родственников повернул на север, к Евфрату. Он разбил лагерь у Кербелы, близь Куфы.

Убайдаллах ибн Зийад выслал навстречу Хусейну четырехтысячный отряд во главе с Умаром ибн Саадом ибн Абу Ваккасом, сыном прославленного полководца. Дело чуть было не закончилось миром, нужна была только санкция наместника, который в общем-то не возражал против этого. Но один из его приближенных, проклятый Аллахом Шамир ибн Зу-л-Джаушен, склонил Убайдаллаха к тому, чтобы потребовать от Хусейна позорной сдачи на милость победителя. Конечно, Хусейн не согласился и стал готовиться к бою.

В ночь на 9 сентября 680 года Хусейн составил завещание, отдал последние распоряжения и оставшуюся часть времени провел в молитве. Утром он вышел со своим маленьким отрядом навстречу врагам. Никто не нападал на него, не желая стать убийцей внука Пророка; было решено захватить Хусейна живым, чтобы отправить его в Куфу. Но Шамир со своими подручными, стремясь выслужиться перед наместником, набросился на горстку храбрецов, и все они погибли под ударами нечестивцев. Голову Хусейна доставили халифу. Йазид, потрясенный трагической гибелью Хусейна, отпустил его родственников, жен и детей в Медину.

После гибели второго сына Али шииты окончательно перешли в постоянную оппозицию Омейядам. Гробница Хусейна в Кербеле, "Мешхед-Хусейн", стала местом их паломничества. Хусейн получил имя Муджтеба ("Избранник"). В ответ на его убийство начались волнения в Медине, Мекке и Куфе, но они быстро были подавлены войсками халифа. Медину усмирил Муслим ибн Укба. Город был разграблен, сподвижники Пророка и их потомки большей частью перебиты как бунтовщики. Мекка, в которой Абдаллах ибн аз-Зубайр объявил себя халифом, была окружена. Осаждающие применяли стенобитные орудия и зажигательные стрелы. Кааба выгорела дотла, а Черный Камень лопнул от жара. От разорения Мекку спасла весть о смерти халифа Йазида. Войско спешно ушло в Дамаск. Воспользовавшись ситуацией междуцарствия, восстала Басра. В Куфе разыскивали наместника, чтобы отомстить за смерть Хусейна, но тот сумел вырваться из города и бежал в Сирию. По дороге в Мосул, в местечке Хазир, Убайдаллаха ибн Зийада настиг отряд Ибрахима ал-Аштара. В поединке с ал-Аштаром Убайдаллах был убит. Этот наместник известен еще по прозвищу Ибн Марджана - по имени матери.

685

Начало правления халифа Абд ал-Maлика

После смерти халифа Йазида ибн Муавийя события сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой. Муавийя ибн Йазид, унаследовавший верховную власть отца, умер через сорок дней после принятия присяги. В начале августа 684 года присяга была принесена Мервану ибн ал-Хакаму, старшему в роде Омейядов. Мерван позаботился о том, чтобы ему наследовалии сыновья - Абд ал-Малик и Абд ал-Азиз. За это свое решение он поплатился жизнью: его новая жена, бывшая жена Йазида, прочившая в наследники своего сына Халида, задушила Мервана во сне подушкой. Внутренние проблемы повлекли за собой и внешние. На следующий год после смерти Мервана Византия присоединила к себе Армению и Азербайджан.

Нужно сказать, что халифы из рода Омейи принадлежали к двум ветвям этого рода. Муавийя I, его сын Йазид I и внук Муавийя II составили ветвь Суфьянидов, названную так по имени отца Муавийи I - Абу Суфьяна ибн Харба ибн Омейя. Мерван I ибн ал-Хакам и его преемники, названные Мерванидами, принадлежали к другой ветви рода Омейи, ведущей свое происхождение от двоюродного брата Абу Суфьяна - ал-Хакама ибн Абу-л-Аса ибн Омейя.

Абд ал-Малик стал халифом в возрасте сорока лет. С него начинается блестящий период Халифата, достойно продолженный затем его сыном, ал-Валидом I. Но этот парадный фасад составлял разительный контраст той буре страстей, которые кипели в глубине государственных структур. Порой казалось, что недовольство Омейядами вот-вот лишит эту династию власти, но каждый раз эмоции должны были уступать холодному ужесточению административных мер. Тем не менее противостояние всегда принимало чрезвычайно острый характер.

Один из мятежников, Мухтар ибн Абу Убайда, объявил себя уполномоченным третьего сына Али, Мухаммеда ибн ал-Ханафийя. Свое прозвище, "Сын ханифитки", Мухаммед подучил из-за того, что его матерью была не Фатима, дочь Пророка, а невольница из племени ханифа. Большинством шиитов он не был признан законным наследником высшей власти в Халифате.

Мухтар произносил проповеди, внушаемые ему якобы самим архангелом Джабраилом. Во главе войска Мухтара стоял Ибрахим, сын знаменитого Малика ал-Аштара, полководца халифа Али. В 685 году Мухтар ворвался в Куфу, захватил казну и раздал деньги солдатам. Он казнил многих, причастных к гибели Хусейна, а также сторонников Омейядов. Затем в Верхнем Ираке в августе 686 года войска халифа потерпели еще одно поражение от восставших. Но Мухтар отступил перед армией Мекканского халифа Абдаллаха ибн аз-Зубайра, вступившей в Куфу. Проповедник заперся в Куфийской цитадели и выдержал четырехмесячную осаду. Сделав вылазку, он погиб в апреле 687 года. "Сын ханифитки" во всех этих событиях участия не принимал.

Волнения продолжались до тех пор, пока на сцене истории не появился такой выдающийся деятель, как ад-Хаджжадж ибн Юсуф.

697

Преодоление смуты. Ал-Хаджжадж

Ал-Хаджжадж ибн Юсуф ал-Хакам ас-Сакафи родился в 660 году в Таифе. Сначала он был школьным учителем, затем перебрался в Сирию, где сумел привлечь к себе внимание халифа Абд ал-Малика.

С первым же серьезным поручением он справился блестяще - благодаря ему в октябре 692 года армия мекканского шиита Абдаллаха ибн аз-Зубайра была разгромлена, а сам Абдаллах убит. Мекка, в течение двенадцати лет остававшаяся во власти шиитов, была усмирена. Абд ал-Малик назначил ал-Хаджжаджа сначала наместником Мекки, Медины и Таифа, а затем и всего Ирака, Так у халифа появился непреклонный страж порядка, такой же, каким был у Муавийи I его названый брат Зийад. Ал-Хаджжадж оставался наместником Ирана в течение двадцати лет.

Получив назначение, ал-Хаджжадж прибыл в Куфу и, не отряхнув еще с одежды дорожную пыль, выступил в мечети перед собравшимися на молитву. Ответом на его речь было оцепенение слушателей. Требование наместника было несложным: полное повиновение; за ослушание - немедленная казнь. Через три дня после этой речи ал-Хаджжадж объявил поход, а тех, кто попытался уклониться, казнил на месте. Так командующий армией халифа Мухаллаб получил войска для подавления хариджитов в Фарсе и Кермане. Личность этого арабского полководца стоит того, чтобы о ней упомянуть. Мухаллаб ибн Абу Суфра родился в 628 году. Был очень смелым и находчивым в боях. С тремя наместниками Хорасана - ал-Хакамом ибн Амиром, Саидом ибн Усма-ном и Салмом ибн Зийадом (все Омейяды) - он трижды участвовал в завоевании областей за Аму-Дарьей. При всем этом он отличался тем, что часто не держал слова и так преуспел в этом, что когда его видели, то говорили вслед: "Ал-Мухаллаб идет врать". Девятнадцать лет он воевал против мятежников и бунтовщиков и в 698 году окончательно справился с ними. В награду за это Мухаллаб был назначен наместником Хорасана. Сразу же после прибытия к месту службы Мухаллаб собрал войско и напал на Кеш, Хутталь и Ходжент. После завоевания этих территорий он перенес резиденцию наместника Хорасана в Балх. Мухаллаб умер в 702 году.

Период смуты в Халифате закончился в 697 году. Власть Омейядов упрочилась как никогда благодаря совершенной системе административного управления. Тогда же в Египте, где наместником был брат халифа Абд ал-Азиз, начался экономический подъем. Известно, что этот брат Абд ал-Малика "любил строить и восстанавливать". В 689-690 годах он построил новую резиденцию - настоящий город, получивший название Хелуан. В нем находилась главная мечеть, а также базары, жилые кварталы, бани. Христиане получили разрешение построить в нем два монастыря. Абд ал-Азиз восстановил канал в Александрии, порт и сам город, разрушенный Амром ибн ал-Асом. Египетский историк пишет, что после смерти Абд ал-Азиз оставил семь тысяч динаров, ношеную одежду, лошадей, слуг, торговые ряды и город Хелуан.

Строительная активность Абд ал-Азиза в Египте совпала по времени с двумя важнейшими государственными реформами халифа. Первая заключалась в том, что в 697 году были введены арабские деньги взамен ходивших до сих пор золотых динаров и серебряных дирхемов византийского образца. На новых монетах уже не было изображения правителя, вместо этого на них были выбиты изречения из Корана, обозначение достоинства, год выпуска, имя халифа или наместника, имеющего право чеканить монету. Вторая реформа касалась государственного делопроизводства - во всем Халифате оно было переведено на арабский язык. Можно сказать, что с этого момента началась эпоха арабского письменного литературного языка. Также была предпринята очередная попытка окончательно устранить иноверцев - иудеев и христиан - из структур государственного управления. Для того чтобы связать отдаленные провинции Халифата с центром, вводилась широкая сеть почтовых станций. Начальники станций и гонцы должны были обеспечивать оперативное сообщение халифа со своими подчиненными, как бы далеко те от него ни находились - в Хорасане, Индии или Испании.

При халифе Абд ал-Малике в Иерусалиме был построен храмовый комплекс "Харам аш-Шариф" со святилищем "Куббат ас-Сахра" ("Купол скалы") и мечетью ал-Акса.

Ал-Хаджжадж оставался правой рукой халифов вплоть до 714 года. Он умер в своем любимом городе Васите. Этот город был построен как крупная военная база на рубеже VII-VIII веков. По своей величине Васит превосходил такие крупные города, как Дамаск и Иерусалим. Дворец наместника (400x400 локтей) был выстроен рядом с пятничной мечетью и вдвое превышал ее размеры. За три года строительства были воздвигну крепостные укрепления, ров, базары, жилые кварталы, ряды ремесленных мастерских, бани. На столичный статус города указывала ширина четырех главных улиц - по восемьдесят локтей (около сорока метров каждая). Строительство Васита обошлось в сорок три миллиона дихремов. В городе располагался большой гарнизон. Месторасположение Васита ("Срединный") было стратегически удачным - он находился примерно на одинаковом расстоянии от Куфы, Басры и столицы Халифата Дамаска. Это позволяло легко перебрасывать войска в случае боевых действий или подавления мятежей. Для бунтовщиков ал-Хаджжадж не оставлял ни малейшей возможности развернуться по-настоящему.

711

Сражение при Херес де ла Фронтера.

Завоевание Испании

После преодоления смуты в Халифате начался второй этап великих арабских завоеваний: на восточном направлении это были Индия и Туркестан, на центральном - Армения и Малая Азия, на западном - Северная Африка и Южная Франция. Почти одновременно арабы достигли границ Китая и берегов Атлантического океана. Самое выдающееся событие этого периода - завоевание Испании. Хотя нужно заметить, слово "завоевание" можно взять и в кавычки, поскольку население этой страны, доведенное до отчаянной бедности своими феодалами, часто добровольно переходило под власть первого же арабского командира. Восемь столетий мусульманской истории Испании говорят сами за себя.

Но чтобы выйти к Гибралтару, арабам пришлось преодолеть сопротивление Византии, имевшей ряд крепостей на побережье Северной Африки, что позволяло ей господствовать на Средиземноморье. Трудными противниками оказались и берберы. В 689 году халиф Абд ал-Малик послал своего военачальника Зухайра ибн Кайса выбить берберов из Кайруана, который им удалось захватить ввиду малочисленности арабского гарнизона. Зухайр дал сражение, и берберы отступили. Но высадившийся в Барке десант византийцев уничтожил арабский отряд. В 696 году халиф послал к Кайруану уже сорокатысячное войско под командованием Хасана ибн Нумана. С ходу был взят Карфаген. На помощь своему гарнизону византийский император выслал весь флот, и арабы отступили. В 698 году на помощь Хасану пришел флот халифа - и тогда ушли византийцы. Для того чтобы они больше не повторяли попыток вернуть крепость, арабы разрушили укрепления Карфагена.

После этого последовало наступление берберов во главе с их предводительницей Кахиной (букв, "вещунья", "пророчица"). Арабам пришлось отойти к Кайруану. Только в 703 году халиф смог послать в Африку достаточное подкрепление. Кахина, спасая сыновей, отправила их к арабам с тем, чтобы они приняли ислам и покорились чужеземцам. Сама она погибла в сражении у колодца на горе Аурас. Таким образом, два сильных противника - Византия и берберы - были побеждены. Берберские племена, принимавшие ислам, поступали на службу в войска Халифата, а византийцы покинули средиземноморское побережье Северной Африки.

В том же году, когда Хасан ибн Нуман штурмовал Карфаген, Ата ибн Рафи, один из военачальников покорителя Африки Мусы ибн Нусайра, высадился в Сицилии и вернулся с богатой добычей. С этого острова часто совершались разбойные нападения на арабских купцов.

В июле 710 года Муса ибн Нусайр позволил своему берберскому отряду, которым командовал Абу Зура Тарик ибн Зийад, совершить вылазку в Испанию. Поход оказался очень удачным, и на следующий год Тарик со своим семитысячным отрядом вновь переправился через Гибралтарский пролив и углубился на территорию Испании настолько, что вскоре вслед за этим дерзким нападением последовала мобилизация войск готов. Когда Тарик услышал, что против него идет армия, он приказал занять боевую позицию у речки Вали Беккаа (исп. Саладо). Бой продолжался восемь дней. В этом сражении последний готский король Родерих показывал чудеса храбрости. Но измена среди его придворных решила дело в пользу арабов. Готы были разбиты, а Тарик встречен местным населением как освободитель. Сам король Родерих бесследно исчез, и его дальнейшая судьба неизвестна.

Поход отряда Тарика на Толедо омрачился лишь незначительным сопротивлением местных рыцарей и феодалов. Веротерпимость арабов обеспечила им полную поддержку христиан, задавленных непосильными поборами, и иудеев, со дня на день ожидавших насильственного поголовного обращения их в христианство, после чего евреи должны были лишиться прав на владение собственностью. Ввиду таких перспектив мирный договор с арабами казался спасением.

Придворные испанского короля и церковные иерархи покинули своих подданных и бежали в соседние государства. Так никому прежде не известный мавали Тарик ибн Зийад достиг славы покорителя целой страны и обладателя сказочных богатств испанской знати. Это, естественно, вызвало сильнейшую досаду у главнокомандующего Мусы ибн Нусайра, просидевшего все это время в Кайруане в ожидании набегов берберских племен, отказавшихся принять ислам.

Летом 712 года Муса ибн Нусайр во главе восемнадцатитысячного отряда высадился в Испании и стал захватывать оставшиеся города и крепости - Шелушу, Карману, Севилью, Мерилу и ряд других. Вступив в Толедо, он вытянул хлыстом по спине встречавшего его пешим Тарика и в наказание за предпринятые без ведома главнокомандующего военные действия бросил в темницу. Восставшие соплеменники Тарика были разбиты, а зачинщики казнены. Через год Тарика освободили, и он вновь возглавил один из отрядов.

К началу 713 года почти вся Испания, за малым исключением, вошла в состав Халифата. Опорным пунктом для мусульман стала испанская крепость Норбонна, служившая местом сбора войск. Границы Халифата достигли своих максимальных пределов, далее которых уже никто не продвинулся.

Итак, при халифе Абд ал-Малике, а затем при его сыне, халифе ал-Валиде I, правившем в 705-715 годах арабы вошли в Среднюю Азию, Афганистан, Индию, Африку и Испанию. В Палестине была построена новая столица - город Рамла. Хорезм, богатейший край в нижнем течении Аму-Дарьи, в сферу мусульманской истории вошел в 712 году, когда Кутайба ибн Муслим, наместник Хорасана, подписал с хорезмшахом договор, по которому Хорезм становился данником Халифата. Правители Индии, или Синда, как называли эту страну арабы, в низовьях долины Инда подписали такой же договор с Мухаммедом ибн Касимом в 711 году. До 1026 года в этой провинции Халифата правили местные индийские династии.

При следующем халифе - Сулаймане ибн Абд ал-Малике, правившем в 715-717 годах, были завоеваны Джурджан и Табаристан. Халиф Сулайман позаботился о смягчении административных мер, введенных ал-Хаджжаджем. Он сместил всех ставленников всесильного министра, невзирая на их заслуги, так как в руках этих правителей сосредоточилось столько власти, что они могли угрожать халифу. Например, Кутайба ибн Муслим - завоеватель Хорезма, наместник Хорасана, полководец, впервые переправившийся через Сыр-Дарью и завоевавший в 713 году Фергану и Шаш (совр. Ташкент) - написал после смерти ал-Валида I новому халифу Сулайману: "Если ты не утвердишь меня на занимаемой мной должности и не окажешь мне доверия, то я обязательно скину тебя, как скидывают сандалию, и наполню страну конным и пешим войском против тебя". При жизни халифа ал-Валида I Кутайба присягнул его сыну, а не брату Сулайману. Потом это раскрылось, и храбрый полководец поплатился за измену головой. Как истинный араб Кутайба был поэтом, некоторые его стихи сохранились, хотя, судя по дошедшим до нас свидетельствам современников, он чаще всего выражал свои мысли именно в стихотворной форме:

Душа моя, терпи, несмотря на боль, -
Я не нахожу друзей, хотя людей полно.

Или:

Каждый день я учил его стрелять из лука,
А когда рука его обрела уверенность, он выстрелил в меня.

Наместником Хорасана Сулайман назначил Йазида ибн Мухаллаба.

И все же не все Омейяды были интриганами и царедворцами. Брат Сулаймана, Маслама ибн Абд ал-Малик, никогда не претендовал на высшую власть и всю жизнь провел в военных походах. Во время правления ал-Валида I он с армией в сто двадцать тысяч человек напал на Константинополь и в 714-715 годах построил в нем знаменитую мечеть Масламы. При другом своем брате он был наместником Ирана и Армении. В 727-728 годах Маслама совершил поход против тюрок в Средней Азии и воевал в Синде. Этот суровый и бескомпромиссный воин умер в Сирии в 738 году.

717-720

Правление халифа Умара II ибн Абд ал-Азиза

Умар II был сыном брата халифа Абд ал-Малика - Абд ал-Азиза. В 706 году ал-Валид I назначил его наместником Медины. Там Умар создал совет из десяти благочестивых знатоков Корана и хадисов и постоянно обсуждал с ними законность или незаконность тех или иных административных мер халифа и его чиновников. Умар правил кротостью и этим привлекал сердца. В 712 году по донесению сурового администратора ал-Хаджжаджа халиф сместил Умара с поста наместника.

Став после смерти Сулаймана халифом, Умар II не изменил себе и вернул высшей власти ту полноту духовности, которая была принесена в жертву жестокому порядку. Идеалом Умара II было правление первых халифов - Абу Бекра и Умара ибн ал-Хаттаба. Он полагал, что следующие за ними халифы хотя и старались во саву ислама, но со временем сильно исказили установления Пророка, так что необходимо было, обращаясь Корану, сунне и советам благочестивых, сделать все, чтобы вернуться на истинный путь.

Установления Пророка неприкосновенны и неизменны; халифу нужно лишь следовать им. Поэтому первым делом Умар II отменил незаконный налог - джизью для новообращенных мусульман, введенный по распоряжению ал-Хаджжаджа. В отношении покупки земель мусульманами последовало возвращение к установлению Пророка о том, что земля принадлежит умме. Также халиф отменил налог харадж с горожан, поскольку это был поземельный крестьянский налог. Все деньги, собранные незаконным путем, были возвращены. Но поскольку государственные чиновники уже привыкли к безаконию, то и при Умаре II они продолжали красть под видом возвращения денег пострадавшим от произвола. Таким образом казна опустела.

С другой стороны, воспрянули духом шииты, видя столь решительную перемену в уме и душе халифа. Они снова заговорили о законных правах Алидов на халифат. Умар II не препятствовал этому брожению умов, пока действия шиитов не переступали границ дозволенного.

Умар II отменил проклятие халифа Али. В свое время ал-Хаджжадж потребовал от мусульман во время пятничной молитвы повторять публичное проклятие имени Али, провозглашаемое с минбаров, и казнил всех, кто отказывался делать это.

Также и потомки Аббаса ибн Абд Мутталиба, дяди Мухаммеда, стали вести работу по возвращению Халифату законного правителя. Сын Аббаса, Абдаллах, выступал на стороне Али в его споре с Муавийей. После третейского суда Абдаллах удалился в Мекку, а затем перебрался в Таиф. Абдаллах ибн Аббас был первым толкователем Корана и пользовался у современников великим почетом. Его сын Али ибн Абдаллах, живя в Дамаске, проявлял чрезвычайную набожность - иногда в молитве он проводил целые дни. Халиф ал-Валид I выслал его из Дамаска, и Али ибн Абдаллах поселился в местечке к югу от Мертвого моря. Именно здесь во времена халифа Сулаймана, как гласит легенда, Абдаллах, сын Мухаммеда ибн ал-Ханафийя, внук халифа Али, торжественно передал права Алидов на халифат Мухаммеду, сыну Али ибн Абдаллаха. Впоследствии сын Мухаммеда, Абдаллах ибн Мухаммед ибн Али ибн Абдаллах ибн Аббас, родившийся в 722 году, претендовал на титул халифа. Аббасиды выдвинули лозунг: "Халиф - из семьи Пророка".

В разгар всех этих событий халиф Умар II внезапно умер. После кратковременного правления Йазида II, халифом стал сын Абд ал-Малика - Хишам, правивший 724-743 годах. Вернулись к прежним способам государственного управления, установленным его отцом и ал-Хаджжаджем.

При халифе Умаре II в 719 году арабы завоевали провинцию Согд. Согдийцы, не принявшие ислам, ушли в верховья реки Заравшан и по ее притокам - в южном и северном направлениях.

Халиф Умар II избегал администрирования. Амил города Химса в Сирии написал халифу: "Разрушилась стена крепости Химса, надо ее поправить. Как распорядится повелитель правоверных?" Умар II написал в ответ: "Устрой крепости Химса стену из справедливости, очисти дороги от грабителей и страха, тогда не будет нужды в глине, кирпиче, камне и извести".

Халиф Умар II в силу своей простоты, очищающей веру, и мудрости был чрезвычайно популярен у берберов. Притягательность такого образа правления так передал ученый-законовед Абу Сайд Хасан ал-Басри (ум. в 728 г .): "Не тот мудрый, кто больше знает по-арабски и владеет большим числом изящных выражений и слов арабского языка. Мудрец тот, кто сведущ в каждом знании. Для этого годится всякий язык, который знаком. Если кто-либо будет знать все предписания шариата и толкований к Корану на языке тюркском, персидском или румийском, а арабского не знает, все равно он является человеком возвышенного знания. Конечно, лучше, если он знает арабский! Всевышний ниспослал Коран на арабском, и Мухаммед - будь над ним благословение и мир Аллаха! - был арабом. А если у государя будет блеск небесного величия, державность и вместе с тем возвышенное знание, то он приобретет счастье двух миров, ибо не совершит ни одного поступка без знания, ни в чем не уступит неведению".

Оставьте комментарий


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 383

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф