Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Суббота
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Как определяется начало Рамадана?

06.06.2016, 02:00 Версия для печати
Как определяется начало Рамадана?

Перед началом священного месяца Рамадан в 2016 году самым главным становится вопрос: какого числа Ураза?

Каждый год с приближением месяца Рамадан сторонники визуального наблюдения и астрономических вычислений поднимают дискуссию о том, какого числа начинается Рамадан. Какие же доводы приводят стороны для аргументации своей правоты?

В Коране говорится:

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Коран, 2:185).

Исторические факты свидетельствуют о том, что в далеком прошлом мусульмане часто начинали и завершали пост в разные дни. Передвигались и даты празднования двух великих праздников: Ид аль Фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам).

Читайте также: Рамадан 2016 (подборка материалов)

В современном мире в условиях наличия всевозможных средств коммуникации человечество получило возможность прийти к общему мнению о том, какого числа начинается Рамадан, однако этого не происходит. Ни спутниковое телевидение, ни интернет, ни телефонная связь не смогут объединить государства, разделенные политическими границами и границами религиозных течений и мазхабов.

Когда начинается Рамадан? Новолуние – начало отсчета нового месяца

Согласно мусульманскому календарю, новый месяц начинается с новолуния.С началом нового месяца связаны многие нормы шариата. В своей работе «Цели шариата» шейх Юсуф аль Кардави предлагает полагаться на визуальное наблюдение луны как способ установления начала месяца. Там же он цитирует достоверный хадис:

«...Не начинайте поститься, пока не увидите его (молодой месяц), если же будет облачно, то доведите счет (дополните количество дней шаабана) до тридцати» (Аль Бухари, Муслим). В другой версии хадиса сказано: «...А если небо будет скрыто от вас за облаками, то завершите тридцать дней (шаабана)» (Аль Бухари, Муслим).

На арабском языке молодая луна – «хиляль». Толкование слова – «луна отражает свет, она не темная, она «светит»». Свечение делает ее видимой для человека. Новый мусульманский месяц не может быть начат без наблюдения новой луны. Следовательно, начало месяца Рамадан должно основываться на непосредственном наблюдении за небом и на ожидании появления новой луны.

Ученые о новолунии

Новолуние – это первое появление луны на небе в виде узкого серпа после астрономического новолуния. А поскольку меняется географическая широта места наблюдения луны и расположение луны на орбите, изменяется и промежуток времени между астрономическим новолунием и неоменией – первым появлением узкого серпа луны.

Объясняя это явление, добавим еще, что в новолуние мы видим освещенную солнцем часть луны, – ту часть, которая постепенно увеличивается до полнолуния, а затем снова уменьшается.

В отношении явления новолуния мусульманам необходимо понимать, можно ли использовать астрономические вычисления для определения начала лунного месяца, поскольку задача – когда начинается Рамадан – определяет даты Уразы и праздников.

Классические школы фикха о способе определения начала Рамадана

Официальная теологическая позиция ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов – астрономические вычисления являются недостоверным способом определения начала месяца. Время начала Рамадана должно быть подтверждено двумя способами: реальным наблюдением и видением или отсчетом до 30 дней.

Слова «фа манн шахида минкумуаш-шахра» («тот из вас, кого застанет этот месяц» или «кто из вас в этот месяц находится дома») большинство ученых толкуют как требование буквально видеть молодой месяц.

Это толкование подтверждается предписаниями Пророка (мир ему и благословение):

«Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан» (Бухари).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также сказал:

«Поститесь при её (луны) появлении, и прекращайте пост при её (луны) появлении. Если небо покроется, то дополните количество дней» (месяца ша’бан до 30 дней) (Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упомянул священный месяц Рамадан и сказал:

«Не поститесь, пока не увидите её (луну) и не прекращайте пост, пока не увидите её (луну). А если небо покрылось облаками или тучами, то завершите 30 дней (месяца Ша'бан)» (Бухари, Ахмад).

Известный шафиитский правовед Шихаб Ад-Дин ибн Ахмад Ар-Рамли считал, что Пророк (мир ему и благословение) не полагался на вычисления и полностью отвергал их, говоря, что: «Поистине, мы – народ неграмотный и не умеем ни писать, ни считать, месяц же (может) быть и таким, и таким» – (имеется в виду, что иногда он состоит из двадцати девяти, а иногда – из тридцати дней) (Бухари). Действительно, простым людям, не живущим в больших городах, сложно было бы заниматься подсчетами. Лишь немногие могли разбираться в таких вопросах.

Еще одной причиной отказа древних ученых заниматься вычислениями начала и окончания месяца Рамадан являлась связь астрологии (наблюдения за звездами) с магией, которая запрещена Пророком (мир ему и благословение).

Аль-Хафиз ибн Хаджар (имам, автор 150-ти трудов почти по всем исламским наукам) строго запрещает использовать вычисления, ссылаясь на высказывания Пророка, предостерегавшего мусульман от занятий астрологией: «Тот, кто изучает астрологию, изучает часть колдовства, чем ее больше, тем больше колдовства» (Абу Дауд). Так, мусульманин, который воспротивился этим заповедям Посланника Аллаха, и начал поститься на основании одних только вычислений, должен был возместить дни поста.

Пророк (мир ему и благословение) хотел, чтобы люди начинали месяц Рамадан, будучи уверенными, что молодая луна уже появилась на небе, и заканчивали при том же условии. Реальное видение новой луны было для них единственным способом обрести полную уверенность в том, когда начинается месяц Рамадан.

Многие правоведы признают, что видение само по себе – это не единственное условие наступления месяца Рамадана

Знаменитый классический ученый ханафитского мазхаба Са’ад аль-Дин Мас’уд бин Умар аль-Тафтазани утверждал, что все мусульманские ученые едины в том, видение молодой луны – это только одно из средств, но не цель.

«Смысл коранического аята «тот из вас, кто станет свидетелем этого месяца» означает «застанет этот месяц». Свидетельство месяца – это только средство. То же самое следует из слов Пророка «поститесь, когда увидите молодой месяц». Все мусульманские ученые согласны с тем, что реальное видение – это не показатель, показатель – это то, что это видение доказывает, то есть наступление (нового) месяца».

Современный юрист мусульманского права доктор Мустафа аль-Зарка уверен: «Установленный факт, что видение молодой Луны само по себе не является актом исламского поклонения. Это только одно из средств узнать время. Это был единственный способ, доступный народу, не умеющему ни писать, ни считать. Его неграмотность была единственной причиной того, что он полагался на невооруженный глаз. Именно это утверждается в тексте хадиса, который является источником данного постановления».

Пророк (мир ему и благословение) предписал реальное видение невооруженным глазом, так как такой способ был доступен мусульманам того времени для знания того, какого числа наступает священный месяц Рамадан и когда он заканчивается. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указал и на причину этой необходимости – неграмотность уммы в те времена. Мусульмане времен Пророка (мир ему и благословение) приняли самый простой метод. В настоящее время принят другой метод определения времени наступления месяца Рамадан, и правоведы считают его допустимым.

В Коране написано: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Коран, 2:187).

В современных условиях жизни, когда технический прогресс сопровождает нас повсюду, довольно сложно буквально следовать этим словам. Вместо таких ориентиров мы пользуемся часами. Время намазов зухр и аср мусульманская умма вычисляла при помощи тени палки. Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал следить за тенью для определения времени молитв. Сейчас время молитв нам подсказывают астрономические часы. Многие задачи в современном мире выполняются с помощью астрономических вычислений, да и сама наука астрономия стала другой, избавившись от порицаемых предсказаний и магии. Можно лишь порадоваться тому, что дух исламского закона гибок в тех вопросах, которые можно легче решить, используя достижения технического прогресса.

Например, представитель современного направления мусульманской правовой школы Зиан аль-Дин бин Ибрагим ибн Нуджаим утверждает: «Ибн аль-Шихна говорит, что маг и астролог, упомянутый в хадисе, это тот, кто говорит о духах и утверждает, что знает будущее. Словам этого человека верить нельзя и соглашаться с ними означает неверие. Но вычисление фаз луны не имеет к этому никакого отношения. Оно основано на точных расчетах, а не гадании или вещах, связанных с духовными сущностями. Разве вы не видите, что Аллах, хвала Ему, говорит в Коране: “Он – тот, кто даровал солнцу сияние, а луне – свет и установил для нее периоды, чтобы вы могли определять счет годов и счисление [времени]”».

Рамадан в 2016 году

В этом году Ураза начнется 6 июня, а таравих-намаз в 20 ракаатов в мечетях России начнут читать 5 июня. Последний день поста выпадает на 4 июля. А Ураза-байрам приходится на 5 июля, праздничная молитва в этот день пройдет в 7 часов утра. Даты стали известны на заседании Совета улемов ДУМ РТ, посвященном предстоящему месяцу Рамадан.

По материалам islam.com.ua


Оставьте комментарий


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 429

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф