Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Среда
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Фанис Мингараев: "Судьба каждого ученика - часть моей души"

Дата: 19.05.2010 Версия для печати
Фанис Мингараев: "Судьба каждого ученика - часть моей души"

На сегодняшний день в мире более 160 миллионов человек страдает нарушениями зрения. 37 миллионов полностью слепы, из них 1,5 миллиона – дети в возрасте до 15 лет. В России же их около 1 миллиона. Это одна из наименее защищенных категорий людей, перед ...

На сегодняшний день в мире более 160 миллионов человек страдает нарушениями зрения. 37 миллионов полностью слепы, из них 1,5 миллиона – дети в возрасте до 15 лет. В России же их около 1 миллиона. Это одна из наименее защищенных категорий людей, перед которыми судьба ставит немало проблем.

В последнее время программы государственной поддержки инвалидов сворачиваются, а частные предприниматели неохотно трудоустраивают незрячих. Что для этих людей лучше: финансовая помощь или возможность быть востребованными? Сострадание или жалость? Как они живут, кто им может оказать помощь, в чем она должна заключаться?

Главный герой нашей беседы – преподаватель казанского Реабилитационного центра при мечети «Сулейман» Фанис Мингараев.

Это единственный в России центр, где инвалиды по зрению получают духовное образование и проходят курсы реабилитации. Этот человек сумел преодолеть свою боль, вышел победителем из трудных жизненных ситуаций и оказывает помощь другим – себе подобным, используя свой опыт и знания.

Фанис, расскажите нашим читателям свою историю.

Бисмилляхир-рахманир-рахим! Зрение я потерял в шесть лет после перенесенной болезни. Три месяца пролежал в коме, а после того как встал на ноги, внезапно ослеп. До болезни, хоть и плохо, но видел еще, успел познать окружающий мир. За что огромное спасибо Всевышнему.

Мои родители и сестра – это те люди, благодаря которым я не потерялся и состоялся как личность. Они окружили меня заботой и вниманием, учили ориентироваться на местности, оказали неоценимую моральную и психологическую поддержку. Сначала я научился передвигаться без чьей-либо помощи по дому, потом потихоньку стал выходить на улицу. Вначале было страшно и непривычно, но потом уже привык, стал ходить самостоятельно. А сегодня могу по всему городу гулять без сопровождения.

Откуда у вас любовь к исламу?

В нашей семье религиозному воспитанию уделяется большое внимание. Любовь к религии у меня в крови, мои бабушки и дедушки также читали намаз. Когда мне было четыре года, помню, отец брал меня с собой в мечеть.

Чуть позже я сам с соседом Исмагилом, ему было тогда 17, стал ходить в мечеть на «Ахшам» намаз. Точнее, в вагончик при мечети, тогда мечеть еще только строилась. Выучил суры «Фатиха» и «Ихлас», и с этого все началось. Потом мой друг переехал в Малайзию жить, а я тем временем получал знания дома у бабушки. Человек не может существовать без религии, рано или поздно он приходит к ней. Конечно, любовь к религии приходит по воле Всевышнего.

В детстве вы кем хотели стать?

Мои родители – педагоги. Оба преподают в медицинском колледже. Мне очень близка и понятна эта профессия. Я интуитивно понимал, что стану учителем, как и мои родители, но вот только с дисциплиной не мог определиться. А с течением времени все стало на свои места. В течение трех лет я учился в воскресной школе при мечети «Медина». И после окончания школы, долго не думая, поступил в высшее духовное медресе «Мухаммадия». Учился заочно, в этом году получил диплом.

Каково это, быть незрячим студентом Мухаммадии?

Знаете, своим поступлением в медресе я многих преподавателей поставил в трудное положение. Руководство всерьез беспокоилось и тревожилось насчет моего обучения. В те времена не было специальной системы Луи Брайля, по которой незрячие учатся читать, как сейчас, например.

За всю историю существования Мухаммадии я стал первым незрячим студентом. Я как мог, старался успокоить преподавателей, говорил, Бог даст, Иншаллах, справимся вместе, все получится. Шло время, я потихоньку стал привыкать, адаптировался к студенческой жизни.

Лекции старался записывать на диктофон, приходил домой, редактировал, составлял конспекты и таким образом учил и сдавал экзамены. Я мечтал о Коране на языке Луи Брайля, так как заниматься по аудиопленке очень неудобно и трудно: устаешь перематывать пленку, можешь упустить важные моменты. Когда у тебя есть книга, это совсем другое дело.

Как то услышал, что в мечеть «Сулейман» стали поступать Кораны, книги хадисов, учебники по акыйде (исламскому вероубеждению), фикху (исламскому правоведению) на языке Брайля. В мечети рассказали мне, что они сами долго искали подобные книги в России, Турции, Саудовской Аравии. Несмотря на то, что в то время этих книг было очень мало, я стал их счастливым обладателем, за что огромное человеческое спасибо руководству мечети.

Ваша карьера преподавателя началась в мечети «Сулейман»?

Спустя некоторое время после моего первого визита я пришел сюда в гости. Смотрю, тут все так изменилось: появилась мусульманская библиотека для слепых, которая печатает книги по исламу и снабжает литературой все библиотеки для незрячих в Татарстане, сформированы компьютерные классы, организованы курсы для незрячих и с небольшим остатком зрения, для глухонемых. Увиденное произвело на меня очень сильное впечатление. Мне захотелось непременно помогать, принять активное участие в жизни мечети. И я решил попробовать. Вот уже год, как я здесь работаю. Я преподаю в этом центре дисциплину «Сира», жизнеописание пророка Мухаммада, и компьютерную грамматику для слепых.

Сложности не возникают?

На самом деле преподавать совсем не сложно. Мусульманин должен делиться своими знаниями, а не хранить их для себя. Когда преподаешь, получаешь много полезной и интересной информации от самих студентов. Мои шакирды – люди своеобразные, чувствительные. У каждого из них своя судьба, и судьба каждого из них становится частью моей души. Наверное, вот в этом вся сложность и заключается.

Расскажите, как протекает сам процесс обучения?

Большинство слушателей начинает обучение, не имея никаких предварительных знаний: сначала нужно освежить в памяти незрячих шрифт Брайля на кириллице (а в некоторых случаях и обучить ему «с нуля»), затем обучить арабскому алфавиту по системе Брайля, затем начинается постижение основ Ислама.

Шрифт Брайля – это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых. В его основе лежит комбинация шести точек, дающая возможность обозначать буквы, цифры и другие знаки. Умение читать Коран позволяет правильно произносить и заучивать аяты Священной Книги и дает большую уверенность, так как на слух не всегда удается верно разобрать звуки.

Как ваши ученики постигают азы компьютерной грамматики?

Незрячий человек приходит и садится за компьютер. Он не смотрит на экран, как зрячий, а прислушивается к говорящему голосу. В компьютере установлена специальная программа JAWS, которая каждую предстоящую операцию озвучивает. При помощи этой программы можно спокойно пользоваться Интернетом, набирать тексты, выполнять все стандартные операции, предусмотренные системой Windows.

Вы занимаетесь еще и с детьми?

Да, я веду занятия в летних мусульманских лагерях для детей. Например, в августе 2009 года 10 незрячих мальчиков в возрасте от 9 до 12 лет, которые течение года проходили обучение на мусульманских курсах при казанской мечети «Сулейман», вывезли в Турцию. Мы ознакомились там с работой мусульманских школ для незрячих, реабилитационных центров, компьютерных центров, библиотек для незрячих в Турции.

Как в Турции строится работа с инвалидами по зрению?

В Турции работа благотворительных организаций и работа с инвалидами поставлена на очень высокий уровень. Инвалиды по зрению, получив образование, не мотаются в поисках работы. Их социальная система построена таким образом, что после завершения учебы соответствующие органы занимаются их дальнейшим трудоустройством. Татарстан стал первым регионом России, где слепые мусульмане получают духовное образование наравне со зрячими людьми.

Если бы в Турции не уделяли должного внимания инвалидам, то навряд ли они становились бы депутатами и мэрами городов. Например, мэр Стамбула господин Кадир Топбаш полностью лишен зрения. Наши турецкие коллеги обещали дать достойное образование нашим детям в своей стране. Нашим организациям, я думаю, есть чему учиться у турецких коллег.

Глядя на вас, душа радуется. Вы человек великодушный, жизнерадостный, счастливый. В чем секрет вашего успеха?

Да, на самом деле я счастливый человек. У меня в этой жизни есть все, я не считаю себя обделенным и униженным судьбой. Если меня постигает беда, я всегда вспоминаю хадис, где говорится: «Знай, то, что миновало тебя, и не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, и не должно было тебя миновать». Значит, так угодно было Всевышнему. Представьте себе: идет человек по пустыне. Жара. У него есть все: одежда, здоровье, но нет воды. Вдруг он посреди пустыни видит источник с прохладной водой.

Он же, после того как вдоволь напьется, не скажет Альхамдулиллях, все, я напился, больше не буду. Его будет постоянно тянуть к этому источнику, так как живое существо не может жить без воды.

А в этой жизни Ислам подобен тому источнику. Если человек от чистого сердца верит в Аллаха, старается жить по его уставу, то он найдет ответы на все свои вопросы. Найдет в себе силы жить и работать во благо общества.

Благодарю вас за интересную беседу, успехов и руководства Всевышнего.

Беседовала Рузиля ГАРАЕВА


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 383

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф