Индийские мусульманки занимаются творчеством в новом жанре изобразительного искусства. Применяя традиционные исламские формы, они затрагивают современные социально-политические вопросы и проблемы женщин. «Они новаторски обыгрывают традиционно исламские ...
Индийские мусульманки занимаются творчеством в новом жанре изобразительного искусства. Применяя традиционные исламские формы, они затрагивают современные социально-политические вопросы и проблемы женщин.
«Они новаторски обыгрывают традиционно исламские элементы, интерпретируя их в своих картинах, отображающих окружающую действительность», — говорит глава академии изящных искусств Лалит-Кала Ашок Ваджпейи (Ashok Vajpeyi).
Две главные представительницы этого вида исламского искусства — Зарина Хашми (Zarina Hashmi) и ныне покойная Насрин Мохамеди (Nasreen Mohamedi).
Уроженку Карачи Насрин Мохамеди, умершую в 1990 году, критики часто называют прогрессивным художником, который отдает должное урбанистическим мотивам за счет необычной игры форм и пространства, времени и места, что делает ее работы неповторимыми и совершенно не характерными для «женского» мусульманского искусства.
Работы индийской художницы Зарины Хашми, которая сейчас живет в Нью-Йорке, представлены на выставке, открывшейся недавно в галерее Devi Art Foundation в Дели.
Она использовала для своих медиа-инсталляций восемь писем своей сестры Рани из Пакистана. Письма написаны на урду и являются документом многих важных общественно-политических событий, происходивших на полуострове Индостан в 1940-50-е годы.
Художница наложила на страницы писем исламскую каллиграфию, что позволило ей создать новую метафору, рассказывающую о жизни в Пакистане и Индии с точки зрения мусульманки.
Настоящая революция
Творчество Зарины Хашми, которая уехала в США в 1976 году, стало настоящей революцией, говорит куратор выставки историк Рубина Кароде (Roobina Karode).
«Американцы ожидали от нее индийских клише — ярких цветов, орнаментов. Ее сдержанные монохромные полотна были восприняты как «неиндийские»», — рассказывает она.
Наследие своих предшественниц развивает новое поколение индийских художниц-мусульманок.
Среди них Шабнам Шах (Shabnam Shah), которая также работает в черно-белой гамме, Нида Мехмуд (Nida Mehmood), создавшая собственный «фирменный» стиль в рамках таких направлений, как поп-арт и китч.
«В Индии существует большая группа художниц, которые находятся в поиске собственного языка, собственных средств выражения, которые позволили бы им передавать реальность в исламской перспективе», — говорит критик и директор галереи Art Heritage Gallery Амал Аллана (Amal Allana).
Передает islam.com
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus