Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Пятница
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Интервью с Линаром Якуповым о проекте по выпуску первых исламских облигаций - Сукук в Российской Федерации

Дата: 24.05.2011 Версия для печати
Интервью с Линаром Якуповым о проекте по выпуску первых исламских облигаций - Сукук в Российской Федерации

Интервью руководителя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, Председателя организационного комитета KAZANSUMMIT Линара Якуповадиректору бюро России и стран СНГ Агентства Фран-Пресс Николя Малетич. В беседе также принимал участие корреспондент Интернет-портала islamic-finance.ru

Интервью руководителя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, Председателя организационного комитета KAZANSUMMIT Линара Якуповадиректору бюро России и стран СНГ Агентства Фран-Пресс Николя Малетич. В беседе также принимал участие корреспондент Интернет-портала islamic-finance.ru.

- Добрый день. Что значит суверенный Сукук и зачем он нужен?

Якупов: Суверенные исламские облигации — Сукук, означают, что инициатором выпуска является государство или государственные структуры. Этот проект можно назвать бенчмаркингом (Benchmarking,). В декабре 2010 года в столице Малайзии г. Куала-Лумпур, был подписан договор о намерении между правительством РТ, и консорциумом зарубежных компаний подготовить первый пилотный выпуск исламских облигаций для Республики Татарстан, в рамках действующего законодательства РФ.

Объекты, под которые может быть выпущен сукук, должны иметь определенные активы фактически равноценные стоимости самого сукук, но в данном проекте мы рассматриваем только земли и имущественный комплекс. Это могут быть любые здания сооружения, генерирующие финансовые потоки. Покупая сукук в определенной доле, держатель в соответствии со своей долей получает право частично владеть собственностью объекта.

И естественно, нам бы хотелось, чтобы сукук помог диверсифицировать экономику.

- Под какие конкретно объекты запланирован выпуск сукук?

Якупов: Задуман грандиозный проект, строительство современного торгово-выставочного комплекса или Всемирного торгового центра, в соответствии со всеми мировыми стандартами. Это не значит, что появится очередной торгово-развлекательный центр, нет. В нем будет сочетание выставочных площадей, бизнес центров и центров досуга.

На сегодняшний день, остро назрела необходимость в появлении крупного торгово-выставочного центра. Тот единственный выставочный комплекс, который имеется в Казани — Казанская ярмарка, располагает всего 7000 кв.м площади. Этого уже не достаточно, не достает современной инфраструктуры.

Если Татарстан готов принимать крупные международные мероприятия, выставки, республика должна быть конкурентоспособной в этом направлении, должна быть узнаваемой в мировом бизнес сообществе, и нам необходимо соответствовать мировым стандартам и успевать за современными тенденциями.

Взять, к примеру, KAZANSUMMIT, на который год от года приезжает все большее количество гостей из десятков стран мира. Но, к сожалению, сегодняшние гостиничные комплексы с их конференц-залами физически с трудом справляются с такими объемами. А ведь многие региональные, московские и зарубежные компании готовы проводить свои мероприятия именно в Татарстане.

- Т.е этот выпуск сукук буде потрачен именно на строительство этого центра? Каков объем исламских инвестиций?

Якупов: Сукук не будет полностью покрывать, всю необходимую сумму для строительства этого комплекса. Этот проект предполагается осуществить в частном государственном партнерстве, поэтому часть будет привлечена от иностранных прямых инвестиций, часть государства, российских инвесторов и т.д.

По сукук планируется привлечь до 200 млн. долларов. Пока еще ведутся переговоры сделать выпуск на 100 или 200 млн. долл, но мы почти уверены, что международный рынок уже готов и хорошо среагирует на 200 млн. долл.

На протяжении последних 6 месяцев разработчики проводили исследования рынка, велись переговоры с потенциальными инвесторами и в результате получили хороший отклик и положительную обратную связь. Проявили заинтересованность и институциональные инвесторы, и многие исламские банки Ближнего Востока и Юго-восточной Азии, кроме того, есть интерес со стороны российских банков.

- А почему еще до сих пор этого нет? Ведь, как я понимаю уже несколько лет разные люди этим занимаются, т.е кто то считали что это не рентабельно и мнение Москвы, что изменилось почему раньше не было?

Якупов: Конечно, одна из проблем связанной с исламскими финансами это не точное понимание в целом данной тематики. Мы здесь в Татарстане, прежде всего, понимаем исламские финансы, как экономический инструментарий. Да мы являемся мусульманским регионом, но исламский банкинг, исламские финансы — это, прежде всего экономическая составляющая. Они нацелены на экономические процессы, которые, работают по своим определенным стандартам, но в России они пока не приняты.

Другой момент это практически полное отсутствие специалистов в государственных и финансовых структурах, которые бы хорошо разбирались в теме исламских финансов. Поэтому задачей номер один я считаю образовательный процесс в сфере исламских финансов.

Однако ситуация начала меняться в лучшую сторону. Сегодня в крупнейших российских банках появляются специалисты, которые совсем неплохо разбираются в этой теме, многие из них активно принимают участие в главном экономическом форуме по исламскому бизнесу и финансамKAZANSUMMIT. К примеру, «Ак барс банк» уже взаимодействует с Малазийским исламским банком в этом направлении, у них налажен опыт обмена специалистами.

- Вы действительно считаете, что появление этих первых исламских облигаций в Татарстане, может «открыть глаза Москве» и что это плюс для экономики?

Якупов: Совершенно верно, с первых дней, когда мы начали работать в направлении исламских финансов мы рассматриваем себя как пилотный проект, как некую тестовую площадку. Мы все находимся в рамках российского законодательства, и те инициативы, которые мы сейчас принимаем, мы озвучим в виде результата. И если все пройдет нормально, это даст нам плюс в экономике, диверсификацию по привлечению инструментария инвестирования. К тому же всегда можно из полученного опыта сделать определенные стандарты. Ну а если что-то не нравится, что-то не работает, то есть два варианта — либо мы все это дорабатываем и начинаем внедрять, использовать либо мы полностью от него отказываемся. В этом случае, считаю, что полностью от него отказываться было бы ошибочно. Потому что объем исламских финансов растет не по дням, а по часам. Увеличивается количество банков, фондовых компаний, управляющих компаний — индустрия растет как на дрожжах. По целому ряду объективных и субъективных причин первые 10 лет этого столетия были моментом, когда финансовые потоки изменили свои направления и особенно из исламских стран. Изначально они сконцентрировали капитал у себя, развили его до определенного уровня, и теперь хотят выйти на новые рынки. И применение здесь исламского финансового инструментария было бы показателем нашей открытости и готовности плодотворно работать. Россия — инвестиционная площадка, если требуется, если вы хотите зайти к нам со своими инвестициями, то мы готовы в этом направлении с вами работать. Еще раз скажу, это является серьезным шагом и это индикатор, показатель того, что Россия открыта к инвестициям из мусульманских стран. Если одни накопили капитал и хотят его разместить в России — то мы создадим условия для его развития здесь.

- Сегодня Лондон делает максимум усилий, чтобы стать центром исламских финансов, то почему Россия не должна этим заниматься?

Исламские банки считают, что в России здесь условий нет.

Якупов: Сегодня исламские банки пока в России работать не могут. Потому что законодательство не позволяет этому быть. Пионерами в этом направлении среди стран СНГ является Казахстан и Киргизия, обе страны законодательно утвердили функционирование исламских банков на своих территориях. В нашей экономике исламские банки не могут существовать. Но ведь мы, на сегодняшний день, развиваем другие направления, это создание в 2010 году Татарстанской международной инвестиционной компании (инвестиционная компания в государственном частном-партнерстве), где учредителями являются инвесторы из Ближнего Востока, из Малайзии, одним из учредителей является Исламский Банк Развития. Доля РТ составляет 20%. Эта компания (ТМИК), полностью нацелена инвестировать финансы в нашу экономику. Естественно, в рамках дозволенного Шариатом.

ТМИК вкладывается в проекты, делает первоначальные инвестиции и в дальнейшем находит инвесторов. ТМИК больше похож на инвестиционный банк, и он уже может существовать в рамках российского правового поля. Сейчас мы понимаем, что нужен механизм, который позволит финансировать — и одним из механизмов является лизинговая компания, которая предоставляет продукты похожие на банковские. В этот момент идет работа по созданию российской исламской лизинговой компании с участием ТМИК, других российских и иностранных структур. И работать они, конечно, будут в рамках дозволенного шариатом.

В начале этой неделе, мы участвовали в ежегодном Инвестиционном форуме Дубая. В рамках этого мероприятия выступал Рустам Нургалиевич Минниханов и он сказал, что сейчас Татарстан работает в этом направлении и активно инициирует внедрение исламского банкинга, с тем, чтобы довести эту тематику до федеральных властей, с тем чтобы показать, что это экономический инструментарий. Татарстан ведет серьезную работу в этом направлении, адаптирует исламскую финансовую модель. Татарстан является пионером, на нас лежит ответственность правильно донести до федеральных властей необходимость внедрения исламских финансов.

- Вы говорили про Казахстан и Кыргызстан, где-то уже есть, реализованы действующие проекты.

Якупов: В Республике Казахстан действует «Аль Хиял банк», и он работает в рамках казахстанского законодательства. В этом они действительно впереди нас, но для нас главное не гонка, а главное — качество.

В Киргизии, изначально был указ Президента страны предоставить банку (банк Экобанк), особые полномочии заниматься исламском банкингом. Потом, на его опыте, было принято законодательство, регламентирующее исламский финансовый механизм. Сейчас этот банк успешно работает.

В Азербайджане, также ведутся работы в этом направлении.

Россия, как крупнейшая страна СНГ, также хотела бы занять достойное место в этом списке. Республика Татарстан ведет эту работу, анализирует и использует опыт Англии Франции, Люксембурга, стран Ближнего Востока (с большой концентрацией исламских фондов), Малайзии, Сингапура. Но мы не только изучаем опыт — мы ведет практическую деятельность.

- Какую роль будет играть Люксембург?

Якупов: Только как площадка. Это может быть Люксембург или другая страна- площадка, которая использует английскую юрисдикцию. Например, у Люксембурга есть опыт, и инвесторам важно юрисдикция страны, которая соответствует английскому законодательству.

- Т.е получается, что проект не совсем в рамках российского законодательства?

Якупов: Как господа журналисты любят играть словами! Сегодня и традиционные облигации выпускаются из Люксембурга. Речь идет только о зоне английского права. Мы здесь не можем делать революцию, мы создаем комфортные условия для инвесторов. Это могут быть такие страны как Нидерланды, Бельгия, Гонконг, Сингапур и это в порядке вещей, и это принятая практика во всем мире и России. У нас многие коммерческие контракты делаются в соответствии с английским законодательством.

- Скажите, можно ли рассчитывать на потенциал населения России, исповедующего ислам?

Якупов: 20 млн. мусульман — по численности, это средняя страна. Привлекая вклады населения, мы получаем экономический эффект от исламского банкинга, сбережений и это серьезный повод чтобы наращивать инвестиционный потенциал самой России.

Сейчас сознательность по отношению к Исламу у людей растет и конечно возникают экономические и социальные вопросы — в исламе давать и брать деньги в рост запрещено и что такое халяльная продукция? Это два очень серьезных момента, которые возникают, когда человек делает шаги на пути к исламу. По халяльной индустрии этот вопрос в Татарстане решается, есть производители Халяль, недавно была создана ассоциация Халяль-производителей, проводится торговая выставка-ярмарка KAZANHALAL — и у людей в принципе ест выбор, какую продукцию им брать. Но по отношению к финансовым услугам такого выбора у них пока нет, или они должны идти против своей религии и вкладывать деньги в традиционные банки либо они должны держать свои деньги в руках. К сожалению, второй вариант более правдоподобный, и людей, кто придерживается ислама, и держит деньги в «чулке» все больше и больше. И задача любой страны эти «чулочные финансы» вытащить во благо экономики.

- А сколько денег в чулках?

Якупов: Любая бабушка, когда готовится к своему последнему дню, как минимум держит в руках 15 — 20 тыс. руб., практически нет такой семьи, которая не имеет «заначки» на черный день — и умножьте эти деньги на количество мусульман. А еще, на примере, никто не делает вклад на 100 долларов, ни кто 3 тыс. руб. в банк не несет. Несут больше. И в итоге мы получаем миллиардные обороты, нам просто нужно создать условия для того, чтобы они пришли в исламскую финансовую систему.

- То есть, здесь чистая экономика и ни грамма идеологии?

Якупов: Экономика есть, а идеологии — нет. Нельзя сейчас подмешивать понятия. Одна из причин, почему мы имеем такое «холодноватое отношение» к исламским финансам это информационная среда, в которой мы находимся, у людей развилась исламофобия, а ведь на деле еще раз говорю — это чистая экономика. СМИ где-то недопоняли, а может СМИ сами получили неверную информацию. Не мне говорить о задачах СМИ (я такой же как вы читатель, так же читаю, смотрю, слушаю и так же как вы формирую у себя собственное мнение), но думаю, что у каждого журналиста есть внутренний «цензор», который обязывает «докапываться» до сути процессов и нести это своим читателям. Я глубоко уверен, что с вашей помощью мы сможем донести материал до всех.

- ​Спасибо за ваш визит и деловую беседу.

islamic-finance.ru


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Плохие мысли одинаково посещают всех. Говоря о верующих людях, то они отмечают, что люди, легко подвергающиеся эмоциональным всплескам, чаще всего страдают от посещающих их в намазе плохих мыслей. Они страдают, винят себя в грехе и не понимают истоко...

Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф