Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Понедельник
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Сосед «по-мусульмански», или идеальный ли вы сосед?

12.05.2015, 11:45 Версия для печати
Сосед «по-мусульмански», или идеальный ли вы сосед?

Несомненно, после нашей семьи соседи являются самыми близкими людьми, с которыми мы строим отношения. У каждого из нас есть соседи, т.к. мы живем в обществе. Это люди, с которыми мы видимся постоянно и по разным поводам. И поэтому соседи занимают очень важное место среди людей, права которых мы обязаны уважать

Несомненно, после нашей семьи соседи являются самыми близкими людьми, с которыми мы строим отношения. У каждого из нас есть соседи, т.к. мы живем в обществе. Это люди, с которыми мы видимся постоянно и по разным поводам. И поэтому соседи занимают очень важное место среди людей, права которых мы обязаны уважать. И если принять во внимание то, что в городах, в многоэтажных зданиях десятки семей пользуются одним зданием, одним входом, то станет ясно, насколько важным является сохранение на высоком уровне соседских отношений в подобных местах. Недаром сказано «Близкий сосед лучше дальнего родственника».

Ислам, начиная с ранних времен, придает большое значение соседству и правам соседей, критикует любые поступки, беспокоящие соседей, а также в определенных случаях считает подобные поступки грехом. В одном из хадисов передается, что однажды пророк три раза сказал: «Клянусь Аллахом, не будет считаться верующим». Окружающие спросили его: «О, посланник Аллаха, кто не будет считаться верующим?», на что пророк ответил: «Тот, чей сосед не будет уверен насчет его зла и ожесточения».

Из этого изречения становится ясно, что между правом соседа и верой существует непосредственная связь и мусульманин, в первую очередь, должен обратить внимание на то, чтобы заслужить доверие соседа. Кроме вышеперечисленных прав, любой мусульманин должен соблюдать следующие четыре обязанности в отношении соседей:

  1. навещать их во время болезни;

  2. участвовать в похоронах соседей;

  3. принимать приглашения соседа;

  4. если сосед чихнул, то пожелать ему милости и милосердия Аллаха.

Хороший сосед занимает особое место среди даров Аллаха. И только те, кто имеет плохих соседей, могут понять, насколько прекрасным даром является хороший сосед. Именно наличие лиц, переехавших из-за плохих соседей, наглядно демонстрирует правоту пословицы «плох сосед, спасайся переселением». Но если даже сосед оказался плохим, это не что иное как испытание Всевышнего, и необходимо терпеть ради Аллаха отрицательные черты характера соседа, благопристойно относиться к нему и просить Аллаха о его наставлении.

Благоразумный мусульманин, помнящий об установлениях своей религии, лучше всех людей обходится со своими соседями, проявляет к ним наибольшую доброту и оказывает им наибольшую поддержку. Ведь так велит Всевышний.

В Коране Аллах Всевышний велит оказывать благодеяния соседу, говоря: «И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуcя соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете». Сура «Женщины», 36 аят.

Таким образом, каждый из тех, кто живет по соседству с тобой, имеет на тебя определенные права, даже если и не состоит с тобой в родстве и не является твоим единоверцем. Именно поэтому во многих изречениях пророка, мир ему и благословение Всевышнего, подчеркивается важность отношений между соседями.

Так, например, сообщается, что посланник Аллаха, говорил: «Джибрил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников». Передано аль-Бухари и Муслимом.

Объявляя уважение к соседу одним из признаков веры в Аллаха и в последний День и наилучшим доказательством воздействия этой веры на человека, посланник Аллаха также произнес: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает хороший прием своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, говорит нечто благое или хранит молчание!» Передано аль-Бухари и Муслимом.

Истинный мусульманин заботится о своем соседе и всегда поддерживает с ним хорошие отношения, не мешая ему использовать свой дом, если тому что-то понадобится.

Поступая таким образом, он руководствуется словами благородного посланника, который сказал: «Пусть сосед не препятствует соседу, если тому понадобится установить на его стене доску». Передано аль-Бухари и Муслимом.

Его радует то же, что радует его соседа, и огорчает то же, что огорчает его, и он желает ему того же, чего желает самому себе, памятуя о словах благородного посланника: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не уверует раб (по-настоящему) до тех пор, пока не станет желать своему соседу (или: ...своему брату того же, чего желает и самому себе». Чувствительная натура истинного мусульманина «не позволяет ему спокойно взирать на затруднения и нужду своего соседа в том случае, если сам он наслаждается всеми благами жизни. Всегда его сопровождают слова благородного посланника: «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед» Передано Ат-Табарани и aль-Баззаром.

Под воздействием наставлений своей религии сознательный мусульманин всегда стремится делать добро соседям по мере своих возможностей. При этом он не пренебрегает даже малыми благодеяниями. Истинный и сознательный мусульманин сам является наилучшим товарищем и наилучшим соседом, и именно такого мусульманина имел в виду посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, говоря: «Лучшим товарищем пред Аллахом является лучший из них для своего товарища и лучшим соседом пред Аллахом является лучший из них для своего соседа». Передано Ат-Тирмизи.

О высоком месте, отводимом праведному соседу, в достаточной мере свидетельствуют слова посланника Аллаха, назвавшего его одной из основ счастья в жизни мусульманина: «Праведный сосед, просторный дом и хорошее верховое животное относятся к числу того, что в мире этом делает мусульманина счастливым». Передано имамом Ахмадом и аль-Хакимом.

Наши предшественники столь высоко ценили праведного соседа, что называли соседство с ним благом, которое дороже денег. Так, например, передают, что однажды сосед Са'ида бин аль-Аса договорился с кем-то о продаже своего дома за сто тысяч дирхемов, а потом сказал покупателю: «Это цена дома, а за сколько ты купишь соседство с Са'идом?» И когда об этом узнал сам Са'ид, он прислал ему эти сто тысяч, попросив его остаться.

Сегодня часто попирают принцип неприкосновенности личности и чести соседа, так как в этом отношении допускают всевозможные нарушения легче, чем в иных случаях, когда дело касается других людей.

Сегодня, к сожалению, мы утратили качества, присущие людям доблести и веры, мы сегодня не уважаем права не только соседей, но порой и права родителей, близких, родственников. Поэтому неудивительно, что истинный и искренний мусульманин является наилучшим соседом, которого когда-либо знало человеческое общество. Интеллектуально развитый мусульманин, отличающийся чуткостью и усвоивший нравственные принципы Ислама, не враждует и не ссорится со своими соседями. Ведь он не забывает слова посланника Аллаха, который предостерег людей от ссор со своими соседями, сказав: «В День воскресения первыми из (всех) двух споривших между собой (на суде предстанут) соседи». Передано имамом Ахмадом и ат-Табарани.

Чтобы не оказаться одним из тех черствых, скупых и творящих мало добра соседям, он всегда стремится сделать хоть небольшое доброе дело для своего соседа. Посланник сказал так:

«Сколь много соседей, зависевших от своего соседа, скажут в День воскресения: «О Господь мой, этот закрывал передо мной двери и отказывал мне, когда мне что-нибудь было нужно!» Передано Аль-Бухари в его книге «Аль-адаб aль-муфрад».

Ясно, что религия, которая стремится к тому, чтобы ее последователи были столь удивительным образом связаны друг с другом, будет укреплять связи между соседями и стараться устанавливать их на прочной основе любви, доброты, единства и хороших взаимоотношений.

Ислам придает большое значение общественной жизни, и поэтому мусульманин должен быть внимательным во взаимоотношениях с соседями, особенно в немусульманских странах. Если даже мусульманин не проповедует ислам своим немусульманским соседям, то, по крайней мере, он должен быть для них примером, а также он своими деяниями и поступками должен показать, что наша религия придает большое значение правам человека.

Айназ Хабиб


Оставьте комментарий


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
С 18 по 20 мая в Казани будет проходить крупное мусульманское мероприятие - фестиваль Halal Wedding. Это двухдневная выставка услуг и товаров представителей свадебной индустрии, работающих в халяль-сегменте, которая будет сопровождаться мастер-класса...

Документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен преподавателю казанского Центра реабилитации инвалидов по зрению при мусульманском благотворительном фонде «Ярдэм» Идрису Хайретдинову. Более двадцат...

Рамадан имеет множество достоинств. В этот месяц мусульманин пытается измениться к лучшему. Правда ли, что этот священный период постящийся обретает душевное спокойствие, и как это происходит?

Продолжение. Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 223

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф